Методическая разработка для родителей «Здоровому все здорово!»
методическая разработка
Методическая разработка для родителей
«Здоровому все здорово!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_zdorovomu_vse_zdorovo.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 г. Ярцева Смоленской области
Методическая разработка
для родителей
«Здоровому все здорово!»
Разработала:
старший воспитатель МБДОУ детский сад №10
Малина Ольга Леонидовна
г.Ярцево
2023 год
Аннотация к методической разработке
Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на создание. И на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.
Воспитание становится более индивидуализированным. Оно идет только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно принятие (а не просто узнавание) детьми ценностей. Поэтому, первое, что я сделала, провела родительское собрание, где познакомила родителей с характеристикой возраста и задачами воспитания по разделу валеология дошкольника, а также объяснила родителям, как важно объяснять детям, что здоровье- это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, неважного настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Основная часть
Чтобы узнать какое место отводят родители здоровью, я предложила им тест и анкету на тему: «Растим детей здоровыми» (Приложение 1). Анкетирование и тест для родителей показал, что, хотя все родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок. Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности «здоровья», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с работой, которая проводится в детском саду по формированию здорового образа жизни у детей.
И первое чему я предала большое значение в пропаганде здорового образа жизни – это наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывая семье практическую помощь.
В нашей группе особой формой наглядной пропаганды здоровьесохранения детей среди родителей являются валеологические газеты и папки – передвижки, которые находятся в уголке для родителей. Они, всегда красиво оформлены, тексты интересны и понятны родителям. Тематика газет у нас разнообразна это:
«Если у ребенка ОРВИ».
«Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка».
«Гимнастика для глаз».
«Домашняя ароматераия. Рецепты ароматеропии в оздоровлении детей».
Таким образом, мои родители стали более активны и грамотны вопросах здоровья их собственных детей и даже предлагали свою помощь в решении возникающих проблем. (Например: мамам Димы сшила нам, для «дорожки здоровья» следы, на которых пришиты пуговицы, что способствует массажу стоп у наших детей, а мамы Влады и Артема помогли нам в изготовлении пособий, которые мы использовали на занятиях). Детям было интересно заниматься с пособиями, которые, изготовили их мамы и папы.
Каждое утро у нас начинается с гимнастики, в которую я обязательно включаю специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарный самомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Чтобы у всех детей возникло желание делать утреннею гимнастику, часто использую дидактическую игрушку «мишку физкультурника» и предлагаю сделать зарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, тоже включается в этот процесс и начинает делать зарядку с мишкой.
Вообще, главной задачей для создания условий работы по здоровому образу жизни я считаю эмоциональный настрой малыша, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром я часто планирую совместные игры, которые приносят детям радость. Например, часто делаю с детьми «шар радости». Для этой игры я вырезаю смешные фигурки и раздаю детям, и мы вместе с детьми наклеиваем фигурки на обыкновенный воздушный шар, а затем в него играем. Дети радуются, и все их тревоги от расставания с родителями уходят, и уже в течение всего дня малыши охотно идут на общение со мной.
В совместной деятельности с детьми проводила цикл дидактических игр, таких как: «Маша-Растеряша», «Что такое хорошо и что такое плохо». Тем самым, воспитывая ребенка через дидактическую игру, я учила их ценить свое здоровье и знакомила с основными органами человека (глаза, уши, нос и т. д.).
В процессе воспитательской деятельности я стараюсь так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Так в «уголке спорта» дети могут свободно поиграть с кеглями и мячами, обручами и прыгалками. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай!».
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. У нас в группе есть специальные «дорожки здоровья», по которым детки с удовольствием ходят. Они включают в себя: хождение по мокрому, соленому полотенцу, массажным коврикам, по следам на которых пришиты пуговицы. Эта «дорожка здоровья» позволяет не только закаляться, но и активно массажирует стопы ног.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Так как у детей не были сформированы культурно-гигиенические навыки, мне нужно было научить их правильно мыть руки. Сначала мы с детьми рассматривали иллюстрации «Последовательность мытья рук», (Приложение №2) использовали художественную литературу («Водичка, водичка», «Чумазая девочка» и т. д.) (Приложение №3). Сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыка.
Начиная с младшего возраста, рассказывала детям о том, что необходимо бережно относиться к игрушкам и вещам, учила преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, благодарить за работу и уход, чувство симпатии, дружелюбие к товарищам и взрослым. В ходе работы дети научились аккуратно обращаться с игрушками, играть дружно, благодарить за помощь друг друга и взрослых. При этом я отмечала, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учила детей видеть результат труда.
Немаловажное значение имеет формирование у детей умение самостоятельно обнаруживать недостатки во внешнем виде, в предметах личного пользования, и сразу исправлять их, не ожидая напоминания. Обращала внимание на то, чтобы дети были опрятными, аккуратными, подтянутыми.
С целью ознакомления и укрепления правил о здоровом образе жизни, личной гигиены, провела занятия на тему: «В здоровье сила», «Волшебная щеточка», «Почему надо есть овощи». Во все занятия всегда включала физкультминутку, детям она доставляла не только отдых, но и приносила большую радость.
Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены выступало не как требование взрослых, а как правило, самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. На занятиях дети рассказывали друг другу, что они знают о болезнях, как они чувствовали, когда они болели, что именно у них болело. Давала элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту и что лекарство принимается только при назначении врача.
С детьми проводились беседы на темы «Режим дня», «Что такое микробы» и. т. д.
В индивидуальной работе старалась закреплять уже имеющие знания детей о здоровье, предложив им ряд настольно печатных игр, таких как «Найди дорожку», «Эмоции» и. т. д.
В нашей группе есть «уголок добра» де живет фея, которая, видит все добрые дела детей и дарит им сердечки. Итоги добрых дел мы подводим ежедневно. Главное в данном случае - умело руководить этим процессом, не использовать награду как средство стимулирования хороших поступков ребенка напоказ. А добрые дела мои дети совершают целое множество: например Саша и Артем помогли найти Арине ее любимую игрушку чему девочка очень обрадовалась, а Дима помог Ксюше построить гараж для машины и т д. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, когда у него накопилось много отметок за хорошие дела. Оптимистический характер оценок формирует у детей жизнерадостность, хорошее настроение, доброжелательность, что способствует укреплению их здоровья.
Подводя итог своей работы, хочу сказать, что мои дети овладели элементарными представлениями о том, что значит быть здоровыми. Научились правильно вести себя за столом, мыть руки, пользоваться расческой и носовым платком. У них сформировалось элементарное понятие о закаливание и его значение для здоровья. В целом они стали меньше болеть а, значит больше общаться друг с другом, и заметили это не только мы – воспитатели, но и родители наших детей.
Обучая детей, я и сама научилась на много смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Я надеюсь, знания, полученные детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Работу по формированию у детей знаний и понятий о здоровом образе жизни буду продолжать и в средней группе, предполагаю, что повзрослев ровно на год, мои дети не только будут овладевать более сложными задачами и знаниями в этой области, но и применять их на практике.
Заключение
Здоровье – это одна из непреходящих ценностей человеческой жизни, необходимое условие всестороннего развития личности. В последнее время медиками отмечено, что резко увеличился уровень заболеваемости детей. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. И следовать ему нам мешает не кто иной, как наша собственная лень. Борьбе с этой напастью всех времён и народов; хорошим привычкам беречь и укреплять своё здоровье, и посвящена моя методическая разработка
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится - вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов - богатырей.
Большую роль в соблюдении здорового образа жизни играет семья. Дети чрезвычайно подражательны и если его родители следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке выработанной годами.
Будьте здоровы!
Литература для родителей
1. Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
2. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько.
3. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой – М: ТС «Сфера», 2002
Литература для детей
1. Барто, А.Л. «Девочка чумазая».
2. Михалков, С. «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про мимозу», «Припп», «У меня опять 36,5».
3. Остер, Г. «Петька-микроб».
4. Чуковский, К.И. «Мойдодыр».
Интернет-ресурсы
1. http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/aprel/no-2363-roditelskoe-sobranie-zdo
3. http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vasilevna-kabanova/konspekt-roditelskogo-sobranija-zdorove-rebenka-v-nashih-rukah.html
Приложение 1
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты
«Растим детей здоровыми»
- Ф. И. О., образование, количество детей в семье
___
- Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «здоровый образ жизни моей семьи»?
- Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? Какое?___
- Делаете ли Вы дома зарядку?
- Соблюдаете ли режим дня в выходные дни
- Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? Если да, то какие?___
- Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада (на детской площадке и т.п.)?
- В какие игры играет ребенок на улице?
- Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни:
- Какие блюда предпочитает ребенок дома?
- Обращаете ли вы внимание на культуру питания (поведение ребенка за столом)?
Ваши пожелания детскому саду:
Благодарим за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный досуг с детьми и родителями средней группы" Здоровые дети здоровой семье"
Данная методическая разработка поможет содействовать охране и укреплению здоровья детей и формированию желания вести здоровый образ жизни....
Спортивный праздник в ДОУ в рамках недели здоровья для детей и родителей средней группы "Здоровье- это здорово!"
В мире нет рецепта лучшеБудь со спортом неразлучен,Проживёшь сто лет-Вот и весь секрет!...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Методическая разработка совместной образовательной деятельности «Здоровым быть здорово» (для детей 4-5 лет)
Методическая разработка совместной образовательной деятельности «Здоровым быть здорово»(для детей 4-5 лет)Задачи: закрепление знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни, закреплять п...
Методическая разработка на тему "В здоровом теле - здоровый дух"
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по ФЦКМ с использованием здоровьесберегающих технологий...
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....
Памятка для родителей "Здоровье - это здорово! Кодекс здоровья"
Все родители хотят, чтоб их дети были здоровыми, но зачастую сами забывают об основных правилах сохранения здоровья. В памятке собраны короткие "напоминалки", чтоб...