Бодрящая гимнастика после сна в детском саду
статья
Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский В.А. Здоровье - большой дар , без которого трудно сделать жизнь счастливой , интересной и долгой . В настоящее время одной из приоритетных задач , стоящих перед педагогами , является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения . Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья . Однако обычно речь идет об утренней зарядке , а вот о необходимости гимнастики после дневного сна , почему- то помнят далеко не все , а ведь она ничуть не менее важна !
Цель такой гимнастики - способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна . Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей , укрепить который можно только при систематическом проведении . Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию . Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться , улучшает настроение , поднимает мышечный тонус .
Задачи гимнастики после сна : у величить тонус нервной системы ; укрепить мышечный тонус ; способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата ; способствовать профилактике простудных заболеваний ; развитие физических навыков ; сохранить положительные эмоции при в ыполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня ; учить детей дышать через нос ; воспитывать привычку здорового образа жизни .
Гимнастика после сна , её организация и проведение . Б одрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении , в течение семи - пятнадцати минут в зависимости от возраста детей . Хорошо , если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки , тогда он наверняка проснется быстрее . Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик , можно использовать игровые упражнения , сопровождаемые различными стихами . Три основных этапа гимнастики после сна : Постепенное пробуждение, потягивание; разминка, проводимая в постели; игровые упражнения и самомассаж.
П остепенное пробуждение , потягивание . Лучше всего , если малыш будет просыпать под тихую , плавную музыку . Отдерните шторы в спальне , мягко и нежно , с улыбкой без резких движений откиньте одеяло с ребенка ! Разминка , проводимая в постели . Г имнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п. Сделайте несколько более сложных упражнений - подойдут всем знакомые «велосипед» или «кошечка». Длительность гимнастики в постели - около 2-З минут. Игровые упражнения и самомассаж Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
Упражнение « Велосипед » Ножки мы подняли , На педали встали . Быстрей педали я кручу , И качу , качу , качу .
Ну , а после этого - самое время вставать с кровати !
Игровые упражнения . У пражнения могут быть на основе игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Дети очень любят гимнастику в форме музыкально - ритмических упражнений. Можно использовать комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. Очень хорошо, если у вас уже есть массажные коврики - используйте их 2-3 раза в неделю. А главное - все это доставляет детям огромное удовольствие. Таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».
Главное правило Это исключение резких движений , которые могут вызвать растяжение мышц , перевозбуждение и, как следствие, головокружение . Нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражн ений .
Примерный комплекс упражнений . Упражнения пробуждения : Т или-тили-тили-дон, Что за странный перезвон. То будильник наш звенит, Просыпаться нам велит. 1 .«П отягивание» - И. п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и. п. (3-4 раза) Мы проснулись, потянулись. С боку набок повернулись, И обратно потянулись. И еще один разок, С боку набок повернулись, И обратно потянулись.
Упражнение в кровати . 2 . « Часики тикают » И. п.: сидя , руки на коленях , качаем головой в правую и левую сторону . (3-4 раза ) 3. И. п .: сидя , руки в упоре сзади , ноги согнуты в коленях , обхватить колени руками , и. п. 4. Велосипед . Ножки мы подняли , На педали встали . Быстрей педали я кручу , И качу , качу , качу . 5. « Змея » - И. п.: лёжа на животе , упор на вытянутых руках . Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш… Ш… Ш… » (4 раза ) .
Упражнения на полу . ПОПУГАЙ Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.) Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.) В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.) Прыгал, кланялся, шалил, ( Прыжки,наклоны головы, туловища вперед.) С малышами говорил.
Ходьба по корригирующим дорожкам : на носочках , на пятках , с высоко поднятыми ногами и. т. д.
Будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Цветкова Мария Александровна
Консультация для педагогов
«Гимнастика пробуждения для детей дошкольного возраста»
Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский В.А.
В современном мире одна из первостепенных задач, стоящих перед работниками детских учреждений - сохранение детского здоровья в процессе обучения и воспитания. И формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать уже в детском саду. Вся деятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление и сохранение его здоровья.
Роль дневного сна в интеллектуальном и физическом развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня детям просто необходим. Однако часто после дневного сна они просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как тонус мышц расслаблен. Все системы (сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная и т.д.) и органы ещё не подготовлены к нагрузкам, которые нужно преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же сделать так, чтоб ребенок просыпался в хорошем настроении и был в состоянии активно продолжать день? Для этого нужно после тихого часа провести с детьми гимнастику пробуждения.
Гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения, бодрящая гимнастика) - это комплекс мероприятий которые облегчают переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает организму ребенка проснуться, поднимает мышечный тонус, улучшает настроение. После гимнастики у детей пропадает чувство вялости, сонливости, слабости, повышается физическая и умственная работоспособность, активность, улучшается самочувствие и настроение ребёнка. Гимнастика пробуждения является закаливающей процедурой.
Цель гимнастики после сна: способствовать быстрому и комфортному пробуждению ребенка после сна.
Задачи гимнастики после сна:
- увеличить тонус нервной системы;
- укрепить тонус мышц;
- способствовать предотвращению нарушений опорно-двигательного аппарата;
- способствовать предотвращению простудных заболеваний;
- развитие физических навыков;
- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение вышеперечисленных задач дает возможность плавно и одновременно быстро повысить физическую и умственную работоспособность организма ребенка.
Правила проведения гимнастики пробуждения
Во время дневного сна необходимо провести проветривание групповой комнаты для воздушного закаливания, разница температур со спальней должна составлять 3-5°С.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, темп и громкость которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с детьми, которые уже проснулись, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Нельзя принуждать ребенка к занятиям!
Основным правилом гимнастики в кроватях является исключение резких движений, а также подъёмов с кровати, чтобы не растянуть отдохнувшие мышцы и не вызвать головокружения.
Типы упражнений
- упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
- занятия с использованием тренажёров (например, мячей, массажных ковриков и пр.);
- корригирующие задания на предотвращение искривления позвоночника, плоскостопия и пр.;
- дыхательная гимнастика.
Не поднимаясь с кроватей, откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют несколько общеразвивающих упражнений.
Гимнастика в кроватях (2-3 минуты) направлена на плавный переход детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с детьми, которые уже проснулись, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она проводится в проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков. Эта часть направлена на профилактику сколиоза и плоскостопия (ходьба на пятках, носках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.)
Также мы используем комплексы упражнений с элементами точечного массажа, су-джок - терапии, дыхательной и пальчиковой гимнастик.
Суть таких видов массажа сводится к механическому воздействию на биологически активные точки, на теле ребенка, повышающие иммунитет.
Проведение бодрящей гимнастики дает возможность создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается сразу несколько задач: развитие у детей двигательного воображения, оздоровление, формирование осмысленной моторики. В конечном итоге, всё это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся без принуждения, в свободном темпе. Каждый ребенок может выполнять упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может выполнять их частично, или просто наблюдать за его выполнением.
Длительность гимнастики составляет от 7до 12 минут. Это определяется состоянием здоровья и возрастом детей.
Примерные упражнения для проведения бодрящей гимнастики
Общеразвивающие упражнения
- (лёжа в постели, убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
- И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох(3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, как котята, руки вверх(3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх (3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперёд, носок на себя. Тоже левой ногой (3-4 раза);
- И.п.: Лёжа на спине, руки воль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в исходное положение(3-4 раза);
- Упражнение «Потягушки».
«Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись»
Дети лежат на спинке, руки поднимают над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища (упражнение повторяется 3 раза).
- упражнение «Змейка». Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
- Упражнение «Лежебоки». Дети переворачиваются попеременно с одного бока на другой, и еще раз.
- Упражнение "Велосипедист". «Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем, а теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде.
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза
«Чёрный кот»
Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Упражнения Су-джок – терапии
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Массажировать и закреплять название пальцев.
«Кручу - верчу»
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой - средний, безымянный - большой и т. д.)
Дыхательная гимнастика
«Самолёт»
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Дети выполняют движения в ритме стиха. Повторить 2-3 раза
Используемые источники:
- Береги своё здоровье под ред.В.Е.Мальшаковой, ТОГИРРО, 2005
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях,. под редакцией С.А.Козловой, Москва Academia? 2002
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников., Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- https://www.maam.ru/detskijsad/gimnastika-dlja-probuzhdenija-posle-dnevnogo-sna.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/korigiruyuschaja-gimnastika-posle-sna-dlja-detei-starshego-vozrasta.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/21/kartoteka-dyhatelnoy-gimnastiki
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/dyihatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html#i-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Бодрящая гимнастика после сна в детском саду"
Эта призентация поможет в проведениии бодрящей гимнастики после сна. Поднимит настроение не только детям, но и взрослым. Удачи!...
Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна в детском саду
Данный методический материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений....
Бодрящая гимнастика после сна в детском саду
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолж...
Бодрящая гимнастика после сна в детском саду
Бодрящая гимнастика после сна в детском саду...
Бодрящая гимнастика после сна в детском саду
Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного повед...
«Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна в детском саду»
laquo;Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна в детском саду»...
Картотека бодрящей гимнастики после сна в детском саду в соответствии с ФГОС ДОО для детей от 6-7 лет
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно ...