"Детский фитнес"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Чебурашка»
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАДОУ «Чебурашка»
от «__» сентября 2022 г. №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»
направленность: фикультурно-оздоровительный
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Составитель:
Мирскова Жанна Мухтаровна
г. Когалым, 2022г.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план | 6 |
3 | Содержание Программы | 8 |
4 | Планируемые (ожидаемые) результаты | 14 |
5 | Методические материалы | 15 |
6 | Организационно-педагогические условия реализации Программы | 18 |
7 | Список используемой литературы | 20 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физические упражнения могут заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире
не может заменить физические упражнения.
Мюссе А.
Современной дошкольной организации в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГOС ДO) и огромного потока информации требуются такие методы организации физкультурно-оздоровительной работы, которые формировали бы элементарные представления о здоровом образе жизни у дошкольников. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Современная физкультурно-оздоровительная работа – это постоянное движение вперед, пополнение арсенала используемых средств и методов тренировки. Основным средством, как и раньше, являются физические упражнения, вспомогательными – различные приспособления, которые помогают разнообразить эти упражнения и сделать их более интересными и занимательными.
Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры в процессе сотрудничества педагога и ребенка.
Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, т.к. этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является на данный момент самой актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок, поэтому необходимо формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к занятиям по физической культуре. Одним из таких путей являются дополнительные занятия по физической культуре – «Детский фитнес».
Фитнес – это система упражнений, способствующих оздоровлению организма, быстро завоевавшая популярность во всем мире. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные двигательные навыки и умения.
В двигательную деятельность воспитанников можно внести много новых и интересных упражнений и игр благодаря применению современных направлений фитнеса и использованию спортивного оборудования и инвентаря. Также занятия фитнесом позволяют повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности детей, знакомят детей с возможностями своего тела, формируют интерес к двигательной деятельности и, как следствие, способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников дошкольного учреждения.
Занятия фитнесом создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.
Данная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста. Повышение двигательной активности, развитие у детей координации и ловкости движений, гибкости и пластичности, чувства ритма, внимания и быстроты реакции, повышает способность ориентироваться в пространстве, укрепляет осанку и мышцы ребенка, помогает приобрести отличную физическую форму и приобщает к здоровому образу жизни.
Занятия по данной программе не предполагают предварительного отбора детей по физическим качествам. Ограничением выступают только медицинские противопоказания.
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» по физкультурно-оздоровительной направленности детей «Физическое развитие» предназначена для работы с детьми 5- 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Перечень нормативно-правовых актов
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ
«Чебурашка»;
- Локальными и распорядительными актами ДО.
Принципы построения программы:
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Практическая значимость состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.
Дополнительные занятия по физической культуре ориентированы на то, чтобы заложить у детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.
Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, которые необходимы для решения задач.
Педагогической целесообразностью программы является то что, охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности детей в физкультурно-оздоровительной деятельности за счёт разнообразия фитнес программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной активности, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора. Программой не ставится цель вырастить профессиональных спортсменов, но данная работа повышает самооценку ребенка, формирует умение распределять свое время.
Новизна программы заключается в рациональном сочетании различных направлений детского фитнеса, оказывающие влияние на развитие двигательных способностей детей 5-7 лет, правильное формирование опорно-двигательной системы детского организма.
Отличительные особенности программы данной программы заключается в том, что используются разнообразные средства физической культуры. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, степ - аэробика, фитбол-аэробика, игровой стретчинг, дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма, повышение функциональных возможностей человека.
Цели и задачи программы
Цель реализации программы
- Укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников через занятия детским фитнесом.
В соответствии с целью программы определены задачи:
Оздоровительные:
- Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия).
- Обеспечить детям условия и возможности для реализации собственной индивидуальности (имеющихся задатков и способностей) в двигательной культуре.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей, общую физическую подготовленность, формировать правильный изгиб позвоночника, укрепить связочно-суставный аппарат.
Образовательные:
- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящности танцевальных движений.
- Познакомить детей с технологиями «Детского фитнесса», научить основным упражнениям разных технологий.
- Формировать знаний о влиянии занятий детским фитнесом на организм, о здоровом образе жизни, о правилах техники безопасности на занятиях.
Развивающие:
- Развивать основные физические качества, координационные, ритмические способности.
- Совершенствовать психомоторные способности: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти внимания, умению согласовывать движения с музыкой.
- Развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей эмоционально положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Воспитывать эстетические чувства, желание систематически демонстрировать результаты спортивно-танцевальной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
- Воспитывать трудолюбия, усердия, терпения.
Сведения о программе
Адресат Программы | старший дошкольный (5-6 лет) |
Уровень Программы | стартовый |
Объем и срок реализации Программы |
|
Формы обучения | очная, очно-заочная (в случае необходимости) |
Формы реализации Программы |
|
Формы организации детей | подгрупповая, количество детей - 12 человек |
Режим занятий | периодичность - 1 раза в неделю, продолжительность занятий – 25 минут |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень разделов, тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Октябрь | ||||
1. | Знакомство детей с техникой фитнеса, с правилами поведения в спортивном зале. | 1 | 4 | |
Фитбол-аэробика | 1 | |||
«Весёлая степ-аэробика». | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
Ноябрь | ||||
2. | «Фитнес в осеннем лесу». | 1 | 4 | |
«Бодрая аэробика» с использованием степ – платформ. | 1 | |||
Фитбол-аэробика | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
Декабрь | ||||
3. | Игровой стретчинг «В поиске друзей». | 1 | 4 | |
Фитбол – аэробика. | 1 | |||
Степ-аэробика. | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
Январь | ||||
4. | Ритмическая гимнастика (с предметами) | 1 | 4 | |
Фитбол – аэробика. | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
Игровой стретчинг | 1 | |||
Февраль | ||||
5. | Фитбол-гимнастика. | 1 | 4 | |
Степ-аэробика. | 1 | |||
Ритмическая гимнастика (с предметами) | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
Март | ||||
6. | Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | 4 | |
Фитбол – аэробика. | 1 | |||
Степ-аэробика. | 1 | |||
Игровой стретчинг | 1 | |||
Апрель | ||||
7. | Фитбол-гимнастика. | 1 | 4 | |
Степ-аэробика. | 1 | |||
Игровой стретчинг. | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
Май | ||||
8. | Степ-аэробика. | 1 | 4 | |
Игровой стретчинг. | 1 | |||
Силовая гимнастика на степ – платформах. | 1 | |||
«Фитбол-гимнастика в детском саду». | 1 | |||
Итого | 1 | 31 | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно - тематическое планирование
«ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»
№ п/п | Тема занятия | Цель и задачи занятия | Краткое содержание занятия |
Октябрь | |||
1. | Знакомство детей с техникой фитнеса, с правилами поведения в спортивном зале. | Познакомить с техниками детского фитнеса. Обучить детей правилами поведения и нахождения во время занятия в физкультурном зале. | -просмотр презентации -беседа с детьми -экскурсия в спортивный зал -ознакомление со спортивным инвентарем |
Фитбол - аэробика | Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия. Освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом. Совершенствование защитных сил организма. | -разминка -комплекс упражнений с мячом -художественная гимнастика с малым мячом -акробатика -дыхательная гимнастика | |
«Весёлая степ-аэробика». | Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия степ-аэробикой. Освоение техники базовых шагов, изучение комбинаций и упражнений на степ-досках. Совершенствование координации движений и чувства равновесия. | -разминка -степ аэробика с обручем -м/и «Море волнуется» с использованием упражнений стретчинга -дыхательная гимнастика | |
Силовая гимнастика на степ – платформах. | Совершенствовать физические способности ( развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию). | -разминка -аэробика -силовая гимнастика с гантелями -игровое упражнение -игра м/п «Путаница» с выполнением упражнений стретчинга | |
Ноябрь | |||
2. | «Фитнес в осеннем лесу». | Обучить комплексу силовых упражнений и пальчиковой гимнастике с мячами «Ёжиками». Совершенствование координации движений и чувства равновесия. | -разминка (упражнение на внимание) -основная часть: комплекс упражнений для разных частей тела с султанчиками -обучение комплексу силовых упражнений и пальчиковой гимнастике с мячами «ежами» -заключительная часть: м/и «Сбей кеглю» -дыхательная гимнастика |
«Бодрая аэробика» с использованием степ – платформ. | Развивать и совершенствовать функционально органы дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистую и нервную системы организма. | -разминка -комплекс упражнений доя разных частей тела -п/и «Лиса и зайцы» -самомассаж «Чтобы не зевать от скуки» -дыхательная гимнастика -релаксация на матах | |
Фитбол-аэробика. | Формирование навыков физических упражнений на фитболе. | -разминка -комплекс развивающих упражнений с фитболами -п/и «Успей передать» -упражнение на восстановление дыхания | |
Силовая гимнастика на степ – платформах. | Повышать интерес к физкультурным занятиям. Оптимизировать рост и развития опорно – двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия). | -разминка -степ-аэробика с мячом -силовая гимнастика с мячом -стретчинг -дыхательная гимнастика | |
Декабрь | |||
3. | Игровой стретчинг. | Осуществлять всестороннее развитие физических и психических качеств личности ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. | -разминка -упражнение на дыхание -упражнение с элементами игрового стретчинг -упражнение на дыхание |
Фитбол – аэробика. | Ознакомление с общей структурой и содержанием занятия фитбол-аэробикой. Изучение комбинаций и упражнений на фитболах. Совершенствование координации движений и чувства равновесия. | -разминка -комплекс упражнений с мячами -подвижная игра «Успей передать» -упражнение на восстановление дыхания | |
Степ-аэробика. | Физически и эмоционально развивать ребенка занятиями на степ - платформе. Повышать уровень физического развития у детей. Закреплять умение детей выполнять упражнения с использованием степ – платформ, ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Сохранять правильную осанку. | -разминка -психогимнастика «Ласковое сердце -комплекс упражнений для разных частей тела -игра «Не оставайся на земле» -релаксация | |
Силовая гимнастика на степ – платформах. | Способствовать физическому и эмоциональному развитию ребенка через занятия на степ – платформе. | -разминка - общеразвивающие упражнения на степ – платформе -дыхательное –упражнение - игра малой подвижности «Мой мяч» -релаксация | |
Январь | |||
4. | Ритмическая гимнастика (с предметами) | Тренировать детей в овладении элементами движений современных фитнес – направлений (ритмическая гимнастика с предметами). Содействовать профилактике плоскостопия и развитию креативных способностей. | -разминка -основная часть (комплекс упражнений для разных частей тела) -упражнения с мячами «ежами» -игры-задания с обручем и флажком -заключительная часть: упражнение на расслабление |
Фитбол – аэробика. | Освоение техники упражнений для развития силы мышц плечевого пояса и спины. Изучение комбинаций и упражнений на фитболах. -Совершенствование координации движений и чувства равновесия. | -разминка -основная часть: классическая аэробика -фитбол-гимнастика -заключительная часть: п/и «Вдвоем на фитболе»» -дыхательная гимнастика | |
Силовая гимнастика на степ – платформах. | Формирование интереса к физкультурно-спортивным занятиям воспитанников через занятия с использованием степ-платформ. | -разминка -танцы на степ – платформах -силовая гимнастика на степ – платформах -эстафета на степ-платформах -подвижная игра | |
Игровой стретчинг | Формирование у детей умение выражать эмоции, раскрепощённость и творчество в движении. | -разминка -упражнение на дыхание -упражнение с элементами игрового стретчинг -упражнение на дыхание | |
Февраль | |||
5. | Фитбол - гимнастика | Оздоровление и физическое развитие детей средствами фитбол-гимнастики. | -разминка -основная часть: комплекс упражнений на фитболах -заключительная часть: -п/и «Попрыгунчики-веселунчики» -упражнение на расслабление |
Степ-аэробика. | Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами степ – аэробики. Формировать: правильную осанку. Развитие: координации движений; дыхательной системы; чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой. | -разминка -степ-аэробика с мячом -дыхательная гимнастика-силовая гимнастика на степ –платформах -игра малой подвижности «Мой мяч» | |
Ритмическая гимнастика (с предметами) | Развитие физических качеств (ловкость, выносливость, координационные способности) средствами ритмической гимнастики. | -разминка с мячами -игроритмика «Слушай бубен» -комплекс упражнений с малыми мячами -игра «Разсебе, два другому -музыкально-подвижная игра «Третий лишний» -релаксакция | |
Силовая гимнастика на степ – платформах с малым мячом. | Создание условий для повышения уровня физической подготовленности и приобщения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста средствами степ - аэробики. | -разминка -комплекс развивающих упражнений -дыхательная гимнастика -игра малой подвижности «Мой мяч» | |
Март | |||
6. | Степ-аэробика. | Формирование культуры здоровья через занятия, включающие степ- аэробику. | -разминка -комплекс упражнений на степ-платформах -ОВД -релаксация «У озера», «Цветы и дождь» -п/и «Великаны и гномы» -дыхательная гимнастика |
Фитбол – аэробика. | Формировать умение выполнять упражнения с фитболом из разных исходных положений. Способствовать накоплению опыта двигательной деятельности и творческого самовыражения. Продолжать формировать навык правильной осанки. | -разминка -дыхательная гимнастика -комплекс упражнений с массажными мячами -комплекс упражнений с большими гимнастическими мячами п/и «Быстрый – ловкий» -м/и игра «Передай мяч» | |
Степ-аэробика. | Формирование и закрепление навыка правильно держать осанку при выполнение комплексных упражнений. Укреплять дыхательную, сердечно-сосудистую систему организма. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата. | -разминка -комплекс упражнений с использованием степ – платформы -п/и «Скворечники» -упражнение на расслабление и дыхание | |
Игровой стретчинг | Продолжать обучать детей различным видам имитационных упражнений игрового стретчинга. Развивать физические качества: гибкость, ловкость, координацию. | -разминка -комплекс упражнений -игра -дыхательная гимнастика -игра «Весёлые обезьянки» | |
Апрель | |||
7. | Фитбол-гимнастика. | Развитие у детей старшего дошкольного возраста основных видов движений посредством использование фитбол-мячей. | -разминка -комплекс упражнений с фитболами -подвижная игра «Догони меня» -упражнение на релаксацию |
Степ-аэробика. | Формирование культуры здоровья и физкультурно-спортивных компетенций воспитанников через занятия степ - аэробикой. Продолжать обучать технике степ-аэробики. Развивать координацию движений, ловкость. | -разминка -степ –аэробика -акробатика -п/и «Бубен» -дыхательная гимнастика | |
Игровой стретчинг. | Всестороннее развитие физических и психических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; формирование потребности в движении. | -разминка -А.И.Буренина Ритмическая мозаика «Голубая вода» -подвижная игра «Хвостики» -упражнение на расслабление всего организма | |
Силовая гимнастика на степ – платформах. | Создание условий для повышения уровня физической подготовленности и приобщения к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста средствами степ – аэробики; | -разминка - общеразвивающие упражнения на степ – платформе -дыхательное –упражнение -п/и «Мой веселый мяч» | |
Май | |||
8. | Степ-аэробика. | Создание условий для формирование культуры здоровья и физкультурно-спортивных компетенций воспитанников через занятия степ аэробикой. | -разминка -степ-аэробика -м/п ига «Сделай фигуру» -упражнение на расслабление и дыхание |
Игровой стретчинг. | Растяжка различных групп мышц, укрепление мышц позвоночника, профилактика плоскостопия, развитие выворотности и гибкости. Продолжать обучать детей различным видам имитационных упражнений игрового стретчинга. | -разминка -комплекс упражнений -игра "Веселые обезьянки" -упражнение на релаксацию | |
Силовая гимнастика на степ – платформах. | Формирование основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом, используя степ-платформы. | -разминка -упражнение на степ-платформе -дыхательные упражнения -игра «Весёлые пчёлки» -релаксационная игра на расслабление всего организма с использованием массажных мячей | |
Итоговое занятие «Фитбол-гимнастика в детском саду». | Цель:Способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов). Цель:Способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов). Цель:Способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов). Способствовать профилактике и коррекции нарушении осанки у детей посредством использования (фитболов). | -разминка -комплекс упражнений с фитболами -динамические упражнения с фитболами -игровые упражнения -дыхательные упражнения -релаксакция |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитанники:
- Овладеть знаниями о здоровом образе жизни, о закаливании своего организма.
- Научиться выполнять ритмические движения с предметами и без предметов.
- Выполнять движения чётко, ритмично, под музыку.
- Осуществлять самоконтроль (следить за осанкой, за правильным исходным положением).
- Повысится интерес к занятиям по физической культуре.
Родители воспитанников:
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
- Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка.
- Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Формы аттестации (контроля)и оценочные материалы
Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем баллам:
1 балл, 2 балла, 3 балла.
3 балла– выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого.
2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в
совместной со взрослым деятельности.
Диагностическая таблица
Возрастная группа___________
Педагог_____________________
Владеет комбинациями и упражнениями на фитболах. | Владеет комбинациями и упражнениями на степ-платформах. | Знает связки и блоки с использованием основных движений в танцевальной аэробике. | Владеет техникой основных движений классической аэробики. | Самостоятельно изменяет движения в соответствии со сменой темпа музыки | Ребенок активно использует игровые приемы стретчинга для реализации поставленной цели в двигательной деятельности. | ||||||||
№ п/п | Ф.И.О. ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к |
1. | |||||||||||||
2. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
- Фитнес- технологии–обеспечению ребёнкуразвития спортивных способностей, повышение уровня развития психофизических качеств у дошкольников в образовательной деятельности по физической культуре посредством внедрения фитнес-технологий.
- Здоровьесберегающие технологии - обеспечению ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- Игровые, так как ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая.
Формы и режим занятий
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Занятия проводятся в спортивном зале, проходят во второй половине дня. Формы фитнес - занятий: учебно-тренировочная, комплексное занятие, игровая, круговая тренировка, контрольно-проверочное занятие.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с воспитанниками является игровая деятельность. При реализации дополнительной общеразвивающей программы применяются словесные, наглядные, игровые, практические методы, приёмы партнёрского взаимодействия взрослого и воспитанников. Режим занятий включает в себя два занятия в неделю по 25 минут, что соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание занятия
Понедельник | Вторник | Среда | четверг | Пятница |
- | - | - | 16.00-16.25 | - |
Описание форм и методов занятий
Методы, используемые для реализации программы:
Словесные:
- Объяснения (в форме образных выражений и сравнений), пояснения, указания.
- Подача команд, распоряжений, сигналов.
- Вопросы к детям и поиск ответов.
- Образный сюжетный рассказ, беседа.
- Словесная инструкция.
Наглядные:
- Наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры).
- Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора).
Практические:
- Выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями.
- Выполнение упражнений в игровой форме.
- Самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
- Изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Игровые:
- Проведение разнообразных малоподвижных, подвижных, дидактических игр.
- Физкультурные развлечения, спортивные досуги.
Работа по реализации содержания дополнительной образовательной программы «Детский фитнес» осуществляется через интеграцию образовательных областей Основной общеобразовательной программы ДОУ («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие») и предусматривает определенные формы учебной работы.
Формы работы:
- Аэробика.
- Степ – аэробика.
- Ритмическая гимнастика.
- Элементы игрового стретчинга.
- Упражнения с фитболами.
- Игровые приёмы и упражнения.
- Stepbysteb (освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе).
- Babygames(подвижные игры, эстафеты).
- Firststep(освоение навыков равновесия, развития памяти, речи, мелкой моторики).
- Подвижные игры.
- Дыхательные упражнения.
- Упражнения на расслабление.
Направление реализации программы
При построении системы работы особое внимание было уделено следующим основным физкультурно-оздоровительным направлениям:
Классическая аэробика – это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение.
Танцевальная аэробика – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий которой представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. Овладения широким диапазоном танцевальных средств; освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле.
Фитбол – аэробика. Главная функция фитбола - разгрузить суставы, когда это необходимо. Упражнения с фитболом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогают исправить осанку, улучшить координацию и повысить гибкость.
Степ-аэробика - это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям. Им сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве. Но психологическая привлекательность платформ и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через два-три занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И доска становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.
Стретчинг («растягивание») - освоение и овладение упражнениями на растяжку, повышающие эластичность сухожилий и соединительных тканей, позволяющие увеличить амплитуду движений. Стретчинг — это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Данные упражнения применяют в утренней зарядке, разминке и как средство специальной подготовки во многих видах спорта.
Дыхательная гимнастика
Данные упражнения включены в каждое занятие. Эти упражнения позволяют укрепить мышцы дыхательной системы: носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение имеет название, связанное с каким - либо образом и чаще всего с произнесением звуков на выдохе. Все это очень интересно детям, они выполняют их с удовольствием.
Критерии и формы оценки качества знаний
Оценка результатов по усвоению дополнительной образовательной программы проводится два раза в год (сентябрь– вводная диагностика) с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае.
Механизм оценки результатов освоения программы
- Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые.
- Фитнес –тестирование (диагностические тесты подбираются с учётом: развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей; способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности).
- Анализ полученных данных.
- Беседы с родителями.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов.
- Открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов.
- Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня.
- Видеоматериалы.
- Фотоотчет.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-педагогические условия реализации Программы.
Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебных периодов | С 01.10.2022г.-31.05.2023г. |
Количество учебных недель | 32 недель |
Продолжительность каникул | 09.01.2023г.-15.01.2023г. |
Сроки проведения мониторинга индивидуального развития ребенка | 19.09.2022г. - 1.10. 2022г. 22.05.2023г. – 31.05.2023г. |
Методическое обеспечение программы
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды для физкультурно-оздоровительных мероприятий, сохранение и укрепление здоровье ребёнка, повышение двигательной активности, совершенствование физического развития.
Условия реализации образовательной программы «Детский фитнес»
Для успешного проведения занятий необходимо:
- Наличие разнообразного спортивного оборудования и инвентаря, в том числе и нетрадиционного.
- Создание образовательной среды, способствующей физкультурно-оздоровительному воспитанию детей.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
- Соблюдение времени и длительности проведения занятия.
- Музыкальное сопровождение во время занятий.
- Создание эмоциональной положительной обстановки.
- Системное проведение занятий.
- Учет нагрузки и дозировки упражнений.
- Необходимо учитывать интересы, потребности ребенка.
- Занятия носят игровой характер.
Материально-технические условия реализации Программы
Программа реализуется через специально созданные условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из кадрового, информационно-методического, материально-технического и нормативно-правового обеспечения.
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогическими работниками в должности инструктора по физической культуре, прошедший курсы повышения квалификации по теме «Детский фитнес в работе с детьми дошкольного возраста».
Реализация Программы обеспечена работникамив соответствии с требованиями
ФГОС ДО
Сведения об образовании и уровне квалификации педагогического персонала
Наименование показателей | Всего работников | Образование | Квалификационная категория | Соответствие занимаемой должности | ||
Высшее профессиональное | Среднее профессиональное | Высшая | Первая | |||
Инструктор по физической культуре | 1 | 1 | 1 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения.
Оборудование | ТСО | Учебно-методический комплекс |
Степ – платформы – | Магнитофон – 1 шт. | Аудиотека (МР3 диски) для музыкального сопровождения |
Мячи – фитболы -12 шт. | Музыкальные диски | Картотека комплексов общеразвивающих упражнений |
Обручи - 12 шт. | Флеш – накопитель с музыкой | Картотека подвижных игр |
Гимнастические палки – 12 шт. | Картотека пальчиковой гимнастики | |
Набивные мячи большие – 12 шт. | Картотека массажных игр | |
Набивные мячи малые – 12шт. | Картотека дыхательной гимнастики | |
Мешочки с песком - 12 шт. | Консультации, наглядная информация для родителей | |
Флажки цветные – 24 шт. | Консультации, наглядная информация для педагогов | |
Коврики для стретчинга-12 шт. | Конспекты занятий | |
Дорожки – балансиры – 2 шт. | Методическая литература | |
Массажные мячи (малые) - 12 шт. | ||
Гимнастическая скамейка - 3 шт. | ||
Мячи большие - 12 шт. | ||
Мячи средние – 12 шт. | ||
Мячи малые – 12 шт. | ||
Массажные дорожки – 2шт. | ||
Конусы – 9 шт. | ||
Атрибуты для сюжетных занятий, комплексов упражнений и подвижных игр. | ||
Список литературы
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 5-7 лет. - М.: ТЦСфера, 2013
- Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-пресс, 2007
- Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. – Волгоград:Учитель, 2011
- Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у до-школьников. – Волгоград: Учитель, 2009
- Мелехина Н.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
- Литвинова О.М. «Спортивные упражнения и игры в детском саду».- Ростов н/Д: Феникс, 2010
- Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - М.: ТЦ Сфера, 2012
- Николаева Н.И. Школа мяча. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012
- Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2012Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
- Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. .- Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. .- Ростов н/Д: Феникс, 2010
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
- Железняк Н.Ч. 100 комплексов ОРУ для младших дошкольников с использованиемстандартного
- Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
- Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
- Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
- Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
- Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский фитнес при нарушении осанки.
В материале приводятся комплексы корригирующих упражнений при различных видах нарушения осанки....
Детский фитнес при плоскостопии.
В материале представлены комплексы упражнений на укрепление голеностопа, коррекцию и профилактику плоскостопия....
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)
Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...
Детский фитнес в детском саду
Программа по детскому фитнесу в детском саду...
Методическая разработка "Детский фитнес с использованием фитбол - мячей в детском саду"
Данная методическая разработка рассказывает об использовании фитбол-мячей с детьми дошкольного возраста...
ВНЕДРЕНИЕ ДЕТСКОГО ФИТНЕСА В РАБОТУ ДЕТСКОГО САДА, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
В статье рассматривается особенности внедрения дополнительной образовательной услуги, такой как «Детский фитнес», в условия дошкольной образовательной организации. Определены цель, задачи, ожидаемые р...
Конспект физкультурного занятия Тема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок» ( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес-радость, творчество и спорт») Приказ № 88 от 25 апреля 2021 года
Конспект физкультурного занятияТема: «Весёлый фитнес» средняя группа «Светлячок»( итоговое мероприятие в рамках локальной инновационной площадки «Детский фитнес...