Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
статья

Беленчик Марина Тимофеевна

Статья рассматривает проблематику использования здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности ДОУ.

Ключевые  слова:  игровая  деятельность,  здоровье  ребёнка,  образовательная  деятельность, здоровьесберегающие технологии.

Статья опубликована из сборника "Основные проблемы современного языкознания : сборник статей XIV международной  научно-практической  конференции"  (15  февраля  2022  г.,  г.  Астрахань)  /  составитель Е. Н. Шугаева. – Астрахань : Астраханский государственный университет,  2022. – 221 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М. Т. Беленчик

воспитатель

МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 6 «Лукоморье»;

Е. М. Твердохлебенко

воспитатель

МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 6 «Лукоморье»,

miss.irinka07s@yandex.ru

 

Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс

 санитарно-гигиенических норм и правил…

и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.

Это, прежде всего, забота о гармоничной

полноте всех физических и духовных сил,

и  венцом  этой  гармонии  является  радость творчества.  

В. А. Сухомлинский

 

Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье ценный дар, данный человеку природой, заменит который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся  в  последние  годы  устойчивая  тенденция  ухудшения  здоровья дошкольников,  увеличение  количества  детей  с  нарушениями  психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих

изменить эту ситуацию.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих  технологий.  Здоровьесберегающая  педагогика  не  является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

Реализация  здоровьесберегающих  образовательных  технологий  –  такая организация  образовательно-воспитательного  процесса  на  всех  уровнях, при которой  происходит  качественное  развитие.  Развитие  и  воспитание  дошкольников происходит без нанесения ущерба их здоровью.

В  познавательно  исследовательской  деятельности  при  ознакомлении

с миром природы в детском саду возможно и необходимо внедрять современные

здоровьесберегающие  технологии,  которые  доставляют  не  только  радость и удовольствие малышам, но и способствуют оздоровлению детей, решают различные педагогические задачи по ознакомлению с миром природы дошкольников.

Система  познавательно  исследовательской  деятельности  предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

1) валеологические песенки-распевки;

2) дыхательная и артикуляционная гимнастика;

3) пальчиковые игры;

4) игровой массаж;

5) речевые игры с движениями (логоритмика);

6) музыкотерапия.

Познакомимся с некоторыми здоровьесберегающими технологиями в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении дошкольников с миром природы:

1. Валеологические  песенки  распевки  (поднимают  настроение,  создают положительный настрой к предстоящей деятельности).

2. Игровой  массаж  (улучшает  циркуляцию  крови,  влияет  на  обменные процессы,  поднимает  настроение).  Ребёнок  выполняет  массаж  определённых частей тела (массирует лобик, носик, ушки и т. д.).

Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками, пробками («Переправа через мост»,  «Идём по тропинке в лес»).

При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи, но ребёнок здесь не просто «работает», а играет телом. Он мнёт, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты.

3. Дыхательная гимнастика – играет важную роль в системе оздоровления дошкольников,  ведь  ослабленное  дыхание  не  даёт  возможности  ребёнку  правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь.

4. Артикуляционная гимнастика (выработка контроля  за  положение  рта, подготовка к правильному произношению фонем).

5. Пальчиковые игры: в нашей работе используются «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быковой, «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельевой. Сборники включают в себя игры с движениями  по  основным  лексическим  разделам,  которые  ребенок  дошкольного возраста должен освоить перед поступлением в школу. Эти игры и упражнения

помогут не только сформировать у ребёнка активный словарный запас, усвоить основные грамматические формы построения предложений родной речи, усвоить  основные  понятия  о  мире  природы,  совершенствовать  общую  моторику и мелкую моторику рук, но помогают сделать познавательно-исследовательскую деятельность интересной и весёлой.

6. Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время познавательно-исследовательской деятельности достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей в деятельности, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время деятельности.

7.  Музыкотерапия (для снятия напряжения, восстановления функций всех органов).

Чаще  всего  эти  технологии  используются  интегрированно,  в  сочетании друг с другом и способствуют формированию представлений о мире природы. Применение к ним игрового метода является главным условием. Все виды используемых  здоровье  сберегающих  технологий  подбираются  в  соответствии с темой познавательно-исследовательской деятельности.

 

Список литературы

1.  Агапова, И.  А. Подвижные  игры  для  дошкольников  /  И.  А.  Агапова,

М. А. Давыдова. Москва: АРКТИ, 2008. 124 с.

2.  Гаврючина,  Л.  В. Здоровьесберегающие  технологии  в  ДОУ:  методическое  пос.  /  

Л. В. Гаврючина. Москва: Сфера, 2008.

3.  Доронина М.  А. Роль  подвижных  игр  в  развитии  детей  дошкольного  возраста  /

М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. 2007. № 4. С. 10–14.

4.  Кольгина,  К.  А.  Дыхательная  гимнастика  для  детей  дошкольного  возраста  /

К. А. Кольгина  //  Педагогическое  мастерство:  материалы  V  Междунар.  науч.  конф.

(г. Москва, ноябрь 2014 г.). Москва: Буки-Веди, 2014. С. 162–164.

5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педаго-

гики: монография / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: ЯГПУ, 2004. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности "Путешествие в Спортландию"

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности "Путешествие в Спортландию"...

Материалы контроля "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности"

Представлены материалы тематического контроля "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности": локальные нормативные акты, план-задание, план-график , карты, справка об и...

Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».

Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО"  Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...

КОНТРОЛЬ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»

КОНТРОЛЬ«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»...

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности как средство профилактики переутомления воспитанников"

Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области. В социально-реабил...

Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»

В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Профессиональная деятельность логопеда наряду с коррекцией речевых нарушений предполагает также работу по комплексной профилактике нарушений психологического и физического здоровья. Соответственно вст...