Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
статья
Статья рассматривает проблематику использования здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности ДОУ.
Ключевые слова: игровая деятельность, здоровье ребёнка, образовательная деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. Т. Беленчик
воспитатель
МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 6 «Лукоморье»;
Е. М. Твердохлебенко
воспитатель
МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС № 6 «Лукоморье»,
miss.irinka07s@yandex.ru
Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества.
В. А. Сухомлинский
Забота о здоровье одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье ценный дар, данный человеку природой, заменит который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих
изменить эту ситуацию.
В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие. Развитие и воспитание дошкольников происходит без нанесения ущерба их здоровью.
В познавательно исследовательской деятельности при ознакомлении
с миром природы в детском саду возможно и необходимо внедрять современные
здоровьесберегающие технологии, которые доставляют не только радость и удовольствие малышам, но и способствуют оздоровлению детей, решают различные педагогические задачи по ознакомлению с миром природы дошкольников.
Система познавательно исследовательской деятельности предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
1) валеологические песенки-распевки;
2) дыхательная и артикуляционная гимнастика;
3) пальчиковые игры;
4) игровой массаж;
5) речевые игры с движениями (логоритмика);
6) музыкотерапия.
Познакомимся с некоторыми здоровьесберегающими технологиями в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении дошкольников с миром природы:
1. Валеологические песенки распевки (поднимают настроение, создают положительный настрой к предстоящей деятельности).
2. Игровой массаж (улучшает циркуляцию крови, влияет на обменные процессы, поднимает настроение). Ребёнок выполняет массаж определённых частей тела (массирует лобик, носик, ушки и т. д.).
Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками, пробками («Переправа через мост», «Идём по тропинке в лес»).
При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи, но ребёнок здесь не просто «работает», а играет телом. Он мнёт, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты.
3. Дыхательная гимнастика – играет важную роль в системе оздоровления дошкольников, ведь ослабленное дыхание не даёт возможности ребёнку правильно строить предложения, проговаривать фразы и даже петь.
4. Артикуляционная гимнастика (выработка контроля за положение рта, подготовка к правильному произношению фонем).
5. Пальчиковые игры: в нашей работе используются «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быковой, «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельевой. Сборники включают в себя игры с движениями по основным лексическим разделам, которые ребенок дошкольного возраста должен освоить перед поступлением в школу. Эти игры и упражнения
помогут не только сформировать у ребёнка активный словарный запас, усвоить основные грамматические формы построения предложений родной речи, усвоить основные понятия о мире природы, совершенствовать общую моторику и мелкую моторику рук, но помогают сделать познавательно-исследовательскую деятельность интересной и весёлой.
6. Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время познавательно-исследовательской деятельности достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей в деятельности, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время деятельности.
7. Музыкотерапия (для снятия напряжения, восстановления функций всех органов).
Чаще всего эти технологии используются интегрированно, в сочетании друг с другом и способствуют формированию представлений о мире природы. Применение к ним игрового метода является главным условием. Все виды используемых здоровье сберегающих технологий подбираются в соответствии с темой познавательно-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Агапова, И. А. Подвижные игры для дошкольников / И. А. Агапова,
М. А. Давыдова. Москва: АРКТИ, 2008. 124 с.
2. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пос. /
Л. В. Гаврючина. Москва: Сфера, 2008.
3. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /
М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. 2007. № 4. С. 10–14.
4. Кольгина, К. А. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста /
К. А. Кольгина // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф.
(г. Москва, ноябрь 2014 г.). Москва: Буки-Веди, 2014. С. 162–164.
5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педаго-
гики: монография / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: ЯГПУ, 2004. 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности "Путешествие в Спортландию"
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности "Путешествие в Спортландию"...
Материалы контроля "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности"
Представлены материалы тематического контроля "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности": локальные нормативные акты, план-задание, план-график , карты, справка об и...
Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».
Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО" Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...
КОНТРОЛЬ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»
КОНТРОЛЬ«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности»...
Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности как средство профилактики переутомления воспитанников"
Социально-реабилитационный центр - одно из учреждений социального обслуживания несовершеннолетних системы социальной защиты населения Белгородского района Белгородской области. В социально-реабил...
Папка - передвижка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах в работе с детьми с нарушениями зрения»
В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в нашей группе стала эффекти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Профессиональная деятельность логопеда наряду с коррекцией речевых нарушений предполагает также работу по комплексной профилактике нарушений психологического и физического здоровья. Соответственно вст...