Методика бодрящей гимнастики
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ»
Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.
Цели, задачи и приёмы
Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.
Целями проведения таких занятий является:
- подъём мышечного тонуса;
- улучшение настроения;
- профилактика простудных заболеваний;
- укрепление дыхательного аппарата;
- предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
- воспитание привычки разминать тело после пробуждения
Для реализации поставленных целей, педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:
- приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
- улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
- создание позитивной атмосферы в группе.
Это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.
- Сюжетность пробуждения.
Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
- Музыкальность.
Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.
- Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как, чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
- Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
- Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизношение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.
Виды гимнастики, или немного о терминах
Гимнастика после сна называется корригирующей, бодрящей.
Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.
Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:
- коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
- закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
- ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
- физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
- профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).
Правила проведения бодрящей гимнастики
Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций:
- Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
- Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
- Для тех детей, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида
- Из одежды на детках должны быть трусы и майка. Если речь идёт о холодном времени года, то пижама. Для выполнения упражнений на коврике стоит надеть чешки или носки.
- Отсутствие принуждения. Если ребенок отказывается работать вместе со всеми, то ругать его категорически нельзя. Нужно только выяснить, что стало поводом для такого поведения.
- В летнее время года блок активных упражнений рекомендуется проводить на улице.
- В процессе выполнения упражнений расслабление должно быть более длительным по сравнению с напряжением.
- Инструкции по выполнению следует повторять большее или меньшее количество раз в зависимости от эмоционального состояния малышей.
Наглядность для проведения гимнастики
Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:
- картинок;
- мягких игрушек;
- слайдов;
- плакатов.
Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна:
- Гимнастика в постели («ленивая»)
- Ходьба по «тропе здоровья»
- Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки
- Дыхательная гимнастика
- Упражнения для глаз
Методика проведения гимнастики после дневного сна:
Пока дети спят, педагог создает условия для проведения гимнастики: желательно, чтобы пробуждение детей происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Начинать гимнастику надо с детьми, которые проснулись, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика в постели может включать в себя потягивания, поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное – исключить резкие движения, которые могут вызвать перевозбуждение, растяжение мышц, головокружение.
Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты.
Затем корригирующая ходьба: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, в полуприсяде. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнения, но и за осанкой. Длительность 2-3 минуты.
Далее следует комплекс, направленный на профилактику нарушений осанки или несколько физминуток. Можно использовать кубики, мячи, обручи.
В конце гимнастики дети под руководством воспитателя выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук водой комнатной температуры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика проведения бодрящей гимнастики в 1 младшей группе
Значение бодрящей гимнастики, примернык комплексы...
Методика проведения бодрящей гимнастики для детей после дневного сна в детском саду
Консультация для воспитателей инструктора по физической культуре высшей категории ГБДОУ детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга, по методике проведения бодрящей гимнас...
«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»
«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»...
Методика проведения бодрящей гимнастики
Описание как правильно проводить гимнастику после сна...
Консультация для педагогов "Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ"
Консультация для педагогов по теме: "Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в дошкольном образовательном учреждении"...
Методика проведения бодрящей гимнастики после дневного сна
Создание условий для проведения с детьми 6-7 лет комплекса бодрящей гимнастики после дневного сна со спортивным функциональным оборудованием и массажными щетками для пробуждения детей, проведения орга...
Консультация для родителей "Бодрящая гимнастика после сна" Консультация для родителей на тему: "Малыши и бодрящая гимнастика"
Дневной сон для детей, а тем более для малышей, жизненно необходим для их правильного физического и интеллектуального развития. Однако, малыши после дневного сна часто остаются в полусонном состоянии ...