Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа)

Олейник Елена Петровна

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zdorovyy_obraz_zhizni.odt152.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте


    Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте

   Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7 - 8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Именно ранний дошкольный возрасте самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошколят методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

    В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

  Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно - гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье. Именно поэтому, период раннего детства( 1 – 3 года, укладывающийся в возрастные рамки первой младшей группы детского сада является наиболее значимым в этом плане.

   В своей работе, по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, нужно придерживаться следующих целей и задач:

1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровья вновь поступивших в ясли детей;

2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

3. Научить детей быть здоровыми, воспитывать у них потребность в здоровом образе жизни;

4. Формировать основы культуры здоровья.

Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников ясельной группы показал, что большинство детей при поступлении в детский сад имеют вторую или третью группу здоровья. Основная задача воспитателей ясельной группы не допустить ухудшения этих показателей. Так как поступление ребенка в детский сад еще и сопровождается адаптационным периодом, который может способствовать развитию эмоционально - стрессовых реакций, приводящих к нарушению здоровья.

  Для профилактики подобных реакций необходима организация психолого - педагогической работы, позволяющей осуществлять контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и корректировать возникающие нарушения. В своей практике по коррекции эмоциональных нарушений у адаптирующихся детей, я использую индивидуальную работу, музыкотерапию, сказкотерапию и игротерапию. Также в группе оборудован Уголок природы, в котором представлены яркие комнатные растения, обладающие бактериостатическим действием, оптимизирующим состав воздуха и способные вызывать и удерживать еще неустойчивое внимание малышей.

    В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в течение года под руководством медицинского персонала,  осуществляются комплекс оздоровительных мероприятий с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. При этом используются дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде, обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня, использовать игры с водой, утреннюю гимнастику и физкультурно – оздоровительные занятия, а так же ароматерапию и фитотерапию.

   Воспитание культурно – гигиенических навыков происходит во время проведения всевозможных игр и режимных моментов, в ходе которых в игровой форме дети учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь и т. д.

Игры используются различные.

1) «Гигиена» - Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки», Игра «Мы умываемся», Дидактическая игра «Умоем куклу Таню», Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню».

2) «Прием пищи» - Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце», Потешки, Игра –этюд «Я сама»;

3) «Опрятность» - Дидактическая игра «Мы едим», Дидактическая игра «Накормим куклу Машу», Дидактическая игра «Оденем куклу Таню на прогулку».

4) «Бережное отношение к вещам и игрушкам» - Дидактическая игра «Мы убираем игрушки».

В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко используются литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевои и М. Дружининои, «Моидодыр» К. Чуковского с иллюстрациями, «Неболеика» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевои. Некоторые режимные моменты сопровождаю чтением потешек и малых фольклорных форм («Водичка – водичка, «Нос, умойся! и др.) .

  Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей происходит через формирование представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки - хватать, держать, трогать; ножки - стоять, прыгать, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

   В рамках темы: «Знакомство с органами чувств (глаза, уши, нос, руки, ноги) » знакомить детей с органами чувств в игровой и стихотворной форме благодаря использованию потешек: «Ножки, ножки», «Большие ноги шли по дороге», «Пальчик – мальчик»; стихотворений: Э. Мошковская «Приказ», В. Берестов «Больная кукла»; Дидактические игры: «Что есть у игрушки», «Что делает девочка»; Рассматривание детских фотографий.

   Работая по теме: «Это - я! », дети узнают об особенностях устройства человеческого тела. Для этого провожу дидактические игры: «Зеркало», «Что есть у куклы»; Упражнение «Покажи свой нос, глаза и т. д. », «Спрячь ножки, глазки и т. д. »; подвижные игры (в соответствии с возрастом) ; игровые ситуации «Кукла хочет кушать, чем её накормить? », «Купаем куклу», «Укладываем спать», «Успокоим куклу», «Кукла делает зарядку».

Таким образом в процессе работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, дети постепенно понимают смысл понятий аккуратность и чистота, приобретают культурно - гигиенические и простейшие навыки самообслуживания; получают представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности.

Игры для детей раннего возраста

    Условием формирования положительных взаимоотношений дошкольников в коллективе является создание в группе атмосферы доброжелательности и внимания детей друг к другу, интереса к общению. Совместный образ жизни детей в младшей группе строится на основе общих эмоциональных переживаний. Участие в утренниках, в новогоднем празднике, в интересных играх, занятиях сближает детей, укрепляет их дружеские контакты. В целях формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками воспитатель активно вовлекает детей в ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, помогает понять состояние сверстника, правильно отреагировать, пережить соответствующие чувства: дети готовятся ко дню рождения сверстника; ласково встречают вернувшегося после болезни товарища или поступившего в группу новенького; проявляют сочувствие и взаимопомощь (помогают подняться упавшему товарищу, утешают его; оказывают элементарную помощь в одевании, уборке игрушек и пр.).
Детские взаимоотношения формируются в совместной деятельности, в практике общения. Важное значение в младшем дошкольном возрасте имеет игра. Она становится школой нравственного поведения. Задача педагогического руководства играми младших дошкольников состоит в том, чтобы уже в рамках простых, несложных сюжетов добиваться положительного морального содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом как членов одного коллектива. Формирование положительного отношения к сверстникам на втором году жизни занимает значительное место. Задача воспитателя — придать детским взаимоотношениям эмоционально-положительную окраску, формировать у детей доброжелательность к сверстникам. Общение между детьми строится на радостных совместных переживаниях. С этой целью воспитатель организует объединяющие и радующие детей игры: «Каравай», «Кто у нас хороший?», и др. Несложные правила в этих играх дисциплинируют детей, приучают к поведению в коллективе. Для развития детских взаимоотношений взрослый создает специальные игровые ситуации, упражняющие детей в обмене игрушками, организует игры двух детей с одной игрушкой. Чтобы устранить конфликты, воспитатель подбирает по нескольку одинаковых игрушек и правильно их размещает, учит детей сосредоточиваться на действиях с предметами и игрушками, спокойно играть рядом со сверстниками, не мешая им, не отнимая игрушки.

Игры на эмоциональное благополучие, доброжелательное отношение друг к другу

1. Игра «Зайка, зайка, попляши! »

 В руках воспитателя игрушка – заяц на «шляпной» резинке.

 Дети стоят около воспитателя. Зайчик на резинке прыгает

 от одного малыша к другому.

 Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!

 Вот так! Вот так! Твои лапки хороши!

 Стал наш заинька плясать, милых деток забавлять!

 Вот так! Вот так! Милых деток забавлять!

***

 2. Игра «Маленькие ножки»

 Воспитатель стоит лицом к детям, показывает движения:

 топает ногами и говорит слова. Дети по показу повторяют

 за воспитателем движения.

 Маленькие ножки, маленькие ножки!

 За водой ходили маленькие ножки!

 И домой спешили маленькие ножки.

 Дома танцевали, ой как танцевали

 Маленькие ножки!

 Воспитатель повторяет слова несколько раз.

***

 3. Игра «Шла коза по мостику»

 Около воспитателя стоят дети. Воспитатель покачивается

 вправо-влево, дети повторяют за воспитателем движение.

 Шла коза по мостику, по мостику, по мостику

 И болтала хвостиком, хвостиком, хвостиком.

 Зацепилась за перила – прямо в речку угодила!

 (Дети приседают вместе с воспитателем на корточки.)

 Игра повторяется несколько раз. Если дети не все

 повторяют движения за воспитателем, не следует заставлять

 их.

***

 4. Игра «Дети хлопать все умеют»

 Дети стоят около воспитателя. Воспитатель напевает

 (или проговаривает) слова и выполняет движения. Дети

 по показу воспитателя выполняют действия.

 Детки хлопать все умеют, своих ручек не жалеют.

 Вот так, вот так, вот так, своих ручек не жалеют.

 Детки топать все умеют, своих ножек не жалеют.

 Вот так, вот так, вот так, своих ножек не жалеют.

 Повторяется несколько раз.

***

 

5. Игра «Прыгай побыстрей»

 Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки,

 ритмично прыгать вверх-вниз, приговаривая:

 Прыгай, прыгай побыстрей,

 Прыгай, прыгай веселей.

 Вверх-вниз, вверх-вниз.

 Крепче за руки держись!

***

 6. Игра «В нашей группе»

 Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в  ладоши, приговаривая:

 В нашей группе, в нашей группе

 Много маленьких ребят,

 Много маленьких ребят

 Вместе рядышком сидят.

 Называем по очереди всех детей:

 А у нас есть… Настя,

 А у нас есть… Петя и т. д.

 Много маленьких ребят,

 Много маленьких ребят

 Вместе рядышком сидят.

                   ***

 7. Игра «Попрыгунчик»

 Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая

 слова действиями, а потом предложите малышу

 присоединится к вам:

 Стоит в поле теремок. (Сядьте на корточки и накройте голову руками.)

 Кто в тереме живет?

 Дверка открывается (Медленно приподнимаете руки над головой.)

 Кто там появляется?

 Ш-ш-ш-ш, ба-бам! (Подпрыгиваете, вытягивая руки вверх.)

 Попрыгунчик там!

***

 8. Игра «Топ, топ, стоп»

 Возьмите ребенка за руку и идите, приговаривая:

 Топ, топ, топ, топ, топ, стоп.

 На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идете вприпрыжку.

 Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп, стоп.

 Опять останавливаетесь на слове «стоп».

***

 9. Игра «Покажи нос»

 Дети стоят напротив воспитателя, который говорит им:

 – Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

 Вы смотрите не зевайте и за мной все повторяйте,

 Что я вам сейчас скажу и при этом покажу.

 Далее воспитатель называет вслух и показывает на себе

 какую-либо часть лица, тела:

 «Уши – уши» – все показывают уши.

 «Глазки – глазки» – все показывают глазки.

 «Ручки – ручки» – все показывают ручки и т. д.

***

 10. Игра «Поймай зайчика»

 Воспитатель показывает детям солнечного зайчика на стене, обращая внимание на то, что он прыгает, замирает,  потом вдруг неожиданно убегает.

 Солнечные зайчики, прыг, прыг, скок.

 Прыгают, как мячики, прыг, прыг, скок.

 Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда

 давая им возможность ловить световое пятно.

 Если зайчик «устал», спрятался в норку, детям предлагается

 тоже отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

***

 11. Игра «Ладушки-хлопушки»

 Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

 – Ладушки – ладушки, звонкие хлопушки,

 Хлопали в ладошки, хлопаем немножко. Да!

 (Громко хлопаем в ладоши.)

 – Кашу варили, ложечкой мешали.

 (Взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки

 по ладошке левой.)

 – Куколку кормили. Да!

 – Кошечке давали. Да!

 (Протягиваем левую ладонь вперед.)

 – Кулачки сложили, кулачками били,

 Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук. Да!

 (Сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете

 ими друг о друга.)

 – Ладошки плясали, деток забавляли,

 Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да!

 (Делаем фонарики.)

 – Ладушки устали, ладушки поспали,

 Баю-бай, баюшки, баю-бай, ладушки. Да!

 (Складываем ладони рук и подкладываем их под щеку.)

Хороводные игры и хороводы

1.   «Каравай»


Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех

2.  «Заинька»

Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так-этак походи.
Вот так-этак походи.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так-этак покружись.
Вот так-этак покружись.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
Вот так-этак топни ножкой,
Вот так-этак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так-этак попляши,
Вот так-этак попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так-этак поклонись,
Вот так-этак поклонись.
(движения по  тексту)

 

 3. «Три веселых братца»

Три веселых братца

гуляли по двору,
Три веселых братца

 затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник, (киваем головой)
Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображаем пальцами ножницы)
Хлопали ладошками

 хлоп-хлоп-хлоп,
Топотали ножками топ-топ-топ.

4. «Карусель»

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

5.  «Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

 «Смотрит солнышко в окошко,

 Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

 Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте.

 Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши.

 На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.

 6. «Зайцы и лиса»

Дети выполняют движения по тексту.

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Дети-зайчики легко бегают по залу.)

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.)

Вот бежит лисичка —

Рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки,

Зайки-побегайки.

(Лиса бежит между детками, с окончанием песни догоняет малышей.)

7. « Пузырь»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

 Раздувайся пузырь

 раздувайся большой

 Оставайся такой

 Да не лопайся

 он летел, летел, летел

 Да за веточку задел

 ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш

8. « Мы матрешки»

Цель игры. Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

9. «Большие и маленькие ножки»

Возьмитесь с детьми за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ

  1. «Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

11. «В лесу родилась елочка»

Под запись песни «В лесу родилась елочка», поводите с детьми хоровод вокруг ёлки или рядом с ней, выполняя движения по  тексту:

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зеленая была!

Метель ей пела песенку:

"Спи, ёлочка, бай-бай!"

Мороз снежком укутывал:

"Смотри, не замерзай!"

12. «Матрешки»

Включите музыку и поводите с детьми хоровод:

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели,

(присаживаемся)

Встали,

(встаем)

Себя показали. Попрыгали,

(прыгаем)

Потопали

(топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем).

13. «Три поросенка»

Три веселых братца гуляли по двору

Три веселых братца затеяли игру.

Делали головками - ник-ник-ник (киваем головой),

Пальчиками ловкими - чик-чик-чик (указательный и средний пальчики делают «ножницы»),

Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками - топ-топ-топ,

И с пенечка прыгали - прыг-прыг-прыг,

И ногами дрыгали – дрыг-дрыг-дрыг,

Хвостиком виляли-виляли-виляли (крутим попкой)

И громко так визжали - и-и-и-и-и!

14. «Зайка»

Зайка беленький сидит

и ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(подносят пальчики к голове, шевелят ими)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки согреть.

(хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(прыгают на обеих ногах)

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

(убегают на места)

15. «Мы топаем ногами»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.

16. «Мишка косолапый»

  1. Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
    Мишка косолапый
    По лесу идет,
    (1. Бодро шагаем)
    Шишки собирает,
    Песенки поет.
    (2. Приседаем - собираем шишки)
    Шишка отскочила
    Прямо мишке в лоб.
    (3. Держимся ручками за лоб)
    Мишка рассердился
    И ногою - топ! (4. Топаем ногой)

  2. 17.  «У оленя дом большой»

 У оленя дом большой –   показать рога оленя            

Он глядит в свое окошко-   козырек ко лбу                          

Зайка по лесу бежит -  ушки зайчики                                          

В дверь к нему стучит.                                                                            

 — Тук, тук! Дверь открой  !Стучат кулачком одной руки по, ладони другой.

Там в лесу охотник злой!Прижимают руки к груди и трясут опущенными кистями.

— Зайка, зайка, забегай                                                              

Лапу мне давай - Вытягивают руки вперед              

                                           

18.  «Снег – снежок»

 Снег – снежок, снег – снежок                          

 По дорожке стелется.

 Снег – снежок, снег – снежок,

 Белая метелица.

Снег – снежок, снег – снежок,                  

                                                                                                                                                                                             Замело дорожки.

Снег – снежок, снег-  снежок,

 Тает на ладошке,

Мы налепим снежков

Весело играем,

 И друг в друга снежки

 Весело бросаем.                                                    

 Нам тепло во дворе,                                                

 Не замерзли ушки.                                              

 Накатаем мы снег.                                              

Белый ком большущий .                                            

 В белый ком большущий.                                      

Коммуникативные игры

для детей раннего возраста

     В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

В целях развития общения детей взрослый:

- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;

- организует совместные игры детей;

- учит доброжелательному общению;

-поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

         

1. Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

2.Игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.

Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

3.Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

 4. Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

 5. Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

6. Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

 

7.Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

8. Игра «Листочек падает»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

 9.Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

 

10. Игра «Звериное пианино»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.

 

11. Игра «Паровозик»

Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.

"Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

 

12.Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

 

13.Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...

Методические рекомендации: «Формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста» Проект на тему: «Зоркие глаза»

Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы.Г. Гельмгольц...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия.

Формирование представлений о собственном теле, понимание его красоты и совершенства, осознание важности заботливого отношения к себе....

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых  самой актуальной является проблема сохранения  и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема сто...