План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
материал
План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_avtovosstanovlenie.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе.
Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений" [3, с. 18].
По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это "естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела" [9, с.90].
Но исходным для определения термина "здоровье" является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблема сохранения здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста.
В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных.
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, самоценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Н.М. Амосов сказал: "Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя". Учитывая, что здоровье на 50% зависит от самого человека, его образа жизни, надо научить детей самих заботиться о своем здоровье, вооружить их знаниями и умениями необходимыми для формирования привычки здорового образа жизни.
Чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем, не вредить, а помогать ему ритмично работать. Он научится разумно и бережно относиться к своему здоровью, что будет способствовать его укреплению. Такая подготовка позволит ребенку расширить его познавательные возможности, обеспечит развитие интеллекта, памяти, воображения. Все это, несомненно, будет иметь положительное влияние на здоровье и развитие ребенка при обучении его в школе.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
От привычки к потребности – от потребности к здоровому образу жизни – таким должен быть алгоритм деятельности ДОУ.
Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни.
Поэтому, выбрав тему самообразования«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста», я поставила перед собой следующую цель изадачи:
Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
• Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.
• Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
• Привить навыки профилактики и гигиены.
· Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
· Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей ЗОЖ .· Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
- Воспитать у детей интерес к ЗОЖ;
- Воспитать желание использовать знания по ЗОЖ в повседневной жизни;
- Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой и спортом.
2. Обучающие:
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей
3. Развивающие:
- Развивать и укреплять у детей физическое и психическое здоровье.
- Развивать желание заботиться о своем здоровье детей.
Перспективный план по теме «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Пп | Содержание работы | Наименования мероприятия | Сроки проведения | |
2020 – 2021 | ||||
1. | Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы | В течении года | ||
2. | Изучение интернет-ресурсов | В течении года | ||
3. | Разработка перспективного плана на год по формированию навыков здорового образа жизни у детей. | Сентябрь | ||
4. | Разработка мультимедийных презентаций | «Эликсиры жизни – витамины»; «Сбалансированный рацион питания»; «Здоровое питание детей»; «Наше тело» | В течении года | |
5. | Проведение оздоровительных мероприятий | Утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; соблюдение режима проветривания; | В течение года. | |
2021 – 2022 | ||||
6. | Публикации в СМИ | Фоторяд, видео о проведённых мероприятиях | В течении года | |
7. | Отчет о проделанной работе | Выступление, презентация | Май | |
Работа с детьми | ||||
1. | Проведение оздоровительных мероприятий | Утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры; соблюдение режима проветривания; | Сентябрь-май | |
2. | Беседы | Сентябрь-май | ||
3. | Спортивные праздники и развлечения | Согласно годовому плану | В течение года | |
4. | Походы и экскурсии | «Поход в Осенний лес», «Поход на реку Тымь», экскурсии на Лесной стадион и спорткомплекс «Арена» | ||
5. | Показ презентации и просмотр мультфильмов | «Айболит», «Мойдодыр», «Птичка Тари», «Про бегемота, который боялся прививок», «Королева зубная щетка», «Федорино горе». | В течение года | |
6. | Участие в районных мероприятиях | Чемпионат по мини-футболу, Сдача норм ГТО, Кросс Нации, Лыжня России, Хоккей в валенках, Лыжные гонки. | Август, сентябрь, октябрь, март | |
Работа с родителями | ||||
1. | Консультация для родителей | «В каких продуктах живут витамины», «Как научить ребенка правильно питаться», «Физическое воспитания ребенка в семье», «Закаливание детского организма», «Необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни»; | В течение года | |
2. | Проведение совместных детско–родительских праздников и досугов | спортивный досуг «А, ну-ка, мамы»; «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Папа может» | В течение года | |
3. | Выступление на родительских собраниях | «Здоровье ребенка в наших руках» | Сентябрь | |
Работа с педагогами | ||||
1. | Участие в районных мероприятиях | Сдача норм ГТО, Кросс Нации, Лыжня России, Спортивный воспитатель | Сентябрь, октябрь, март | |
2. | Консультация для воспитателей | «Проведение утренней гимнастики» «Формирование правильной осанки» «Физкультурный уголок в группе» | В течение года | |
Оформление фотовыставки | «Мы за здоровый образ жизни» | Март |
В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
- «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.–Москва, 2014.
- Борисов М.М. Тематические подвижные игры для дошкольников. – М.: Обруч, 2015
- Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001
- Литвинова О.М. Оздоровительная гимнастика, 2016
- Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье; Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010
- «Инструктор по физической культуре» №1,3 / 2018
- «Инструктор по физической культуре» №8 / 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Консультация для воспитателей...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства. Дошколь...
Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте...
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема сто...