Проект "Когда заложен нос"
план-конспект занятия (старшая группа)
Проект занятия "Когда заложен нос", опубликованный в сборнике материалов международной научно-творческой конференции с практикумом "Инновации творческих преобразований", сезон "Золотая осень", 2022г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sagitova_g.m._konferentsiya.docx | 886.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «КОГДА ЗАЛОЖЕН НОС»
Сагитова Гульмира Махмутовна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №261» г.о.Самара
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)
Срок реализации: 1 месяц
Тип проекта: Исследовательски-творческий
Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)
Используемые технологии: проективные, здоровьесберегающие (развитие дыхания, развитие слухового внимания, физминутки, релаксация), игровые, ИОС.
Цель: Создание условий для формирования предпосылок экспериментально-познавательной деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Когда заложен нос», познакомить детей с органами дыхания и обоняния.
Задачи проекта:
- Развитие интереса к собственному здоровью.
- Воспитание у детей культуры здоровья.
- Развитие умения работать в коллективе.
- Закрепление правил безопасности и жизнедеятельности.
- Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- Обогащение словарного запаса дошкольников.
Актуальность:
Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания. В совместной деятельности с взрослыми ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематичная работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности [1].
Согласно [2], одной из основных задач работы воспитателя дошкольного образования, являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В осенне-зимний период наблюдается увеличение заболеваемости как детей, так и взрослых респираторными инфекциями. Заложенность носа – один из первых признаков болезни. Поэтому очень важно знать об этих взаимосвязях и процессах, происходящих в организме, и предотвращении заболеваний.
Приемы: беседа-рассуждение, художественное слово (стихи, загадки, фразеологизмы), эвристический метод, наблюдения, дидактические упражнения, экспериментирование, загадки, игровой прием.
Наглядность: дидактические игры «Где чей нос?», «Кому какой нос?», картинки с изображением носа, сказочных героев, животных, птиц, транспорта, обуви, посуды, человека, таблицы с правилами гигиены и безопасности.
Материал: ватман, карандаши, клей, кисточки, флаконы с различными запахами, зеркала, карточки с названием запаха, фишки, носовые платочки.
Предварительная работа: чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», занятие «Воздух и его свойства».
Ожидаемый результат:
- Повышение знаний детей о свойствах носа;
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности;
- Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности;
- Обогащение словаря детей.
Таблица 1. Распределение по этапам проекта «Когда заложен нос»
Этап | Деятельность детей | Деятельность педагога |
I Постановка и обсуждение проблемы |
|
|
II Поиск и сбор информации. Обработка информации |
|
|
III Практическая деятельность по решению проблемы |
|
|
IV Презентация продукта |
|
|
Таблица 2. Ход совместно – развивающей образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Планируемые результаты |
I Организационный этап | ||
Воспитатель говорит, что все люди дышат - вдыхают и выдыхают. Что для этого людям нужно и предлагает послушать стих: «У всех людей, у всех зверей Имеются носы. Носы важны, носы нужны Не только для красы! И ни чихнуть, и ни вздохнуть Без носа нам нельзя…» Воспитатель предлагает посмотреть детям друг на друга и сравнить носы | Дети отвечают: «Носы» Дети слушают стих Дети сравнивают носы. У каждого ребенка свой неповторимый нос | Форсированность мотивации развивающей образовательной деятельности |
II. Основной этап | ||
| ||
Воспитатель говорит, что во время насморка из носа вытекает жидкость – слизь вымывающая микробы, так нос борется с простудой. Воспитатель предлагает Алине Б. предлагает провести опыт с луком, яблоком и картошкой. | Дети слушают. Рассказывает Ярослав о том, что, когда заложен нос от еды никакого удовольствия. Все кажется однообразным и безвкусным. С другой стороны, зажав нос, можно проглотить самое отвратительное лекарство Рассказывает Алина: Мы сейчас проведем опыт. Для опыта я беру яблоко, картошку и луковицу (ставит на стол). А также три ложки, три блюдца и повязка на глаза. «Что нужно делать?» Нужно очистить от кожуры картошку, яблоко, лук от шелухи и нарезать кубиками. В первой тарелке, нарезанной яблоко, во второй нарезанная картошка, а в третей мелко нарезанный лук. А теперь поиграем в игру «Угадай на вкус». Для этого нам нужен доброволец. Я положу ему на язык поочередно нарезанное яблоко, картошку, лук. Он должен будет с завязанными глазами угадать, где что. | Расширение знаний детей о функциях носа и о методах борьбы с простудой Совершенствование познаний |
| ||
Воспитатель предлагает провести физминутку: «Буратино улыбнулся Раз – нагнулся, два – нагнулся Руки в стороны развел Видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать Нужно на носочки встать. Встаем – вдох носом, опустились – выдох ртом» | Дети выполняют упражнение | Снятие физического напряжения |
| ||
Воспитатель спрашивает, почему так получилось и предлагает рассмотреть язык. Воспитатель рассказывает, что, если прополоскать рот сахарной водой, водопроводная вода потом кажется горькой. А после соленой воды пресная кажется сладкой. Так что вкус, как и другие чувства, очень изменчив. Во время простуды ты почти не чувствуешь вкуса. Ведь когда заложен нос, воздух через него не проходит и запахи не попадают в обонятельные клетки. Вкусовые предпочтения у всех свои. Они заложены наследственностью, которая у всех разная. Еще предпочтения зависят от страны, где ты живешь, от ее кулинарных традиций. Где-то кузнечики и червяки считаются деликатесом, а у нас вызывают отвращение. Если когда-нибудь придется, есть что-то неприятное, просто открой рот, закрой рот и зажми нос. Чем меньше задействовано органов чувств, тем проще проглотить невкусную пищу. Принимая горькое лекарство, мы непроизвольно зажимаем нос, и оно перестает быть горьким. | Дети рассматривают плакат и слушают рассказ Ярослава о вкусовых рецепторах. Во время еды ты кладешь пищу в рот и измельчаешь зубами. Одновременно пища смешивается со слюной, превращаясь в кашицу. Во рту пища соприкасается примерно с 2000 вкусовых рецепторов, которые и воспринимают вкус. Каждый участок во рту отвечает за определенный вкус: сладкий, кислый, горький или соленый. Однако намного чувствительнее вкуса обоняние. Дети слушают, обсуждают. | Формирование новых знаний, расширение представлений о вкусовых рецепторах |
| ||
Воспитатель спрашивает, что нужно делать, чтобы не заболеть? | Дети высказывают свое мнение | Совершенствование навыков работы в группе умение слушать других |
III Заключительный этап | ||
Воспитатель рассказывает, что осень время простудных заболеваний и призывает детей следить за своим здоровьем. | Дети соглашаются с воспитателем. | Подведение итога занятия |
Рис. 1. Вкусовые зоны языка | Рис. 2. Игра «Угадай вкус» |
Список литературы
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в Федеральных Государственных требованиях
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»
Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...
здесь будет город заложен
презнтация и конспект по теме "Основание Санкт-Петербурга" на основе О.Воронкевич....
Генетические программы заложенные в нас
Будь собой. Прочие роли уже заняты.Оскар УайльдИз этой статьи вы узнаете, что такое генетические (коллективные, массовые, групповые) убеждения, откуда они берутся в нашей жизни; в каких формах проявля...
Как раскрыть заложенный потенциал ребенка?
Несколько правил, которые помогут раскрыть заложенный потенциал ребенка....
Конспект совместной образовательной деятельности взрослого с детьми старшего возраста. 5-6 лет. «Здесь будет город заложен…»
Цель: Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, символах города и основных достопримечательностях. В ходе совместной деятельности дети попадают в прошлое, строят Петропавло...