«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
статья
Автором представлен материал по вопросам формирования здоровой личности ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nazyrova_g.a.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В
ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
Вопросы формирования здоровой личности ребенка весьма актуальны в современном мире. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Проблема сохранения жизни и здоровья детей сегодня стала приковывать к себе пристальное внимание общественности, педагогов и родителей, считающих возможным изменить ситуацию в лучшую сторону.
Взаимодействие всех субъектов образовательного пространства в нашей ДОО по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни осуществляется на основе современных образовательных технологий.
1.Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОО. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в нашем детском саду используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические технологии - проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний с помощью вакцинопрофилактики, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.;
- физкультурно-оздоровительные технологии – проведение утренней зарядки, гимнастики после сна, непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, динамических пауз во время проведения НОД, спортивных мероприятий с участием родителей (проведение образовательно-оздоровительных терренкуров, Малых Олимпийских игр, Спартакиад, спортивных развлечений и досуга), процедуры закаливания (босоножие по дорожкам здоровья, проведение дыхательных гимнастик, гимнастики для глаз, самомассаж и т.д.) организация прогулок с обязательным проведением подвижных, малоподвижных и хороводных игр и т.д.
- социально-психологические технологии – проведение психогимнастики (упражнений, направленных на снятие агрессии, борьбу со страхами, повешение уверенности в себе и т.д.), музыкотерапия (релаксация по музыку, игровые и танцевальные импровизации), сказкотерапия (коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку сказки или истории), песочная терапия (рисование и различные упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком), цветотерапия (просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков и различных фактур (пластилином, тканями, гуашью и акварелью);
- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры) – привлечение родителей к участию во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях, создание папок-передвижок с информацией о правилах здорового образа жизни, создание электронных образовательных маршрутов о видах спорта, о ЗОЖ и др.;
- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников) - проведение мастер-классов, семинаров-практикумов по различным темам, посвященным здоровому образу жизни, организация дней здоровья, спортивных квестов и т.д.;
- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков во время занятий и в режимные моменты) - валеологические беседы и проблемные игровые ситуации о режиме дня, безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях и др.
2. Технология проектной деятельности (проекты практико – ориентированные, групповые, долгосрочные или краткосрочные).
Через использование проектной деятельности в нашей ДОО происходит формирование первичных представлений дошкольников о видах спорта, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Проектная деятельность осуществляется при взаимодействии инструктора по физической культуре с педагогами, воспитанниками и родителями, что является эффективным способом достижения поставленных целей и задач в соответствии с ФГОС ДО по физическому развитию дошкольников.
3. Игровые технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, должны содержать четкую систему игровых заданий и различных игр.
- игровые ситуации,
- подвижные игры,
- квест-игры,
- командные игры с правилами и сигналами.
Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке, проводятся во всех режимных моментах, входят в состав физкультурных занятий.
Особое внимание уделяется подвижным играм в среднем и старшем дошкольном возрасте, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. Нами используются подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. Также используются игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр.
В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера. Подвижные игры с правилами включаются в различные формы работы по физическому воспитанию: во время проведения физкультурных занятий (в физкультурном зале и на воздухе), утренней гимнастики, праздников и развлечений, на прогулке, во всех режимных моментах.
4. Личностно – ориентированные технологии:
-технология сотрудничества – предполагает сотрудничество и взаимодействие не только с воспитанниками, но и с родителями дошкольников и с педагогами ДОО;
- гуманно – личностная технология – делается акцент на предоставлении свободы выбора и самостоятельности ребенку в той или иной деятельности, поддержки детской инициативы.
5. Информационно – коммуникационные технологии:
- создание и показ мультфильмов о видах спорта;
- электронно – образовательные ресурсы (дидактические игры для детей, мультимедийные презентации и электронные образовательные маршруты для детей, родителей, педагогов);
- спортивный уголок с традиционным и нетрадиционным оборудованием в каждой группе;
- папки – передвижки с информацией о видах спорта и ЗОЖ и т.д.;
- красочные плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- консультации для родителей, педагогов;
- беседы с детьми;
- сайт детского сада, воспитателей и инструктора по физкультуре с информацией о проведенных спортивных мероприятиях и запланированных на учебны год и летний-оздоровительный период.
Применение всех вышеперечисленных технологий невозможно без развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда в нашем детском саду постоянно пополняется различными традиционными и нетрадиционными предметами и атрибутами, направленными на физическое развитие дошкольников и приобщение их к ведению здорового образа жизни. Для того, чтобы развивающая среда пополнялась, проводится большая и серьезная работа педагогов при взаимодействии с родителями. Для этого организуются различные смотры-конкурсы спортивных уголков, что способствует их пополнению и обновлению различным спортивным инвентарем, дидактическим материалом, картотеками подвижных, малоподвижных, хороводных и других игр. А также постоянно обновляется выносное оборудование для подвижных игр на прогулке.
Проводятся конкурсы авторских дидактических игр по теме спорта и здорового образа жизни, что способствует повышению компетенции и профессиональных качеств педагогов.
Таким образом, формирование здоровой личности дошкольника можно осуществить при помощи взаимодействия педагогов, родителей, медицинского персонала ДОО с воспитанниками. Внедрение технологий здоровьесбережения в детском коллективе позволяет сделать образовательно-воспитательный процесс интересным, насыщенным и позитивным. При этом у дошкольников формируется осознанное стремление к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолго-педагогическое использование сказкотерапии для воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников
Инновационный проект, разработанный и внедряемый на базе МБДОУ ЦРР-д\с №9. Проект направлен на качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребенка-дошкольника. Основан прое...
«Здоровьесберегающее пространство ДОУ – как один из факторов развития здоровой личности дошкольника»
Программа инновационной деятельности...
Использование нетрадиционных методов в формировании и развитии здоровой личности
В данной публикации предлагается обзор методов нетрадиционных форм воздействия в коррекционной педагогике, использование которых в дополнение к традиционным методам дает положительные результаты...
Обобщение педагогического опыта «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством использования технологий здоровьесбережения»
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к разви...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...
Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника
АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здоровой личности дошкольника
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....