Социальный проект «Дошкольный туратлон»
проект (подготовительная группа)
Дошкольный туратлон – туристический слет для детей и родителей, объединяющий поклонников здорового образа жизни, активного отдыха, спорта и туризма.
Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведёт, поэтому в детском саду и в семье нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребёнка.
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Идея проекта – пропаганда здорового образа жизни и вовлечение в него широких масс населения.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Предполагается, это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Туризм и краеведение – интегративная деятельность, в основе которой положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. В игре ребенок может приобрести качества, необходимые ему для учебной деятельности, интерес к изучению родного края, готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, готовность к природоохранной деятельности, овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе. В туристско-краеведческой деятельности можно сформировать у дошкольников такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого.
Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации в каждом дошкольном учреждении. В нашем ДОУ проведение туристического слёта «Дошкольный туратлон» уже стало традицией. Задолго до проведения турслета с детьми подготовительных и старших групп проводятся занятия и по ориентированию на местности, краеведению, экологии и физической культуре с использованием туристского снаряжения и оборудования.
Дошкольный туратлон можно назвать культовым мероприятием, его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Дошкольный туратлон – визитная карточка нашего ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turatlon.docx | 93.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Реутов
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17 «Журавлик»
143965, Московская область, г. Реутов, ул. Октября, д. 4а тел.8(495)791-08-90
«Дошкольный туратлон»
Социальный проект
г. Реутов, 2018
Социальный проект «Дошкольный туратлон»
Актуальность проекта
Дошкольный туратлон – туристический слет для детей и родителей, объединяющий поклонников здорового образа жизни, активного отдыха, спорта и туризма.
Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведёт, поэтому в детском саду и в семье нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребёнка.
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Идея проекта – пропаганда здорового образа жизни и вовлечение в него широких масс населения.
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Предполагается, это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Туризм и краеведение – интегративная деятельность, в основе которой положено рациональное сочетание двигательной, игровой, познавательной деятельности детей. В игре ребенок может приобрести качества, необходимые ему для учебной деятельности, интерес к изучению родного края, готовность к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, готовность к природоохранной деятельности, овладеть новыми способами получения знаний о мире и о себе. В туристско-краеведческой деятельности можно сформировать у дошкольников такие коммуникативные качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого.
Туристско-краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации в каждом дошкольном учреждении. В нашем ДОУ проведение туристического слёта «Дошкольный туратлон» уже стало традицией. Задолго до проведения турслета с детьми подготовительных и старших групп проводятся занятия и по ориентированию на местности, краеведению, экологии и физической культуре с использованием туристского снаряжения и оборудования.
Дошкольный туратлон можно назвать культовым мероприятием, его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Дошкольный туратлон – визитная карточка нашего ДОУ.
Цель проекта: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 5 – 7 лет и их физического и психического развития, формирование представлений о здоровом образе жизни, путем проведения совместно с родителями спортивно-туристических мероприятий.
Задачи проекта:
- Формирование дружного коллектива посредством совместной деятельности.
- Формирование навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.
- Создание условий для формирования ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; и практических навыков здорового образа жизни
- Создание условий для формирования системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- Формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.
- Обучение детей первоначальным туристическим навыкам и знаниям о природе.
- Формирование детско-родительских отношений через совместное проведение мероприятий.
- Обеспечение содержательного спортивно-оздоровительный досуга семей в рамках проекта
Участники проекта:
- Воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ, педагоги, родители.
Руководство организацией и проведением слета возлагается на заведующего ДОУ.
Программа туристического слета «Дошкольный туратлон»
«Дошкольный туратлон» состоит из 12 туристских этапов (по количеству команд-участниц) учебно-тренировочного и спортивно-развлекательного характера.
Непосредственное обеспечение прохождения командами этапов организуется совместно педагогами МАДОУ д/с № 17.
Каждая команда состоит из произвольного количества участников и возглавляется двумя взрослыми – руководителем команды и его заместителем, назначенными администрацией ДОУ.
Ответственный за этап несет ответственность за безопасность участников при прохождении этапа.
Руководитель команды несёт ответственность за безопасность участников своей команды между этапами.
На прохождение каждого этапа команде даётся 10 минут. При этом, штрафы не ставятся, время прохождения этапа отдельными участниками не учитывается, занятые места не определяются. Главным критерием является успешное и безопасное прохождение этапа как можно большим количеством участников.
Перед началом Дошкольного туратлона каждая команда получает Маршрутный лист, в котором указаны порядок и время прохождения этапов, а также ставятся судейские отметки о прохождении этапов.
Все команды перед началом Дошкольного туратлона расходятся по «своим» стартовым этапам (указаны в Маршрутном листе группы), и одновременно по общему сигналу начинают прохождение со «своего» этапа.
Через 10 мин. по общему сигналу команды переходят на следующие этапы, согласно своим Маршрутным листам.
После прохождения этапа ответственные ставят отметку в Маршрутный лист команды в графе своего этапа.
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ
«Дошкольного туратлона»
Этапы располагаются по кругу вокруг МАДОУ д/с № 17
Каждая команда начинает прохождение этапов, согласно своему МЛ.
На прохождение одного этапа команде дается 10 минут. Через 10 мин. По общей команде прохождение этапов заканчивается, и команды переходят на следующий этап, указанный в их МЛ, и начинают его прохождение.
ПЕЩЕРА
Этап представляет собой трубу из плотной капроновой ткани, натянутую между деревьями на высоте 0,5-0,8 м от нижнего края до земли и закреплённую на основной верёвке. Длина этапа 5-6 м.
Задание: пролезть по пещере и выйти с другой стороны.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» только один участник. Ответственному за этап необходимо страховать вход участника в трубу этапа и выход из неё. Маленьким по росту детям помогать.
Особенность: в плохую погоду после прохождения 3-4 участниками этап становится грязным.
Материально-техническое обеспечение: 2 карабина для узла Гарда, основная верёвка 15-20 м., капроновая труба-пещера.
ИСТРЕБИТЕЛЬ
Этап представляет собой муляж самолёта, прикреплённого на карабинах к горизонтальной струне (тонкой верёвке) с возможностью перемещения по ней судьями этапа с помощью дополнительных управляющих верёвочек.
Задание: с определённого гл. судьёй этапа расстояния попасть мячиком (шариком или иным «боеприпасом») в муляж самолёта.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно могут «работать» от одного до нескольких участников.
Особенность: не имеется.
Материально-техническое обеспечение: Толстая леска 30м. Муляж самолёта. Три карабина.
ТИБЕТСКИЙ МОСТИК
Этап представляет собой две основные верёвки, натянутые между двумя толстыми деревьями на расстоянии 40-50 см. друг от друга параллельно друг другу в горизонтальной плоскости в 30-40 см. над землёй.
Задание: перебраться по верёвкам от одного дерева к другому любым способом.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» только один участник. Ответственному за этап необходимо двигаться рядом с участниками, вызывающими опасение и вовремя организовывать гимнастическую страховку (т.е. руками), если потребует обстановка.
Особенность: не имеется.
Материально-техническое обеспечение: основная верёвка 25-30 м. 1 блокировка. 4 карабина для Гардов.
КУБ
Этап представляет собой сетку-куб из прочной капроновой стропы, внутри которой из такой же сетки сделаны перегородки в виде небольшого лабиринта. Сетка-куб подвешена на 4 деревьях (верх – 4-5 м, низ 1м от земли) и сильно растянута. В сетке-кубе сбоку есть вход в лабиринт и выход с другой стороны.
Задание: забраться в сетку-куб, пролезть лабиринт и выбраться с другой стороны.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» только один участник. Ответственному за этап необходимо организовывать гимнастическую страховку (т.е. руками) для участников при входе и выходе из лабиринта. При необходимости помочь участнику.
Особенность: куб со временем провисает. Предусмотреть возможность подтягивания в процессе проведения мероприятия.
Материально-техническое обеспечение: сетка-куб. верёвки для крепления куба. 8 карабинов.
ПАУТИНКА
Этап представляет собой каркас из основной верёвки, растянутый на нескольких деревьях с любой запутанной конфигурацией на высоте 1 м над землёй. Внутри каркаса из репшнуров навязывается сетка-батут с небольшими ячейками (чтобы не провалились участники).
Задание: забраться на паутинку и перебраться по ней с условного начала до условного конца паутины. Условный маршрут по паутинке можно размечать любой.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» любое количество участников. Ответственному за этап необходимо организовывать гимнастическую страховку (т.е. руками) для участников при входе и выходе на паутинку для тех участников, кому это необходимо. При необходимости помочь участнику.
Особенность: паутинка со временем провисает. Предусмотреть возможность подтягивания в процессе проведения мероприятия.
Материально-техническое обеспечение: основная верёвка 30-40 м. Достаточное количество репшнуров.
ДЕСАНТЁР
Этап представляет собой систему из 3 ступенек между V-образно растущими деревьями. Двумя метрами выше верхней ступеньки закреплена основная верёвка, которая наклонно (вниз) натянута к нижней части дерева в 20-25 м в стороне. На основной верёвке крепится блок-ролик, далее карабин и репшнур с поперечной перекладиной. Кроме того, к карабину на блок-ролике крепится автономная страховка для участника из репшнура и карабина. Для подъёма на верхнюю ступеньку оборудуются две вертикальные перильные верёвки. Ниже основного блок-ролика вешается второй блок-ролик с карабином и куском основной верёвки 6-8 м для страховки приземления участника.
Задание: одеть альпинистскую страховочную систему. Используя две вертикальные перильные верёвки, подняться на верхнюю ступеньку, встегнуть в страховочную систему автономную страховку, взяться руками за перекладину, спрыгнуть со ступеньки и проехаться на ролике по десантёру вниз до земли. Отстегнуться и снять альпинистскую страховочную систему.
Обеспечение безопасности: этап обслуживается шестью специалистами. Первый специалист стоит внизу у ступенек, помогая участнику подниматься по ним и обеспечивая гимнастическую страховку участника. Второй специалист стоит на верхней ступеньке (она большая), принимает на ней участника, встёгивает в его страховочную систему автономную страховку от блок-ролика, ещё раз объясняет, как нужно ехать и выпускает подготовленного участника на десантёр. Третий специалист стоит на земле сбоку от десантёра примерно в его середине и осуществляет с помощью второго (нижнего) блок-ролика, карабина и куска основной верёвки динамическую страховку участника, притормаживая его до нулевой скорости до касания участником земли. Остальные три специалиста занимаются одеванием на участников страховочных альпинистских систем и сниманием их.
На этапе одновременно может «работать» только один участник.
Особенность: этап полностью безопасен, но имеет большую пропускную способность только если страховочные системы одевают на участников сразу два и более специалистов. Для 5-6-летних малышей в качестве альпинистской страховочной системы можно с успехом использовать две верёвочные петли из 8-9 мм верёвки.
Материально-техническое обеспечение: 1 основная верёвка 30 м. Достаточное количество блокировок и репшнуров для ступенек. 2 блок-ролика. 1 перекладина. 8 карабинов. 8м страховочной основной верёвки.
ЛАЗУТЧИК
Этап представляет собой сетку, сплетённую их репшнуров на высоте 30-40 см над землёй, крепящуюся на нескольких деревьях или искусственных опорах. На сетке в разных местах закреплены рыболовные колокольчики от удочек-донок.
Задание: проползти под сеткой (или пройти, переступая через сетку) по заданному разметкой маршруту так, чтобы ни один колокольчик не зазвенел.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» любое количество участников.
Особенность: нет.
Материально-техническое обеспечение: достаточное количество репшнуров и 10 колокольчиков.
МИНИ-РЫБАЛКА
Этап представляет собой детскую игру. Импровизированный бассейн с рыбками, оснащёнными магнитами. Удочка так же с магнитом.
Задание: используя удочку с магнитом поймать рыбку и передать удочку следующему участнику.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» только один участник. Если удочек несколько – то по количеству удочек.
Особенность: нет.
Материально-техническое обеспечение: комплект игры.
БОЛОТО
Этап представляет собой заранее уложенные на землю имитаторы кочек – специально подготовленные круги из мягкого пенополиэтилена в синтетическом кожухе.
Задание: необходимо перейти с одного берега болота на другой, причём первая и последняя кочки являются берегами болота, и наступать на них нужно обязательно. Остальные кочки можно проходить, кто как хочет и может, даже перепрыгивая через одну-две.
Обеспечение безопасности: специального снаряжения не требует. Этап разработан для любых категорий участников. На этапе одновременно может «работать» любое количество участников.
Если участник наступил мимо «кочки» в «болото» полной ступнёй (сорвался), он начинает прохождение этапа заново.
Особенность: нет.
Материально-техническое обеспечение: комплект кочек.
Для повышения эффективности туристско-краеведческой работы в ДОУ целесообразно вести сотрудничество с различными организациями. Это, и детские эколого-биологические центры, музеи краеведения, детские центры туризма и краеведения.
Таким образом, организация туристско-краеведческой деятельности в ДОУ способствует решению задач в области образования, воспитания и оздоровления. Развитие ребенка проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, что в полном объеме соответствует требованиям ФГОС ДО.
Дошкольный туризм имеет большую практическую значимость:
- во - первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения как в помещении, так и на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а также решать ряд проблем психологического здоровья ребенка;
- во – вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целесообразном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания;
- в – третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями и формируют основы первых навыков здорового образа жизни.
Интересно продуманная туристическая двигательная деятельность детей развивает у дошкольников интерес и к физической культуре, повышает мотивацию на здоровый образ жизни.
Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в рамках оздоровительной работы детского сада, с одной стороны, позволяет удовлетворять потребности детей в активной деятельности, в экспериментально – исследовательской деятельности, в мыслительной деятельности, а с другой стороны – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста
- Получение детьми первоначальных знаний о туризме и природе
- Повышение заинтересованности детей и родителей в формировании здорового образа жизни
- Расширение у детей представлений о здоровом образе жизни
- Выработка новых форм работы с родителями
- Создание условий, направленных на формирование в семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка
Показатели результативности проекта:
- Снижение уровня детской заболеваемости
- Повышение показателей развития физических качеств и уровня физической подготовленности дошкольников
- Увеличение количества воспитанников с 1 группой здоровья
Сроки реализации проекта: 2016-2018 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.
Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...
Социальный проект "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"
Цель данного проекта:Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуация...
Социальный проект для детей дошкольного возраста «Возьмёмся за руки, друзья!»
Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка и определяющих...
Социальный проект для детей раннего и дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) «Возьмёмся за руки, друзья!»
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе...
Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»
Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...
Паспорт образовательного социального проекта для детей старшего дошкольного возраста, посвященного дню пожилого человека в России.
В Паспорте образовательного социального проекта для старших дошкольников представлена информация о цели, задачах его реализации. А так же сроки реализации проекта, его участники, этапы реализации, пла...
Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"
Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...