Статья «Работа по повышению эффективности профилактики простудных заболеваний и повышению интереса к ЗОЖ»
статья
Название статьи
«Работа по повышению эффективности профилактики простудных
заболеваний и повышению интереса к ЗОЖ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Кадрова Наталья Федоровна, воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Название статьи
«Работа по повышению эффективности профилактики простудных
заболеваний и повышению интереса к ЗОЖ»
МДОУ «Детский сад № 72 «Журавлик» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, реализуемыми программами дошкольного образования: «От рождения до школы» (Н.Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.), «Кроха» Г.Г. Григорьева, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова.
Серьезное внимание уделяется проблеме сохранения здоровья воспитанников и обучения основам здорового образа жизни.
Так как направление физическая культура и оздоровление является приоритетным нашего МБДОУ, основной задачей работы коллектива на формирующем этапе является:
- Осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей;
- Оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительных технологий, через становления у детей позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания через использование инновационных здоровьесберегающих технологий.
Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста коллектив построил на следующих принципахразработанных [Виге2011].
- системность и последовательность реализации здоровьесберегающих технологий;
- сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);
- непрерывность здоровьесберегающего процесса;
- доступность технологии детям;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
Нами используются такие правила здоровьесбережения:
Соблюдение режима, больше движения, правильное питание, как можно больше положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра! |
Вся работа по реализации здоровьесберегающих технологий была построена на основе:
- медицинских показаний и распределения детей по группам здоровья.
- анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей старшего дошкольного возраста
- уровня физической подготовленности детей по данным мониторинга инструктора физической культуре.
Вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей постоянно держится на контроле и организовано таким образом, чтобы оно
- Обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие
- Помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья.
- Приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Перечислим те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы каждого детского сада. К ним относятся:
- Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы, в разных формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.
- Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре. Здоровье является интегрированной формой работы с такими видами деятельности, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, валеология.
- Спортивные развлечения, праздники.
- Утренняя гимнастика.
- Оздоровительная работа в бассейне - занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода дает сильный оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания, гендерный подход в обучении плаванию детей. Работает секция «Танцы на воде».
Так же в практику работы МДОУ была внедрена новая технология -гимнастика ДО-ИНЬ. Это комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками [Гаврючина 2013].
Кроме того, в качестве дополнительного просветительского направления в области приобщения к здоровому образу жизни была внедрена оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся».
Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.
Данная технология в нашем детском саду используются частично, в коррекционных (логопедических) группах, так как в них маленькое количество детей, на занятиях с учителем-логопедом для развития речевого дыхания и на занятиях по физической культуре. Приобретение дорогостоящего оборудования для полноценного использования данной технологии в настоящее время не считается возможным.
Внедрение в педагогический процесс занятий здоровья, планирование работы на неделю и включение в сетку занятий, представлено в таблице 4.
Таблица 4. - Сетка занятий на 2019-2020 учебный год (старшая группа)
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1. Занятие здоровья + социальный мир (1 неделя); 2. Физ-ра | 1. Занятие здоровья + обучение грамоте (2 неделя); 2. Лепка/ аппликация | 1. Занятие здоровья+ развитие речи (4 неделя); 2. Музыка; 3. Бассейн | 1. Занятие здоровья +математика (3 неделя) 2. Рисование 3. Музыка | 1. Природа; 2. Конст.\ руч.труд; 3. Физ-ра (в); |
Занятия Здоровья в данной группе проводились 1 раз в неделю по подгруппам в 6 человек. Длительность таких занятий зависела от индивидуальных психофизических возможностей ребенка и составляла от 15 до 25 мин. Длительность устанавливалась индивидуально для каждого совместно с педагогом – психологом и медицинской сестрой.
Занятия Здоровья комплексно вошли в такие разделы программы, как «Познание» (ФЭМП) и «Коммуникация». Занятия планировались педагогом в соответствии с темой занятия по математике, обучению грамоте, познавательному развитию. При проведении Занятий Здоровья не только использовалась данная здоровьесберегающая технология, но и решались программные задачи. Инструкция по проведении дыхательной гимнастики имеется в электронном пособии программно – методического обеспечения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Наряду с общеизвестными технологиями, такими как:
- Физкульт-минутки;
- Подвижные и спортивные игры, командные и индивидуальные соревнования;
- Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики
- Бодрящая гимнастика, закаливание.
- Ритмопластика.
- Релаксация.
Коллектив нашего МДОУ приступил к использованию таких технологий как:
- Стретчинг(игровой)– специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов. Проводится музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре в основной и дополнительной образовательной деятельности по физическому развитию начиная со средней группы.
- Дыхательная гимнастика– специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Проводится во всех группах в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Кроме того, с 2017 года нами используются:
- элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой;
- упражнения очистительного дыхания, составленные на основе древнекитайских оздоровительных систем, которые не только способствуют регуляции дыхательной функции организма, а также оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, снимают усталость;
- упражнения закаливающего носового дыхания, которые повышают устойчивость организма ребенка к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода.
- Комплексы оздоровительного танца Степ-Данс– система упражнений, включающая упражнения лечебной физкультуры, упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, суставная гимнастика, упражнения на степ-платформах и фитбол-мячах, танцевальные упражнения и ритмические танцы. Проводится инструктором по физической культуре в различных формах физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками.
Планируя любую здоровьесберегающию технологию, мы выделяем:
- время проведения в режиме дня;
- возраст детей;
- формы работы;
- особенности методики проведения.
Внедрение и реализация инновационных здоровьесберегающих технологий происходит в тесной взаимосвязи всех структурных подразделений дошкольного учреждения. Предлагаем Вашему вниманию модель управления образовательным процессом по реализации здоровьесберегающих технологий в нашем дошкольном учреждении.
Проверка эффективности проводимых мероприятий осуществлялась также как и на этапе диагностики исходного уровня оценки здоровья детей и уровня их знаний о здоровье человека.
Цель контрольного этапа эксперимента была проверка эффективности использования здоровьесберегающих технологий для профилактики простудных заболеваний и повышению качества знаний о здоровье человека.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Нами был проведен статистический анализ посещаемости детей и пропусков по болезни, а именно выявление количества заболевших ОРВИ и гриппом в период с 7 октября 2019 года по 7 мая 2020 года (табл.5).
Таблица 5. Показатели заболеваемости и посещаемости детей старшей и подготовительной групп МДОУ
Показатель | Мальчики | Девочки | Всего |
Количество заболеваний простудного характера | 16 | 13 | 29 |
Процент посещаемости | 79,2% | 87,8% | 83, 5% |
Опрос детей на тему «Здоровье человека» методом «Неоконченные предложения» приводился по тем же вопросам, что и на первом этапе исследования и оценивались по тем же критериям. Данные заносились в протокол беседы и обобщены в таблице 6.
Таблица 6. Итоговые результаты опроса
Показатель | Высокий | Средний | Низкий |
Мальчики (кол-во чел) | 3 | 5 | 2 |
Девочки (кол-во чел) | 5 | 7 | 1 |
Всего (чел) | 8 | 12 | 3 |
Приведенные количественные итоги опроса свидетельствуют о том, что в группе сократилось количество детей, имеющих низкий уровень владения валеологическими знаниями (с 8 чел. До 3), а, следовательно, и отношение их к здоровому образу жизни можно считать изменившимся в лучшую сторону. Интерес к здоровому образу жизни проявляют уже 8 ребят из 23.
Итоги проведенного исследования в сравнении с предыдущими результатами графически представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. – Сравнение показателей констатирующего и контрольного экспериментов (До проведенных мероприятий и после их проведения)
Проанализировав динамику количественного состава заболеваний, мы заметили снижение числа заболеваний ОРВИ в исследуемой группе детей (у мальчиков - с 17 до 16, у девочек с 15 до 13 заболевших в период проведения эксперимента.
Мы считаем, что наметившаяся тенденция к уменьшению количества заболеваний простудного характера (в значительной степени за счет ОРВИ) и средней их продолжительности в исследуемой группе, позволяет судить о перспективности применения разработанного нами комплекса здоровьесберегающих мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Виге Здоровье ребенка/Пер. с англ. Сапцина У.- М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2011.- 294с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013. – 205с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»
Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы. На современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...
«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »
В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ФОРМА РАБОТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В стватье изложен материал об организации спортивных игр и упражнений на свежем воздухе,для полноценного физического развития детей дошкольного возраста....
Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".
В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...
Статья Использование нестандартного оборудования, как способ повышения интереса к двигательной активности детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Использование нестандартного оборудования...
Система работы по повышению эффективности занятий в старшем дошкольном возрасте путем внедрения приемов поисково - экспериментальной деятельности
поисково - экспериментальнаядеятельность...