Профессиональное здоровье педагога
статья

Зайкова Елена Ивановна

В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а здоровью педагогов  не уделяется. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением педагог пришёл на работу, зависит успешность воспитанников.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe-zdorove-pedagoga.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное здоровье педагога

                  

     Состояние здоровья волнует каждого человека. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно – образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а здоровью педагогов  не уделяется. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением педагог пришёл на работу, зависит успешность воспитанников.  

 

  • Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как поправить и сохранить своё здоровье? Наряду с общими подходами, эта тема имеет и свою непростую специфику. Существуют особенно распространенные среди педагогов болезни, есть и особые «педагогические методы» укрепления и сохранения здоровья. Это очень простые способы оздоровления, используя которые можно серьезно помочь самому себе. Но все они имеют одно непростое свойство — требуют личного труда. Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Путешествуя по жизни, ты переживаешь темные и светлые полосы событий. Так принято считать, что жизнь похожа на зебру: черная полоска, белая полоска… Каких полосок было больше у меня? Могу ли я сама стать художником своей жизни? Могу. Достаточно в это поверить и раскрасить черные полосы яркими цветами радуги, в белые добавить краски и жизнь измениться. К лучшему.
  • Если человек воспринимает свое здоровье как «долг» перед кем-то, если смысл своего здоровья он видит в возможности осуществить какое-то важное дело, он сможет стать значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье — его «личное дело». В какой - то момент жизни мы теряем здоровье, зарабатывая деньги, а потом теряем деньги, восстанавливая  здоровье.
  • Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово «долг» является ключевым.
  • Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:
  • —   во-первых, педагогическая профессия — профессия здоровьеразрушающая;
  • —   во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику.
  • Проанализируем, к чему ведет резкая нехватка молодежи в педагогике. Примерно после 12 лет работы становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал часто перестает беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей. Педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в преподавании.
  • В методах воспитания все чаще встречается излишняя строгость, «наведение страха». Создается психологическая напряженность во взаимоотношениях с детьми. Это вредно и для самого педагога, так как порождает психосоматические болезни и усиливает проявления хронических заболеваний. Образ жизни современного педагога, подразумевающий хронические стрессы, многочасовую работу за компьютером в статической позе, нерациональное  питание, загрязнена экология, недостаточно ведётся спортивно – оздоровительная деятельность. В таких нездоровых условиях сосуды теряют свою гибкость и эластичность и вынуждены работать в режиме гипертонуса, в результате чего развиваются сосудистые заболевания.
  • Перегрузки в педагогической деятельности — привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправить и сохранить свое здоровье?
  • Будем реалистами. В ближайшие 20 лет нас  с вами не ждут какие-то кардинальные изменения. Поэтому все зависит от  нас. Заболевания среди педагогов распределились:
  • 1) сердечно-сосудистые;
  • 2) желудочно-кишечные;
  • 3) нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • 4) болезни крови;
  • 5) нарушение функций щитовидной железы.
  • Рассмотрим самые общие причины перечисленных заболеваний.
  •    Многие считают, что сердце человека — это некий насос по перекачке крови, увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи — духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие, зло. Язык говорит об этом фразами, имеющими глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня — нож в сердце», «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Сердцем чувствую, этот человек невиновен...», «Чует мое сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем — он жив». Человек различает несправедливость трояко;
  • — с помощью органов чувств;
  • — с помощью интеллектуального анализа;
  • — чувствуя несправедливость сердцем.
  •      Многие считают, что человеческий желудок — некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок — орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: «Я его не перевариваю...» Или: «Меня от него тошнит...» Язык явно проговаривает «мнение» желудка о ситуации. Если ситуация неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются недостаточно эффективно. Часто человек в случае волнения начинает много есть, чтобы успокоиться. Пища буквально проталкивается в кишечник не переваренная.
  • Напряжение в желудке вызывает уже знакомый нам спазм. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобен своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.
  • Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник. Любое напряженное состояние, любая опасность угнетают кишечник, как будто удар пришелся и по нему. Он сжимается, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры (бифидобактерий), которая начинает частично погибать. Причина этого — результат воздействия многих факторов, основными которых являются наследственность и образ жизни.
  • С наследственностью понятно, ее всегда нужно учитывать. На неё выпадает от 10 до 50% всех наших проблем. Но остальные проблемы возникают вследствие других причин.
  •     Заболевания крови. Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно — болезни крови могут возникать из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Вспомним фразу: «Он мне столько крови попортил», «Уж он моей крови попил...». Кровь — это озеро чистой воды по имени Жизнь. Стрессы — камни, с шумом падающие в это «озеро», расплескивающие воду, пугающие рыбное царство... В кровь вследствие стресса в повышенных дозах попадает адреналин, сахар и огромное количество веществ, необходимых для физической борьбы. А борьбы не происходит. В лучшем случае мы в волнении ходим по комнате или садимся и едим, а в худшем — сидим и переживаем. Разумеется, поступившие в кровь вещества просто отравляют ее. Меняется ее состав, кислотность и т. п.
  •       Заболевания щитовидной железы — очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют «проглоченной обидой». Всю ту неправду жизни, о которой мы упоминали, «чувствует» и эта железа. В случае несправедливости мы ощущаем напряжение в области горла. Так проявляется обида. Если огорчения возникают часто, человек привыкает ходить со спазмом в области горла, и тот становится привычным. В конце концов из-за этого спазма может возникнуть заболевание щитовидной железы. Патологические «узелки» могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.
  • Все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением.
  • А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, жестким режимом работы и необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.
  •   - Жить совсем без стресса скучно, - говорит Роберт Маундер, психиатр из «Маунт – Синай» в Торонто. – Небольшая встряска иногда полезна. Сильный же стресс вреден для здоровья, и поэтому надо научиться с ним справляться.
  •    - Йога снимает напряжение с души и тела, Глубокое ритмичное дыхание приводит в порядок мысли, успокаивает кровообращение и улучшает снабжение органов кислородом. Занимаясь йогой хотя бы несколько минут в день, вы станете более собранным, целеустремлённым и эмоционально устойчивым. На душе появится более позитивное отношение к миру и повысится работоспособность. Попробуйте делать успокаивающие и расслабляющие упражнения.
  • Поднятие руки: Медленное и глубокое дыхание успокаивает нервную систему и помогает преодолеть стресс.
  •    Сделай те глубокий вдох и поднимите руки – ладонями вверх – над головой. Старайтесь при этом не поднимать плечи. Выдыхая опускайте руки – ладонями в стороны и вниз. Повторите упражнения три, четыре раза, медленно, ритмично, соразмеряя движения рук с дыханием.
  • Поза горы: Всего лишь пять минут, и вы сможете обрести физическое и душевное равновесие, ощутить прилив сил и ясность мысли.
  •     Стоя (или сидя) сложите ладони на уровне сердца, втяните живот, спину держите прямо, расправьте плечи. Сохраняя такую позу, закройте глаза. Если вам покажется, что вы слегка раскачиваетесь, не волнуйтесь: это нормально. Попытайтесь мысленно «заглянуть» внутрь своего тела, в каждый его уголок. Дышите носом глубоко и ровно.
  •  Наклон вперёд: Эта поза проясняет сознание, усиливает приток крови к мозгу и почкам.
  •     Встаньте прямо, вытяните руки вдоль туловища. Сначала слегка согните ноги в коленях и, выпрямляя их, напрягите мышцы, чтобы избежать растяжения. Сделайте глубокий вдох, затем на выдохе согнитесь вперёд, вытягивая живот. Ладонями придерживая локти, расслабьте торс, пусть верхняя часть туловища свободно свисает. Сохраняйте эту позу не более пяти минут, затем очень медленно распрямляйтесь. И наконец, поднимите голову.

  

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда;

Редко;

Часто;

Почти всегда.

  • 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня.
  • 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой.
  • 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня.
  • 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких.
  • 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела.
  • 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня.
  • 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье.
  • 8.После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил.
  • 9. Я чувствую себя перегруженным. 

Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале:

«0» — почти никогда,

«1» — иногда,

«2» — часто,

«3» — почти всегда.

Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий.

3-12 средний,

выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

 

Супер-упражнение

Держите карандаш в вытянутой руке, сосредоточив на нем взгляд. Медленно приближайте к своему носу, не отводя  взгляда. Затем также медленно снова вытяните руку. С помощь подобных упражнений можно настолько повысить способность фокусировать зрение, что в дальнейшем не понадобятся очки и линзы.

Положите руки на шею сзади и надавливайте вперед, чувствуя напряжение в плечах. Усилия чередуйте с отдыхом. Затем сплетите пальцы ладоней и вытяните руки максимально вперед. Отдохните.

Напишите письмо! Вы можете описать все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя какое-то время, возможно, это поможет вам посмотреть на себя со стороны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагог...

Программа формирования профессионального здоровья педагогов

Программа формирования профессионального здоровья педагогов  предназначена для работников системы дошкольного образования.Содержит практический материал по формированию профессионального зд...

Профессиональное здоровье педагога и профилактика эмоционального выгорания.

Профессиональное здоровье, симптомы профессионального выгорания и способы преодоления стресса....

Консультация для педагогов: "Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить"

Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить....

Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений

В материалах  представлены факторы, влияющие на профессиональное здоровье педагогов и  техники профилактики эмоционального выгорания. Материалы будут полезны психологам, педагогам, методиста...

Статья на тему: «Профессиональное здоровье педагога»

            Статья на тему: «Профессиональное здоровье педагога»...

Профессиональное здоровье педагога и мои способы борьбы с профессиональным выгоранием

Основные причины выгорания на работе и что  мне с ними делать Монотонность, рутина и отсутствие новизныЧто делать:Если есть возможность, усложняйте задачи сами себе и устраивайте челленджи. ...