Статья на тему: «Профессиональное здоровье педагога»
статья
Статья на тему:
«Профессиональное здоровье педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_prof.vygoraniya.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Профессиональное здоровье педагога»
Санкт-Петербург 2023
Мои способы борьбы с профессиональным выгоранием.
Профессиональное выгорание – термин, вошедший в нашу жизнь с 70-х годов ХХ века. Это понятие ввел в обиход психиатр Герберт Фрейденбергер. С 2019 года ВОЗ включила «профессиональное выгорание» в международную классификацию болезней. Что же это за болезнь и почему воспитатели ей очень подвержены?
Безусловно, жизнь в современном обществе сопряжена со стрессом. Он воздействует на всех людей. Некоторые люди, умея своевременно сбрасывать напряжение, лучше справляются со стрессовыми нагрузками, другие, копя в себе негатив и эмоциональные зажимы, хуже. В группу риска попадают:
- трудоголики;
- люди с неразрешенными внутренними кризисами;
- интроверты;
- люди, регулярно проходящие переаттестацию;
- сотрудники, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с общением и взаимодействием с людьми;
- сотрудники, чья профессиональная деятельность связана с принятием быстрых решений, ответственность за последствия которых несет лично человек, принявший это решение;
- работники старше 45 лет.
Как мы видим, воспитатели по своим профессиональным и должностным, а часто и индивидуально – психологическим обязанностям, попадают в группу риска. Профессиональное выгорание легче предупредить и предотвратить, чем разбираться с его последствиями.
Чтобы своевременно предотвратить профессиональное выгорание нужно прислушиваться к себе, сигналам, которые посылает нам организм. Ведь профессиональное выгорание не происходит спонтанно, одномоментно. Ему предшествует довольно длительный процесс, который можно диагностировать по специфическим признакам. Я перечислю основные из них, встречающиеся у наибольшего количества работников.
1. Две стороны одной медали:
- человек не доволен своими должностными обязанностями, работа не приносит ему ни достаточного морального, ни материального удовлетворения, но он не готов ничего менять в своей жизни;
- человек излишне увлекается своей профессией не оставляя время на другие сферы жизни и, что еще опаснее, полноценный отдых.
2. Из-за нерешенных внутренних противоречий или психолого-физической накопившейся усталости человек начинает быстрее уставать, чаще болеть, раздражаться по мелочам. Это та стадия, когда уже необходимо задуматься о профилактике.
3. Если человек не прислушался к сигналам, посылаемым ему организмом, наступает фаза психо-эмоционального истощения, как правило, сопровождающаяся:
- отсутствием какого-либо отклика на ставящиеся рабочие задачи;
- раздражительностью, нежеланием выполнять даже необходимые профессиональные обязанности;
- нежеланием вообще идти на работу;
- все чаще обостряющимися или на пустом месте возникающими заболеваниями.
К сожалению, люди и на этой стадии развития болезни часто не прислушиваются к себе, списывают все на лень или временную, либо сезонную усталость, продолжают работать «через силу». В совокупности сложившихся обстоятельств, работу они выполняют плохо, что ведет к дальнейшему ухудшению ситуации.
4. Финальная стадия. Даже пролечившийся и качественно отдохнувший человек уже не сможет без срывов и ухудшения психического состояния и здоровья работать на прежней должности. Как профилактика, только смена профессиональной деятельности, а это тоже стресс, как для личности человека, так и самого организма.
Чтобы предотвратить такие катастрофические с точки зрения профессиональной пригодности и тяжелые для личности человека последствия, предлагаю ряд способов, помогающих предотвратить профессиональное выгорание и всегда оставаться увлеченным и востребованным специалистом в педагогической сфере.
1. Соблюдение баланса между работой и личностными интересами. Нельзя настолько увлекаться работой, чтобы страдали такие сферы жизни, как семья, не связанные с работой хобби, увлечения, отдых.
2. При недовольстве должностными обязанностями необходимо найти те, которые вас радуют. Ведь вы же выбирали эту профессию. Можно просто расчертить лист на две части, слева вверху поставить знак «+», а справа знак «-». Далее в колонки занести все ваши профессиональные обязанности. Напротив обязанности, которая доставляет вам наибольшее удовольствие, ставим «!». Далее необходимо проанализировать, что именно вы любите в своей работе. По возможности, переложите вызывающие наибольшее раздражение обязанности, например, «ведение родительских собраний» на коллег. Если это не возможно, стоит задуматься, как вы можете снизить их негативное воздействие на вас, либо, специализироваться, немного изменив сферу деятельности, в нужном Вам направлении. Возможно, Вас раздражает постоянное общение с родителями, но вы очень любите рисовать с детьми, или заниматься спортом. Переквалификация будет менее трудна, чем радикальная смена деятельности. К тому же на этом этапе может помочь руководство вашего образовательного учреждения. Как крайнее, но не самое радикальное средство, возможна смена учебного заведения, если проблемы находятся именно в сфере профессионально-межличностного общения.
3. Атмосфера внутри рабочего коллектива имеет огромное значение. Прежде чем сменить место работы, стоит обсудить накопившиеся проблемы с руководством и коллегами, постараться наладить межличностные отношения.
4. Ставить себе цели, достижение которых принесет удовольствие. Сопоставлять эти цели с рабочим планом и целями саморазвития.
5. Обязательно ставить достижимые, но амбициозные для Вас задачи, решение которых приведет к росту профессиональной компетенции. Например, провести открытое занятие, поделиться с коллегами опытом работы в интересной лично для Вас сфере, либо поучаствовать в какой-то профессиональной встрече, конференции, конкурсе. Всегда можно подобрать подходящий лично Вам на данном этапе профессионального роста вариант.
6. Самостоятельно практиковать, а, возможно, и показывать коллегам быстрые способы снятия мышечного и эмоционального напряжения. Их довольно много в интернете, можно пойти на специализированные курсы или записаться на индивидуальный, либо групповой прием к специалисту.
7. Обязательно формировать у себя правильный настрой на работу. Это как с личной гигиеной. Она просто должна быть. Правильный психологический настрой – уже половина нашего успеха, коллеги!
Всегда стоит помнить, что работа – это большая и интересная, но, все же, часть жизни. Она должна приносить радость и удовольствие от достижения новых результатов, а не постоянный стресс. Если у Вас появляются первые признаки профессионального выгорания, необходимо работать с ними сразу, а не ждать тяжелых последствий, способных повлиять на все другие сферы жизни. Надеюсь, мой опыт будет полезен вам в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС"
В статье описываются современные требованиям к педагогам в соответствии с профессиональным стандартом....
Статья на тему "Профессионально-личностная компетенция педагога"
"Профессионально-личностная компетентность педагога"...
Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"
Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...
Статья на тему "Профессиональная культура руководителя МДОУ"
Руководитель МДОУ, кто он сегодня? Начальник ремонтно-строительного управления, конторы материально-технического обеспечения?...
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Статья на тему "Профессиональное выгорание педагога в ДУ"
В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса не вызывает сомнений.В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психич...
Статья на тему: «Профессионально-педагогическая культура педагога ДО»
Профессионально-педагогическая культура – интегральное свойство личности педагога....