Технологии здоровьесбережения
консультация
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, педагога и родителей, родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_zdorovesberezheniya.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Галай Ирина Александровна
Педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 103
Невского района Санкт-Петербурга
Технологии здоровьесбережения в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, выдвигая её на одно из первых мест в системе приоритетных задач. Технология как педагогическое явление - это описание процесса достижения результатов.В качестве условий реализации технологии сохранения и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ выступает создание психологически безопасной образовательной среды.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, педагога и родителей, родителей и детей. Технология здоровьесбережения, направленная на охрану и укрепление психического здоровья детей в детском саду, может выстраиваться из следующих модулей :
- Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- Психологическая поддержка ребёнка как субъекта образовательного процесса
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении с воспитанниками по технологии здоровьесбережения состоит из этапов:
1.Дагностический
2.Проектировочный
3.Формирующий
4.Обобщающий
Цель диагностического этапа, согласно ФГОС дошкольного образования может быть определена как психолого-педагогическая диагностика развития детей, его динамики, в т.ч. измерение личностных образовательных результатов. Именно особенности динамики психологического развития в целом и его разных сторон позволяет сделать выводы о состоянии психологического здоровья дошкольников.
Задачи диагностического обследования:
- выявление специфики психологических достижений, их динамики в каждой из сфер развития ребёнка;
- установления связей между особенностями развития разных сторн развития ребёнка;
- определение социальных факторов, влияющих на общий ход развития ребёнка и становления отдельных психических функций;
- выделение факторов риска, «проблемных зон» в развитии ребёнка и взаимосвязей между ними;
- выявление индивидуальных особенностей психического развития ребёнка;
- контроль за эффективностью используемых образовательных технологий.
В ходе проектировочного этапа работа с дошкольниками проектируется на основе принципа и интеграции образовательных областей. Предлагаю систематику задач, направленных на охрану и укрепление психического здоровья детей в соответствии с образовательными областями.
Физическое развитие – задачи: развитие позитивного психосоматического состояния; повышение работоспособности, уверенности; преодоление нервно-мышечного напряжения; формирование навыков сотрудничества.
Социально-коммуникативное развитие – задачи: профилактика и преодоление эмоционального напряжения, невротических тенденций, страхов, вредных привычек, тревожности; освоение моральных норм; развитие самосознания и эмоционально волевой саморегуляции ; формирования структуры и форм общения детей со взрослыми и сверстниками, освоение продуктивных способов коммуникации в разных ситуациях, разнообразных форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие нравственных чувств.
Познавательное развитие–задачи: развитие исследовательской активности; обогащения опыта; формирование информативных представлений формирование адекватных представлений о себе, развитие познавательных чувств; формирование навыков сотрудничества.
Речевое развитие-задачи: развитие диалогического общения, языковой способности; формирование навыков сотрудничества.
Художественно-эстетическое развитие – задачи: развитие интересов, индивидуальных способностей, творческого потенциала, адекватной самооценки, уверенного поведения; укрепление позитивного психоэмоционального состояния, формирование адекватных представлений о себе, позитивного самоотношения; развитие эстетических чувств; формирование навыков сотрудничества.
Формирующий этап имеет профилактическую направленность и включает блок развивающих занятий по коррекции трудностей в психическом развитии у дошкольников.
Задачи психолого-педагогической работы: максимальная реализация возможностей возраста; развитие индивидуальных особенностей (темпераментных проявлений, интересов и склонностей гендерных отличий); предупреждение и преодоление трудностей развития ребёнка.
Работу по направлениям первого модуля обеспечивают педагоги ДО. Педагог-психолог оказывает помощь педагогам в организации повседневного общения с воспитанниками, в проектировании и осуществлении форм педагогического взаимодействия.
Второй модуль осуществляется педагогом-психологом.
Задача педагога – выступать в роли экспертов, каждодневно оценивая эмоциональное благополучие ребёнка, при необходимости своевременно адресовать педагогу-психологу запрос об оказании адресной психологической помощи ребёнку, а также создавать условия для закрепления позитивных изменений в развитии ребёнка, которые являются результатом психологической работы с ним.
Направления работы по психологической поддержке дошкольников:
1.Развитие эмоциональной саморегуляции.
Важной задачей является формирование эмпатии – способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие –либо чувства.
В связи с этим организуется работа по закреплению в сознании детей положительных переживаний, решается задача по овладению детьми языком эмоций, на основе чего и формируется умение управлять своей эмоциональной сферой.
2.Развитие коммуникативной саморегуляции.
В дошкольном возрасте межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, нов общении забывают пользоваться правилами, нередко импульсивны , не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость. Поэтому важным моментом здоровьесбережения является развитие коммуникативной сферы ребёнка, преодоление конфликтности, формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.
3.Развитие уверенности, адекватной самооценки.
Если в детстве ребёнок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, робость.
Уверенность развивается как продукт положительного самоощущения, позитивного самопринятия, адекватных представлений о себе.
4.Развитие моральной саморегуляции.
Особое значение в дошкольном возрасте имеет работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Развитие моральной саморегуляции предполагает по развитию моральных чувств, освоение моральных норм, формирование морального поведения. Речь идёт о создании условий для формирования у дошкольников так называемой сознательной нравственности, которая предполагает саморегуляцию своих поступков и действий на основе их соотнесения с моральными нормами.
Каждое направление психологической работы по психологической поддержке детей включает два аспекта деятельности педагога – психолога:
- Развивающе - профилактическое (реализация возможностей возрастного развития)
- Коррекционно-развивающее (преодоление трудностей развития детей – тревожность, страхи, агрессивность и пр.)
Формы деятельности педагога-психолога – это не только проведение специально разработанных психологических занятий, но и интегрирование психологических приёмов в разнообразные виды детской деятельности, повседневную жизнь воспитанников.
Основными психологическими средствами деятельности педагога-психолога являются:
- Психотехнические упражнения
- Психологические игры
- Этюды
- Проблемно-практические и проблемно-интеллектуальные ситуации
- Техники визуализации
- Создание творческих продуктов
Критерием эффективности психолого-педагогической работы с дошкольниками является овладение детьми нормами здоровьесберегающего поведения, важнейшие из которых:
- Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения;
- Умение положительно оценивать свои возможности, способности;
- Умение переживать эмпатию;
- Умение словесно выражать свои желания, чувства;
- Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, продуктивно разрешать конфликтные ситуации;
- Умение проявлять себя в творческой деятельности.
Литература:
1. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков.-М.,2000.
2. Иванова Н.Ф. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.- Череповец,2002.
3. Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога.-Ростов-на-Дону,2008.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.,2000.
5. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья//Прикладная психология.- 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аквааэробика- технология здоровьесбережения и сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста.
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнении каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с эти...
Деловая игра для педсовета «Использование образовательных технологий здоровьесбережения»
Деловая игра для педсовета «Использование образовательных технологий здоровьесбережения»Цель: Повысить компетентность педагогов в области образовательных технологий здор...
Технологии здоровьесбережения в ДОУ: "Быть здоровым - здорово!"
Технологии здоровьесбережения в ДОУ: «Быть здоровым — здорово!».Реализация нами инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности:• внедрение новых здоровьесберегаю...
Перспективный план работы на год по теме "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"
Перспективный план работы на год по теме "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"...
Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...
«Разноцветные кораблики». Технология здоровьесбережения.
Интереснейшая методика работы с водой для детей раннего возраста. Дети непроизвольно через экспериментальную деятельность знакомятся со свойствами воды и предметов....
«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».
В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...