Технологии здоровьесбережения
консультация

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, педагога и родителей, родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_zdorovesberezheniya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Галай Ирина Александровна

Педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 103

Невского  района Санкт-Петербурга

Технологии здоровьесбережения в ДОУ

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, выдвигая её на одно из первых мест в системе приоритетных задач.  Технология как педагогическое явление  - это описание процесса достижения результатов.В качестве условий реализации технологии сохранения и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ выступает создание психологически безопасной образовательной среды.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, педагога и родителей, родителей и детей. Технология здоровьесбережения, направленная на охрану и укрепление психического здоровья детей в детском саду, может выстраиваться из следующих модулей :

  1. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  2. Психологическая поддержка ребёнка как субъекта образовательного процесса

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении с воспитанниками по технологии здоровьесбережения  состоит из этапов:

1.Дагностический

2.Проектировочный

3.Формирующий

4.Обобщающий

Цель диагностического этапа, согласно ФГОС дошкольного образования может быть определена как психолого-педагогическая диагностика развития детей, его динамики, в т.ч. измерение личностных образовательных результатов. Именно особенности динамики психологического развития в целом и его разных сторон позволяет сделать выводы о состоянии психологического здоровья дошкольников.

     Задачи диагностического обследования:

- выявление  специфики психологических достижений, их динамики в каждой из сфер развития ребёнка;

- установления связей между особенностями развития разных сторн развития ребёнка;

- определение социальных факторов, влияющих на общий ход развития ребёнка и становления отдельных психических функций;

- выделение факторов риска, «проблемных зон» в развитии ребёнка и взаимосвязей между ними;

- выявление индивидуальных особенностей психического развития ребёнка;

- контроль за эффективностью используемых образовательных технологий.

 В ходе проектировочного этапа работа с дошкольниками  проектируется на основе принципа и интеграции образовательных областей. Предлагаю систематику задач, направленных на охрану и укрепление психического здоровья детей в соответствии с образовательными областями.

        Физическое развитие – задачи: развитие позитивного психосоматического состояния; повышение работоспособности, уверенности; преодоление нервно-мышечного напряжения; формирование навыков сотрудничества.

        Социально-коммуникативное развитие – задачи: профилактика и преодоление эмоционального напряжения, невротических тенденций, страхов, вредных привычек, тревожности; освоение моральных норм; развитие самосознания и эмоционально волевой саморегуляции ; формирования структуры  и форм общения детей со взрослыми и сверстниками, освоение продуктивных  способов коммуникации в разных ситуациях, разнообразных форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие нравственных чувств.

        Познавательное развитие–задачи: развитие исследовательской активности; обогащения опыта; формирование информативных представлений формирование адекватных представлений о себе, развитие познавательных чувств; формирование навыков сотрудничества.

        Речевое развитие-задачи: развитие диалогического общения, языковой способности; формирование навыков сотрудничества.

        Художественно-эстетическое развитие – задачи: развитие интересов, индивидуальных способностей, творческого потенциала, адекватной самооценки, уверенного поведения; укрепление позитивного психоэмоционального состояния, формирование адекватных представлений о себе, позитивного самоотношения; развитие эстетических чувств; формирование навыков сотрудничества.

 Формирующий этап  имеет профилактическую направленность и включает блок развивающих занятий по коррекции трудностей в психическом развитии у дошкольников.

         Задачи психолого-педагогической работы: максимальная реализация возможностей возраста; развитие индивидуальных особенностей (темпераментных проявлений, интересов и склонностей гендерных отличий); предупреждение и преодоление трудностей развития ребёнка.

Работу по направлениям первого модуля обеспечивают педагоги ДО. Педагог-психолог оказывает помощь педагогам в организации повседневного общения с воспитанниками, в проектировании и осуществлении форм педагогического взаимодействия.

Второй модуль осуществляется педагогом-психологом.

Задача педагога – выступать в роли экспертов, каждодневно оценивая эмоциональное благополучие ребёнка, при необходимости своевременно адресовать педагогу-психологу запрос об оказании адресной психологической помощи ребёнку, а также создавать условия для закрепления позитивных изменений в развитии ребёнка, которые являются результатом психологической работы с ним.

Направления работы по психологической поддержке дошкольников:

1.Развитие эмоциональной саморегуляции.

Важной задачей является формирование эмпатии – способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие –либо чувства.

В связи с этим организуется работа по закреплению в сознании детей положительных переживаний, решается задача по овладению детьми языком эмоций, на основе чего и формируется умение управлять своей эмоциональной сферой.

2.Развитие коммуникативной саморегуляции.

В дошкольном возрасте межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, нов общении забывают пользоваться правилами, нередко импульсивны , не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость. Поэтому важным моментом здоровьесбережения является развитие коммуникативной сферы ребёнка, преодоление конфликтности, формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.

 3.Развитие уверенности, адекватной самооценки.

Если в детстве ребёнок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, робость.

Уверенность развивается как продукт положительного самоощущения, позитивного самопринятия, адекватных представлений о себе.

4.Развитие моральной саморегуляции.

Особое значение в дошкольном возрасте имеет работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Развитие моральной саморегуляции предполагает по развитию моральных чувств, освоение моральных норм, формирование морального поведения. Речь идёт о создании условий для формирования у дошкольников так называемой  сознательной нравственности, которая предполагает саморегуляцию своих поступков и действий на основе их соотнесения с моральными нормами.

Каждое направление психологической работы по психологической поддержке детей включает два аспекта деятельности педагога – психолога:

  1. Развивающе - профилактическое (реализация возможностей возрастного развития)
  2. Коррекционно-развивающее (преодоление трудностей развития детей – тревожность, страхи, агрессивность и пр.)

Формы деятельности педагога-психолога – это не только проведение специально разработанных психологических занятий, но и интегрирование психологических приёмов в разнообразные виды детской деятельности, повседневную жизнь воспитанников.

Основными психологическими средствами деятельности педагога-психолога являются:

  • Психотехнические упражнения
  • Психологические игры
  • Этюды
  • Проблемно-практические и проблемно-интеллектуальные ситуации
  • Техники визуализации
  • Создание творческих продуктов

Критерием эффективности психолого-педагогической работы с дошкольниками является овладение детьми нормами здоровьесберегающего поведения, важнейшие из которых:

  • Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения;
  • Умение положительно оценивать свои возможности, способности;
  • Умение переживать эмпатию;
  • Умение словесно выражать свои желания, чувства;
  • Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, продуктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • Умение проявлять себя в творческой деятельности.

Литература:

1. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков.-М.,2000.
2. Иванова Н.Ф. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.- Череповец,2002.
3. Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога.-Ростов-на-Дону,2008.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.,2000.
5. Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья//Прикладная психология.- 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквааэробика- технология здоровьесбережения и сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста.

Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнении каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с эти...

Деловая игра для педсовета «Использование образовательных технологий здоровьесбережения»

Деловая игра для  педсовета «Использование образовательных технологий  здоровьесбережения»Цель:  Повысить компетентность педагогов  в области образовательных технологий   здор...

Технологии здоровьесбережения в ДОУ: "Быть здоровым - здорово!"

Технологии здоровьесбережения в ДОУ: «Быть здоровым — здорово!».Реализация нами инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности:• внедрение новых здоровьесберегаю...

Перспективный план работы на год по теме "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"

Перспективный план работы на год по теме "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"...

Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...

«Разноцветные кораблики». Технология здоровьесбережения.

Интереснейшая методика работы с водой для детей раннего возраста. Дети непроизвольно через экспериментальную деятельность знакомятся со свойствами воды и предметов....

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...