Программа «Здоровый малыш»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №44 «Детский сад №44
«Красная Шапочка» «Красная Шапочка»
от______№______ ________Т.Е.Коваль
от________________
Приказ №__________
Программа
«Здоровый малыш»
(первая младшая группа)
2020-2021 год
Воспитатели: Калинина Н.И.
Тараканова А.М.
Смоленск
2020 г.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья наших детей. Не следует также забывать, что именно дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек ЗОЖ, формирования культурно-гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) направлены, в первую очередь, на создание условий для повышения качества дошкольного образования, на создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Физическое развитие», которая направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. «Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно поэтому, так важно в дошкольном возрасте воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В дошкольные годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи:
1.Создание условий, способствующих развитию двигательной активности и поддерживающие бодрое состояние детей.
2.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
3.Формирование представлений о здоровом образе жизни.
4.Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены, о культуре питания.
5. Развитие двигательной активности, самостоятельности, а также познавательной активности малышей.
6.Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течения дня.
7.Заинтересовать родителей вопросами формирования ЗОЖ детей в семье
Реализация проекта:
1 этап - Подготовительный этап
Работа с родителями:
-Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни – что это?»
- консультация «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей», «О гигиене детей», «В здоровой семье – здоровые дети», «Нужен ли ребенку дневной сон?», «Иммунитет у детей».
- папка – передвижка «Зимние витамины: помогаем иммунитету».
- Беседы с родителями по профилактике заболеваемости.
- памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций», «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет».
- Советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания;
2 этап - Содержательный
Внедрение рабочей программы
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
- Утренняя гимнастика;
- Динамические паузы, физкультминутки;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно)
- Облегчённая одежда в помещении и на улице;
- Воздушные ванны, гигиенические процедуры.
- Хождение босиком по массажным дорожкам.
- Игры, направленные на формирование правильной осанки.
Организация предметно-пространственной среды:
• уголки «Больница», «Неболейка», «Радуга настроения»;
• атрибуты и шапочки к подвижным и сюжетно-ролевым играм;
• карточки-схемы к подвижным играм;
• детская художественная и научная литература.
• использование нестандартного оборудования и пособий.
Проведение опроса с родителями «Самооценка здорового образа жизни».
3 этап - Итоговый
Проведение итогового мониторинга и опроса родителей
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (беседа, рассказ, сказка)
- наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, экспериментирование )
- игровой
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Игровой метод (развивающая, дидактическая, сюжетно-ролевая, ситуативная, театрализованная игра).
2. Объяснительно – иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действий)
Формы занятий: Тематическая совместная деятельность, беседы.
Тема беседы
«Вкусно и полезно»
Учить детей понимать, что фрукты и овощи содержат огромное количество витаминов. Их полезно есть каждый день, но нельзя есть немытые и неспелые овощи и фрукты.
«Наши зубки»
Познакомить детей с понятием «гигиена полости рта», рассказать о важности содержания ротовой полости в чистоте, полоскании рта после еды и ежедневной чистке зубов.
«Крепкие-крепкие зубы»
Формировать у детей умение правильно чистить зубы, пользоваться зубной щёткой. Убедить детей в необходимости регулярно чистить зубы, утром и вечером, а после каждого приёма пищи – полоскать рот водой. Рассказать о том, почему нельзя одновременно есть горячую и холодную пищу, разгрызать орехи зубами.
«Злой насморк»
Развивать умение детей пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, вовремя обращаться за помощью к взрослым
«Давайте не болеть!»
Подводить детей к пониманию того, что здоровье человека нужно беречь и укреплять. Формировать привычки ЗОЖ, понимать смысл слова «болезнь», их собственного опыта делиться впечатлениями о том, что болезнь – это плохо.
«У Степашки заболело горло»
Дать детям представление о болезни и здоровье, о том, что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье (не есть холодную пищу из холодильника, не брать в рот снег и сосульки)
«В гостях у Мойдодыра»
Рассказать детям о важности быть чистым и опрятным. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться индивидуальным полотенцем после умывания
«Да здравствует мыло душистое»
Продолжать учить детей правильно пользоваться мылом, мыть руки с мылом после посещения туалета, прогулки, перед едой.
«Чебурашка промочил ноги»
Учить детей заботиться о своём здоровье. Подводить к пониманию того, что в весенние тёплые деньки легко промочить ноги и простудиться. Учить детей обходить лужи, мокрый снег, ручейки
«Филя простудился»
Формировать у детей представления о простудных заболеваниях, о правилах их предупреждения, о том, как нужно вести себя во время болезни и в период выздоровления
«Расти, коса до пояса»
Развивать умение детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала
«Физкультура и здоровье»
Формировать у детей знания о пользе занятий по физической культуре, о пользе зарядки. Продолжать работу по укреплению и охране здоровья детей
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями. Подводить детей к пониманию зависимости между занятиями физическими упражнениями и здоровьем
«Будем вежливы»
Учить детей употреблять в речи вежливые слова, здороваться, прощаться, благодарить за оказанную услугу, помощь.
«Если мне нужна помощь»
Формировать у детей навыки культурного поведения, умение обращаться за помощью к взрослому, использовать при этом вежливые слова
«Мама зайчиха учит зайчонка есть правильно и красиво»
Продолжать учить детей правильно сидеть за столом, есть аккуратно разнообразную пищу, правильно пользоваться салфеткой. Рассказать о том, что после использования салфетку нельзя бросать на пол или на стол, а необходимо положить на свою тарелку
«Как Мишка одевался на прогулку»
Формировать у детей навыки одеваться самостоятельно, учить их действовать не торопясь, аккуратно, соблюдать правила надевания предметов одежды, при необходимости обращаться за помощью к воспитателю
«Маша – растеряша»
Продолжать формировать бережное отношение к своим вещам. Закрепить понимание того, что вещи необходимо содержать в порядке, хранить их в шкафу
«Делу время, потехе час»
Актуализировать представления детей о труде, трудовых операциях. Формировать представления об активном отдыхе, о празднике, о культуре отдыха
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009
2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.
3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006
4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель, 2010 г.
5. М.М.Безруких, Л.В.Филиппова «Здоровьеформирующее физическое развитие» (здоровьесберегающая программа), М., «Владос», 2001
6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез
7. Н.Н.Лазарева, А.А.Асташкина и др., «Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка», Тольятти, типография ВУИТ, 2001
Приложение
Примерный перечень игровых спортивных упражнений по теме
1«Переправа через речку»
Развивать умение детей ходить с перешагиванием, взявшись за руки, наступать в обозначенное место, следовать простейшей инструкции
2«Цирковые лошадки»
Учить детей бегать с высоким поднятием колен, стараться двигаться грациозно и легко, передавать в движении весёлое, радостное настроение
3«Пройдём по мостику»
Закреплять умение детей ходить по ограниченной площади (доске), сохраняя равновесие
4«Зайчишки-шалунишки»
Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, развивать самостоятельность при выполнении игровых упражнений
5«Преодолеваем полосу препятствий»
Формировать моторную компетенцию детей (общая моторика), умение выполнять разнообразные движения по словесной инструкции
6«Лови мяч»
Развивать умение детей бросать и ловить мяч, развивать внимание, крупную моторику мышц, координацию движений
7«Поймай мяч»
Развивать умение детей (бросать в цель) ловить, брошенный воспитателем
8«Кегли»
Продолжать упражнять детей в метании в горизонтальную цель правой и левой рукой поочерёдно, развивать глазомер, ловкость, координацию движений
9«Зайчики»
Учить детей прыгать в лежащий обруч, сохраняя равновесие.
10«Топотушки»
Стимулировать двигательную активность детей. Совершенствовать навыки выполнения основных движений, учить ритмично двигаться под музыку, притопывать попеременно одной и двумя ногами
11«На лошадке»
Упражнять детей в выполнении прямого галопа. Учить выполнять движение легко, следить за осанкой, формировать коммуникативные навыки, развивать способность к распределению внимания
12«Санный круг»
Учить детей катать друг друга на санках по нарисованному кругу, создавать радостное настроение
13«Попрыгаем-потопаем»
Развивать у детей навыки слухового восприятия, упражнять в прыжках и ходьбе, учить действовать по сигналу воспитателя
14«Повернись и покружись»
Упражнять детей в умении быстро реагировать на сигнал, развивать чувство равновесия и координацию движений
15«Попади в ворота»
Развивать у детей координацию движений, меткость, глазомер
16«Кенгуру»
Учить детей прыжкам на двух ногах в высоту. Учить перепрыгивать 2-3 раза подряд через небольшие снежные валуны
17«Цапли»
Учить детей ходьбе с высоким подниманием колен. Учить перешагивать через препятствия, совершенствовать основные виды движений
18«Альпинисты»
Развивать умение детей подниматься на снежный вал, не дотрагиваясь руками до земли, развивать чувство равновесия, укреплять мышцы ног и спины
19«Из обруча в обруч»
Учить детей прыгать на двух ногах из обруча в обруч, сохраняя равновесие
20«Догони мяч!»
Упражнять детей в беге, развивать способность ориентироваться в пространстве
21«Весёлые пружинки»
Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд (принимать правильное исходное положение перед прыжком, выполнять группировку и прыжок)
22«Из кружка в кружок»
Совершенствовать умения и двигательные качества детей, связанные с прыжками на двух ногах с продвижением вперёд в определённом направлении
Приложение
Детская художественная литература
О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании - О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании - 3. Александрова «Большая ложка»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Прогулка»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; «В день морозный»; С. Михалков «Прогулка».
Потешки
«Водичка, водичка»
«Теплою водою»,
«Уж я Танюшечке пирог испеку»
«Ножками потопали»,
«Уж я косу заплету»
«Где мой пальчик?»
«Мне уже четыре года» (фольклор)
«Завяжу потуже шарф»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровый малыш"
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Здоровый ребёнок», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива...
Авторская программа «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоци...
Физкультурно-оздоровительна программа Здоровый малыш
В программе отражены цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, ожидаемые и конечные результаты физкультурно-оздаровительной программы....
Программа "Здоровый малыш"
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и родителями с применением здо...
Программа «Здоровый малыш»
Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической работы в МДОУ № 32, ежедневная, систематическая работа проводится с детьми всех возрастных групп с 3-х до...
Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»
Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»...
Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"
Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"...