Программа «Здоровый малыш»
методическая разработка на тему
Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической работы в МДОУ № 32, ежедневная, систематическая работа проводится с детьми всех возрастных групп с 3-х до 7 лет. В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_malysh.doc | 556.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
Программа
«Здоровый малыш»
Авторы – составители:
Л.Д. Абрамова – заведующий;
А.Ю. Луференко – зам. зав. по ВР;
Е.Ф.Жуковская – учитель-дефектолог.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической работы в детском саду № 32, ежедневная, систематическая работа проводится с детьми всех возрастных групп с 3-х до 7 лет. В саду осуществляют оздоровительную работу педагоги общеразвивающих групп (5 групп), профилактика и закрепление здоровых детей и индивидуальный,
дифференцированный подход проводится с часто болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья. А так же в саду ежедневно осуществляется лечебно-оздоровительная, оздоровительно-профилактическая работа с детьми в группе с нарушением зрения.
Данная концепция является результатом изучения специальных медико-педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта оздоровительно - профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.
Программа адресована работникам МДОУ № 32, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………. | 4 |
1. Аналитическое обоснование программы ………………………... | 7 |
1.1. Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении ………...………………………………………... | 7 |
1.2. Анализ заболеваемости детей ……………………………………. | 9 |
1.3. Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми ………... | 12 |
1.4. Анализ ресурсного обеспечения программы …………………… | 14 |
1.5. Материально – технические условия ……………………………. | 15 |
1.6. Кадровое обеспечение ……………………………………………. | 16 |
2. Концептуальные подходы к построению программы ……………. | 17 |
2.1. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования | 22 |
3. Система методической работы по повышению компетентности педагогов в области здоровьесбережения…………………..…………. | 23 |
4. Взаимодействие с семьей …………………………………………… | 28 |
5. Мониторинг эффективности реализации программы …………… | 30 |
6. Промежуточные результаты ………………………………………. | 31 |
Литература …………………………………………………………….. | 34 |
Приложения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральными государственными требованиями» и т.д.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз, 25-30% детей, приходящих в первый класс имеют разные отклонения в состоянии здоровья.
Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.
Реально оказать влияние на здоровье в условиях МДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.
Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».
Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую в системности.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:
*профессионализм педагогических кадров;
*соответствующее материально-техническое оснащение МДОУ;
*организация деятельности МДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;
*мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;
*целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития МДОУ.
Актуальность проблемы оздоровления дошкольников вызвана объективной необходимостью научно обоснованного подхода к разрешению противоречий проявившихся в процессе организации профилактической помощи детям с ослабленным здоровьем в условиях МДОУ.
Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:
*общественной потребностью в сохранении, укреплении и развития здоровья дошкольников и реальной социально-экономической ситуацией;
*стихийно сложившимся и целенаправленно управляемым положительным опытом коллективов по оздоровлению воспитанников МДОУ;
*между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико-педагогических условий;
*между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.
Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
В соответствии с целью, коллективом были определены следующие
задачи:
- изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях МДОУ.
- определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.
- разработать концептуальную модель программы.
- внедрить в практическую деятельность оздоровительную программу.
-отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях МДОУ.
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на
следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:
1. принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
2. принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников МДОУ.
3. принцип концентричного обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
4. принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
6. принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
7. принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
8. принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
9. принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.
10. принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
11.принцип целостно – смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в МДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
12.принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
13. принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
14. принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
15. принцип взаимодействия МДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
16. принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе
с детьми.
1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1. Анализ оздоровительного процесса в МДОУ № 32
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из главных задач нашего детско сада.
Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Учитывая специфику дошкольного учреждения и необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, определились следующие особенности организации деятельности МДОУ № 32:
Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через:
- создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров;
- мотивацию родителей на совместную оздоровительно-профилактичес- кую работу;
- преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;
- разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздо- ровления.
Изменение формы и организации образовательного процесса (переход от фронтальных занятий к комплексным занятиям в игровой форме (ФГТ) небольшими подгруппами с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья ребенка), усиленный медицинский контроль за организацией физкультурно-оздоровительного процесса.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (соблюдения активного двигательного режима, прием детей на свежем воздухе, ежедневная утренняя гимнастика, психогимнастика, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки и др.), способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.
Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях МДОУ.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.
Единство воздействия со стороны всех сотрудников детского сада для организации единого воспитательно-образовательного и оздоровительного процесса.
В МДОУ № 32 создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Оздоровительный процесс включает в себя:
- профилактико-оздоровительные мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями);
- общеукрепляющую терапию (витаминотерапия, полоскание горла травяными растворами, использование оксолиновой мази, применение чесночных бус и др.);
- физиотерапию (УФО, массаж) по назначению врача;
- фитотерапию (шиповник);
- организацию рационального питания (четырехразовый режим питания по технологическим картам, включающим выполнение норм натуральных продуктов, правильное сочетание блюд в рационе, витаминизация третьих блюд).
- десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов;
- санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:
- рациональный режим дошкольников;
- двигательная активность во время непосредственно образовательной деятельности (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры);
- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, контрастные воздушные ванны, ребристые дорожки, обширное умывание);
- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и
формированию здорового образа жизни;
- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (индивидуальные физические упражнения и игры, психогиснастика и мн. др.);
- режимы проветривания и кварцевания.
Данная организация деятельности осуществляется специалистами:
- врачом-педиатром;
- старшей медицинской сестрой;
- инструктор по физическому воспитанию.
Благодаря созданию медико-педагогических условий и системе оздоровительных мероприятий показатели физического здоровья детей стабильно.
Динамика снижения заболеваемости воспитанников по ОРВИ и гриппу – (за последние три года) яркий показатель эффективности работы коллектива МДОУ по оздоровлению детей.
1.2. Анализ заболеваемости детей за период 2010-2012г.г.
Перечень заболеваний | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Количество случаев заболеваний | 186 | 189 | 172 | 185 | |||
Количество на 1 ребенка | 1,7 | 1,8 | 1,6 | 2 | |||
Несчастные случаи, отравления, травмы | - | - | - | - | - | - | |
Количество ЧДБ детей | 10 | 10 | 11 | 19 | |||
Индекс здоровья N 15%-40% | 33,3% | 37,4 % | 34,7% | 41,7% |
Движение детей по группам здоровья
Распределение детей по группам здоровья | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
1 группа | 33% | 37% | 35% | 32,3% | |||
2 группа | 47% | 27% | 35% | 46,9% | |||
3 группа | 20% | 35% | 29% | 20% | |||
4 группа | 0 | 0,8% | 0,8% | 0,8% |
Процент детей имеющих хронические заболевания на 2011-2012
№ п/п | Классификация болезней | Нозологическая форма | Количество детей |
Болезни органов дыхания | Бронхиальная астма, рецидивирующий бронхит | 1 (0,8%) | |
Болезни ЛОР-органов | Хронический тонзиллит, хронический отит, гипертрофия миндалин | 4 (3%) | |
Патология ЖКТ | Долихосигма, пахово-машоночная грыжа | 4 (3%) | |
Болезни мочеполовой системы | Хронический пиелонефрит, гиомерулонефрит | 5 (3,8%) | |
Болезни кожи и подкожной клетчатки | Экзема, атипический дерматит | 7(5,4%) | |
Болезни эндокринной системы | Гипофункция щитовидной железы, коллагенопатия | 0 | |
Патология органов зрения | Косоглазие, астигматизм, миопия | 16 (12,3%) | |
Патология мочеполовой системы | Гипоспадия, пиелоэктазия | 2 (1,5%) | |
Неврологические заболевания | ППЦНС, неврозоподобный синдром, натальная травма ШОП | 5 (3,8%) | |
Патология опорно-двигательного аппарата | Косолапость, деформация грудной клетки, нарушение осанки, плоскостопие | 1 (0,8%) | |
Болезни зубов | Кариес | 46 (35,4%) |
Основным методом оптимизации оздоровительно-профилактической деятельности в МДОУ является «мониторинг здоровья» ребенка, который осуществляется врачом и старшей медицинской сестрой.
Цель мониторинга:
Повышение уровня здоровья детей.
Аспекты отслеживания:
- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых отчетов МДОУ по посещаемости и причинам отсутствия детей;
- периоды обострения детской заболеваемости в разных возрастных группах;
- оценка адаптации детей вновь пришедших МДОУ;
- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;
- общее физическое развитие детей;
- уровень физической подготовленности детей.
Оздоровительная работа включает в себя составление:
- тетрадь здоровья ребенка;
- разработку рекомендаций родителям по укреплению здоровья детей, выполнению культурно-гигиенических норм и по системе закаливающих мероприятий.
Коррекционно-оздоровительная работа инструктора по физической культуре и старшей медицинской сестры проводится с учетом результатов осмотра и рекомендаций врача-хирурга.
Год Диагноз | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 3014 год |
Аномалия осанки | 3 (2,3%) | 2 (1.6%) | 2 (1,5%) | ||
Сколиоз | 0% | 0% | 0% | ||
Плоскостопие | 7 (5,6%) | 10 (8%) | 13 (10%) |
Направлена на:
- формирование оптимальной статики осанки и постановки стопы (развитие устойчивости, равновесия, ориентации на поверхности);
- формирование основных манипуляций и локомоций (ползание, лазание, ходьба, бег, бытовые и спортивные движения);
- формирование психоэмоциональных и ритмических движений;
- формирование оптимального динамического двигательного стереотипа (развитие моторики).
Занятия с детьми проводятся с учетом рекомендаций врача.
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:
1 блок. Специально организованное обучение, где взрослые выступают в качестве партнера-инициатора. Используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно-познавательные – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, элементы релаксации, обмен впечатлениями).
2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между непосредственно образовательной деятельности, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми.
3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.
С этой целью оборудованы функциональные помещения с необходимым оборудованием и атрибутикой. Помимо этого используются особые условия дошкольного учреждения. На территории детского сада оборудована «Спортивная площадка», в каждой группе имеются физкультурные уголки для проведения игровых и гимнастических упражнений, а так же подвижных игр и соревнований.
Рационально организованную деятельность по физической культуре позволяет получать положительную динамику физического развития подготовленности детей (положительную динамику физической подготовленности детей можно проследить на примере подготовительной группы).
Итог по образовательной области «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
1.Подготовительна группа
Низкий уровень – 0ч.-0%
Средний уровень – 1ч. – 5 %
Высокий уровень – 20 ч.-95%
Здоровье:
Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 14%
Высокий уровень – 86%
Физическая культура:
Низкий уровень – 0%
Средний уровень – 11%
Высокий уровень – 89%
Воспитанники МДОУ являются участниками, в городском фитнесс - фестивале.
1.3. Анализ коррекционно-развивающей работы в группе детей с нарушением зрения
Способность видеть без изкожений в повседневной жизни ребенку с ограничными возможностями – это большое счастье и огромный труд для специалистов. Становление ребенка как личности невозможно переоценить. Хорошее зрение способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека.
В последнее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих проблеммы со зрением. Зрительные нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение в пространственной среде и ухудшается физическая активность – от этого происходит физиологические проблемы.
Полноценное зрительное развитие в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Необходимость максимально раннего коррекционного воздействия обусловлена, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте отмечается становление всех и функциональных систем организма, происходят первые социальные контакты.
Специфика коррекционной работы в дошкольном учреждении заключается: в обучение и воспитание детей с нарушением зрения направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитие детей, осуществление лечебно – восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Это достигается системностью лечения и сочетанием его с коррекционно - педагогической работой, одним из направлений которой является развитие зрительного восприятия. Для этого разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия, которая предусматривает во всех видах детской деятельности применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения.
Для работы с детьми с нарушением зрения функционирует ортоптический кабинет и кабинет учителя - дефектолога.
Учитель - дефектолог, наряду с традиционными, использует в работе современные инновационные технологии, направленные на создание педагогически целесообразной среды:
1.Перечень общих пособий для работы с детьми амблиопией и косоглазием:
-фланелеграф для фронтальной работы и индивидуальные фланелеграфы на подгруппу детей (2-х цветн., фон темный и светлый);
-фоны;
-подставки;
-указки;
-примерный список методической литературы по проблемам амблиопии и косоглазия;
2. Пособия по развитию зрительного восприятия (фронтальные и индивидуальные);
-пособия по формированию сенсорного восприятия: цвета (дифференцировки, соотношения, локализации, насыщенности оттенков), формы (объемные и плоскостные) величины;
-алгоритмы – иллюстрации по предметному восприятию;
-пособия по формированию предметных представлений;
Натуральные предметы, муляжи, игрушки, цветные картинки разного размера в разных модальностях (типичное, контурное и силуэтное изображение предметов), трафареты (внутренние и внешние);
-пособия по развитию зрительно-слуховой памяти;
-пособия по развитию не стереоскопических способов анализа глубины пространства (перекрытия, удаление и т.д.)
3.Пособия по ориентировке в большом и малом пространстве (звукоориентиры, вспомогательные средства, макеты помещений и планы, иллюстрации поз ребенка при ходьбе и др.)
4.Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, танграмы и др.)
5.Пособия по развитию мелкой моторики рук (бусы, шнуровка, застежка и др.)
6.Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных):
-для развития неречевых (мимика, поза, жест) и речевых средств общения ребенка;
-специальные пособия на развитие зрительных функций (кольцебросы, сенсомотиваторы).
Здоровьесберегающая работа в коррекционной группе направлена в первую очередь на восстановление зрения и его функций, на предотвращение снижение остроты зрения, на преодоление гиподинамии у детей, имеющих зрительные нарушения (косоглазие и амблиопия). С этой целью в группе проводятся следующие мероприятия:
№ | Здоровьесберегающии технологии | Цель | Мероприятия | Ответственный |
1 | В.Ф.Базарного а) тренажер зрительно-двигательных траекторий | Развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц, снятия напряжения | Ежедневно в середине НОД несущих высокую зрительную нагрузку | учитель-дефектолог воспитатели |
б) световые стимулы в) смена динамических поз | Развитие зрительного внимания Снятие статистического напряжения, повышение работоспособности | Ежедневно перед НОД или в ходе занятия Через каждые 10 мин. на НОД с преобладанием | учитель- дефектолог воспитатель учитель-дефектолог воспитатели | |
2 | Э.С.Аветисов Комплексы упражнений для глаз а) отдельные упражнения или комплекс б) метка на стекле | Улучшение циркуляции крови и внутри глазной жидкости | Перед НОД во время групповых и индивидуальных занятий, при проведении ортоптического лечения Укрепление глазодвигательных мышц, усиление аккомодации | учитель - дефектолог воспитатели мед. сестра ортоптистка |
3 | Л.А. Грегорян Система зрительных нагрузок | Подбор заданий, пособий для каждого ребенка с учетом возраста ребенка, индивидуальной характеристики дефекта зрения, его диагноза и рекомендаций врача - офтальмолога. | Во всех видах НОД и упражнений, направленных на формирование зрительного восприятия | учитель - дефектолог воспитатели мед. сестра ортоптистка |
4 | У.Г. Бейтса Пальминг | Для снятия зрительного напряжения | После НОД | Учитель - дефектолог Воспитатели |
5 | Тренажеры «Пароход», «Дым», «Улитка», «Елка», «Солнышко», «Травка» | Развитие прослеживающих функций глаз | Во время НОД и поле | Учитель - дефектолог Воспитатели |
6 | Тренажеры «Цветовые стимулы», «Цветные ладошки», «Цветик –семицветик», «Радуга», «Ночное небо» «Елочка» | Развития цветовосприятия | На НОД и в свободное время | Учитель - дефектолог Воспитатели |
7 | Таблицы для восстановления зрения Олега Панкова и Татьяны Елисеевой | Тренировка прослеживающих функций глаз, укрепление глазодвигательных мышц, зрительного внимания, зрительных функций | На индивидуальных занятий | Учитель-дефектолог |
8 | Игры –физкультминутки для детей с нарушением зрения (Шабанова, Выгодская, Пелленгер,Успенская) | Развитие зрительного внимания, глазодвигательных функций, снятия напряжения | Между НОД | Учитель - дефектолог Воспитатели |
9 | И.К.Т. Компьютерные обучающие программы: «Супердетки +»; «Развивающие игры для детей от 3 до 5 лет»; «Несерьезные уроки 3» - готовимся к школе 5-7 лет. | Развитие зрительного внимания, памяти, мышления | На индивидуальных занятий | Учитель -дефектолог |
- технология обеспечения саморегуляции личности дошкольника;
Коррекционно-педагогическая помощь осуществляется в тесном сотрудничестве:
- с медицинскими работниками, что позволяет на ранних стадиях определить и спрогнозировать задержку речевого и психического развития у детей с осложненными клиническими диагнозами, устранить их или облегчить с помощью организованного медицинского лечения;
- воспитателями, другими специалистами, что позволяет определить и уточнить степень нарушений психомоторного развития, составить индивидуальные планы и программы, которые анализируются и корректируются на ПМПк;
- с родителями, которые становятся участниками процесса.
Благодаря такому сотрудничеству осуществляется индивидуальное сопровождение ребенка и установлен положительный психологический настрой, возникающий в процессе постоянных контактов воспитателей, специалистов и родителей.
Для достижения более эффективных результатов в организации коррекционно-педагогической помощи необходимы:
- большая заинтересованность всех участников образовательного процесса в адаптации и интеграции ребенка;
- превращение семьи в активного субъекта образовательного процесса, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей;
- более эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- предметно-пространственная организация образовательной среды, наиболее эффективно направленной на адаптацию ребенка в социуме.
1.4. Анализ ресурсного обеспечения программы
Программно-методическое обеспечение базируется на основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Физическое развитие детей в детском саду осуществляется инструктором по физической культуре на основе программы МДОУ.
Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения.
Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги МДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.
1.5. Материально-технические условия
Медицинский блок, предназначенный для проведения лечебно - оздоровительной и профилактической работы с детьми включает в себя следующие помещения:
- медицинский кабинет;
- изолятор;
- кабинет ортоптический;
- кабинет учителя-дефектолога;
- физкультарный зал (совмещенный);
- физкультурные уголки в группах.
В детском саду имеется следующее медицинское оборудование:
- бактерицидная лампа;
- облучатель – рециркулятор СН-211-130;
- тубус-кварц;
- плантограф;
- динамометр.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционируют: физкультурный зал, оснащенный необходимым спортивным оборудованием (совмещенный с музыкальным залом).
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей.
В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
2. Концептуальные подходы к построению программы «Здоровый малыш»
Известно, что дошкольное детство – старт развития личности, во многом определяющий ее жизненный путь.
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Выпуск детей с нарушением зрения в массовую школу
Задачи:
- Разработать индивидуальные маршруты оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй;
- Обеспечение семей часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
- Разработать комплексный план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов.
Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.
Она включает в себя 3 основных направления:
Физическое здоровье
Цель: Повышение уровня физического здоровья детей дошкольного
возраста в МДОУ и в семье.
Задачи:
- изучение уровня физического развития и выносливости детей дошкольного возраста;
- анализ возможности воспитательного процесса в дошкольном учреждении, семье для комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников;
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей.
Принципы построения раздела «Физическое здоровье»
Единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не
сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие
влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов.
На основе анализа проводимой работы по укреплению здоровья детей по всем основным показателям необходимо определять направления работы в целом и по каждой возрастной группе.
Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.
Ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки, региональных и климатических условий в районе детского учреждения.
Обеспечение дошкольного учреждения современным физкультурным оборудованием.
Психическое здоровье
Цель: Создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических
средств и методов.
Задачи:
- создание в МДОУ атмосферы психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
- купирование нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы.
Принципы построения раздела «Психическое здоровье»
Принцип сохранения и улучшения нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.
Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:
- формирование навыков общения;
- гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;
- коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
- коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
Принцип учета общих закономерностей разностороннего развития детей дошкольного возраста в развитии психических процессов.
Каждый ребенок обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый ребенок требует индивидуального подхода, опираясь на сензитивность данного этапа развития ребенка.
Реализация деятельностного подхода к воспитанию, то есть проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
С целью формирования, закрепления знаний об отдельных признаках,
свойствах и отношениях объектов реальной действительности проводятся специальные дидактические игры, используются специальные коррекционные упражнения.
Стимуляция психической и двигательной активности детей осуществляется в различных видах детской деятельности (бытовой, игровой, изобразительной, трудовой).
Социально-нравственное здоровье
Цель: Формирование духовных общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- воспитание основ духовности, гуманизма, созидательно-творческого
отношения ребенка к миру;
- формирование высоконравственных начал личности через культуру
речевого общения;
- формирование представлений у ребенка о взаимосвязи природы и че-
ловека.
Принципы построения раздела «Социально-нравственное здоровье»
Принцип постепенного усиления осознанности социально-нравственных представлений:
- понимания красоты и смысла нравственных поступков;
- необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;
- осознания последствий положительных или отрицательных поступков;
- установление причинно-следственной связи между отношениями;
- чувствами к поступкам людей;
- усиление роли самооценки в поведении.
Применение указанных принципов и разработанного на их основе комплекса оздоровительно-коррекционной работы обеспечит выполнение главных задач по укреплению физического, психического и социально-нравственного здоровья детей.
Работа по реализации программы «Здоровый малыш» рассчитана на пять лет 2012-2017 гг., и планируется в три этапа.
1 этап, его продолжительность один год 2012-2013 учебный год
Цель: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
Тема: Диагностика индивидуальных особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей как необходимое условие для создания комплекса оздоровительно-профилактической работы.
Условия достижения цели:
- Наличие методик медико-педагогического диагностирования индивидуальных особенностей детей.
- Изучение особенностей физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
- Наличие оптимальных условий для проведения оздоровительно-профилактической работы.
- Создание системы мер для усиления семейного воспитания по физическому, психическому здоровью и социально-нравственному развитию детей.
Предполагаемый результат:
- Воспитатели имеют высокий профессиональный уровень и отлично владеют теорией и методикой диагностирования.
- Определен уровень физического, психического здоровья и социально-нравственного развития детей.
- Укреплена материальная база для осуществления оздоровительно-профилактической работы.
- Налажен тесный контакт педагогического коллектива со специалистами и родителями.
П этап, его продолжительность один год 2013-2014 учебный год
Цель: Организация оздоровительно-профилактической системы работы в условиях МДОУ.
Тема: Разработка комплекса оздоровительно-профилактической работы, как основа полноценного здоровья ребенка.
Условия достижения цели:
- Наличие системы контроля за динамикой физического, психического и социально-нравственного развития детей.
- Наличие резерва для повышения уровня полноценного здоровья детей.
- Создание творческих и проблемных групп.
- Создание моральных и материальных стимулов к профессиональному росту педагогов и их творчеству.
Предполагаемый результат:
- Повышена результативность работы индивидуально-групповым методом.
- Повышены тренированность организма и устойчивость к утомлению, создана атмосфера психологической защищенности; созданы условия для гуманистической направленности поведения ребенка.
- Создана творческая атмосфера и повышен уровень педагогического мастерства по вопросам полноценного здоровья ребенка.
- Создан благоприятный психологический климат.
Ш этап, его продолжительность три года 2014-2016г.
Цель: Реализация программы оздоровительно-профилактической работы в МДОУ.
Тема: Полноценное здоровье ребенка как результат реализации комплекса системы оздоровительно-профилактической работы в условиях МДОУ.
Условия достижения цели:
- Применение всех рациональных форм и методов организации работы с детьми по укреплению полноценного здоровья.
- Базирование оздоровительно-профилактической работы на новых достижениях в области педагогики, психологии и медицины.
- Выявление передового педагогического опыта семейного воспитания, обобщение и последующее его распространение среди родителей.
- Полное соответствие материально-технической базы.
Предполагаемый результат:
- Созданы все условия для полноценного здоровья детей.
- Организована и скоординирована медико-педагогическая работа с учетом естественных возможностей и потребностей ребенка.
- Работа с родителями построена на принципах преемственности семьи и ДОУ.
- Материально-техническая база соответствует всем требованиям и условиям.
Планируемый конечный результат:
- Создана программа по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста.
- Дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, у ребенка сформированы ценностные основы отношения к действительности.
- Повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.
2.1. Критерии и показатели мониторинга качества системы дошкольного образования
Удовлетворение потребностей населения в услугах дошкольного образования:
- Использование потенциальных возможностей МДОУ (вариативность
форм оказания дошкольных образовательных услуг).
- Открытость системы дошкольного образования социальной среде, взаимодействие ее с другими социальными институтами детства.
- Охват детей развивающим обучение в МДОУ.
- Инновационная деятельность МДОУ.
- Реализация приоритетного направления деятельности детского сада.
- Использование валеологической поддержки образовательного процесса в МДОУ.
- Коэффициент посещаемости МДОУ.
Реализация мониторинга осуществляется на основе документов и мате-
риалов, полученных в ходе:
- лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
- оценка деятельности МДОУ при помощи анкетирования родительской общественности. Приложение 3;
- самоанализа деятельности МДОУ в аспекте качества образования;
- отчетности, утвержденной нормативными актами федерального уровня (отчет 85-К)
Результаты мониторинга фиксируются в таблицах, соответствующих це-
лям и задачам конкретных исследований. На основании которых дается оценка деятельности МДОУ.
3. Система методической работы по повышению компетентности
педагогов
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.
В учреждении имеется: физкультурно – музыкальный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в МДОУ выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в МДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей.
Однако, главное действующее лицо в педагогическом процессе – воспитатель, именно ему предъявляются требования, ориентируя его на получение качественных показателей.
В связи с этим, работа с кадрами предусматривает:
- реализацию комплексных мер по использованию здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение дифференцированного подхода к физическому воспитанию с разными группами здоровья;
- снижение и профилактику детской заболеваемости;
- повышение компетентности родителей в вопросах охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;
- оказание помощи педагогам в проведении мониторинга.
Обновление содержания работы по физическому воспитанию в МДОУ
В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в МДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни в МДОУ обновляется вариативная здоровьесберегающая среда. Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Зимние олимпиады», «Семейные старты», в которых используется спортивное игры.
В детском саду созданы оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности.
Современные оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в своей работе педагогами
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
1. Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель |
2. Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
3. Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, Инструктор по физической культуре |
4. Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, Инструктор по физическому воспитанию |
5. Игровой час во вторую половину дня | Для всех возрастных групп, в игровых зонах. | Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. | Все педагоги МДОУ |
6. Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели |
7. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
8. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
9. Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
10.Физическая культура | 3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Вторая младшая группа 1 раз в групповой комнате, 15 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст и подготовительный возраст 2 раза в спортивном зале, 1 раз на улице круглый год - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает МДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
Применяемые педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающие педагогические технологии повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
4. Взаимодействие с семьей.
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом ЧБД) в течение всего года.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
- Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.
- Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
- Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое
3. Психофизическое
Просветительское направление
- Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
- Собеседование (сбор информации)
- Анкетирование, тесты, опросы
- Беседы
- Встречи со специалистами
- Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
- Круглый стол
- Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
- Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья.
Культурно - досуговое направление
- Дни открытых дверей.
- Совместные праздники и развлечения.
- Организация вечеров вопросов и ответов.
Психофизическое направление.
- Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
- Спортивные соревнования.
- Тренинги, семинары – практикумы.
Взаимодействие с родителями по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг в сфере оздоровления детей осуществляется на основе мониторинга степени удовлетворенности родителей оказанными образовательными услугами.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровье
5. Промежуточные результаты
Программа «Здоровый малыш» была разработана творческим коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32 комбинированного вида» в 2012году. Программа рассчитана на период 2012-2017 годы.
В рамках этой программы разработан план по улучшению состояния здоровья детей, включающий в себя: организацию двигательного режима, закаливание, витаминотерапию, профилактику заболеваемости, лечебно-оздоровительную работу с детьми с нарушением зрения. Приложение 1.
Анализ результативности по итогам 2011/2012 учебного года свидетельствует о хорошей работе педагогического коллектива по программе «Здоровый малыш». На наш взгляд это связано с системным подходом к организации образовательно-оздоровительного процесса, использованием воспитателями в своей работе современных здоровьесберегающих технологий, совершенствованием форм и методов методической работы, выстраиванием тесного взаимодействия с родителями и объектами социального окружения.
Вывод:
Заболеваемость детей, посещающих наше дошкольное учреждение, имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем, дети поступают в детский сад с хроническими заболеваниями, которые возрастают к 6-7 годам. Причинами, на наш взгляд, является нестабильность социально-экономической ситуации в стране и семье, ухудшение экологического состояния.
В МДОУ№ 32 проводятся разные виды физической культуры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна. В игровых залах оборудованы спортивные уголки со спортивным оборудованием.
В МДОУ разработан план оздоровительных и профилактических мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов, в котором отражена система специальных закаливающих профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых круглый год. Особое внимание уделяется часто длительно болеющим детям – осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию: более длительно проводятся щадящие формы закаливания. Приложение 2.
Параллельно с закаливанием в МДОУ проводятся лечебно-профилактические процедуры: специальные закаливающие процедуры, фитотерапия, витаминизация.
Регулярно проводятся спортивные праздники и досуги совместно с родителями.
Литература
Е.Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия» М.: 2009г.;
Елжова Н.В. «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении» сердце отдаю детям, Феникс.: 2011г.;
Г.А. Широкова «Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении», Финикс.: 2009г.;
Э.Я. Степаненкова «Методика физического воспитания», М.: 2005.
Приложение 1
План мероприятий, направленных на улучшение здоровья
воспитанников МДОУ№ 32
№ | Мероприятия. | Срок | Ответственный |
1 | Строгий контроль за выполнением санитарно-противоэпидемического режима, гигиенических и закаливающих мероприятий. | Постоянно, ежедневно | Врач-педиатр, медсестра |
2 | Контроль санитарного состояния пищеблока и технологической обработки блюд. | Постоянно, ежедневно | медсестра Заведующий МДОУ |
4 | Строгий контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий и правильной организацией карантинных мероприятий. | Во время инфекционных заболеваний. | Заведующий Врач-педиатр ст.медсестра |
5 | Проведение профилактики с использованием оксолиновой мази. | В период эпидемии гриппа, ОРЗ | Врач-педиатр, ст. медсестра |
6 | Продолжить выделять группу ЧБД с составлением индивидуальных планов наблюдения для этих детей и оценкой эффективности оздоровления. | Постоянно | Врач-педиатр, ст. медсестра |
7 | Осуществлять преемственность между детской поликлиникой и МДОУ в реабилитации детей из групп риска, из группы ЧБД, с хронической патологией, с отклонениями в состоянии здоровья, после острых заболеваний (острая пневмония, кишечная инфекция, ангина). | Постоянно | Врач-педиатр, ст. медсестра |
8 | Информировать педагогический коллектив о состоянии здоровья каждого ребёнка с выдачей индивидуальных рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья на медико-педагогических совещаниях. | 1 раз в 3 месяца. | Врач-педиатр, ст. медсестра |
9 | Продолжать работу по повышению медицинской грамотности воспитателей, родителей. Активно воздействовать на образ жизни ребёнка путём целенаправленного санитарного просвещения родителей. | Постоянно. | Врач-педиатр, ст. медсестра Заведующий |
Приложение 2
Комплексный план оздоровительных и профилактических
мероприятий на основе интеграции деятельности специалистов
Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в МДОУ. Задачи: - использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление; - сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями; - разработка методов и средств повышения адаптивности. | ||||||||||
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. | ||||||||||
Проведение специальных закаливающих процедур Цель: Профессионально и качественно организовывать проведение закаливающих мероприятий, использовать закаливающие методики, апробированные в ходе эксперимента, систематическое и качественное их обновление. | ||||||||||
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные | |||||||
1. | Воздушные ванны после сна.
| Ежедневно | Инструктор по физической культуре, воспитатели | |||||||
2. | Проведение гимнастики, лежа в постели после сна | Ежедневно | Воспитатели | |||||||
3. | Босохождение. Хождение босиком по покрытому и непокрытому полу. | Ежедневно | Воспитатели, младшие воспитатели | |||||||
4. | Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах. | Ежедневно | Воспитатели, младшие воспитатели | |||||||
Физиотерапевтические мероприятия | ||||||||||
Цель: использование эффективных методов и средств лечебно - профилактических, повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами заболевания | ||||||||||
1 | 1)Общие УФО зева и носа № 10 – 2 курса – детям с группой ЧДБ и хронический тонзиллит, гипертрофия миндалин 2 и 3 степени; 2)Ингаляция отваром трав – 2 курса; 3)Электрофорез, УВЧ, Соллюкс по назначению врача; | Весна-осень, по назначению врача | Врач, медсестра | |||||||
2 | Общеукрепляющие чесночно-луковые ингаляции | Ноябрь-май | медицинская сестра | |||||||
Профилактические мероприятия Цель: использование комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, выделение основных факторов риска, снижение уровня функциональной напряженности детского организма. | ||||||||||
1. | Реабилитация детей после острых пневмоний и бронхитов. | По показаниям | Врач, м/с | |||||||
2. | Лабораторное обследование часто болеющих детей (общий анализ крови, мочи, кал на я/гл.) | В теч. года 2 раза в год | м/с, врач- педиатр | |||||||
3. | Осмотр всех детей узкими специалистами (отоларинголог, невропатолог, ортопед, окулист) для раннего выявления заболеваний. | 1 раз год детей с 3–х лет | Врачи | |||||||
4. | Полоскание полости рта охлажденной кипяченой водой после приема пищи | Постоянно | Воспитатели, мл. воспитатели | |||||||
Организация питания. Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ. | ||||||||||
1. | Фрукты ли фруктовый сок ежедневно, преобладание овощных блюд в рационе дня. | Весна, осень | Старшая медсестра повара | |||||||
2. | Использовать в рационе питания детей кисломолочную продукцию | Согласно меню и карт раскладок | Старшая медсестра повара | |||||||
3. | Использовать в питании детей подверженных аллергии, гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые). | Индивидуально | Врач-педиатр, воспитатели групп | |||||||
4. | Ввести в рацион овощные салаты, овощи, чесночно-луковые закуски. | Ноябрь-апрель | Медсестра, повара | |||||||
5. | Витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. | Ноябрь-апрель | медсестра | |||||||
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей. | ||||||||||
1. | Физкультурные занятия по развитию двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе). | Ежедневно | Воспитатели, инструктор по физической культуре | |||||||
2. | Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением | Ежедневно | Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | |||||||
3. | Индивидуальные физические упражнения и подвижные игры. | Ежедневно на прогулке и в свободное время | Воспитатели, инструктор по физической культуре | |||||||
4. | Интегрированные оздоровительные занятия | 1 раз в месяц | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель | |||||||
5. | Оздоровительные паузы на занятиях и в свободной деятельности: - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика; - физкультминутки | Ежедневно | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. | |||||||
6. | Оздоровительный бег | Ежедневно на прогулке и после сна | Медработник, воспитатели | |||||||
7. | Физкультурные досуги с участием родителей | 1 раз в месяц | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель | |||||||
8. | Праздники здоровья | 1 раз в месяц | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. | |||||||
9. | Спортивные праздники | 2 раза в год | Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель | |||||||
10. | Динамические упражнения | По плану | инструктор по физической культуре | |||||||
11. | Пальчиковая и артикуляционная гимнастика | Во время занятий | Воспитатели инструктор по физической культуре | |||||||
САНИТАРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (С ДЕТЬМИ, СОТРУДНИКАМИ, РОДИТЕЛЯМИ) | ||||||||||
Санитарно-просветительская работа с детьми. Цель: формирование у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья. | ||||||||||
1. | Беседы с детьми о здоровье и здоровом образе жизни. | Ежедневно | Основные специалисты | |||||||
2. | Интегрированные оздоровительные занятия. | По плану | Основные специалисты | |||||||
3. | Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для детей. | Постоянно | Основные специалисты | |||||||
Санитарно-просветительская работа с сотрудниками. Цель: повышение компетентности сотрудников ДОУ в плане оздоровительной деятельности. | ||||||||||
1. | Усилить санпросветработу среди воспитателей по дошкольному физическому воспитанию детей; режиму дня, правильному рациональному питанию, закаливанию, оздоровлению. | В течение года | Врач-педиатр | |||||||
2. | Рассмотрение вопросов возрастной физиологии и психологии | 1 раз в кв-л | В Воспитатели М медработники К основные специалисты | |||||||
3. | Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для работников д/с. | Постоянно | Заместитель заведующей по ВР, основные специалисты | |||||||
4. | Провести консультации для всех специалистов: «Выполнение режима дня и индивидуальный подход к детям – залог успешной работы по снижению заболеваемости». | В течение года | Медперсонал, заместитель заведующей по ВР | |||||||
5. | Педагогический совет, посвященный вопросам оздоровления | 1 раз в год | Заместитель заведующей по ВР, Основные специалисты | |||||||
Санитарно-просветительская работа с родителями. Цель: реализация эффективных форм работы с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. | ||||||||||
1. | Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья. | По плану | Основные специалисты | |||||||
2. | Консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления. | По плану | Основные специалисты | |||||||
3. | Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации для родителей. | Постоянно | Основные специалисты | |||||||
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Цель: отслеживание и координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. | ||||||||||
1. | Усилить контроль за организацией рационального питания соответственно возрасту и здоровью детей. | Ежедневно | Медперсонал, заведующий, заместитель заведующей по ВР | |||||||
2. | Усилить контроль за проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий. | 2 раза в месяц | Медперсонал, Заместитель заведующего по ВР | |||||||
3. | Контроль за соблюдением режима дня в группах. | Ежедневно | Заместитель заведующий по ВР, медперсонал | |||||||
4. | Контроль за двигательной активностью во время прогулок на свежем воздухе в осенне-зимний сезон. | Ежедневно | Заместитель заведующего по ВР, медперсонал | |||||||
5. | Контроль за проведением закаливающих процедур. | Ежедневно | Заместитель заведующего по ВР, медперсонал | |||||||
6. | Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. | Ежедневно | Заместитель заведующего по ВР, медперсонал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровый малыш"
Для выработки грамотного, эффективного плана действий была составлена программа «Здоровый ребёнок», которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива...
Авторская программа «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоци...
Физкультурно-оздоровительна программа Здоровый малыш
В программе отражены цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, ожидаемые и конечные результаты физкультурно-оздаровительной программы....
Программа "Здоровый малыш"
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и родителями с применением здо...
Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»
Здоровьесберегающая программа «Здоровый малыш»...
Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"
Здоровьесберегающая программа "Здоровый малыш"...
Авторская программа "Здоровый малыш"
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к ком...