ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сластенина Галина Владимировна

Ритм гитары управляет ритмом сердца, ударные воздействуют на грудную клетку, басы контролируют брюшную полость, мелодичные колебания воздуха, полифония управляет толпой. Музыкальный темп свыше 120 ударов в минуту возбуждает, ниже - успокаивает.
         Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создает заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей и детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_primeneniya_muzykoterapii.docx21.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

В ЛЕЧЕНИИ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Слушайте музыку! Этому совету сотни, если не тысячи лет. Колыбельной песней успокаивают младенца, 2-3 летние дети с удовольствием отбивают знакомый ритм, у подростков - свои любимые композиции, у каждого взрослого - индивидуальные музыкальные вкусы и предпочтения. Под музыку можно релаксировать и сосредоточиваться. И музыкой можно лечить.
         
Средства музыкотерапии, дисциплины лежащей на грани музыки и медицины, все больше и больше используются в лечении детей с синдромом гиперактивности, страдающих дислексией, отсутствием коммуникабельности, не умеющих сосредотачиваться.                            

Младенец капризничает, ребенок плачет, подросток злится, взрослый человек угрюм, нервничает, напряжен. Нервы у всех взвинчены, все хотят успокоиться.
         
Причин нервным состояниям - миллион, способов выхода из них - тысячи, наиболее приятный и древний - музыка. Использованием ритма и темпа при воздействии на толпу занимались еще шаманы. Древнегреческие музыканты своей игрой стремились вызвать катарсис, через слезы и внутренние переживания к очищению. Математик Пифагор сочинял музыку. Давид своей игрой на лютне избавил царя Шауля от печали.
         
Ритм гитары управляет ритмом сердца, ударные воздействуют на грудную клетку, басы контролируют брюшную полость, мелодичные колебания воздуха, полифония управляет толпой. Музыкальный темп свыше 120 ударов в минуту возбуждает, ниже - успокаивает.
         
Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создает заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей и детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии.

         
Ирина Уфланд, дипломированный музыкотерапевт, объясняет принципы применения музыкотерапии в лечении гиперактивных детей.

     
- Существуют ли определенные технологии этой терапии?
         
- Активная и рефлективная, или пассивная.

     
- Чем сеанс музыкотерапии отличается от уроков ритмики или музыкального развития?
         
- Музыкальная терапия - это метод восстановительной медицины, использования музыки и музыкального искусства как средства влияние на здоровье человека.

     
- На нервную систему?
         
- Не только. Есть много проблем, которые можно решить с помощью средств музыкотерапии, и часто мы их используем, не подозревая о научной подоплеке. Кто-то пришел домой в плохом настроении, уставший, поставил любимую симфонию Моцарта и настроение у него улучшилось.

     
- Это пассивная музыкотерапия?
         
- Да. Вы сами выступаете в роли своего музыкотерапевта, определяя выбор того или иного музыкального произведения.

     
- Но гиперактивным детям нужна "твердая рука".
         
- В лечении проблем у детей используется активная музыкотерапия, четкий ритм.

     
- Ритм - это основа музыки, за ним следуют мелодия и гармония?
         
- Именно так. Именно ритм оказывает глубинное воздействие на психику и на внутренние органы человека. Человеческий организм легко усваивает ритмы, часто мы, сами того не замечая, отбиваем такт - это организм подстроился под вибрацию музыки, звуковые волны. Человек воспринимает музыку не только органами слуха, но и всем телом, и этот факт также используется в музыкотерапии в виде звуковых аппликатаров.

     
- Что это значит?
         
- На специфические, известные в акупунктуре точки прикрепляют микрофоны и воздействуют на них через эти точки на внутренние органы тела определенной музыкой.

     
- Сильные эмоции и музыкальные переживания не вредны ли для гиперактивного ребенка?
         
- Нет, поскольку на такого ребенка воздействуют методами активной музыкальной терапии под наблюдением специалиста. У каждого человека существует собственный ритм, и мы даем выход этому ритму и его энергии.
         
Активная музыкальная терапия - это действие под музыку, вместе с музыкой, либо игра на простых музыкальных инструментах, движение под музыку, рисование музыки. Активная терапия означает что-то делать вместе с музыкой.
         
Взрослые часто используют только пассивную музыкальную терапию, а ведь и им подчас бывает важно выплеснуть как можно больше эмоций. Вас что-то разозлило: можно разбить посуду, а можно взять дарбуку и постучать по ней. Именно поэтому эмоциональные выходцы из стран Востока столь любят ударные инструменты: - они просто разряжаются, играя на них.
         
Антонио Монегетти - известный психотерапевт и психолог, автор множества книг, предлагает своим пациентам играть на огромных барабанах - тамтамах. Это метод мало используется в Израиле, так как требует определенной студии со звукоизоляцией. Сейчас бизнесмены после переговоров идут не в ресторан, а играть на тамтамах. Часто взрослым это полезнее, чем детям.

     
- Взрослые боле закрепощены, опутаны условностями. Но какова градация дети - взрослые?
         
- Это зависит не только от возраста, но и от воспитания и страны исхода. Израильтяне более свободны, чем скрытные выходцы из России. Самые же незакомплексованные - это дети до переходного возраста, до того момента, когда проявляется стеснительность, дух противоречия, отрицания. Поэтому наши основные пациенты - это дети от 4 до 13 лет.
         
Для их лечения мы разработали несколько технологий музыкальной терапии, решающих проблемы гиперактивности и концентрации внимания. Технологии эти впервые появились в России - технологии вокалотерапиии и музыкального развития. При этом вновь повторю, что мы не занимаемся педагогической деятельностью, не ставим задачу научить детей играть на музыкальных инструментах. Мы их лечим, используя чувства ритма, мелодии.
         
К примеру, берем в работу одно музыкальное произведение и его "танцуем". "рисуем", "играем", импровизируем вместе с ребенком. Через несколько разных видов работы ребенок пытается усвоить музыкальное произведение, его ритмическую структуру, его музыкальную форму. Если у ребенка проблема с концентраций внимания, то мы незаметно заставляем его заниматься одним произведением, используя разные формы работы с этой композицией. В течение сеанса он слушает это сочинение шесть раз и, в конце концов, может на нем сконцентрироваться и запомнить его.
         
Есть дети с проблемами речи. Мы не заменяем логопеда, но используем средства вокалотерапии, поем музыкальные упражнение, вокализы, способствующие развитию речи. Все это происходит в форме игры, зависящей от возраста и проблемы.

     
- Как музыкотерапия сочетается с методами кранио-сакральной терапии (КСТ) в лечении последствий родовых травм, которые зачастую и служат причиной гиперактивности?
         
- Если у ребенка диагностирована родовая травма, то поначалу действует специалист по КСТ, убирающей саму причину. А затем, когда уже видна положительная динамика, когда причина уходит, то со следствием травмы - то есть с гиперактивностью, начинают работать психолог и музыкотерапевт.

     
 - То есть остеопат убирает причину, а вы - последствия? 
         
-Да. Ведь за время травмы у ребенка складываются комплексы, формируются определенные стереотипы поведения, которые мы и пытаемся исправить.

     
- Вы ведете курсы по музыкотерапии. Для кого они предназначены?
         
- Курс из 5 занятий - это курс в первую очередь для родителей, да и для всех, кто хочет понять, что такое методы музыкальной терапии и как их применять в решении некоторых проблем у детей. Они полезны и воспитателям детских садов и медицинским работникам.
         
Вернемся к тому факту, что музыкальная терапия лежит на стыке музыки и медицины. Доказан факт, что определенная музыка уменьшает болевой порог, именно поэтому особо подобранная она звучит в стоматологических кабинетах и в операционных.
         
Также мы подбираем музыку для наших пациентов. Первое правило - лечиться надо той музыкой, которая нравится. А задача музыкотерапевта - продумать, каким образом вам ее подать. Так что взрослым пациентам, изучив круг их интересов, предпочтений, проблем, я записываю диск с подобранными мною мелодиями для разных целей: диски для людей в депрессии, в состоянии стресса.

     
- Я знаю, что в Китае и Японии выпускают диски с мелодиями для улучшения работы почек или селезенки.          

- В Израиле пока таких дисков нет, но известно, что каждому органу свойственны определенные звуковые вибрации. Эти вибрации записаны компьютером и на основе этих записей выпускают упомянутые вами диски, дают больному органу послушать, как звучит здоровый.

     
- Азиатская музыкальная аптечка на случай мигрени или болей в желудке? А можно ли заказывать сочинения от болей в суставах или кишечных колик?
         
- Не стоит: магазины переполнены дисками с любыми записями, в том числе и с современными обработками классики. Достаточно упомянуть Фаусто Папетти, аранжировавшего все, что угодно. Классика - база для музыкотерапии, но и в классическом наследии есть тяжелые, мрачные произведения, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу.

     
- Но при работе с детьми вы, прежде всего, создаете для них атмосферу удовольствия?
         
- Да, и могу с уверенностью сказать, что после курса музыкотерапии у детей снижается уровень агрессии, они становятся более контактными, могут сосредотачиваться. Сеансы музыкального лечения позволяют улучшить память, зарядить детей положительными эмоциями, используя различные приемы музыкотерапии. Музыка незаменима при работе с гиперактивными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей, с использованием элементов музыкотерапии

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии...

План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии

Программные задачи:Коррекционно-развивающие:- выявлять причины страха и тревоги у ребенка;- определять вид страха у ребенка;- научить ребенка преодолевать чувство страха и тревоги;- учить ребенка пони...

Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"...

Применение принципа наглядности на логопедических занятиях для детей дошкольного возраста с ОНР

Наглядные методы логопедической работы — методы, при применении которых используются наглядные пособия и технические средства обучения....

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»

Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...