Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_igrat_s_giperaktivnymi_detmi.docx | 29.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей по теме:
«Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми?
Музыкотерапия в работе с гиперактивными детьми.»
Гипер - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Активный - означает «действенный», «деятельный». Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, что совершенно естественно, создают дополнительные трудности в общении со сверсниками и работе воспитателям и специалистам: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают других детей, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Итак, внешними проявлениями гиперактивности являются: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Этому обычно сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка, при этом уровень интеллектуального развития не зависит от степени гиперактивности и даже может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Причины гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первый год жизни и т. д. Диагноз «гиперактивность» может поставить только врач-невропатолог. Педагог только может предположить, наличие гиперактивности у ребенка.
Психологи Бейкер п. и Алворд М. выделили следующие критерии гиперактивности. Основные проявления гиперактивности они разделили на 3 блока:
I блок: Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
II блок: Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. 4. Очень говорлив.
III блок: Импульсивность
1. Начинает отвечать недослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других нет; на одних занятиях успешен, на других – нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из вышеперечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз, что ребенок гиперактивен.
Каждый педагог знает, сколько хлопот может доставить гиперактивный ребенок. Но необходимо помнить, что гиперактивный ребенок не может вести себя так. Как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему этого сделать. Постоянные окрики, замечания. Угрозы наказания, к которым обычно прибегают взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того все это может способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым не удавалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
Можно выделить следующие рекомендации и правила работы с гиперактивными детьми.
1. Стройте работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он должен всегда находиться перед глазами воспитателя.
2. Работайте с гиперактивным ребенком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
3. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки, элементы игры и соревнования.
4. Предоставляйте ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения. 5. Терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
6. Направляйте энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т. д.)
7. Введите знакомую систему оценивания, чаще хвалить
. 8. Избегайте завышенных или заниженных требований.
9. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.
10. Стройте процесс воспитания на положительных эмоциях.
11. Договаривайтесь с ребенком, а не старайтесь сломать его.
12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Музыкотерапия с гиперактивными детьми.
Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более полвека назад. Таких детей называли гиперактивными, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, педагогики, психологии. Об этом говорят научные труды Б.А.Архипова, А.Р.Лурии, Ю.А.Клейберга, К.Ханнофорд, Т.П.Хризман, Д.А.Фербер, Ю.С.Шевченко и многих других. Так анализ литературы даёт следующие результаты по количеству распространенности СДВГ: Великобритания – 1-3%, Италия – 3-10%, Россия – 4-18%. Причём мальчиков среди детей, страдающих СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.
Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных форм искусства оказывает воздействие на гиперактивных детей. Она является ещё и лечебной. Уже в Древней Греции Пифагор в своём университете начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы возбудить активность, а вечером – успокоиться.
А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять психологическое напряжение, успокоится, сосредоточиться. Dr. Howard Hansen, директор Истмонской музыкальной школы, комментировал: «Музыка – это особенно трудноуловимое искусство…она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству…»
Звук – это вибрация, которая воздействует на тело человека. Сигнал о том, или ином звуке через уши попадает в головной мозг, после чего определённые зоны начинают возбуждаться. А поскольку все функции организма, так или иначе, связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нём, начинают влиять на все физические процессы в организме, что очень важно для гиперактивных детей.
Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, снимает раздражение, нервное напряжение. Музыка способствует преодолению отклонений, как в психическом, так и физическом развитии.
Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребёнка организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм регулирует движения, благодаря нему преодолевается хаотичность, суетливость движений.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Эффективные средства коррекции СДВГ достигается при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Исходя из всего выше сказанного, мы решили проводить психологические тренинги с гиперактивными детьми, используя музыку, как один из приёмов.
Перед собой поставили цель: снижение гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, способствование их личностному развитию.
Задачи:
- Обеспечить развитие межполушарного взаимодействия.
- Развивать внимание, произвольность и самоконтроля.
- Снимать эмоциональное напряжение.
- Обучать приёмам расслабления.
Психологические тренинги проводились с детьми старшей (далее – подготовительной) группы «Буратино».
На 1 этапе – диагностическом, по результатам бесед с воспитателями, наблюдений психолога за детьми в организованной и самостоятельной деятельности, диагностик была сформирована группа из 6 человек, в которую вошли гиперактивные дети. Во время обследования использовались следующие тесты:
- Тест А.Р.Лурии на двигательную реакцию выбора.
В ответ на одно постукивание дети должны поднять и опустить указательный палец, а на два постукивания – удержаться от этого движения.
- Тест самоконтроля и произвольности.
Ребёнку предлагалось рассмотреть по очереди четыре картинки и описать изображённые на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем.
- Тест Тулуз-Пьерона для исследования внимания, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности и определения минимальной мозговой дисфункции.
Ребёнку необходимо на 10 строчках находить и зачёркивать квадратики, аналогичные образцам. Время работы с одной строкой – 1 минута.
2-ой этап – экспериментальный – собственно психологические тренинги.
Ранее опыта работы с такой категорией детей у нас не было.
Для достижения поставленной цели мы использовали программу нейропсихологического развития и коррекции с СДВГ, разработанная А.Л.Сиротюк и добавили в структуру занятий слушание музыки в медленном темпе. Использовали произведения следующих авторов: Моцарта, Шуберта, Гайдна, Вивальди, Чайковского, Шопена, Штрауса, Бетховена, Баха, Брамса. Произведения использовали неоднократно (циклично).
Тренинг проводили 1 раз в неделю в течение двух лет. Время проведения 30-40 минут. Число участников группы – 5 человек. Возраст детей – 5-7 лет.
Структура занятия была следующая:
-дыхательное упражнение (цель: развитие самоконтроля и произвольности);
-глазодвигательное упражнение (цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия)
-упражнения для развития мелкой моторики рук (цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов);
-слушание музыки (цель: регуляция психоэмоционального состояния);
-функциональные упражнения (цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля);
-коммуникативные упражнения (цель: восстановление и углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений);
-релаксация (цель: освоение и закрепление поз покоя и расслабления различных мышц, развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности).
В процессе работы с помощью музыкальных руководителей была собрана фонотека. Создана картотека различных упражнений по категориям.
Для родителей детей, занимающихся у психолога, подготовлена консультация «Роль музыки в развитии гиперактиивного ребенка».
На 3-ем – контрольном этапе (после двух лет работы) мы проанализировали результаты и констатировали тот факт, что наметилась положительная динамика: все дети экспериментальной группы улучшили показатели по всем тестам, проведённым повторно. А это говорит о том, что у них улучшилось внимание, произвольность и самоконтроль. Педагоги группы «Буратино» отметили, что у этих детей стало меньше проблем с поведением. А как следствие - уменьшилось количество конфликтных ситуаций со сверстниками. Родители высказали слова благодарности за работу с их детьми, так как они тоже отметили качественные изменения.
Использование музыки на психологических тренингах не было основным, но она в комплексе с другими приёмами работы, несомненно, повлияла на конечный результат.
Мы считаем, что такая работа с гиперактивными детьми эффективна, полезна, интересна и просто необходима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Гиперактивный ребенок".
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слиш...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Гиперактивность у детей дошкольного возраста».
В последние годы все чаще медики и педагоги обращают внимание на тесную взаимосвязь между состоянием здоровья детей и их успехами в обучении. Одной из таких проблем является синдром дефицита внимания ...
Консультация для родителей на тему :"Гиперактивность.Как с нею бороться. "
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему" Гиперактивность:Как Быть? ".
Дорогие родители в предложеной консультации мною затронута,одна из острых поблем у детей гиперактивность.Что такое гиперактивность?Как воспитывать гиперактивного ребенка?. Гиперактивность предста...
Консультация для родителей на тему «Гиперактивность».
В статье раскрывается проблема гиперактивных детей....
Консультация для родителей на тему"гиперактивный ребенок"
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребено...
Консультация для педагогов и родителей "Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях"
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, те...