«Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ».
статья

Кулигина Елена Александровна

«Чтобы сделать ребенка

                                                                   умным и рассудительным,

                                                                                  сделайте его здоровым»

                                                                                                        Ж.Ж.Руссо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_dlya_detey_s_ovz.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Опираясь на наш многолетний опыт работы в группе компенсирующей направленности, определяется значительное увеличение численности данной группы в обществе.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников наш педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.

Наши усилия направлены на оздоровления ребенка дошкольника неслучайно, так как наше дошкольное учреждение является единственным в городе, где собрались дети с ограниченными возможностями  здоровья.  

В наших коррекционных группах дети с разными медицинскими и психологическими диагнозами. Таких детей определяет в наш детский сад, городская психолого-педагогическая комиссия. Как правило, эти дети подвержены простудным, инфекционным заболеваниям. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Наша задача нормализовать психическое и физическое состояние.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс. Эта система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В нашем детском саду создана хорошая взаимосвязь с узкими специалистами: с психологом, инструктором по физкультуре, музыкантом, инструктором по плаванию. При составлении годового плана мы вместе обсуждаем и прослеживаем взаимосвязь с запланированными мероприятиями.

В основе используемых нами в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ здоровьесберегающих технологий, лежит использование особых психолого-педагогических приемов и методов работы с детьми при реализации различных видов и содержания образовательной деятельности в дошкольной

Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья в условиях образовательной деятельности, сформировать у них необходимую компетентность в вопросах здорового и безопасного образа жизни, научить применять полученные знания в своей повседневной жизни для сохранения здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в ДОО объединяет в себе направления деятельности дошкольной образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это такие направления работы с детьми как:

  • коррекционная работа,
  • физкультурно-оздоровительная,
  • спортивно-игровая,
  • образовательная,
  • медико-профилактическая,
  • информационно-просветительская.

В качестве средств реализации здоровьесберегающих технологий нами применяются:

  • средства двигательной направленности (физические упражнения, динамические паузы, гимнастика и т.п.);
  • природные факторы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры);
  • гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических

требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима здорового образа жизни;

  • коррекционные технологии

Здоровьесберегающие технологии мы применяем в различных видах деятельности. Это такие технологии, как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения.

Здоровьесберегающие технологии используются нами с учетом рекомендаций медиков, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

Наш коллектив является сплоченной командой. Установлена тесная связь с родителями, они вовлечены в мероприятия, которые мы проводим в группе, в детском саду.

В процессе построения здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы:

  • физкультурно-оздоровительные досуги с детьми и родителями «День здоровья»,
  • беседы, консультации, «круглые столы»,
  • родительские собрания,
  • выставки детских работ,
  • привлечение родителей к созданию развивающей предметно

пространственной среды.

В педагогическом процессе мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы во всех видах ООД, с целью снятия мышечного тонуса и переутомления. Нами создана картотека  динамических пауз на все лексические темы.
  • Релаксация. Используем во время различной детской деятельности с целью научить детей ощущать эмоции, управлять поведением и слышать свое тело.
  • Пальчиковая гимнастика. Проводим в группе ежедневно иногда с подгруппой детей или индивидуально. Пальчиковые игры стимулируют развитие речи, внимания и кровообращение.
  • Гимнастика для глаз. Проводим в любое свободное время но чаще на ООД, она способствует снятию статического напряжения мышц глаз.
  • Дыхательная гимнастика. Проводим в различных формах физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • Утренняя гимнастика,
  • Занятия по плаванию 2 раза в неделю,
  • Физкультурное занятие в спортивном зале и одно занятие в неделю на открытом воздухе.
  • Проводим для детей спортивные праздники, развлечения, привлекаем родителей.

Опыт показал, что системное и гармоничное использование технологий позволяет эффективно поддерживать и корректировать физическое развитие дошкольников. В связи с этим реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится средством сохранения и укрепления здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста «Озорные медвежата»

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен заботится и о здоровье ребенка, применяя в работе здоровьесберегаю...

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста

Конспект сюжетного  занятия по физической культуре          с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста...

Здоровьесберегающие технологии для детей с ОНР

Презентация Здоровьесберегающие технологии для детей с ОНР...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну здоровья»

формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника...