Консультация для воспитателей.
консультация
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников с ОВЗ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУСО АО «Свободненский специальный (коррекционный) детский дом»
Консультация для воспитателей
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников с ОВЗ».
Подготовила:
Воспитатель: Е.В.Головина
Г. Свободный
2023г.
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека. В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является чрезвычайно актуальной. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни – совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимании, так как такие дети составляют особую группу риска ухудшения здоровья. Только целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и специалистов, ребёнка и врачей, ребёнка и родителей, и создание благоприятных условий для детей помогают каждому воспитаннику стать психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Комплексная работа всех специалистов формирует устойчивую мотивацию к ЗОЖ. Большинство детей, поступающих в детский дом, обладают целым "букетом" различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение опорно-двигательного аппарата, ДЦП, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз и т.д. У таких детей наблюдается тревожность, быстрая утомляемость, нарушения в поведении. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей. Именно мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье. Педагоги групп должны обеспечить воспитанников с ОВЗ не только возможность сохранять здоровье, но и укреплять и преумножать его, формировать у детей необходимые знания и практические навыки по здоровому образу жизни; основам личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий, нужна целая система, комплексная работа всех специалистов, которая позволяет решать поставленные задачи по укреплению здоровья детей и воспитывает в детях потребность в здоровом образе жизни, развивает двигательные умения и навыки.
Чёткая система оздоровительной и профилактической работы среди воспитанников, направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание и развитие здоровой среды, которая реализуется в двух направлениях:
1. Физкультурно-оздоровительное.
С детьми ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры: полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры, мытье рук до локтя прохладной водой. Используются разные формы проведения занятий: занятия-игры, занятия с перемещениями, со сменой статической позы; физкультминутки для предупреждения переутомления детей. Инструктором по физкультуре проводятся занятия в зале с использованием мягкого оборудования.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни. В целях организации единого здоровьесберегающего пространства, нужно использовать разнообразные формы работы: педагогические беседы, общие и групповые собрания, выставки совместных творческих работ, проведение праздников, физкультурных досугов.
2. Коррекционно-развивающее направление.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях и в режимных моментах обучать следующим видам деятельности:
1. Дыхательной гимнастике.
Для того, чтобы дети могли владеть своим голосом и речевым аппаратом, они должны овладеть приёмами правильного дыхания. Дыхание важно для разборчивого произношения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц.
2. Артикуляционной гимнастике
Правильная артикуляция звуков необходима для внятной, чистой речи. Гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполненных движений, быстроту переключения.
3. Пальчиковой гимнастике.
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
4. Гимнастике для глаз.
У большинства детей нашей школы существуют проблемы со зрением: близорукость, косоглазие, астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва. Поэтому регулярная тренировка глаз очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики заболеваний глаз.
5. Релаксации.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы.
6. Элементам Су-Джок терапии.
Су-Джок терапия — это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Используется в качестве массажа для развития мелкой моторики рук, а также с целью общего укрепления организма. Можно стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячи, грецкие орехи, колючие валики).
7. Кинезотерапии.
Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, благотворно воздействуют на психическое состояние и самочувствие детей с ДЦП. Целесообразно их применять перед занятиями, требующими интенсивной умственной нагрузки (ФЭМП, обучение грамоте и др.). Используемые упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Замок», «Колечко», «Восьмерка».
8. Биоэнергопластике.
Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергетики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением кинетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используются упражнения: «Качели», «Утюжок», «Футбол», «Часики», «Улыбка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка», «Горка», «Парус».
Только благодаря организованной системе работы всех педагогов, специалистов, и конечно, детей можно добиться следующих положительных результатов по формированию мотивации к здоровому образу жизни:
– у детей формируются навыки здорового образа жизни, - наблюдается положительная динамика как физического, так и психического развития дошкольников,
– появляется мотивация к сохранению и укреплению своего собственного здоровья,
– снижение заболеваемости,
– наблюдается улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности,
– повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления детей и воспитание здорового образа жизни.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Для успешного решения задач по формированию здорового образа жизни важно использовать комплексную систему физкультурно- оздоровительных мероприятий, которая позволяет формировать мотивацию к здоровому образу жизни, желание сохранять и укреплять своё здоровье, приобщает детей к традициям большого спорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...