Рабочая программа «Лыжи в дошкольном учреждении»
методическая разработка
Рабочая программа «Лыжи в дошкольном учреждении» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и составлена в соответствии с ФГОС ДО и с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ.
Содержание программы направлено на формирование осознанной потребности к занятиям физкультурой и спортом у детей, привлечение их к систематическим занятиям лыжным спортом.
Данная программа соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории и методики физической культуры, раскрывает содержание деятельности по обучению ходьбе на лыжах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lyzhi.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа «Лыжи в дошкольном учреждении» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и составлена в соответствии с ФГОС ДО и с учетом СанПиНа и Требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ.
Содержание программы направлено на формирование осознанной потребности к занятиям физкультурой и спортом у детей, привлечение их к систематическим занятиям лыжным спортом.
Данная программа соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории и методики физической культуры, раскрывает содержание деятельности по обучению ходьбе на лыжах.
Актуальность разработки программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности детей требует увеличения их двигательной активности, расширения физкультурно – оздоровительной и спортивной работы.
Пояснительная записка.
Физическое воспитание дошкольников направлено на своевременное формирование у них двигательных навыков и умений. Потребность в движениях у ребенка физиологически обоснована, двигательная активность вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, способствует совершенствованию всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной и мышечной).
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Надо заметить, что в условиях зимы, когда двигательная активность детей значительно снижается, занятия лыжами в силу своих особенностей позволяют решать основные задачи физического воспитания.
На необходимость обучения детей ходьбе на лыжах обращали внимание врачи и педагоги Е. А. Аркин, А. А. Невский, X. Л. Виленкина, Е. Г. Леви-Гориневская и многие другие.
Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий, просто и снаряжение юного лыжника.
При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Природа создаёт хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Дети овладевают такими ощущениями для этого вида движений, как «чувство лыж», «чувство снега». Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить плоскостопие. Катание на лыжах способствует развитие пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Во время занятий ребята скользят по лыжне, делают повороты, спускаются и поднимаются определённым способом. Это способствует у них воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, формирует выдержку, возникает чувство дружбы, взаимопомощи.
Двигательные умения взаимосвязаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Чем шире и богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Катание на лыжах стимулирует ее, улучшает состояние здоровья дошкольников, способствует общему закаливанию организма. Систематически выполняемые упражнения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуре. При передвижении на лыжах многократно повторяются одни и те же движения, постоянно чередуются напряжение и расслабление мышц ног при скольжении, что благоприятно влияет на укрепление свода стоп. Катание на лыжах – это сложный вид движений, состоящий из различных элементов: положения туловища, отталкивания, правильной постановке лыж при передвижении, сохранения равновесия. Эта сложность обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по лыжне на ограниченной площади опоры.
А приобщение к спорту с раннего детства даёт ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым через приобщение детей дошкольного возраста к зимним видам спорта (ходьба на лыжах) в условиях ДОУ.
Программа включает в себя обучение и совершенствование современной техники у воспитанников с применением методики одновременного обучения разным способам передвижения на лыжах. Данная методика предполагает по мере овладения одним способом передвижения на лыжах, не доводя его до прочного закрепления, переходить к изучению другого способа, таким образом, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует специфике передвижения на лыжах. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
Цель программы - обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах, закаливание и укрепление детского организма, создание условий для разностороннего физического развития.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;
- совершенствование умений и технических приемов при передвижении на лыжах.
Оздоровительные задачи:
- повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем);
- закаливание организма, повышение сопротивляемости при воздействии неблагоприятных условий внешней среды.
Валеологические задачи:
- овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на лыжах;
- формирование навыков здорового образа жизни. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста
Сроки реализации программы: 2 года (старшая и подготовительная к школе группа).
Формы работы с детьми: теоретические и практические занятия. Занятия проводятся в спортивном зале (ноябрь до выпадения стойкого снежного покрова) и на свежем воздухе (декабрь- март).
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе, с периодичностью проведения 1 раз в неделю.
Объем образовательной нагрузки разработан в соответствии с требованиями Образовательной программы ДОУ и требованиям СанПин 2.4.1.30.49-13 гл.12.п.п.12.5.
Возраст | Кол-во часов одного занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц |
Дети 5-6 лет | 25 минут | 1 | 4 |
Дети 6-7 лет | 30 минут | 1 | 4 |
Ожидаемые результаты
- - Повышение защитных сил организма способствующих защите от неблагоприятных метеорологических факторов; благоприятное воздействие ходьбы на лыжах на сердечнососудистую систему.
- - Познавательно - активное действие (любознательность, заинтересованность, внимательность); - Формирование осанки; укрепление мышц, развитие органов дыхания;
- - Развитие опорно-двигательного аппарата (укрепление двигательного аппарата, стимулирование роста костей).
- - Развитие координации (поддержание равновесия в динамических позах, концентрация внимания для преодоления координационных трудностей и совершенствование функций вестибулярного аппарата).
- - Развитие скоростно-силовых качеств (развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела).
- - Развитие выносливости (способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности).
- - Социальное адаптирование (идет на контакт с детьми и взрослыми).
Мониторинг
Система мониторинга представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей. Эффективная организация мониторинга позволяет при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижении детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня.
Методика проведения обследования ходьбы на лыжах: Представляется, что наиболее объективными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:
Ходьба на лыжах переменным шагом: оценивается правильностью толчка сначала одной, затем другой рукой.
Повороты (вправо, влево) оценивается координационные способности ребенка, правильность выполнения поворота.
Подъемы «елочкой», «лесенкой» оценивается координационные способности ребенка, правильность выполнения подъема.
Спуски в низкой и высокой стойке оценивается правильность принятия позы (устойчивость, безопасность), координационные способности ребенка, умение сохранять равновесие.
Ходьба скользящим шагом оценивается правильность выполнения скольжения, координационные способности ребенка, скоростные качества, выносливость.
Умение ходьбы на лыжах оцениваются по трех бальной системе, (от 1 до 3-х) 3 балла – «отлично» - ребенок выполняет все элементы упражнения самостоятельно, в полном соответствии с заданием и схемой движения 2 балла – «хорошо» - при выполнении упражнения ребенком, были допущены ошибки, которые были исправлены с помощью инструктора, существенно не изменяющие характер движения и результат. 1 балл – «удовлетворительно» - упражнение ребенком выполняется с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от заданной модели
Трехбалльная система оценки результатов двигательных навыков ходьбы на лыжах, позволяет не только получить достаточно объективную картину подготовки детей, но и выявить уровень всей группы. Результаты в баллах заносятся в сводную таблицу
Фамилия имя ребенка | Лыжная подготовка | Сред ний балл | Общий балл | ||||||
Ходьба на лыжах перемен- ным шагом 100м | повороты | подъемы | спуски | ||||||
вправо | влево | «Лесен кой» | «Елоч кой» | низкая | высокая | ||||
Средний балл по всей группе |
Обучение детей ходьбе на лыжах совершается в определенной последовательности по этапам
Этапы обучения.
Подготовительный этап. В этот период проводят упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, бег с высоким подниманием ног, и др. В этот же период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.
Основной этап. Задачами основного периода подготовки является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. В основной части занятия проводятся ОРУ и специализированные упражнения. Сюда же входят обучение спусков, подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах.
Заключительный этап. Основной задачей заключительного периода является подведение итогов (соревнования, зимний праздник), постепенное снижение нагрузки. Методика обучения Обучение детей ходьбе на лыжах начинаем со старшей группы в спортивном зале.
Методика обучения Обучение детей ходьбе на лыжах начинаем со старшей группы в спортивном зале. Обучение совершается в определенной последовательности: сначала детей учат подбирать лыжи по росту, показывают и объясняют, как правильно прикреплять лыжи к ноге, как ухаживать за лыжами, как переносить их ставить в стойки. Затем переходят к постепенному обучению передвижения на лыжах. Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника. Эта поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии. Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверить одежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей. Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения, хорошо использовать в этой группе упражнения на лыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу, ходьба боковыми шагами («лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя. Методика выполнения основных упражнений Ступающий шаг. Сначала детей учат ходить ступающим шагом без палок. Ступающий шаг применяется на рыхлом снегу равнины и при подъеме на гору. Ходьба на лыжах без палок является подготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия и ритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног. Не своевременное использование палок приучает детей «висеть» на них. Обучение скользящему шагу. С первых занятий большое внимание уделяется правильной посадке лыжника. Воспитатель показывает позу лыжника и поясняет: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть надо прямо». Затем дети принимают эту позу, а воспитатель исправляет положение ног и туловища. При этом воспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящего шага: - правильность исходного положения, посадки лыжника; - сохранение равновесия при скольжении; - длительное скольжение на одной ноге; - соблюдение перекрёстной координации рук и ног. Для удлинения скользящего шага воспитателю надо ещё больше обращать внимание на полное распрямление толчковой ноги, научить переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Это достигается упражнениями, ходьбой в медленном темпе с утрированным переносом тяжести тела с одной ноги на другую, скольжением на одной ноге (другая в это время отталкивается без лыж). Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретению навыка скольжения. Этой же цели служит задание – пройти расстояние 10 метров за меньшее количество шагов (дети сами подсчитывают количество шагов, побеждает тот, кто прошёл расстояние за меньшее число шагов). Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах – также очень важная задача обучения. Работа начинается ещё в подготовительный период, для этого выполняют различные повороты, круговые вращения, махи стоя на гимнастической скамейке и т.д. В основной период предложить детям пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках комочки снега или мяч; ритмично поднимать и опускать гимнастическую палку; ходьба между флажками, с условием не сбивать их. Ходьба по учебной лыжне для детей 5-6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Воспитатель, находясь в середине круга, по мере необходимости показывает детям те или другие элементы ходьбы на лыжах. Каждое движение имеет свой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяет выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придает эмоциональную окраску движениям, обуславливает чередование физического напряжения и отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются. Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Обучение спускам. При обучении спускам обращается внимание детей на стойку лыжника, предложить ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед. Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. Воспитатель вначале сам показывает, как надо спускаться, обращает внимание детей на уверенный спуск их товарищей. Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендуются пружинистые покачивания на ногах. Обучение подъёмам. Обучение подъемам - здесь также требует большой подготовительной работы. Воспитатель показывает детям подъем ступающим шагом обратить внимание, что при этом ноги работают как при обычной ходьбе. При подъеме «лесенкой» надо четко отработать боковые приставные шаги, где лыжи ставятся четко параллельно. А для этого также проводятся упражнения со зрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага). Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу. Воспитателю необходимо следить, чтобы все дети стремились преодолеть подъем, не снимая лыж. Подъём «ёлочкой» применяется на довольно крутых подъёмах. Обучение поворотам. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево. Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д. Структура занятия. Структура занятий носит динамичный характер, может меняться в зависимости от уровня подготовленности детей, от погодных условий (обледенение снежного покрова, осадки в виде дождя, дождь со снегом, сильный ветер и т.д.), но в большинстве случаев носит стабильную модель. Вводная часть (5 минут) Основной целью вводной частью является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительно разогревание позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. В начале каждого уличного занятия проводится разминка, направленная на подготовку организма к предстоящим нагрузкам. После ходьбы и короткой пробежки – время для подготавливающих упражнений: «Стойка лыжника», «Цапля», «Носочек – пяточка» и др. Можно посоревноваться в рисовании лыжами на снегу: «Кто быстрее нарисует солнышко?», «У кого самый красивый веер?». Включает в себя общеразвивающие упражнения с предметами и без них, построения, перестроения, различные виды ходьбы и бега, подводящие к освоению техники ходьбы на лыжах. Основная часть (20 минут) Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Обучение элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее развитие ловкости, решительности (проводятся упражнения ходьба под воротца, с приседанием, хлопками, поворотами, со скольжением и пробежкой, а также спуски, подъемы на склоны. Занятия строятся с учетом нарастания и снижения физической нагрузки. В основной части отрабатываются различные шаги (ступающий, скользящий, позже с палками попеременный двушажный ход) на малой лыжне, положенной на спортивной площадке. Это нужно для того чтобы инструктор смог отследить правильность выполнения задания детьми и откорректировать их движения. Заключительная часть (5 минут) Основной задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа. Постепенное снижение нагрузки подведение итогов переход к новым видам деятельности (спокойная ходьба без лыж, очистка и уборка инвентаря на место). По окончании занятий подводятся итоги: разбираются задания, выявляются ошибки при их выполнении, отмечаются успехи всех без исключения детей Методы и приемы. Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников. С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5-7 лет
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Итоговая модель Рабочей программы педагога образовательного учреждения
Краткое содержание наполнения рабочей программы педагога образовательного учреждения...
Положение о рабочей программе педагога дошкольного образовательного учреждения
Положение о рабочей программе воспитателя ДОУ, расположенного в сельской местности и имеющего разновозрастной состав групп....
Рабочая программа воспитателей дошкольного образовательного учреждения
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 №1155, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального дошкольного образовательного учреждения Общеобразовательной группы Возраст детей 4-5 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа "Лыжи в ДОУ" (приложения)
Рабочая программа «Лыжи в дошкольном учреждении» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и сос...
- Мне нравится (1)