Инклюзивное образование
методическая разработка

Олеся Подстрахова

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ovz.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил: Подстрахова Олеся Анатольевна, инструктор по физической культуре

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, детский сад). Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода. На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству. Для нас важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью в школу.

Цель проекта:
создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество

Задачи проекта:

1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей. 
2. Создать толерантную среду в учреждении.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5. Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

6.   Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.

7. Совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация проекта рассчитана на 2012 - 2016 годы и далее: с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с задачами и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, воспитателями, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом)

Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, воспитатели, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, тьютор)

Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ

Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с ОВЗ

Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.

Методы:

  • Педагогическое наблюдение.
  • Анкетирование
  • Диагностирование
  • Коррекционный мониторинг

Описание проекта:

Актуальность проблемы проекта обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность детей с особыми образовательными потребностями. 
Существующие виды и формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не учитывают современного состояния проблемы вариативного воспитания и обучения таких детей. При этом реализация мероприятий проекта позволяет не только расширять диапазон оказываемой комплексной помощи детям, но и апробировать и внедрять инновационные модели воспитания и обучения «особых» детей, реализация которых способствует их гармоничному развитию, социализации, становлению личности с последующей успешной интеграцией в общество.
Инновационный характер реализуемого проекта обусловлен тем, что к процессу комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья привлекаются все участники образовательного процесса(воспитатели, специалисты в сфере коррекции, администрация ОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья, родительская общественность). В рамках реализации проекта апробируются и внедряются различные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются адаптированные программы обучения, коррекции и реабилитации с использованием механизма постепенной интеграции ребенка в образовательное пространство. 
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе осуществлялось изучение научно-педагогической литературы по проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правовая база, осуществлен подбор блока диагностических методик, анализ количественно-качественных данных, изучен опыт организации моделей инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработана модель ранней диагностики ограниченных возможностей у детей.
2. Экспериментально-апробационный этап На экпериментально-апробационном этапе осуществляется разработка, апробация и внедрение программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, разрабатывается модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом типа дизонтогенеза, уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. На данном этапе организована работа по непрерывному повышению квалификации специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
3. Внедрение
На этапе внедрения должна быть продолжена работа по совершенствованию технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, проведено общественное обсуждение проекта, реализован цикл обучающих семинаров, мастер-классов и конференций по обобщению опыта реализации мероприятий проекта, изданы методические сборники из опыта апробации и внедрения программ оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрены модели непрерывного повышения квалификации и специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза. 
Ресурсное обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты: материально-технический, информационный и кадровый.
Материально-технический компонент
Материально-техническое обеспечение проекта осуществляется на базе общеобразовательной школы, в составе которой функционируют кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинский кабинет, тренажерный зал, актовый зал, спортивный зал. 
Информационный компонент
Реализация информационного компонента проекта осуществляется посредством установления обратной взаимосвязи с участниками проекта через интернет-сайт, издания научно-методических сборников и проведения научно-практических семинаров, мастер-классов и круглых столов.

2.2. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

 Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ

 

Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов

Включенность обучающихся с ОВЗ

в реализацию различного вида конкурсов

Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах

Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса

Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа творческой группы.

Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ

Внутри ДОУ и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.

Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования

Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ;

Организация работы родительского лектория в ДОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей

Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ

Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров.

  1. Система инклюзивного образования не замещает специального образования, а лишь создает условия для соблюдения Закона об образовании в части права родителей на выбор образовательного учреждения и программы обучения для ребенка.
  1. Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием.
  2. Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами.
  3. Включение ребенка в инклюзивное образование невозможно без согласования со специалистами ПМПК, родитель не всегда может реально оценить возможность получения инклюзивного образования.
  4. Возможное неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» детей.
  5. Отсутствие гибкой системы оценивания достижений учащихся с ОВЗ, заложенной в стандартах.

ВЫВОД

Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды дошкольного учреждения. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В результате реализации проекта будет развиваться модель инклюзивной образовательной среды ДОУ.






12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....