Инклюзивное образование
методическая разработка
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ovz.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил: Подстрахова Олеся Анатольевна, инструктор по физической культуре
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, детский сад). Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода. На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству. Для нас важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью в школу.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество
Задачи проекта:
1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2. Создать толерантную среду в учреждении.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5. Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
6. Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
7. Совершенствовать систему оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация проекта рассчитана на 2012 - 2016 годы и далее: с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с задачами и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.
Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, воспитателями, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом)
Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, воспитатели, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, тьютор)
Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ
Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с ОВЗ
Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.
Методы:
- Педагогическое наблюдение.
- Анкетирование
- Диагностирование
- Коррекционный мониторинг
Описание проекта:
Актуальность проблемы проекта обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность детей с особыми образовательными потребностями.
Существующие виды и формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья не учитывают современного состояния проблемы вариативного воспитания и обучения таких детей. При этом реализация мероприятий проекта позволяет не только расширять диапазон оказываемой комплексной помощи детям, но и апробировать и внедрять инновационные модели воспитания и обучения «особых» детей, реализация которых способствует их гармоничному развитию, социализации, становлению личности с последующей успешной интеграцией в общество.
Инновационный характер реализуемого проекта обусловлен тем, что к процессу комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья привлекаются все участники образовательного процесса(воспитатели, специалисты в сфере коррекции, администрация ОУ, дети с ограниченными возможностями здоровья, родительская общественность). В рамках реализации проекта апробируются и внедряются различные формы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются адаптированные программы обучения, коррекции и реабилитации с использованием механизма постепенной интеграции ребенка в образовательное пространство.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе осуществлялось изучение научно-педагогической литературы по проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья, нормативно-правовая база, осуществлен подбор блока диагностических методик, анализ количественно-качественных данных, изучен опыт организации моделей инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработана модель ранней диагностики ограниченных возможностей у детей.
2. Экспериментально-апробационный этап На экпериментально-апробационном этапе осуществляется разработка, апробация и внедрение программ комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, разрабатывается модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом типа дизонтогенеза, уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. На данном этапе организована работа по непрерывному повышению квалификации специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
3. Внедрение
На этапе внедрения должна быть продолжена работа по совершенствованию технологий комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, проведено общественное обсуждение проекта, реализован цикл обучающих семинаров, мастер-классов и конференций по обобщению опыта реализации мероприятий проекта, изданы методические сборники из опыта апробации и внедрения программ оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрены модели непрерывного повышения квалификации и специалистов, реализующих программы комплексного психолого-медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и различными типами дизонтогенеза.
Ресурсное обеспечение проекта включает в себя следующие компоненты: материально-технический, информационный и кадровый.
Материально-технический компонент
Материально-техническое обеспечение проекта осуществляется на базе общеобразовательной школы, в составе которой функционируют кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинский кабинет, тренажерный зал, актовый зал, спортивный зал.
Информационный компонент
Реализация информационного компонента проекта осуществляется посредством установления обратной взаимосвязи с участниками проекта через интернет-сайт, издания научно-методических сборников и проведения научно-практических семинаров, мастер-классов и круглых столов.
2.2. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ
| Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов |
Включенность обучающихся с ОВЗ в реализацию различного вида конкурсов | Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах |
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса | Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа творческой группы. |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ | Внутри ДОУ и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио. |
Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. | Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования |
Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ; | Организация работы родительского лектория в ДОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей |
Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ | Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров. |
- Система инклюзивного образования не замещает специального образования, а лишь создает условия для соблюдения Закона об образовании в части права родителей на выбор образовательного учреждения и программы обучения для ребенка.
- Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием.
- Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами.
- Включение ребенка в инклюзивное образование невозможно без согласования со специалистами ПМПК, родитель не всегда может реально оценить возможность получения инклюзивного образования.
- Возможное неполное освоение учебных программ. Необходимость индивидуальных учебных планов для «включенных» детей.
- Отсутствие гибкой системы оценивания достижений учащихся с ОВЗ, заложенной в стандартах.
ВЫВОД
Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды дошкольного учреждения. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В результате реализации проекта будет развиваться модель инклюзивной образовательной среды ДОУ.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....