Кинезиология как метод развития познавательных процессов у детей
материал (средняя группа)

Пархоменко Ирина Анатольевна

Основной целью кинезиологии является помощь детям, развивающимся с какими-либо проблемами. Выполняемые упражнения задействуют межполушарные связи, и это способствует улучшению мыслительной работы, развивает мелкую моторику. Кроме того, значительно улучшаются память, внимание, речь, когнитивные качества.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология как метод развития познавательных процессов у дошкольников

Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis, «движение») и «логос» (logos, «наука»). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение – существует уже 2000 лет, используется во всем мире. 

Основной целью кинезиологии является помощь детям, развивающимся с какими-либо проблемами. Выполняемые упражнения задействуют межполушарные связи, и это способствует улучшению мыслительной работы, развивает мелкую моторику. Кроме того, значительно улучшаются память, внимание, речь, когнитивные качества.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Кинезиологические упражнения – это тренировки, которые существенно улучшают нейронные связи между двумя полушариями, причем чем эти занятия интенсивнее, тем заметнее положительные изменения в работе мозга.

Кинезиологические упражнения включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения нужно выполняются вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность. Упражнения можно включать в непосредственно-образовательную деятельность, а также включать в режим дня дошкольника.

Стихотворная форма, которая используется в большинстве упражнений, дает большой потенциал для творческого развития. Повторяя за взрослым, ребенок активизирует свою речь. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук и пальцев позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складывается в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. К тому же в игровой форме дети закрепляют знания об окружающем мире.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Также кинезиологические упражнения развивают внимание, память, мышление у ребенка. Они интересны для детей и очень полезны.

Кинезиологические упражнения используются в развитие мелкой моторики рук. С детьми проводится пальчиковая гимнастика с использованием кинезиологических элементов и упражнений. Важно, чтобы кинезиологическая гимнастика сопровождалась интересными стихами, для эмоционального вовлечения детей в игру. Одно из известных упражнений «Колечко», «Ладонь – ребро – кулак», «Кулак – ладошка», но до недавнего времени они не были подкреплены эмоциональными стихами. На данный момент еще многие кинезиологические упражнения без стихотворного сопровождения, но уже и не мало тех упражнений к которым были придуманы стихи. Да и всегда стихи к упражнению вы можете придумать сами и даже совместно с детьми. Для развития мелкой моторики рук используются кинезиологические упражнения: «Оладушки», «Ухо-нос», «Капитан – молодец!», «Кошечки – собачки», «Лезгинка», «Фонарики», «Кулачок-колечко», «Ругаем – хвалим» и другие. Упражнения можно включать практически во все режимные моменты. Они органично вплетаются в физминутки, в пальчиковую гимнастику, в упражнения на развитие общей моторики.

Одним из видов кинезиологических упражнений являются растяжки. Растяжки позволяют оптимизировать и нормализовать тонус различных групп мышц. Снимая тоническое напряжение, они способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Поэтому в разумных пределах детская растяжка полезна. Упражнения на растяжку детей должны выполняться, основываясь на естественном процессе движения. Ребенок должен ощущать в своих мышцах мягкое растяжение, не сопровождаемое болевыми ощущениями. Данные упражнения можно использовать как динамическую паузу во время непосредственно-образовательной деятельности, а также в конце  занятий. В нашей практике мы используем растяжки: «Снеговик», «Дерево», «Сорви яблоко», «Потанцуем»,  «Яйцо» и другие.

Упражнения с движениями глаз заключаются в том, что ребенок рисует в воздухе рукой или карандашом горизонтальную восьмерку или другую простую фигуру и одновременно следить глазами за появлением воображаемой линии, не меняя положения головы. Упражнение можно усложнить – вместе с глазами вращать еще и языком.

Любимое упражнение детей «Глаз-путешественник» в разных частях стены развешивают изображения животных, игрушек, бытовых предметов. Цель – найти взглядом рисунок, названный преподавателем, не поворачивая головы. Полезны также простые вращения глазами в разные стороны. При этом нужно рисовать взглядом круги разного диаметра.

Также в своей работе с дошкольниками можно использовать  кинезиологические сказки: «Два котенка», «Лесные истории», «Сказка о язычке», «Весёлая прогулка» и другие.

В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга. У дошкольников формируется устойчивый познавательный интерес, а следовательно развиваются все познавательные процессы.

Проведя анализ имеющейся литературы, информационных источников, оказалось, что кинезиологических упражнений очень много, но они очень часто не сопровождены текстом, что для детей дошкольного возраста становится менее привлекательным. Кинезиологических сказок оказалось ещё меньше. Но это открывает новые возможности для творчества педагогов и детей. Сказки, стихи к упражнениям может сочинить или подобрать сам взрослый, а также это дополнительное увлекательное занятие для совместной деятельности педагога и детей, ведь они могут придумать свои стихи или сказки на выбранное упражнение или комплекс кинезиологических упражне

Таким образом, мы видим что кинезиология – сложная наука о механизмах взаимодействия и гармонизации структур головного мозга, однако заниматься с ребенком кинезиологическими упражнениями можно не только в детском саду, но и дома. Такие тренировки существенно повысят когнитивные способности ребенка, улучшат речь и подарят много других заметных изменений к лучшему.

Использованные источники:

  1. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарноговзаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: ВНИИФК,1999.
  2. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.

Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.Цели:·        Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и с...

«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».

Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...

Консультация: Кинезиология – как метод развития межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи.

Практическая консультация: Кинезиология – как метод  развития межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи....

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...