Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Корчагина Лариса Викторовна

Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.

Цели:

·        Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и слухового восприятия.

·        Вовлечение родителей в образовательный процесс

 

Длительность работы: 6.5 часов.

 

Тема занятия

Форма проведения

План проведения

Кол-во часов

1.Беседа с детьми

« Как я занимаюсь дома?»

 

2. Анализ познавательной деятельности детей воспитателем по методике В.И.Яшиной «Изучение уровня речевой подготовки детей к обучению в школе», Т.И.Ерофеевой «Выявление уровня математического развития детей при подготовке их к школе»

 

 

 

 

 

3. Значимость развития познавательных процессов в сенситивный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Подведение итогов семинара.

Опрос, беседа с детьми.

 

 

Диагностика.

Составление диаграмм качества по предметам (воспитатель).

 

 

Семинар – практикум для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободное общение.

1. Интервью детей.

2. Пересказ сказки.

 

 

1. Срез знаний по математике, обучению грамоте и развитию речи.

2. Сравнительный анализ.

 

 

 

 

1. Постановка проблемной ситуации: «Как  ответил бы ваш ребенок на вопросы анкеты?».

2. Видеоматериалы  (ответы детей на поставленные вопросы).

3. Представление воспитателем анализа познавательных процессов. Сообщение воспитателя: Что должен знать ребенок в конце учебного года.

4.  Практическое занятие. Игры и рекомендации по развитию познавательных процессов.

 

1. Анализ проделанной работы.

 

 

 

 

2 часа

 

 

 

1.5 часа

 

 

 

 

 

 

 

1.5 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 часа

 

 

Беседа с детьми:

«Как я занимаюсь дома?»

 

1. Интервью (видеозапись)

Вопросы для детей 5-6 лет

·        Тебе нравится выполнять задания в  тетрадях в д/с?

·        Какие задания ты любишь больше всего, а какие не нравятся?

·        Кто тебе помогает заниматься дома?

·        Какие задания вы выполняли в эти выходные?

·        На какие дополнительные занятия, ты ходишь?

·        Какую сказку тебе вчера читали на ночь? Кто читал? А какая у тебя любимая сказка?

·        Кем ты будешь, когда вырастешь?

 

 

2. Басня Л. Толстого  «Муравей и голубка» (аудиозапись пересказа).

 

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и захотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. А голубка вспорхнула и улетела.  

 

Словарная работа: захлестнуло, потопила, спасся, сеть, захлопнуть, охнуть, вспорхнула.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум для родителей, дети которых посещают группу общеразвивающей направленности в возрасте 5-6 лет

 

Тема: Значимость развития познавательных процессов в сенситивный           период.

 

Цель: показать с помощью игры важность развития познавательных процессов в сенситивный период.

 Задачи:

1.              Ознакомить родителей с результатами анализа познавательных процессов.

2.              Познакомить родителей с особенностями восприятия в сенситивный период

3.              Дать родителям рекомендации по развитию познавательных процессов в игровой форме

 

Оборудование: компьютер; магнитофон; магнитная доска; ватман; карандаши; аудиозапись пересказа басни Л.Н.Толстого «Муравей и голубка» детьми; видеозапись интервью с детьми.

 

      Предварительная работа:

1.     Анализ познавательных процессов у детей воспитателем группы.

2.     Аудиозапись пересказа басни Л. Толстого «Муравей и голубка».

3.     Видеозапись интервью с детьми

 

1.Вступление

 

Психолог: Возраст 6-7 лет является сенситивным. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к информации как положительной, так и отрицательной. Мозг ребенка очень пластичен. Именно в этом возрасте у ребенка хорошо развиваются: память, внимание, мышление, речь. С возрастом мозг становится более закостенелым, поэтому развитие познавательных процессов замедляется. Поэтому, нужно, как можно больше в этом возрасте с ребенком заниматься и занятия должны проходить в игровой форме.  

  

2. Анализ познавательных процессов.

 

Воспитатель: На начало учебного года целью курса развития речи и математики было всестороннее развитие ребенка, его целостных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

   Основные задачи по математике и развитию речи:

·        Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость, творчество.

·        Увеличение объема внимания и памяти.

·        Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

·        Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

·        Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

·        Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.; развитие грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

·        Развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

 

    В начале и в конце учебного года все дети проходят диагностику. Выявляется умение составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картинок, умение пересказывать, составлять рассказ из личного опыта. На начало учебного года мы получили следующие результаты:

Выше среднего – 2 (11%);

Средние – 9 (47%);

Ниже среднего - 8 (42%).

По результатам математических срезов знаний были получены следующие результаты.

Высокий укровень – 5 (26%);

Средний уровень – 13 (69%);

Низкий уровень – 1 (5%).

У многих детей возникают трудности в составлении рассказа по картинке и серии картинок, из личного опыта ребенка и при пересказе. У некоторых детей недостаточно развит фонематический слух. Также возникают сложности в пространственно- временной ориентации и в составлении примеров на сложение и вычитание.

 

3.                 Анализ пересказа басни Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».

 

Логопед: Как вы услышали из анализа познавательных процессов, одним из «слабых мест» является пересказ текста.

Давайте разберемся, что такое пересказ?

В толковом словаре русского языка сказано: пересказать – рассказать, изложить последовательно, подробно о чем-нибудь.

Пересказ состоит из нескольких этапов: во-первых текст нужно воспринять на слух (понять основной смысл, место действия, знать персонажей); во-вторых установить последовательность происходящих событий, установить причинно-следственные связи между событиями, персонажами и явлениями; в-третьих обладать достаточно хорошо развитой речью, чтобы связно изложить текст.

Если у ребенка недостаточно хорошо развит один из этих этапов, ему сложно справиться с пересказом.

Давайте прослушаем на аудиозаписи, как наши ребята справились с пересказом басни Л.Толстого «Муравей и голубка» (прослушивание аудиозаписи, анализ пересказа басни).

Предлагаю вашему вниманию краткие рекомендации по работе над пересказом:

·        Подбирать тексты, соответствующие возрасту ребенка

·        Подбирать книги, в которых есть иллюстрации

·        После первого прочтения задать ребенку вопросы по содержанию текста, объяснить незнакомые слова.

·        На первом этапе пересказывать вместе с ребенком, чтобы он чувствовал себя более уверенно.

·        На втором этапе пусть ребенок больше говорит, а вы немного помогайте

·        Обязательно похвалите ребенка, как бы он не рассказывал.

·        Ежедневно читайте ребенку (достаточно 15 минут) произведения детских писателей (не комиксы).

Когда ваши дети пойдут в школу, вы увидите, что ваши труды не напрасны.

Вашим ребятам будет проще усвоить материал по литературе, истории, географии, естествознанию и другим предметам.

 

 

4.     Постановка проблемной ситуации.

 

Психолог: Мы провели с вашими детьми интервью, было задано несколько вопросов. Как вы считаете, как на эти вопросы ответили ваши дети? (зачитываются вопросы, родители высказывают свои предположения).

 

5. Анализ видеозаписи интервью с детьми.

 

 А теперь мы предлагаем посмотреть вам видеозапись с ответами ваших детей (видеозапись).

- Совпали ли ваши ответы с ответами детей? (мнение родителей)

- Что для вас было неожиданным?

     Как вы заметили, многим детям нравится рисовать,  танцевать,  играть. Это связано с тем, что в этом возрасте ведущая деятельность -  игровая, значит и обучать нужно в игровой форме. Дети в любом возрасте смотрят на поведенческую реакцию родителей (мимика, жест, речь и т. д.). Характерной чертой этого возраста является любознательность, главное, чтобы родители это поддерживали, интересовались, как провел ребенок день, что нового узнал, во что играл, какие задания выполнял.  Желательно, чтобы вы просматривали тетради, с которыми дети работают в группе и видели, что у вашего ребенка получается, а на что стоит обратить внимание.

В основном с детьми занимаются мамы. Большая часть детей посещает секции и кружки и дополнительные занятия по подготовке к школе. Это способствует  формированию учебной мотивации.

На ночь многим детям читают сказки, читают не только мамы, но и папы. Было замечено, детям, которым не читают на ночь или читают мало, выбирают любимого сказочного героя не из книги, а из мультфильмов. Современные мультфильмы изображают поверхностных персонажей, которые  часто бывают агрессивными и у ребенка формируют искаженное восприятие мира. Поэтому нужно внимательно относиться к тому, что смотрит ваш ребенок. Желательно после просмотра телевидения или прочтения книги поинтересоваться, кто из героев больше всего понравился и почему?

Вы обратили внимание, какую профессию выбрал ваш ребенок, поэтому выбору видно, чем интересуется ваш ребенок.

     

6. Игры на развитие познавательных процессов.

 

  Психолог: А сейчас мы хотим вам предложить несколько игр на развитие познавательных процессов. В эти игры вы можете играть со своими детьми.  

1 игра «Запрещенные слова».

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в игру «Да и нет не говорить и цвета не называть».  Я буду задавать вам вопросы, а вы будите отвечать:

·        Кошки живут в воде?

·        Летом небо, какое?

·        Вода мокрая?

·        Взрослые любят играть?

·        Какие вы любите яблоки?

·        У вас какие глаза?

·        На вас одежда прозрачная?

·        Снег, какой?

·        Летом трава, какая?

·        У вас дома, какие обои?

·        У вас большая семья?

·        Ваш ребенок скоро пойдет в школу?

·        Вы любите фрукты?

·        Вашего ребенка аист принес?

·        Вы любите смотреть телевизор?

·        Какие у тебя волосы?

Игра развивает внимание, мышление, речь.

 

2 игра  «Сочиним сказку»

Логопед: Игра развивает внимание, воображение, память, речь, логическое мышление.

Инструкция: Сейчас мы с вами сочиним сказку. Первый участник игры предлагает свою фразу, вы друг за другом будете добавлять еще по одному предложению так, чтобы получился рассказ. Последний участник игры должен пересказать всю сказку.

Понравилась ли вам ваша сказка, если нет то почему?

В чем вы испытывали затруднения?

А сейчас мы эту сказку нарисуем коллективно. На одном ватмане, не разговаривая друг с другом, вы рисуете сюжет этой сказки по цепочке, передавая лист ватмана по хлопку. Попробуйте понять друг друга без слов.

- Вам понравился ваш рисунок?

- Какие затруднения вы испытывали?

- Что было труднее рассказывать сказку или рисовать ее?

- Вы испытывали положительные или отрицательные эмоции?

Для ваших детей тоже очень важно испытывать положительные эмоции. Психологами было доказано, что при положительных эмоциях информация на много лучше запоминается, чем при отрицательных. В этом возрасте ведущая деятельность игровая, поэтому информацию нужно преподносить в игровой форме.

 

 7.         Обмен мнениями.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.

Цели:

  • Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и слухового восприятия.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс

Длительность работы: 6.5 часов.

Тема занятия

Форма проведения

План проведения

Кол-во часов

1.Беседа с детьми

« Как я занимаюсь дома?»

2. Анализ познавательной деятельности детей воспитателем по методике В.И.Яшиной «Изучение уровня речевой подготовки детей к обучению в школе», Т.И.Ерофеевой «Выявление уровня математического развития детей при подготовке их к школе»

3. Значимость развития познавательных процессов в сенситивный период.

4. Подведение итогов семинара.

Опрос, беседа с детьми.

Диагностика.

Составление диаграмм качества по предметам (воспитатель).

Семинар – практикум для родителей.

Свободное общение.

1. Интервью детей.

2. Пересказ сказки.

1. Срез знаний по математике, обучению грамоте и развитию речи.

2. Сравнительный анализ.

1. Постановка проблемной ситуации: «Как  ответил бы ваш ребенок на вопросы анкеты?».

2. Видеоматериалы  (ответы детей на поставленные вопросы).

3. Представление воспитателем анализа познавательных процессов. Сообщение воспитателя: Что должен знать ребенок в конце учебного года.

4.  Практическое занятие. Игры и рекомендации по развитию познавательных процессов.

1. Анализ проделанной работы.

2 часа

1.5 часа

1.5 часа

1.5 часа

Беседа с детьми:

«Как я занимаюсь дома?»

1. Интервью (видеозапись)

Вопросы для детей 5-6 лет

  • Тебе нравится выполнять задания в  тетрадях в д/с?
  • Какие задания ты любишь больше всего, а какие не нравятся?
  • Кто тебе помогает заниматься дома?
  • Какие задания вы выполняли в эти выходные?
  • На какие дополнительные занятия, ты ходишь?
  • Какую сказку тебе вчера читали на ночь? Кто читал? А какая у тебя любимая сказка?
  • Кем ты будешь, когда вырастешь?

2. Басня Л. Толстого  «Муравей и голубка» (аудиозапись пересказа).

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и захотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. А голубка вспорхнула и улетела.  

Словарная работа: захлестнуло, потопила, спасся, сеть, захлопнуть, охнуть, вспорхнула.

Семинар-практикум для родителей, дети которых посещают группу общеразвивающей направленности в возрасте 5-6 лет

Тема: Значимость развития познавательных процессов в сенситивный           период.

Цель: показать с помощью игры важность развития познавательных процессов в сенситивный период. 

 Задачи:

  1. Ознакомить родителей с результатами анализа познавательных процессов.
  2. Познакомить родителей с особенностями восприятия в сенситивный период
  3. Дать родителям рекомендации по развитию познавательных процессов в игровой форме

Оборудование: компьютер; магнитофон; магнитная доска; ватман; карандаши; аудиозапись пересказа басни Л.Н.Толстого «Муравей и голубка» детьми; видеозапись интервью с детьми.

      Предварительная работа:

  1. Анализ познавательных процессов у детей воспитателем группы.
  2. Аудиозапись пересказа басни Л. Толстого «Муравей и голубка».
  3. Видеозапись интервью с детьми

1.Вступление

Психолог: Возраст 6-7 лет является сенситивным. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к информации как положительной, так и отрицательной. Мозг ребенка очень пластичен. Именно в этом возрасте у ребенка хорошо развиваются: память, внимание, мышление, речь. С возрастом мозг становится более закостенелым, поэтому развитие познавательных процессов замедляется. Поэтому, нужно, как можно больше в этом возрасте с ребенком заниматься и занятия должны проходить в игровой форме.  

   

2. Анализ познавательных процессов.

Воспитатель: На начало учебного года целью курса развития речи и математики было всестороннее развитие ребенка, его целостных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

   Основные задачи по математике и развитию речи:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость, творчество.
  • Увеличение объема внимания и памяти.
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
  • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.; развитие грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  • Развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    В начале и в конце учебного года все дети проходят диагностику. Выявляется умение составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картинок, умение пересказывать, составлять рассказ из личного опыта. На начало учебного года мы получили следующие результаты:

Выше среднего – 2 (11%);

Средние – 9 (47%);

Ниже среднего - 8 (42%).

По результатам математических срезов знаний были получены следующие результаты.

Высокий укровень – 5 (26%);

Средний уровень – 13 (69%);

Низкий уровень – 1 (5%).

У многих детей возникают трудности в составлении рассказа по картинке и серии картинок, из личного опыта ребенка и при пересказе. У некоторых детей недостаточно развит фонематический слух. Также возникают сложности в пространственно- временной ориентации и в составлении примеров на сложение и вычитание.

  1. Анализ пересказа басни Л.Н.Толстого «Муравей и голубка».

Логопед: Как вы услышали из анализа познавательных процессов, одним из «слабых мест» является пересказ текста.

Давайте разберемся, что такое пересказ?

В толковом словаре русского языка сказано: пересказать – рассказать, изложить последовательно, подробно о чем-нибудь.

Пересказ состоит из нескольких этапов: во-первых текст нужно воспринять на слух (понять основной смысл, место действия, знать персонажей); во-вторых установить последовательность происходящих событий, установить причинно-следственные связи между событиями, персонажами и явлениями; в-третьих обладать достаточно хорошо развитой речью, чтобы связно изложить текст.

Если у ребенка недостаточно хорошо развит один из этих этапов, ему сложно справиться с пересказом.

Давайте прослушаем на аудиозаписи, как наши ребята справились с пересказом басни Л.Толстого «Муравей и голубка» (прослушивание аудиозаписи, анализ пересказа басни).

Предлагаю вашему вниманию краткие рекомендации по работе над пересказом:

  • Подбирать тексты, соответствующие возрасту ребенка
  • Подбирать книги, в которых есть иллюстрации
  • После первого прочтения задать ребенку вопросы по содержанию текста, объяснить незнакомые слова.
  • На первом этапе пересказывать вместе с ребенком, чтобы он чувствовал себя более уверенно.
  • На втором этапе пусть ребенок больше говорит, а вы немного помогайте
  • Обязательно похвалите ребенка, как бы он не рассказывал.
  • Ежедневно читайте ребенку (достаточно 15 минут) произведения детских писателей (не комиксы).

Когда ваши дети пойдут в школу, вы увидите, что ваши труды не напрасны.

Вашим ребятам будет проще усвоить материал по литературе, истории, географии, естествознанию и другим предметам.

  1. Постановка проблемной ситуации.

Психолог: Мы провели с вашими детьми интервью, было задано несколько вопросов. Как вы считаете, как на эти вопросы ответили ваши дети? (зачитываются вопросы, родители высказывают свои предположения).

5. Анализ видеозаписи интервью с детьми.

 А теперь мы предлагаем посмотреть вам видеозапись с ответами ваших детей (видеозапись).

- Совпали ли ваши ответы с ответами детей? (мнение родителей)

- Что для вас было неожиданным?

     Как вы заметили, многим детям нравится рисовать,  танцевать,  играть. Это связано с тем, что в этом возрасте ведущая деятельность -  игровая, значит и обучать нужно в игровой форме. Дети в любом возрасте смотрят на поведенческую реакцию родителей (мимика, жест, речь и т. д.). Характерной чертой этого возраста является любознательность, главное, чтобы родители это поддерживали, интересовались, как провел ребенок день, что нового узнал, во что играл, какие задания выполнял.  Желательно, чтобы вы просматривали тетради, с которыми дети работают в группе и видели, что у вашего ребенка получается, а на что стоит обратить внимание.

В основном с детьми занимаются мамы. Большая часть детей посещает секции и кружки и дополнительные занятия по подготовке к школе. Это способствует  формированию учебной мотивации.

На ночь многим детям читают сказки, читают не только мамы, но и папы. Было замечено, детям, которым не читают на ночь или читают мало, выбирают любимого сказочного героя не из книги, а из мультфильмов. Современные мультфильмы изображают поверхностных персонажей, которые  часто бывают агрессивными и у ребенка формируют искаженное восприятие мира. Поэтому нужно внимательно относиться к тому, что смотрит ваш ребенок. Желательно после просмотра телевидения или прочтения книги поинтересоваться, кто из героев больше всего понравился и почему?

Вы обратили внимание, какую профессию выбрал ваш ребенок, поэтому выбору видно, чем интересуется ваш ребенок.

     

6. Игры на развитие познавательных процессов.

  Психолог: А сейчас мы хотим вам предложить несколько игр на развитие познавательных процессов. В эти игры вы можете играть со своими детьми.  

1 игра «Запрещенные слова».

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в игру «Да и нет не говорить и цвета не называть».  Я буду задавать вам вопросы, а вы будите отвечать:

  • Кошки живут в воде?
  • Летом небо, какое?
  • Вода мокрая?
  • Взрослые любят играть?
  • Какие вы любите яблоки?
  • У вас какие глаза?
  • На вас одежда прозрачная?
  • Снег, какой?
  • Летом трава, какая?
  • У вас дома, какие обои?
  • У вас большая семья?
  • Ваш ребенок скоро пойдет в школу?
  • Вы любите фрукты?
  • Вашего ребенка аист принес?
  • Вы любите смотреть телевизор?
  • Какие у тебя волосы?

Игра развивает внимание, мышление, речь.

2 игра  «Сочиним сказку»

Логопед: Игра развивает внимание, воображение, память, речь, логическое мышление.

Инструкция: Сейчас мы с вами сочиним сказку. Первый участник игры предлагает свою фразу, вы друг за другом будете добавлять еще по одному предложению так, чтобы получился рассказ. Последний участник игры должен пересказать всю сказку.

Понравилась ли вам ваша сказка, если нет то почему?

В чем вы испытывали затруднения?

А сейчас мы эту сказку нарисуем коллективно. На одном ватмане, не разговаривая друг с другом, вы рисуете сюжет этой сказки по цепочке, передавая лист ватмана по хлопку. Попробуйте понять друг друга без слов.

- Вам понравился ваш рисунок?

- Какие затруднения вы испытывали?

- Что было труднее рассказывать сказку или рисовать ее?

- Вы испытывали положительные или отрицательные эмоции?

Для ваших детей тоже очень важно испытывать положительные эмоции. Психологами было доказано, что при положительных эмоциях информация на много лучше запоминается, чем при отрицательных. В этом возрасте ведущая деятельность игровая, поэтому информацию нужно преподносить в игровой форме.

 7.         Обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

 Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение  кругозора детей по...

«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».

Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...