Информационные технологии в детском саду
статья


Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира. в котором росли их родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши - это дети  "нового времени",  которые довольно быстро осваивают разнообразные  "технические штучки".  Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii_v_detskom_sadu.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в детском саду

    С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОУ для повышения эффективности образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. С этой целью, в детские учреждения приобретают интерактивные доски, детские компьютеры, ноутбуки для педагогов.

 

Актуальность:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Главное подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире

Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает нам развивать у детей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей. Дотрагиваясь до поверхности доски, дети совершают интерактивные путешествия в другие страны мира. У них вызывает большой

интерес форма демонстрации иллюстраций, им очень нравится действовать специальным маркером, они смотрят, как завороженные в процессе рисования, он воспринимается детьми, как «волшебный». Дети с интересом перемещают на доске геометрические фигуры, составляют из них различные предметы; реально могут увидеть вращение земного шара и многое другое.

   Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные: память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Новизна применения ИКТ – технологии в ДОУ. ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Мой опыт в данном направлении заключается в разработке игровых и познавательных презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Создание презентаций для родителей и педагогов. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду, а также видеоролики для педагогов. В работе с детьми и семьями воспитанников скорректировала требования к использованию мультимедиа в образовательном процессе. Это презентации, слайд–шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.

Проблемы. Работая с дошкольниками, обратила внимание, что не у всех детей к школе формируется устойчивый интерес к окружающему миру, любознательность. Внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, обусловлено следующими причинами:

1.В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в программе МДОУ в комплексно-тематическом построении педагогического процесса, мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.

2.Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (планшетами, гаджетами и т.д.), приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала

3.Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности.

Использование компьютерных технологий помогает: Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной. Что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных и природы, работу транспорта и т.д.);

Формировать информационную культуру у детей.

Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Детские презентации – один из самых действенных способов помочь ребенку усвоить новую информацию. Часто их называют «обучением с развлечением». Легкая и нестандартная подача материала помогает превращать обучение в интересную игру. Цель: повысить интерес к изучаемому материалу. Возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Можно детально остановиться на вопросах, взывающих затруднения.

                    При создании мультимедийных презентаций для дошкольников необходимо учитывать следующие условия:

                 - Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point. Разработка презентации для дошкольников требует соблюдения ряда требований.

                 Подбор правильного цвета для фона и иллюстрации. Фон не должен «забивать» изображение, на слайде не рекомендуется использовать более трёх цветов. Слайдов не должно быть много, чем меньше дети, тем меньше слайдов, не более 10с. начальным и заключительным. При продолжительности занятия 25 минут презентации отводится не более 10 минут, т. е в среднем 1 минута на слайд. Слайды должны быть синхронизированы с комментариями воспитателя. Презентация должна иллюстрировать речь воспитателя, но при этом не должна становиться частью занятия. Музыкальное сопровождение доступно к тем слайдам, где не предусмотрено речевое сопровождение.

              Очень осторожно нужно использовать звуковые спецэффекты, которые в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.

В непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое, помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию

Слайд-шоу – это подборка фотографий и видео, сменяющих друг друга под музыкальное сопровождение. Плюс анимация кадров (приближение или удаление камеры, обрамленная тематическими переходами, видеоэффектами, с добавлением анимации, а так же, стихотворным текстом).

Требования к слайд-шоу такие же, как и при составлении презентации.

Используется на занятиях и в работе с родителями, на утренниках и родительских собраниях. С детьми придумывали коллективные сказки на свободную тему, каждый ребёнок придумывал по одному предложению. К получившейся сказке подбирали картинки, которые вставляла в слайд-шоу. Для детей большим сюрпризом было увидеть своё произведение и снова всем вместе вспомнить придуманную сказку.

Фотоальбомы - это наглядный материал для развития представлений об окружающем мире, систематизации представлений, а так же дополнительное пособие для обучения чтению. Тематика альбомов может быть разная. Например «Моя семья», «Времена года».

Необходимо обратить внимание на создание фотоальбомов для детей: На каждом развороте должно быть только одно изображение, чтобы внимание ребенка не рассеивалось. Расположение картинок в альбоме может быть как вертикальным, так и горизонтальным, по желанию. Картинка может быть подписана крупными печатными буквами. Или картинка расположена на одной странице разворота, а подпись - на другой.

Видеоролик (клип) – непродолжительная по времени художественно-составленная последовательность кадров. Небольшой сюжет или исполнение музыкального произведения, записанные на видеоплёнку. Учебный, информационный, песенный, рекламный видеоролик, в котором применяется музыкальное и звуковое сопровождение, текстовые и графические видео вставки. Видеоролик - это уже связанная история, сюжет с видео и звуковыми эффектами. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Видеоролики подразделяются на компьютерные, мультипликационные, игровые или их комбинации.

                                   При создании видеороликов нужно стремиться построить эпизод не         только доходчиво для детей, но и занимательно, использовать выразительные крупные планы, определенный ритм музыки. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, недостаточное произвольное внимание малышей предъявляют высокие требования к использованию экранных и звуковых средств. При большом объеме информации увеличивается нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Всё зависит от возраста детей. Средняя продолжительность видеоролика –10 минут.

Видеоролики могут научить малышей разных возрастных групп таким фундаментальным вещам, как наименования представителей флоры и фауны, геометрических форм, цифр, букв. Детям интересно смотреть и узнавать про неизвестных животных и птицах, наблюдать за их поведением. С помощью видеороликов проводили двигательные минутки, которые использовали на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях. Дети с удовольствием выполняли движения.

Мультфильм (анимационный фильм) – это фильм, который создается мультипликаторами, использующими для создания персонажей различные техники и материалы, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров. Мультфильмы предназначены для трансляции по телевидению, демонстрации в кинотеатре, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

                 В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать не озвученные мультфильмы, сопровождая их своими словами воспитателя «Бэби-Эйнштейн».

                К 4 – 5 годам ребенок начинает понимать короткие кино - рассказы. Так же как в младшей группе просмотр должен сопровождаться словами воспитателя. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения; экскурсии, связанные с содержанием фильма; читает детям книгу. Перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагается найти в фильме. После просмотра проводится беседа, цель которой выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Далее необходимо продолжать работы по освоению содержания фильма, используя его пересказ, рисование.

            В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы.

Развивающие мультфильмы от обычных отличаются тем, что их герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь. Однако они далеки от компьютерных игр тем, что ребенку достаточно просто смотреть на экран. Как правило, дети, даже самые маленькие, стараются повторять слова вслед за героями мультфильмов, разговаривать с персонажами (отвечая на их вопросы) и позже удивляют родителей своими знаниями.

Мультипликационный фильм можно использовать с целью воспитания. Родители прежде, чем допускать ребенка к экрану, должны сами просмотреть мультфильм, попытаться выделить плюсы и минусы в увиденном. Другой вариант – совместный просмотр фильма и его обсуждение. Пример выделения из известных мультфильмов дидактического и психологического смысла: «Золушка», «Чебурашка» - обретение семьи, друга, любимого человека. «Чуня» - «Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты». «Каникулы в Простоквашино» - хозяйственность, дружелюбие, самостоятельность, дружба. «Бюро находок» - «Друзей не теряйте, их никто вам не вернет». «Пластилиновая ворона» - (развитие творческих способностей) «Из ничего – всё» можно организовать занятия по лепке. «Мама для мамонтенка» - любовь к родителям.

ИКТ использую в работе с детьми при проведении непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности (чтение – слушание, физминутки, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности, релаксации). Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

 Создание условия для внедрения ИКТ в образовательном процессе

Для работы по использованию ИКТ необходимо следующее оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран или используем свободную стену. Магнитола с коллекцией компакт – CD дисков. Для работы с видеоматериалами использую компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат. При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10).

           Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.

ИКТ может войти в жизнь ребёнка через игру. В игровом уголке расположены различные технические средства разные, бывшие в употреблении, сейчас используются для игр детей. Это: телефоны: стационарные и мобильные, калькуляторы, джойстики для компьютерных игр, клавиатура для компьютера, наушники, детский компьютер и др.

Использование ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников.

ИКТ в организации работы с родителями. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников:

  • минимизация времени доступа родителей к информации;
  • возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
  • рост объема информации;
  • оперативное получение информации родителями;
  • обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
  • оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

В условиях развития современного общества используются разнообразные формы работы с родителями ДОУ с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте). Для родителей создана группа в Vaiber. Преимущества для родителей от группы:

имеют возможность следить за жизнью группы;

получают информацию в форме педагогических советов;

лучше узнают друг друга (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).

Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть в группу в Vaiber, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях. Родители знакомятся с информационным материалом не только в детском саду, но и дома. Родителям предоставляется возможность наблюдать за развитием детей в ДОУ через фотоальбомы, видеозаписи.

Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Конечно, работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание, сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, родительские собрания, наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы

Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает нам развивать у детей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику,

способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые

качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так  же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

 Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями. ИКТ активно используются педагогами при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении разных форм работы с

родителями педагогами используются видеоролики из жизни детей в детском саду, презентации по организации образовательного процесса. Таким образом, ИКТ способствуют повышению эффективности мероприятий и педагогической компетентности у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшк...

Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий гражда...

Информационные технологии в детском саду

Данный презентационный материал содержит материал, объясняющий значение использования информационных технологий в практике детского сада....

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".

Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду.

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду.В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундам...

Современные информационные технологии в детском саду

Современные информационные технологии в детском саду в настоящее времяне просто необходимость, а это большая помощь воспитателю. ...