Экологический проект
проект по окружающему миру
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4»
дошкольное отделение 2
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
«Чистый мир»
Подготовила воспитатель Бабаева И.А.
Подольск 2022 г.
Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»
Тип проекта: информационно – познавательный.
Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь - апрель).
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Актуальность:
Экологическое образование-важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты
Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Задачи проекта:
Формирование основ общей экологической культуры ребенка
Создать условия для освоения экологических представлений.
Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение)
Формы и методы работы:
- НОД
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.
- чтение художественной литературы.
- театрализованная деятельность и праздники
- наблюдение в уголке природы и на прогулке
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде
- игры
- разные формы
- работа с календарем природы, дневником наблюдения,
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок
- взаимодействие с семьей
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов
- тематические выставки.
Направление работы
- развитие речи
- развитие логического мышления
- развитий коммуникативных качеств у детей
- обобщение представлений о природе
- пробуждение воображения и фантазии
- пробуждение интереса к природе.
Ожидаемый результат:
Создание на территории МОУ «Гимназия №4» дошкольное отделение 2 экологически благоприятной среды.
Повышение уровня знаний по экологии у детей.
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Содержание проекта.
Этапы реализации | Действие педагогов | Действие воспитанников | Действие родителей |
Подготовительный с 01.09.21г по 01.04.2022г | Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта; Методическая литература для педагогов и родителей; -Познавательная и энциклопедическая литература для детей. 2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций; 3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: -наглядные: картины, фото, карточки с изображениями природы и т.д. -д карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о экологии | -просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением природы | Анкетирование. «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» |
Практический этап с 01.11.2021г. по 31.05.2022г. | - Создание и оформление экологического уголка | Кинолекции, презентации Природоохранные праздники Экскурсии, Наблюдения Природоохранные акции Сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры Экспериментальная и опытническая деятельность Экологические сказки Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка); | Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам Выставка работ из природного материала «Золотая осень» Открытое занятие для родителей и педагогов». Эти полезные бытовые отходы», «Мы спасатели природы» Рекомендация на тему Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ» Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! -экологическая сказка «Трудовой десант» Экологическая информация |
Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказывания, заучивания. Провести первый этап диагностики.
Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»
Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и поделок Анкетирование «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»
Родительское собрание. Рекомендация на тему «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ»
Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседы: «Как семья провела лето?» Установление эмоционального контакта
Беседа о лесе: «Унылая пора! Очей очарования..»
Закреплять представление детей о золотом периоде осени
Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.
Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», «Загадай, мы отгадаем»
Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам. Выставка работ из природного материала «Золотая осень»
Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы: «Растение как живое существо»
Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.
Д. и. «Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)
Д. и. Кто чем питается?
Просмотр фильма «Перелетные птицы»
Чтение худ. литературы:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки «Синичкин календарь»
Аппликация «Волшебные цветочки»
Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что нам осень принесла?»
Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)
Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа
Д. и. Голоса птиц, Я-загадаю, а вы- отгадайте
Просмотр фильма о зимующих птицах
Чение худ. литературы.
В. Бьянки- «Купание медвежат». Е. Чарушин- «Волчишка». В. Варанжин- «Как ежик зиму перезимовал»
Художественное творчество (оригами)
Голубь, Воробей или Лебедь
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! »-экологическая сказка
Январь Беседы: «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщение представление о зиме.
Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»
Чтение худ. литературы
В. Бьянки –«Лесные домики». И. Полёнов – Синичкины кладовки
Рисование «Веточка ели», «Природа и дети» Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»
Февраль Наблюдение зимних красот в природе
Выделение характерных признаков зимы. Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром
Д. и. «Найди ошибку»
Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?
Чтение худ. литературы: Г. Скребицкий – «Берегите птиц. А. Барков – голоса леса
Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении.
Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе
Март Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны.
Беседа: «Весенние капели»
Д/И «Сезонные изменения»
Д. и. «Найди ошибку Чтение худ. литературы: «Птицы прилетели»
Апрель. Подведение итогов
Литература
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009
9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.
10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.
11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.
12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.
13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"
Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"
Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.
В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....