Конспект НОД по валеологии с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему «Чудо – нос»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Полухина Светлана Николаевна

Конспект НОД по валеологии с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему «Чудо – нос»

 

Цель: расширить представления детей о строении и функциях носа
Программные задачи:
- формировать представления детей о значении носа для здоровья;
- закрепить правила ухода за носом;
- развивать обонятельное восприятие;
- развивать навыки дыхательной гимнастики;
- воспитывать у детей культуру здоровья.
Оборудование:
- зеркала (по количеству детей);
- круги зелёного, жёлтого цвета (по количеству детей по 2 круга на каждого);
- салфетки и клеёнки для аппликации, клей;
- квадратный лист белой бумаги (40*40см.);
- пульверизатор, носовой платок;
- ёмкости с пахучими безопасными веществами, накрытые марлей (по количеству
детей);
- плакат со строением носа, дыхательной системой человека;
- картинка Микки Мауса;
- белые медицинские халат и колпак;
- видеофильм «Почему наш нос чихает?».
Предварительная работа:
-чтение энциклопедий: « Человек», «Тело человека»;
-разучивание пальчиковой гимнастики « Замок»;
-беседа о правилах гигиены и безопасности ухода за носом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу, их встречает доктор Айболит (переодетый воспитатель).
Воспитатель: - Здравствуйте друзья, надеюсь вы узнали меня?
Дети: - Да, вы доктор Айболит.
Воспитатель: - Ребята, а что означает слово «здравствуйте»? Ведь мы говорим его
каждый день и не один раз.
(Ответы детей: слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья», это значит желать здоровья тому, с кем здороваешься)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Совершенно верно, слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья». И сейчас мы с вами пожелали всем здоровья, все здоровы и бодры. Значит, вы сможете мне помочь. Ребята, присаживайтесь на ковер, расскажу вам одну историю. Ко мне за помощью обратился Микки-Маус (демонстрация иллюстрации Микки-Мауса). С ним произошла вот такая неприятная ситуация. Микки-Маус никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил драться и часто получал по носу. И он у него был всегда распухший и красный. Обиделся нос Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же Микки-Маус? Он решил обойтись без носа.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял наш герой, можно ли обойтись без носа?
(Ответы детей: без носа прожить нельзя, если у нас не будет носа, мы не сможем дышать)
Воспитатель: - Да, ребята, наш организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу же отражается на работе других. Давайте поговорим о носе, расскажем, и докажем Микки-Маусу как он важен для нас. Вы поможете мне в этом? Тогда, я приглашаю вас в свою научную лабораторию, где изучают человеческий организм и здоровье человека.

(Дети встают, проводится физминутка)
Воспитатель: - Но сначала, я вас осмотрю.
Попрошу красиво встать
И команды выполнять!
Все дышите, не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимаем,
Превосходно, опускаем.
Наклонитесь, разогнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
И не надо докторов.
Тогда в путь, за мной! (Идут за Доктором Айболитом в лабораторию)

Доктор Айболит (воспитатель): - Вот мы и пришли. Чтобы зайти в лабораторию нужно
открыть дверь.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Начинаем колдовать,
Двери открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его сперва покрутим,
А потом три раза дунем.
Покачаем - раз, два, три.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются,
Эксперименты начинаются!

(Дети проходят, садятся за столы)
Воспитатель: - Ребята, в лаборатории должна быть тишина, здесь работают учёные.
Ребята, подумайте и скажите, для чего нам нужен нос?
(Ответы детей: нос нам нужен, чтобы дышать)
Воспитатель: - Да, вы совершенно правы, нос нам нужен, чтобы дышать.
Давайте в этом убедимся. Зажмите нос и не дышите (воспитатель делает вместе с детьми).
Ох! Я больше не могу. Очень тяжело не дышать, правда?
Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга.
Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль.
(Рассматривание плаката со строением носа)
- А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом?
(Ответы детей: потому что, может заболеть горло, ртом дышать тяжело, ртом мы вдыхаем грязный воздух и т.п.)
Воспитатель: - Ребята, а я слышал, что нос называют «печкой», почему?
(Предположения детей: нос греет воздух, согревает воздух)
- Да, ребята, воздух, проходя через нос (носовые ходы), согревается и в наши лёгкие попадает тёплым. Давайте в этом убедимся, проделая небольшой опыт: вдохните носом воздух и выдохните его через рот на ладонь. Что вы чувствуете, какой воздух выходит?
( Ответы детей: я почувствовал тепло, теплый воздух)
Воспитатель: - Ребята, а еще нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?
( Предположения детей: от грязи, от пыли)
Воспитатель: - Нос защищает наши легкие от пыли. В носу есть волоски. Вы сами их можете увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркало.
(На столах лежат зеркала, дети берут их и рассматривают свой нос.)
- Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. А еще нос охраняет нас от болезнетворных микробов.
-А ещё наш нос умеет чихать. Почему наш нос чихает?
(Ответы детей: потому что в нем накапливается много микробов; потому что мы простываем; потому что он заболел и т.п.)
Воспитатель: - Да, совершенно верно, когда в носу накапливается много микробов, мы
начинаем чихать. Что происходит, когда человек чихает?
(Ответы детей: разлетаются микробы в разные стороны, они могут заразить других людей)
Воспитатель: - Что нужно делать, чтобы микробы не разлетались в разные стороны?
(Ответы детей: прикрываться платком)
Воспитатель: - Я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого нам понадобится обыкновенный пульверизатор, который конечно же есть в -моей лаборатории. Он будет выполнять роль простуженного носа. Раз он простужен, значит он полон микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать. И что же будет, если мы не будем прикрываться платочком во время чихания?
(Воспитатель проводит опыт с пульверизатором)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, без платочка микробы разлетаются на большие расстояния и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем прикрываться носовым платком. Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно иметь носовой платок.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть научный фильм «Почему наш нос чихает?» из серии « Невероятные приключения в теле человека».
( просмотр фильма)
Воспитатель: - Ребята, чтобы нос хорошо дышал, какие правила гигиены и безопасности ухода за носом нужно выполнять?
Ответы детей:
• Промывать нос утром и вечером во время умывания.
• Нельзя ковырять в носу пальцем.
• Нельзя ковырять в носу острыми предметами.
• Нельзя засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.)
• Стараться уберечь себя от простуды.
• Очищать нос с помощью носового платка.
• Делать дыхательную гимнастику.
Воспитатель: - Правильно, друзья, если вы будете выполнять все эти правила, ваши
………………носики будут здоровы.
……………. -А ваши носики здоровы? Давайте проверим. Ведь если нос здоров, он хорошо дышит и хорошо улавливает запахи. Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху». Но сначала подготовим наши носики и сделаем дыхательную гимнастику.
(Дети встают из-за столов, проводится дыхательная гимнастика)
1) Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе, подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание, медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз.
2) Попеременно нажимая указательным пальцем, то на одну ноздрю, то на другую, произносить звук «М».
Воспитатель: - Молодцы, друзья. Хорошо подышали. А теперь сможете ли вы определить по запаху, что находится в стаканчике? Возьмите стаканчик, сделайте несколько глубоких вдохов подряд и попробуйте отгадать, что находится в вашем стаканчике.
(Ответы детей: «Я почувствовал запах чеснока». «Я почувствовал запах ёлочки» и т.п.)
Воспитатель: - Молодцы друзья! Вижу, что ваши носики здоровы. Вы все справились с заданием. Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: - Мы хорошо поработали сегодня в лаборатории. Ребята, давайте подарим Микки-Маусу на память носовой платок. Посмотрите, вот он уже готов. Но наш герой любит вещи яркие, поэтому украсим платок разноцветными горошинами.
- Горошину зелёного цвета приклеит тот, кто вспомнит и назовёт для чего нужен нос.
(Ответы детей: чтобы дышать; чтобы защищать лёгкие от пыли; чтобы согревать воздух; чтобы различать запахи).
- Жёлтую горошину приклеит тот, кто вспомнит и назовёт правила гигиены и безопасности ухода за носом.
(Дети приклеивают)
Воспитатель: - Вот какой яркий получился платок. Я думаю, что он очень понравится Микки-Маусу и теперь он будет беречь свой нос, пользоваться носовым платком. А теперь пора возвращаться в группу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Полезные продукты»

Цель:

-Формирование у детей понятие о строении и функциях органов пищеварения.

Задачи:

-Развивать у детей аналитические способности.

-Учить взаимодействовать друг с другом, проводить самостоятельно опыты. делать выводы.

-Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование.

Зеркала на подставке, блюдца с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона, бумажная салфетка, ватные палочки – для каждого ребенка, таблица «Пищеварительная система человека»«Полезные продукты», стакан с водой, полотенце.

Ход занятия:

Организационный момент:

Разминка “ Давайте порадуемся”

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (руки поднять вверх)

А также всем улыбчивым лицам (улыбнуться друг другу)

И всем, кто живёт на этой планете, (руки развести в стороны)

“Доброе утро, - скажем мы вместе. (Берутся за руки)

“Доброе утро!” – папа и мама (махи сцепленными руками вперед-назад)

Доброе утро останется с нами.

- Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои солнечные улыбки.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как заботиться о себе, как помочь своему здоровью, как стать приятным и нравиться людям. Кто мне ответит, что такое здоровье? (ответы детей)

-Отгадайте загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

(ответы детей)

- Совершенно верно. А вот как помогает язык, об этом мы с вами и поговорим сейчас.

В группу влетает Карлсон.

Карлсон:

Я спешил к вам, друзья,

С жутким нетерпеньем,

И моторчик я, не зря,

Смазывал вареньем.

У меня за спиной вертится пропеллер.

Я хочу, чтоб со мной. Все ребята пели.

- Здравствуй, Карлсон! А ведь зря ты ириски жуешь.

Карлсон:

- Почему зря? Они же вкусные! Я ем все, что вкусно. Просто обожаю торты, конфеты, варенье.

Воспитатель:

- А ты, сладкоежка, знаешь, что определить пищу на вкус нам помогает язык? Он реагирует на разный вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположились на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч).

-Ребята скажите а какие вкусы вы знаете?

(Ответы детей)

-Чтобы узнать, какая часть языка какой вкус сильнее чувствует, проведем опыт.

Опыт№1

Цель:

-Определить вкусовые зоны языка.

Перед каждым ребенком устанавливается зеркало на подставке, блюдца с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце по одной деревянной палочке с ватой, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек.

Воспитатель:

- Ребята, возьмите первое блюдце, смочите чистый конец в воде и обмакните его в сахарный песок и приложите палочку к средней части языка, к основанию. К боковым частям. К кончику языка. А сейчас скажите, в какой части языка живут «сладкие сосочки?»

-Ребята, а сейчас проведите опыты из других блюдец.

-Ребята, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает?

(Ответы детей)

Вывод:

-Одни определяют зону «сладких» сосочков, другие «кислых»«горьких»«Соленых».

Зарядка для языка

Жил-был язычок - показываете.

Любил он бегать, где хотел

(болтаете языком из стороны в сторону.)

И болтал, что хотел - добавляете звук.

Раз язычок поймали –

(зажимаете между зубов)

За решетку посадили –

(прячете язык за зубы)

На пять замков закрыли –

(губы вытягиваются то в трубочку, то в улыбку.)

На пять оборотов повернули –

(крутите губы - трубочку то в одну сторону, то в другую).

Стал язычок лазейку искать –

(языком проводите между губой и зубами при сомкнутых губах, сверху, снизу)

Нет ничего, стал в стены биться –

(укол языком в щеку)

По одному, затем два, три раза.

Не поддаются стены, стал тогда решетки пилить –

(нижняя, затем верхняя губы, как бы одеваются на зубы и выворачиваются наружу. Затем обе губы вместе)

Решетки рухнули - вибрация губами, и язычок опять на свободе! – высунуть язык.

Опыт №2

Цель:

-Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.

-Ребята, возьмите салфетку, осушите язык и повторите действия по определению вкуса из предыдущего опыта. Что вы почувствовали?

Вывод:

-Мы не ощущаем вкуса, потому, что язык сухой.

-Ребята, давайте посмотрим вместе с Карлсоном, как работает система пищеварения человека. (показ таблицы).

Во рту пища смачивается слюной, и мы жуем зубами. Далее по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка пища переходит в кишечник и там окончательно переваривается с помощью пищеварительных соков. Переваренная пища впитывается через стенки тонкой кишки в кровь и переносится ко всем органам и тканям организма – питает их.

Карлсон:

Как это – питает? Впитывается, что ли?

Воспитатель:

Да, и я вам сейчас покажу: налейте на тарелку немного воды. Возьмите полотенце и положите его прямо на воду. Подождите несколько секунд, затем поднимите полотенце. Что произошло с водой?

Карлсон:

Ее не стало!

Воспитатель:

-Правильно, ребята, вода впиталась в полотенце. Тоже самое, происходит с пищей в кишечнике. Все полезные вещества из пищи, которую мы съели, впитывается в стенки тонкой кишки и переносятся ко всем тканям, снабжая их энергией, чтобы мы могли бегать, играть, думать.

Карлсон:

-Я и не знал, что происходит с конфетами, когда я их ем.

Воспитатель:

-Между прочим, Карлсон, ешь ты их совершенно зря. От конфет, тортов, булочек только толстеют. Это не совсем полезная еда.

Карлсон:

- Как это не полезная? Я так питаюсь, вот я, какой красивый, в меру упитанный мужчина в полном рассвете лет!

Воспитатель:

-Если бы ты похудел немножко, то был бы еще краше и, главное, здоровее. Правда, ребята?

Карлсон:

-Ребята, а какая пища полезная?

(ответы детей)

Карлсон:

-Я все понял. (Показывает продукты на таблице «Полезная еде»)

-Нужно есть продукты дающие организму энергию. – гречку, овсянку, рис, хлеб, мед, растительное масло, рыбу, мясо, курицу, орехи.

-А еще надо включать в рацион питания продукты. Наполняющие нас живительной силой. Содержащие витамины и микроэлементы, - овощи, фрукты, соки, морепродукты (водоросли, печень трески и др.)

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

-Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

(На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка - выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком).

Воспитатель:

-Спасибо, Карлсон, а теперь ребята назовите Карлсону, семь самых главных правил еды:

1. Перед едой надо мыть руки с мылом.

2. Есть продукты, полезные для здоровья.

3. Кушать в определенное время.

4. Есть не быстро и не очень медленно.

5. Каждый кусочек прожевать 30 раз.

6. Сладости есть только после обеда.

7. Не объедаться.

Карлсон:

- Вот теперь я знаю, что такое правильный режим питания. Я даже все правила записал себе в книжку. Чтобы не забыть. Ну, я полетел. Расскажу все, что узнал, малышу. До свидания.

Воспитатель:

-Прилетай еще к нам, Карлсон,

Итог:

-Что интересного вы узнали сегодня на занятии?

-Давайте, сейчас передавая мячик, друг другу, расскажем об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Чудо филимоновской свистульки"

Предлагаю вам конспект НОД на тему «Чудо филимоновских свистулек» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольн...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: «Моя любимая Москва».

Програмное содержание: закрепить знания детей о том, что Москва столица России; закрепить знания детей о названиях станций московского метро, московских улиц; закрепить знание пословиц и поговорок о М...

Презентация к конспекту непосредственно – образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: «Моя любимая Москва».

Програмное содержание: закрепить знания детей о том, что Москва столица России;  закрепить знания о башнях Московского Кремля....

Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: «Чудо – тыква»

Конспект открытого интегрированного занятиядля детей подготовительной группы на тему: «Чудо  – тыква» Интеграция образовательных областей: «Художественно - Эстет...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому развитию для детей подготовительной группы на тему: «Чудо - снег».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений о зиме, совершенствование мелкой моторики средствами дидактических игр и упражнений....