Кружок "Юный железнодорожник" с элементами LEGO - конструирования
материал (средняя группа)

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение                                                                                        «Детский сад № 57 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

                               Кружок  ««Юный железнодорожник»

                           (с элементами LEGO – конструирования)

    Список детей:

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

Протокол от                 20            

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий  

_________________

Приказ от              20            

старший воспитатель                                                                  

                             

                                                             

                                                             Руководители кружка: ___________ Л.А.Горбачева

                                                                                                     

                                                             

Смоленск

Цель: создание  полифункциональной предметно – развивающей среды в средней группе детского сада по железнодорожной направленности с целью предоставления детям условий для самостоятельной  игровой деятельности  (с элементами LEGO – конструирования) в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями развития.

Задачи программы

1. Продолжать формировать у детей среднего дошкольного возраста основы ценностного отношения, уважения, интереса к выбранной родителями профессии, желания быть похожими на них  при дальнейшем в старшем возрасте выборе профессии.

2. Создать единое образовательное пространство развития детей, обогащённое специальным тематическим содержанием и оборудованием

(LEGO – конструктором) для организации полноценной познавательно – игровой деятельности детей 4 – 5 лет.

3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно – игрового практического опыта, связанного с отображением разных аспектов профессиональной деятельности родителей.

4. Через ознакомление с профессией железнодорожника формировать у  дошкольников ценности познания; коммуникативные ценности, ценности эмоционально – положительных переживаний адекватные возрасту.

Занятия в кружке проводятся в период с 13 сентября по 31 мая один раз в  неделю.

                               

Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

. Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Информационнорецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка

Частичнопоисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Ожидаемый результат реализации кружка:

- дошкольники знают и понимают, что такое железная дорога, поезд,  вокзал,  пассажир, вагоны, паровоз;

- дети знают профессии, связанные с железной дорогой, имеют представление о назначении  профессий;                                                                                                                                                 - появится интерес к самостоятельному изготовлению построек (LEGO –конструирование), умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.                                       - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Примерное комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

 Тема

 Цели

1.

«Что такое железная дорога?»

учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя; развивать монологическую речь с помощью стихотворений.

2.

«Железная дорога для паровозика»

(LEGO - конструирование)

развивать представления детей о железной дороге и ее значении в жизни людей; закрепить знания детей о поезде как средстве передвижения; познакомить детей со строением железной дороги, ее частями; активизировать словарный запас детей: употребление слов «поезд», «рельсы», «шпалы»; развивать логическое мышление, воображение и творческие способности детей.

3.

«Рельсы, шпалы»

(LEGO - конструирование)

упражнять в основных приемах

Октябрь

 Тема

 Цели

1.

«Поездка в осенний лес»

(LEGO - конструирование)

закрепить знания детей о поезде как средстве передвижения; развивать логическое мышление, воображение и творческие способности детей; активизировать словарный запас детей: употребление слов «поезд», «осенние листья», «золотая Осень»; формировать умение согласовывать существительные с прилагательными; воспитывать бережное отношение к   природе.

2.

Беседа о железнодорожном транспорте и его видах

расширить представления детей об особенностях железнодорожного транспорта, его назначении и видах;

активизировать словарь детей;

воспитывать у детей уважение к представителям железнодорожных профессий.

3.

«Строим железную дорогу» (LEGO - конструирование)

развивать логическое мышление, воображение и творческие способности детей

   4.            

Подвижная игра

 « Поезд»

учить двигаться по веревочной лестнице, лежащей на полу и изображающей железную дорогу

 5.

«Мы едем, едем, едем в далекие края»

кукольный спектакль

Ноябрь

 Тема

 Цели

1.

«Помоги паровозику добраться до станции «Всезнайка»

LEGO - конструирование

комплексное познавательное занятие, включающее игры с элементами конструирования

2.

Беседа

«Железная дорога - детям не игрушка»

LEGO - конструирование

познакомить детей с правилами безопасного поведения на железной дороге; уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках железной дороги; развивать внимание, память, мышление; воспитывать осторожность, дисциплинированность.

3.

«Железнодорожный мост» (LEGO – конструирование)

Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

   4.            

П/игра «Паровоз»

развивать воображение, умение действовать по сигналу и слову взрослого.

 5.

Развлечение

«У нас в гостях бабушка – Загадушка»

Вечер загадок о железнодорожном транспорте

Декабрь

 Тема

 Цели

1.

«Мои родители- железнодорожники»

уточнить знания детей о профессиях родителей; развивать память, мышление, связную речь, общение; воспитывать активный интерес к трудовой деятельности родителей

2.

«Правила безопасного поведения на железной дороге»

LEGO - конструирование

Продолжать знакомить детей  с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

3.

«Рельсы и шпалы»

(LEGO – конструирование

Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

   4.            

Михалков С.

«Песенка друзей»

Разучивание песни с использованием танцевальных движений

 5.

Развлечение

«Как паровозик на ёлку спешил»

 (авторская сказка)

Настольный театр

Январь

 Тема

 Цели

1.

Беседа о рабочих железнодорожных профессий

 расширить представление детей о людях разной железнодорожной профессии; рассказать о значимости их труда; развивать мышление, связную речь, общение; воспитывать чувство благодарности за их труд

2.

Сюжетно- дидактическая игра

«Как вести себя в поезде»

уточнить и расширить представления детей о правильном поведении в поезде; совершенствовать двигательные навыки;  развивать связную речь, мышление, общение; воспитывать культуру поведения в общественных местах

3.

 «На выставке паровозов»

LEGO - конструирование

Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

4.

Подвижная игра «Железная дорога»

развивать у детей самостоятельную двигательную активность;

формировать быструю и осмысленную реакцию на двигательные действия;

 приучать детей действовать согласованно и по сигналу;

знакомить детей с работой железной дороги и железнодорожного транспорта, обучать безопасности движения развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность, умение выполнять движения сообща;

5.

«Электричка, электричка - это поезд-невеличка»

музыкальное познавательное развлечение

Февраль

 Тема

 Цели

1.

Чтение стихотворений о железнодорожных профессиях

Мошковская Э.

«Мчится поезд»

Нарзиллаев Н.

«Машинист»

познакомить детей с новыми произведениями; развивать интерес к труду взрослых; воспитывать читателя и внимательного слушателя.

2.

« В гостях у семафора»

LEGO - конструирование

закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге и в поезде; развивать творческие способности; воспитывать любознательность и активность

3.

«Вагон»

LEGO - конструирование

 Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

4.

Подвижная игра «Локомотив»

формировать быструю и осмысленную реакцию на двигательные действия

5.

«Стану, как папа, я машинистом»

(LEGO - конструирование)

Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

                                                               Март

 Тема

 Цели

1.

Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога»

учить коллективно придумывать сюжет игры; поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; воспитывать положительные  взаимоотношения между детьми.

2.

«Почему поезд бывает пожарным?»

Дать представления детям о пожарном поезде, расширить представления детей о труде пожарных; обогатить и активизировать словарь (пожарный рукав, ствол, струя, насос). Учить детей вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику.)

3.

 «Пожарный поезд»

LEGO - конструирование

Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

4.

Подвижная игра «Ловкий пассажир»

приучать детей действовать согласованно и по сигналу

5.

Прослушивание и подпевание песни «Голубой вагон»

Э.Успенский

Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение, по мере запоминания текста песни,  подпевать.

                                                               Апрель

 Тема

 Цели

1.

Заучивание стихотворения

"Поезд" С.Капутикян.

познакомить с новым произведением на железнодорожную тематику;  развивать память, связную речь, восприятие; воспитывать чуткость к художественному слову.

2.

«Беседа о железнодорожном транспорте и труде машиниста»

обогатить и уточнить знания детей о железнодорожном транспорте (о грузовом и пассажирском), о труде машиниста. Подчеркнуть его общечеловеческую значимость; активизировать словарь детей; воспитывать у детей уважение к людям труда.

3.

«Железнодорожный вокзал»

(LEGO - конструирование)

развивать воображение и творчество детей.

4.

«Паровоз»

Слова и музыка

М.Х. Шадовой

Разучить песню о железнодорожном вокзале

5.

«Мои любимые стихотворения о железной дороге»

Конкурс чтецов

                                                               Май

 Тема

 Цели

1.

Инсценировка по стихотворению

А. Введенского

 «Песня машиниста»

Словарная работа. Воспитатель обсуждает с детьми: кто такой машинист? Где он работает?

2.

«Путешествие на поезде» LEGO - конструирование

Закрепить полученные знания

3.

 «Поезд с вагончиками»

(LEGO - конструирование

развивать воображение и творчество детей.

4.

Подвижная игра «Музыкальный поезд»

Учить двигаться змейкой вслед за направляющим под музыкальное сопровождение

5.

«Поезд дружбы»

(LEGO - конструирование)

Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку

Диагностика знаний детей по теме «Юный железнодорожник»

Критерии оценки

Высокий – ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах. Интересуется, кем работают близкие ему люди, чем заняты на работе. Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.                                       Средний – ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи, возможны ошибки и затруднения. Низкий – в общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, Правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребёнка трудности. Требуется активная помощь взрослого 

Диагностика уровня знаний и умений по Lego-конструированию                      у детей 4 – 5 лет

Уровень развития ребёнка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно конструировать по замыслу

высокий

-ребёнок работает в паре;

- контролирует качество результатов собственной практической деятельности;

 -реализовывает творческий замысел.

- ребёнок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название, назначение, особенности строения);         -самостоятельно работает над постройкой.

средний

- ребёнок допускает незначительные ошибки, самостоятельно «Путём проб и ошибок исправляет их»

- тему постройки определяет заранее. Конструкцию находит «Путём проб и ошибок исправляет их». Требуется помощь взрослого.

низкий

- допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чётких контуров. Требуется постоянно помощь взрослого.

- замысел у ребёнка неустойчивый, тема меняется в процесс практических действий. Объяснить их смысл и способ построения, ребёнок не может.

 

Список литературы:

  1. Авторские  разработки, методические и дидактические материалы педагогов о железной дороге (стихи, сказки, песни, загадки, считалки),  интернет – ресурс.
  2. Сташкова Т.Н. , Шеболдина Л.Н. «Мы будущие железнодорожники» - М.,  «Гном», 2019.
  3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO):                      методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2018.
  4. Фешина Е.В.  LEGO – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2019. – 243 с.
  5. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. – М.: Изд. – полиграф центр «Маска», 2018.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO – конструирования. "Колобок на новый лад"

В процессе НОД у детей развиваются логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность, коммуникативные навыки....

Формирование элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования

Мною представленна презентация по Формированию элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования...

Оформление в группе РППС "Зимующие птицы" с элементами LEGO-конструирования.

Оформление в группе РППС "Зимующие птицы" с элементами LEGO-конструирования....

Инновационный проект: «Развитие элементов инженерного мышления в рамках календарно-тематического планирования на основе Lego-конструирования»

LEGO-технология – одна из современных и распространенных педагогических систем. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможнос...

Использование элементов LEGO-конструирования на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ.

Опыт использования LEGO-конструуирования на музыкальных занятиях, а также развлечениях в ДОУ....