Кружок "Юный железнодорожник" с элементами LEGO - конструирования
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Кружок ««Юный железнодорожник»
(с элементами LEGO – конструирования)
Список детей:
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол от 20 № | УТВЕРЖДЕНО Заведующий _________________ Приказ от 20 № |
старший воспитатель
Руководители кружка: ___________ Л.А.Горбачева
Смоленск
Цель: создание полифункциональной предметно – развивающей среды в средней группе детского сада по железнодорожной направленности с целью предоставления детям условий для самостоятельной игровой деятельности (с элементами LEGO – конструирования) в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями развития.
Задачи программы
1. Продолжать формировать у детей среднего дошкольного возраста основы ценностного отношения, уважения, интереса к выбранной родителями профессии, желания быть похожими на них при дальнейшем в старшем возрасте выборе профессии.
2. Создать единое образовательное пространство развития детей, обогащённое специальным тематическим содержанием и оборудованием
(LEGO – конструктором) для организации полноценной познавательно – игровой деятельности детей 4 – 5 лет.
3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно – игрового практического опыта, связанного с отображением разных аспектов профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника формировать у дошкольников ценности познания; коммуникативные ценности, ценности эмоционально – положительных переживаний адекватные возрасту.
Занятия в кружке проводятся в период с 13 сентября по 31 мая один раз в неделю.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
. Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Информационнорецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка |
Частичнопоисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Ожидаемый результат реализации кружка:
- дошкольники знают и понимают, что такое железная дорога, поезд, вокзал, пассажир, вагоны, паровоз;
- дети знают профессии, связанные с железной дорогой, имеют представление о назначении профессий; - появится интерес к самостоятельному изготовлению построек (LEGO –конструирование), умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. - сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Примерное комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
№ | Тема | Цели | |||
1. | «Что такое железная дорога?» | учить детей внимательно слушать рассказ воспитателя; развивать монологическую речь с помощью стихотворений. | |||
2. | «Железная дорога для паровозика» (LEGO - конструирование) | развивать представления детей о железной дороге и ее значении в жизни людей; закрепить знания детей о поезде как средстве передвижения; познакомить детей со строением железной дороги, ее частями; активизировать словарный запас детей: употребление слов «поезд», «рельсы», «шпалы»; развивать логическое мышление, воображение и творческие способности детей. | |||
3. | «Рельсы, шпалы» (LEGO - конструирование) | упражнять в основных приемах |
Октябрь
№ | Тема | Цели | ||
1. | «Поездка в осенний лес» (LEGO - конструирование) | закрепить знания детей о поезде как средстве передвижения; развивать логическое мышление, воображение и творческие способности детей; активизировать словарный запас детей: употребление слов «поезд», «осенние листья», «золотая Осень»; формировать умение согласовывать существительные с прилагательными; воспитывать бережное отношение к природе. | ||
2. | Беседа о железнодорожном транспорте и его видах | расширить представления детей об особенностях железнодорожного транспорта, его назначении и видах; активизировать словарь детей; воспитывать у детей уважение к представителям железнодорожных профессий. | ||
3. | «Строим железную дорогу» (LEGO - конструирование) | развивать логическое мышление, воображение и творческие способности детей | ||
4. | Подвижная игра « Поезд» | учить двигаться по веревочной лестнице, лежащей на полу и изображающей железную дорогу | ||
5. | «Мы едем, едем, едем в далекие края» | кукольный спектакль |
Ноябрь
№ | Тема | Цели |
1. | «Помоги паровозику добраться до станции «Всезнайка» LEGO - конструирование | комплексное познавательное занятие, включающее игры с элементами конструирования |
2. | Беседа «Железная дорога - детям не игрушка» LEGO - конструирование | познакомить детей с правилами безопасного поведения на железной дороге; уточнить знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на отдельных участках железной дороги; развивать внимание, память, мышление; воспитывать осторожность, дисциплинированность. |
3. | «Железнодорожный мост» (LEGO – конструирование) | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку |
4. | П/игра «Паровоз» | развивать воображение, умение действовать по сигналу и слову взрослого. |
5. | Развлечение «У нас в гостях бабушка – Загадушка» | Вечер загадок о железнодорожном транспорте |
Декабрь
№ | Тема | Цели | |
1. | «Мои родители- железнодорожники» | уточнить знания детей о профессиях родителей; развивать память, мышление, связную речь, общение; воспитывать активный интерес к трудовой деятельности родителей | |
2. | «Правила безопасного поведения на железной дороге» LEGO - конструирование | Продолжать знакомить детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. | |
3. | «Рельсы и шпалы» (LEGO – конструирование | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку | |
4. | Михалков С. «Песенка друзей» | Разучивание песни с использованием танцевальных движений | |
5. | Развлечение «Как паровозик на ёлку спешил» (авторская сказка) | Настольный театр |
Январь
№ | Тема | Цели |
1. | Беседа о рабочих железнодорожных профессий | расширить представление детей о людях разной железнодорожной профессии; рассказать о значимости их труда; развивать мышление, связную речь, общение; воспитывать чувство благодарности за их труд |
2. | Сюжетно- дидактическая игра «Как вести себя в поезде» | уточнить и расширить представления детей о правильном поведении в поезде; совершенствовать двигательные навыки; развивать связную речь, мышление, общение; воспитывать культуру поведения в общественных местах |
3. | «На выставке паровозов» LEGO - конструирование | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку |
4. | Подвижная игра «Железная дорога» | развивать у детей самостоятельную двигательную активность; формировать быструю и осмысленную реакцию на двигательные действия; приучать детей действовать согласованно и по сигналу; знакомить детей с работой железной дороги и железнодорожного транспорта, обучать безопасности движения развивать ловкость, быстроту реакции, внимательность, умение выполнять движения сообща; |
5. | «Электричка, электричка - это поезд-невеличка» | музыкальное познавательное развлечение |
Февраль
№ | Тема | Цели |
1. | Чтение стихотворений о железнодорожных профессиях Мошковская Э. «Мчится поезд» Нарзиллаев Н. «Машинист» | познакомить детей с новыми произведениями; развивать интерес к труду взрослых; воспитывать читателя и внимательного слушателя. |
2. | « В гостях у семафора» LEGO - конструирование | закрепить знания детей о правилах поведения на железной дороге и в поезде; развивать творческие способности; воспитывать любознательность и активность |
3. | «Вагон» LEGO - конструирование | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку |
4. | Подвижная игра «Локомотив» | формировать быструю и осмысленную реакцию на двигательные действия |
5. | «Стану, как папа, я машинистом» (LEGO - конструирование) | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку |
Март
№ | Тема | Цели |
1. | Сюжетно-ролевая игра «Железная дорога» | учить коллективно придумывать сюжет игры; поддерживать ролевой диалог; развивать игровые умения и воображения; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми. |
2. | «Почему поезд бывает пожарным?» | Дать представления детям о пожарном поезде, расширить представления детей о труде пожарных; обогатить и активизировать словарь (пожарный рукав, ствол, струя, насос). Учить детей вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, уважительно относиться к собеседнику.) |
3. | «Пожарный поезд» LEGO - конструирование | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку |
4. | Подвижная игра «Ловкий пассажир» | приучать детей действовать согласованно и по сигналу |
5. | Прослушивание и подпевание песни «Голубой вагон» Э.Успенский | Учить детей внимательно слушать музыкальное произведение, по мере запоминания текста песни, подпевать. |
Апрель
№ | Тема | Цели |
1. | Заучивание стихотворения "Поезд" С.Капутикян. | познакомить с новым произведением на железнодорожную тематику; развивать память, связную речь, восприятие; воспитывать чуткость к художественному слову. |
2. | «Беседа о железнодорожном транспорте и труде машиниста» | обогатить и уточнить знания детей о железнодорожном транспорте (о грузовом и пассажирском), о труде машиниста. Подчеркнуть его общечеловеческую значимость; активизировать словарь детей; воспитывать у детей уважение к людям труда. |
3. | «Железнодорожный вокзал» (LEGO - конструирование) | развивать воображение и творчество детей. |
4. | «Паровоз» Слова и музыка М.Х. Шадовой | Разучить песню о железнодорожном вокзале |
5. | «Мои любимые стихотворения о железной дороге» | Конкурс чтецов |
Май
№ | Тема | Цели |
1. | Инсценировка по стихотворению А. Введенского «Песня машиниста» | Словарная работа. Воспитатель обсуждает с детьми: кто такой машинист? Где он работает? |
2. | «Путешествие на поезде» LEGO - конструирование | Закрепить полученные знания |
3. | «Поезд с вагончиками» (LEGO - конструирование | развивать воображение и творчество детей. |
4. | Подвижная игра «Музыкальный поезд» | Учить двигаться змейкой вслед за направляющим под музыкальное сопровождение |
5. | «Поезд дружбы» (LEGO - конструирование) | Развивать творческие способности детей, учить обыгрывать постройку |
Диагностика знаний детей по теме «Юный железнодорожник»
Критерии оценки
Высокий – ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах. Интересуется, кем работают близкие ему люди, чем заняты на работе. Проявляет самостоятельность и творческую инициативу. Средний – ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи, возможны ошибки и затруднения. Низкий – в общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, Правильно называет не все профессии. Большинство заданий вызывает у ребёнка трудности. Требуется активная помощь взрослого
Диагностика уровня знаний и умений по Lego-конструированию у детей 4 – 5 лет
Уровень развития ребёнка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать по замыслу |
высокий | -ребёнок работает в паре; - контролирует качество результатов собственной практической деятельности; -реализовывает творческий замысел. | - ребёнок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название, назначение, особенности строения); -самостоятельно работает над постройкой. |
средний | - ребёнок допускает незначительные ошибки, самостоятельно «Путём проб и ошибок исправляет их» | - тему постройки определяет заранее. Конструкцию находит «Путём проб и ошибок исправляет их». Требуется помощь взрослого. |
низкий | - допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет чётких контуров. Требуется постоянно помощь взрослого. | - замысел у ребёнка неустойчивый, тема меняется в процесс практических действий. Объяснить их смысл и способ построения, ребёнок не может. |
Список литературы:
- Авторские разработки, методические и дидактические материалы педагогов о железной дороге (стихи, сказки, песни, загадки, считалки), интернет – ресурс.
- Сташкова Т.Н. , Шеболдина Л.Н. «Мы будущие железнодорожники» - М., «Гном», 2019.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2018.
- Фешина Е.В. LEGO – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2019. – 243 с.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. – М.: Изд. – полиграф центр «Маска», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по математике с элементами LEGO конструирования «Путешествие в страну Математика»
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO конструирования в младшей группе Тема: «Путешествие в страну Математика»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с применением LEGO конструирования...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO – конструирования. "Колобок на новый лад"
В процессе НОД у детей развиваются логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность, коммуникативные навыки....
Формирование элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования
Мною представленна презентация по Формированию элементов учебной деятельности в процессе Lego – конструирования...
Оформление в группе РППС "Зимующие птицы" с элементами LEGO-конструирования.
Оформление в группе РППС "Зимующие птицы" с элементами LEGO-конструирования....
Инновационный проект: «Развитие элементов инженерного мышления в рамках календарно-тематического планирования на основе Lego-конструирования»
LEGO-технология – одна из современных и распространенных педагогических систем. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможнос...
Использование элементов LEGO-конструирования на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ.
Опыт использования LEGO-конструуирования на музыкальных занятиях, а также развлечениях в ДОУ....