Мастер-класс «Нетрадиционные оздоровительные технологии по профилактике плоскостопия у детей»
учебно-методический материал
Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.
Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.
Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные оздоровительные технологии
по профилактике плоскостопия»
в режимных моментах»
В наше время дети ведут малоподвижный образ жизни.
Дети с каждым годом все больше времени уделяют просмотру телепередач,
компьютеру, играм не требующим активных движений.
Родители хотят детей быстрее научить писать, читать, не думают при этом, что именно физическое развитие и хорошее здоровье влияет на формирование мыслительных способностей ребенка.
В современном обществе необходимо больше внимания уделять физическому развитию детей, т.к. у детей с каждым годом все меньше стимулов для естественных движений.
Согласно ФГОС ДО первостепенной задачей, которое решает дошкольное
образование—это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Без здоровых детей –нет здорового будущего, здорового общества страны!
Здоровая стопа-залог хорошего здоровья! Правильное формирование стопы важно для дальнейшего здоровья ребенка.
В 4-5 лет еще не закончено формирование стопы, но уже можно получить косвенную информацию о ее развитии, так как даже в раннем возрасте отмечена определенная связь между состоянием стопы и избыточной массой тела, а также между состоянием стопы и наличием определенных заболеваний. Кроме того, на стопе есть “представительство” всех внутренних органов, поэтому воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм. Существует даже такой термин «стопотерапия»
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующая уплощение ее сводов.
Стопа должна развиваться правильно, т.к. плоскостопие и неправильное развитие стопы ведет к быстрой утомляемости, нарушению осанки, снижению иммунитета. Поэтому необходимо проводить профилактические и корригирующие меры по плоскостопию в детском саду.
Профилактическая работа плоскостопия в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты. Каждое утро проводим с детьми утреннюю гимнастику. Во время продуктивной совместной деятельности, нами проводится физминутки. Во время прогулок на свежем воздухе организуются подвижные игры. После сна ежедневно ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.
Для профилактики плоскостопия полезен массаж стоп. На своих занятиях уделяю немало времени массажу стоп. Постепенно обучаем детей самомассажу стоп. Так дети старших и подготовительных групп могут делать массаж стоп себе и друг другу. Это несложные поглаживания, пощипывания и катание деревянных валиков стопами ног. Также полезна, когда босые ножки малыша соприкасаются с разными поверхностями, большую роль играет нетрадиционное оборудование- дорожки с различными мелкими предметами, ребристые доски, палочки, камешки, шишки, веревочки, пробки и т.д.
Физкультурные занятия. Очень важно включать в занятия в физкультуре – в разминочной, в заключительно или в межфазовой части. Инструктора должны знать и делать с детьми упражнения по профилактике плоскостопия. Если этого нет, то нужно побуждать инструкторов по физкультуре выполнять упражнения для правильного развития стопы.
Физкультминутки. Воспитателям также проводиться физкультминутки по профилактике плоскостопия.
а) Между занятиями, сидя за столом – делается пауза, во время которой дети, сидя за столами выполняют движения стопами:
1.покрутили, вытянули носок,
2.потянули носок на себя,
3.удерживая носки вместе развести-свести пятки,
4.удерживая пятки вместе развести-свести носки,
5.отрывать пятки от пола, удерживая стопы на носочках
Во время свободной деятельности. Разуть деток на ковре (можно до носочков) и предложить им следующие упражнения:
Поднимание с пола карандашей, захватывая пальцами ног
перекладывание карандашей с места на место
катание карандашей стопой по полу
перекладывание крышек,шишек,каштанов.
пробовать рисовать карандашом, зажав его между первыми двумя пальцами (для деток постарше)
ходьба на пятках, на носочках, на внешней и внутренней стороне стопы
ходьба спиной вперед ,перекаты стоя на месте с пятки на носок
После тихого часа. Дети сели на стульчиках для переодевания, босиком выполняют упражнения:
«гусеница» – стопы «ползут» подгибая-разгибая пальцы вперед и назад
«барабанщик» - удерживая пятки на полу стучать подушечками стоп
«кораблик» - соединяют подошвы вместе и делают скользящие движения по ковру вперед-назад
«маляр» - одной стопой гладят другую
«окно» - удерживая стопы вместе сводить-разводить коленочки
Поднимать с пола носочки пальцами ног
Прикроватные коврики. Мы в группе приобрели с родителями прикроватные массажные коврики.
Детям нравится топтаться по этим коврикам после сна, массируя тем самым стопы и стимулируя кровообращение. Потом переходить на дорожки.
Консультируем родителей. Информацией по плоскостопию. Родителей также необходимо призывать к покупке ортопедической обуви – с жестким задником и на небольшом каблучке.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка».
Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Игровое упражнение «Соберём урожай».
Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.
Игровое упражнение «Уберём игрушки»
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Игровое упражнение «Снежки».
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».
Оборудование: палочки дл. 20 см.
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия "Прогулка в волшебный лес"
Данное мероприятие помогает родителям в домашних условиях работать над профилактикой плоскостопия у детей....
План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».
Прививать интерес родителей к совместным занятиям с ребенком, научить выполнять комплекс по профилактике плоскостопия у детей....
Элементы здоровье сберегающих технологий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Элементы здоровье сберегающих технологий по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Мастер – класс на тему «Оздоровительные технологий в работе с детьми ОВЗ»
Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога – воспитателя.Задачи;· Познакомить участников семинара ...
План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес».
План конспект проведения мастер-класса для родителей старшей группы по профилактике плоскостопия «Прогулка в волшебный лес»....
Мастер - класс «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми с речевыми нарушениями»
Мастер - класс для педагогов....
Презентация мастер-класса «Использование нестандартного игрового оборудования для профилактики плоскостопия у детей раннего возраста»
Актуальность Здоровье ребенка зависит от того, как будет организована здоровьесберегающая среда, в которой он живет. Под понятием "здоровьесберегающая среда" мы подра...