Формирования привычки к здоровому образу жизни в режимные моменты .
методическая разработка
Система работы учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей четвертого и пятого года жизни, соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, представляет интеграцию разных образовательных областей, и в то же время может легко перестраиваться под другого педагога и других детей разного возраста.
Название системы образное – «По дорожке здоровья», а составляющие ее части – это так называемые шаги. Восемь шагов – это отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и детей по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Цель: формирование предпосылок и начальных представлений о здоровом образе жизни при условии реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми четвертого и пятого года жизни.
Задачи: 1.Создавать и реализовывать в течение дня ситуации педагогического взаимодействия, обеспечивающие индивидуальный подход в социально - личностном развитии каждого ребенка.
2.Сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие.
3.Проектировать и создавать специальную предметную среду, обеспечивающую реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия.
4.Формировать у детей культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
5.Обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.
6.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
7.Устанавливать и укреплять партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«По дорожке здоровья» | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования привычки к здоровому образу жизни в режимные моменты .
Система работы учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей четвертого и пятого года жизни, соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, представляет интеграцию разных образовательных областей, и в то же время может легко перестраиваться под другого педагога и других детей разного возраста.
Название системы образное – «По дорожке здоровья», а составляющие ее части – это так называемые шаги. Восемь шагов – это отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и детей по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Цель: формирование предпосылок и начальных представлений о здоровом образе жизни при условии реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми четвертого и пятого года жизни.
Задачи: 1.Создавать и реализовывать в течение дня ситуации педагогического взаимодействия, обеспечивающие индивидуальный подход в социально - личностном развитии каждого ребенка.
2.Сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие.
3.Проектировать и создавать специальную предметную среду, обеспечивающую реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия.
4.Формировать у детей культурно - гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
5.Обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности.
6.Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
7.Устанавливать и укреплять партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни.
1- «Утро радостных встреч»
Цель. Создание положительного эмоционального фона, доброжелательного климата в группе. Осуществление индивидуального подхода к детям, находящимся в периоде адаптации.
Содержание. Создать положительный настрой у ребенка на протяжении всего дня в детском саду, на легкое расставание с родителями. Для этого в нашем педагогическом арсенале более 10 игр адаптационного характера, разработаны сценарии для решения педагогических ситуаций в процессе утреннего приема детей.
Формы организации взаимодействия педагога с детьми: разнообразные приветствия; адаптационные, коммуникативные, оздоровительные игры; разговор «один на один», ситуативный разговор, детские песенки, стихи, приговорки.
2 - «Я сам! Я умею!»
Цель. Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.
Содержание. Терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки. Показывать детям пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением взрослых. Приучать детей отличать предметы индивидуального пользования: расческа, носовые платки, зубная щетка и т.п.
Главное - формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей. Применяя в практике работы много уже известных прибауток, мы используем еще и свой внутренний потенциал: для сопровождения действий детей с предметами индивидуального пользования, например: учим пользоваться платочком и приговариваем
«Вот платочек маленький,
Носовой, удаленький,
Чтобы носик мог дышать –
Нужно нос нам вычищать,
А поможет нам платочек,
Разверни его, дружочек
или перед приемом пищи:
«Мы садимся за столы,
Значит, руки мыть должны,
Чтобы в чистые ладошки
Попадали наши ложки».
Формы организации взаимодействия: совместные действия с ребенком в процессе эмпатичного общения; бытовые, игровые проблемные ситуации; практические задачи; ситуативный разговор от имени игрушки, предмета; игровые действия с персонажем; дидактические игры и упражнения; рассматривание книг, иллюстраций; использование малых фольклорных форм, сопровождение режимных моментов в течение дня патешками, прибаутками, стихами — приговорками.
3- «Чистюлькин в гостях у детей»
Цель. Давать детям элементарные знания на доступном материале о себе, своем теле. Это непосредственно образовательная деятельность.
Содержание. Организация и проведение с детьми игр-занятий по теме «Познай себя» в течение учебного года с сентября по май — месяц.
Через организацию занятий из цикла «Познай себя» мы пробуждаем у малыша интерес к себе, к изучению частей своего тела, гигиеническому уходу за ним, сохранению своего здоровья, формирую навыки самостоятельности, уверенности в своих силах и действиях.
Чистюлькин - это персонаж, который сопровождает нас в работе с детьми. Прием «оживления» игрушки и любых предметов, разговор с ребенком от их имени помогает создавать разнообразные игровые проблемные ситуации, смешные забавные сценки, в которые дети включаются эмоционально.
4 - «Мы прогулку любим очень, каждый быть здоровым хочет!»
Цель. Формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности детей, используя оздоровительный эффект прогулок для обеспечения бодрого, уравновешенного состояния.
Содержание.Использование ежедневных прогулок, как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни, для укрепления здоровья детей.
В процессе прогулки происходит формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности и познавательного интереса у детей. Невозможно переоценить оздоровительный эффект прогулок для обеспечения бодрого, уравновешенного состояния детей. С успехом применяю методику Клауса Фопеля, из которой выбрала 20 подвижных игр для развития движений, формирования интереса к своему телу. Разработали сценарии прогулок в зависимости от сезона и температурного режима.
Формы организации взаимодействия:организация игр большой и малой подвижности, элементарных спортивных игр; проведение досугов и развлечений для развития основных движений, координации; ситуативный разговор; сюжетно – ролевые игры; стихи - приговорки.
5- «Сон приходит на носочках…»
Цель. Снижение утомляемости детского организма, создание положительной мотивации у детей на режимный момент сна, отдыха.
Содержание. Организация здорового сна детей, подготовка среды для сна, подготовка самих детей ко сну.
Организую сон детей с использованием так называемых «сонных игрушек». Есть варианты укладывания на сон как спокойных, так и тревожных, агрессивных детей. Для каждого находятся свои стихи - приговорки:
«Сон приходит на носочках
И ложится под бочок,
Чтобы дочкам и сыночкам
Сказку рассказать он смог».
Или на пробуждение:
Выспались мои ребятки?
Потянитесь все в кроватке,
Повернитесь на бочок, покажите язычок,
Повернитесь на другой,
Выдох – вдох и сон долой.
Формы организации взаимодействия: использование релаксирующей музыки с постоянно повторяющейся темой. Стихов - приговорок, сказок - засыпалочек, колыбельных песен. Как лучшего «усыпляющего» эффекта; использование сонных игрушек; подвесных релаксационных модулей.
6- «Закаляйтесь, малыши!»
Цель.Оздоровление и укрепление здоровья детей.
Содержание. Проведение оздоровительных и закаливающих процедур, проведение ритуала пробуждения, После пробуждения организация «бодрящей гимнастики», ходьба по «дорожке здоровья» с целью закаливания и массажа стоп, проведение оздоровительных ручных ванн с использованием игровой мотивации. Все это включаем в сценарии оздоровительных мероприятий после дневного сна.
Формы организации взаимодействия: приговорки– пробуждалочки; музыкотерапия; дорожка здоровья; игровые действия с персонажем; закаливающие ручные ванны.
7 - «Вечерний калейдоскоп»
Цель. Создание комфортных условий пребывания детей в детском саду. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание. Взаимодействие педагога и детей в процессе организации игровых ситуаций.
Калейдоскоп – это разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми в вечернее время.
Формы организации с взаимодействия: игры – занятия; оздоровительные досуги и развлечения. Песочная терапия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры; игры-эксперименты; игры-забавы; игры-инсценировки. Ситуативные разговоры «один на один» и «малой группой»; чтение художественной литературы; познавательных сказок; рассматривание иллюстраций.
8- «Здоровый ребенок - счастливая семья»
Цель. Формировать совместно с семьей предпосылки и начальные представления у детей о здоровом образе жизни, через создание сообщества «дети – родители - педагоги».
Содержание.Использование активных форм взаимодействия с родителями.
Формы организации взаимодействия: организация в совместных оздоровительных досугах и развлечениях, игротеках «С мамой, папой поиграем!»; использование наглядной агитации: оформление стендов, выпуск экспресс – газеты; памяток с оздоровительной тематикой.
Педагогическая система «По дорожке здоровья» может легко перестраиваться под другого педагога и других детей младшего возраста. Ее реализация приносит нам внутреннее удовлетворение, помогает раскрыть собственный потенциал и способствует активному взаимодействию с детьми и родителями для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.
Здоровый человек - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров. А здоровый ребенок – это счастье в семье. Поэтому уже в раннем детстве необходимо формировать начальные представления о здоровом образе жизни, научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь! Именно мы - педагоги призваны помогать ему в этом!
Эффективность и результативность
Для оценки эффективности работы по взаимодействию педагога с детьми в разные режимные моменты в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни у детей старшего возраста используем показатели развития навыков самостоятельности у детей 4-го и 5-го года жизни, предложенные В.Г. Алямовской.
В ходе педагогического наблюдения за детьми в разные режимные моменты, анализа, сделанного педагогом-психологом в начале и в конце учебного года, был выявлен уровень сформировании культурно – гигиенических навыков. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику: дети стали более самостоятельными, выполняют культурно-гигиенические процедуры в правильной последовательности, следят за своим внешним видом и отмечают неопрятность у сверстников. В индивидуальных беседах родители также отмечают возросшую самостоятельность детей. Это свидетельствует об эффективности приемов и методов педагогического взаимодействия, используемых в работе с детьми.
Систематические занятия физкультурой влияют на состояние здоровья детей и являются косвенным показателем формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Поэтому в своей работе мы используем результаты диагностики физического развития детей. На конец учебного года наблюдается положительный результат по физической культуре.
Результаты самоанализа нашей деятельности показали, что происходит развитие собственной компетентности в реализации развивающего потенциала во взаимодействии с детьми. Мы убедились в действенности использования способов и приемов эмоционально-комфортного типа взаимодействия в зависимости от эмоциональных проявлений ребенка. Взаимодействие стало боле гибким, опирающимся на непосредственно детский интерес. Максимально используем потенциал режимных моментов, как дополнительную развивающую возможность взаимодействия с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...
Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...
Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"
Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сох...
Проект во второй младшей группе по формированию привычки к здоровому образу жизни. «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ!»
помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни...