Проект на тему: «Организация русских народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»
проект (подготовительная группа)

Романова Нина Андреевна
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, русско-народными традициями, знакомит с играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащает их познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_narodnye_igry.docx115.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение комбинированного типа

 МДОУ № 28 «Хрусталик»

Проект на тему:

«Организация русских народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

ПОДГОТОВИЛА:

                                                                               Романова Н.А.   воспитатель

г. Волжск

«Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок». (Л.С. Выготский)

Актуальность проекта:

    В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

   Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, русско-народными традициями, знакомит с играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащает их познание.

Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Проблема: Наблюдая за играми детей в группе и на прогулке, мною было замечено, что дети играют в игры, сюжетом которых являются современные компьютерные игры и мультфильмы, действия персонажей которых не несут воспитательной ценности, не учат добру, не прививают нравственные качества.

По данным анкетирования семей воспитанников были сделаны следующие выводы:

  1. 85% родителей знают и играли в детстве в народные игры «Двенадцать палочек», «Цепи кованные», «Колечко», «Горелки» и т.п.
  2. 100% родителей согласны, что народные игр воспитывают доброту, взаимовыручку, чувство ответственности перед коллективом.
  3. 90% родителей утверждают, что дети не играют в данные народные игры, потому что их не знают.
  4. 75% детей в выходные дни и вечером более часа проводят около сотовых телефонов, компьютеров  и телевизоров.  

По данным анкетирования родителей и наблюдения за детьми пришла к выводу, что в режимные моменты необходимо вводить больше русских народных игр, основанных на народном творчестве.  

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый;
  • по виду: игровой;
  • по типу: ролево-игровой;
  • по сроку реализации: долгосрочныйсентябрь 2021- май 2022;

       Участники проекта:

  • дети старшей группы «Теремок»,
  • воспитатели,
  • родители.

Цель:

Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через знакомство с русскими народными играми.  

Задачи:

- Познакомить детей с русско-народными играми, рассказать, как появились игры на Руси.

- Учить играть в сюжетные русско-народные игры, соблюдая правила.

-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа и использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.

- Развивать   память, мышление, воображение, двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;

- Воспитывать смелость, честность, чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде, желание играть в русско-народные игры самостоятельно.

Образовательные области, содержание которых включено в проект:

- ОО «Социально - коммуникативное развитие».

- ОО «Познавательное развитие»;

- ОО «Речевое развитие»;

- ОО «Художественно - эстетическое развитие»;

- ОО «Физическое развитие»

Материально - технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

- методическая литература по данной проблеме;

- подбор русских народных игр;

-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, костюмов).

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

  • подготовка методических материалов и оборудования;
  • создание картотеки русско-народных игр в соответствии с возрастом детей;
  • отражение всех этапов проведения подвижных игр в перспективном и календарном планировании;
  • проведение  русско-народных подвижных игр в режимных моментах;
  • использование фотоотчетов, буклетов, бесед для повышения заинтересованности родителей к данной проблеме.

2. Деятельность детей.

  • заучивание народных песен, поговорок, закличек, используемых в русско-народных играх;
  • участие в русско-народных играх;
  • самостоятельная организация детьми данных игр в свободной деятельности.

3. Деятельность родителей.

  • помощь в изготовлении атрибутов, костюмов для организации русско-народных игр;
  • участие в совместно-организованных мероприятиях.

План реализации проекта.

Этапы и задачи

Сроки

Прогнозируемые результаты

Подготовительный этап

Изучение методической литературы по данной теме

Сентябрь 2021

Повышение педагогической компетенции педагога по данной проблеме

Анкетирование родителей на тему «Игры нашего детства»

Опрос детей по теме «Мои любимые игры дома и в детском саду»

Анализ анкетирования родителей и опроса детей, выявление проблем и определение путей их решения.

проведение мониторинга ОО «Физическое развитие» раздел «Подвижные игры», наблюдение за детьми

Определение уровня сформированности умений участвовать и организовывать подвижные игры.  

Составление перспективного плана работы по обучению детей русско-народным играм

Подбор русско-народных игр в соответствии с возрастными особенностями детей

Составление картотеки русско-народных игр

Основной этап

Включение русско-народных игр в совместную и самостоятельную деятельность детей

октябрь 2021-апрель 2022

Умение детьми соблюдать правила подвижных игр и самостоятельно их  организовывать

Корректировка перспективного планирования работы по обучению детей русско-народным играм (по необходимости)

Заключительный этап

Проведение мониторинга ОО «Физическое развитие» раздел «Подвижные игры», наблюдение за детьми

Май 2022

Определение уровня сформированности умений участвовать и организовывать подвижные игры.

Анализ эффективности работы по данному проекту  

Распространение опыта работы по данной теме для педагогов города и республики.

Сентябрь – декабрь 2022

Повышение педагогической компетенции педагога.

Публикация.

Технологический процесс основного этапа:

Мероприятия

Дата

Ответ -

свенный

1

1.Беседа на тему: «Для чего нужны русско-народные игры?»

2. Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр».

3. Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки.

4. Разучивание игры «Капуста»

Цель: Формирование у детей представлений о русских народных играх

Октябрь 2021

воспитатель

2.

1. Заучивание поговорок, закличек, используемых в русско-народных играх.

 2.Закомство детей с играми малой подвижности: «Ты катись весёлый бубен», «Колечко-колечко», «Молчанка»

Цель: Развитие способности следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Ноябрь 2021

воспитатель

3.

Знакомство детей с подвижными народными играми в которые можно играть  на улице: «Перетяни канат»,  «Царь горы», «Снежки», «Катание на санках и ледянках»

Цель: Развитие психофизических качеств; быстрота, сила, выносливость.

Декабрь 2021

воспитатель

4.

Познакомить детей с хороводными играми: «Заря – Заряница», «Дударь», «Сапожок».

Цель: Развитие внимания у детей и умения согласовывать движения со словами текста.

Январь 2022

воспитатель

5.

1.Разучивание с детьми народных песен для дальнейшего их обыгрывания.

2. Подготовка атрибутов к играм – инсценировкам (привлечение родителей)

3.Знакомство детей с народными играми- инсценировками: «Два весёлых гуся», «Коляда».

Цель: Развитие у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовать движения со словами, упражнять умению играть в коллективе.

Февраль 2021

воспитатель

6.

1.Беседа с детьми о народных играх связанных с календарём «Традиции и обычаи русского народа».

2.Знакомство детей с народными играми -  закличками весны: «Горелки», «Ручеёк»,     « Плетень», «Золотые ворота»

Цель: Приобщение детей к национальной культуре русского народа через игру, закрепление умения организовывать пары двигаться друг за другом парами.

Март 2022

воспитатель

7.

Знакомство детей с играми- забавами: «Цепи кованые», «Жмурки», «Городки», «Третий лишний»

Цель: Развитие ловкости, быстроты движений.

Апрель 2022

Ожидаемые результаты:

- проявляет живой непосредственный интерес к народным играм;

- знает о русско-народных играх, о том, как они появились на Руси;

- умеет играть в сюжетные русско-народные игры, соблюдая правила;

- использует в активной речи потешки, считалки, загадки;

- умеет самостоятельно организовывать игру;

- проявляет в играх смелость, честность, чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Оценка результатов:

«Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовиться к жизни». (П.Ф. Лесгафт)

Главным критерием эффективности данного проекта стала самостоятельная активность детей, умение организовывать игры, проявлять инициативу и творчество, играть в коллективе без споров. Дети научились распределять роли и в процессе игры выполнять правила, доводить игру до конца, появилось стремление участвовать в игровых соревнованиях. По результатам диагностики на конец года видно, что у моих воспитанников сформировались не только физические, но и нравственные, эстетические и духовные качества.

Используемая литература:

1. ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.

2. Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.

3. Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.

4. Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

5. Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.

                                                                                                     

                                                                                                                Приложение 1

Методика проведения русских народных игр:

 

Понедельник:

Проигрывание игры совместно с воспитателем с показом и уточнением основных движений, объяснение правил и проговаривание слов, распределение ролей воспитателем, либо при помощи считалки, жеребьёвки, скороговорки.

Вторник:

       Организацию игры берёт на себя педагог. Напоминание и уточнение правил, совместное проговаривание игровых слов, помощь в распределении ролей.

Среда:

       Игру организуют дети с поддержкой и помощью воспитателя. Педагог контролирует соблюдение правил и правильное воспроизведение детьми игровых слов, при необходимости подсказывает, не нарушая при этом темпа игры. Дети самостоятельно распределяют роли.

Четверг:

        Дети самостоятельно организуют и проводят игру под частичным контролем педагога. Самостоятельное распределение ролей детьми.

Пятница: 

         Дети самостоятельно и по собственной инициативе организуют и проводят игру без какого - либо вмешательства взрослого.

                                                                                                              Приложение 2

Русская народная игра «Ручеёк»

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Игра «Золотые ворота»

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: 

Золотые ворота
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Игра «Ты катись, веселый бубен…»

  Описание: Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова:

«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас исполнит нам».

(по желанию станцевать, прочесть стихотворение или спеть)

        

                                  Игра «Колечко- колечко»

   Все садятся в ряд. Выбирается предмет, который будет олицетворять колечко. Главное, чтобы такое «колечко» легко пряталось в детских ладошках. Все участники выбирают одного ведущего и протягивают ему сложенные лодочкой ладошки. Между ладонями остается небольшая щель, куда ведущий может положить кольцо. Он держит кольцо в своих ладонях, сложенных таким же образом, как и у игроков. Обходя всех по очереди, он делает вид, что опускает кольцо в ладони игроков. Никто не должен знать, кому досталось колечко на самом деле. Игрок, получивший колечко должен делать вид, что ничего не произошло. Все участники тут же смыкают ладони, чтобы никто не смог увидеть, у кого кольцо. Как только ведущий обойдет всех участников, он отходит на несколько шагов и произносит громко: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого кольцо оказалось в ладонях на самом деле, должен быстро вскочить и выбежать на середину комнаты или площадки. Но сделать это бывает непросто. Так как цель всех остальных участников — не выпустить его из ряда. Они должны быть настороже, зорко следить за всеми соседями и не давать вырваться тому участнику, который владеет кольцом. Происходит потасовка, при которой владельца кольца удерживают всеми силами. Если он останется сидеть на скамейке, то должен снова отдать ведущему колечко, и игра продолжается.    Удалось вырваться и не отдать колечко? Тогда этот участник сам становится ведущим, а бывший ведущий занимает его место на скамье.

Русская народная песня «Два весёлых гуся»

Два веселых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый –
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси».
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –

Кланялись бабусе

Русская народная игра «Цепи кованные» (на улице)

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой!  -  отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская народная хороводная игра «Дударь»

  С помощью считалочки или по желанию выбирает Дударя, тот становится – в круг. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:

Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище.
Его под колоду,

Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него якобы болит (голова, спина, коленки, руки и т. д.). Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется три(четыре) раза, Дударь каждый раз новый.

Чтобы закончить игру, Дударь говорит: «Выздоровел!».

 

Молчанка

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок — молчок!

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех — молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!

Царь Горы

Победителем является тот, кто удержался на горке больше определённого времени, например минуты.

ВАЖНО! Нельзя сталкивать соперников ногами!

После этого дается команда НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ! и все дружно лезут на горку. Каждый пытается залезть первым, обогнав соперников и занять вершину.

Как только кому-то удалось достичь вершины, он встает во весь рост и кричит «Я царь горы!».

Далее царь горы пытается удержать свою власть, сталкивая соперников, которые, в свою очередь, пытаются его свергнуть и занять его пост.

Если кому-то из игроков удалось побороть «царя» и столкнуть его с горы, он становится новым «царем» и т.д.

Если вас набралось больше 8 человек, можно разделиться на две команды.

В этом случае игрок, первым поднявшийся на вершину, может рассчитывать на помощь своей команды. Они борются с соперниками на склонах горы и не дают им приблизиться к своему «царю».

Побеждает та команда, чей игрок добрался до вершины и смог удержаться там установленное время.

Особенно интересна игра при наличии на склоне горы ледяных горок, тогда «царь» может скатывать вниз подобравшихся близко соперников, и усложнить подход к вершине.

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)


Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина - женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать:

Гори, гори ясно!

Чтобы не погасло.

Взглянь на небо,

Там птички летят,

Колокольчики звенят!

После чего водящий смотрим в небо.  Задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

Кострома

Выбирается ведущий – «Кострома», становится в центр круга (на этапе знакомства с игрой ведущего выбирает педагог, далее он определяется с помощью считалки). Остальные дети берутся за руки и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» напевая закличку: После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается поймать кого-нибудь из детей. Пойманный ребенок становится новой «Костромой». Игру можно повторять несколько раз, придумывая новые действия, тем самым поощряя воображение, творчество и смекалку детей.

(Дети идут в хороводе, повторяя движения и имитируя действия ведущего)

 -Ой, свет ты моя, Кострома,

 Свет государыня моя!

 -Дома Кострома?

 -Дома!

 -Что делаешь?

 -Кашу варю!

 - Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя

 - Дома Кострома?

 -Дома! -Что делаешь?

- Блины пеку!

 - Ой, свет ты моя, Кострома,

 Свет государыня моя!

 -Дома Кострома?

 -Дома!

 -Что делаешь?

 -Клубки мотаю.

 -Ой, свет ты моя, Кострома,

 Свет государыня моя!

 -Дома Кострома?

 -Дома!

 -Что делаешь?

 -Носочки вяжу.

 - Ой, свет ты моя, Кострома,

 Свет государыня моя!

 -Дома Кострома?

 -Дома!

 -Что делаешь?

 -Устала, да спать легла.

 (Тихо)

- Ой, свет ты моя, Кострома,

Свет государыня моя!

 -Дома Кострома?

 -Дома!

 -Что делаешь?

 -Проснулась, догонять вас буду!

После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается поймать кого-нибудь из детей. Пойманный ребенок становится новой «Костромой». Игру можно повторять несколько раз, придумывая новые действия, тем самым поощряя воображение, творчество и смекалку детей.

Жмурки


Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.
Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Капуста

Играет вся группа. Тот, кто вышел, по считалочке будет Садоводом.

Чертится (если на улице) или выкладывается из веревки (в зале) круг – это огород. В середине огорода раскладывается капуста. Садовод становится рядом с капустой. Остальные дети идут  по кругу за огородом и произносят слова:

Посадил Садовод вот такой огород (разводят руки)

Садовод отвечает:

На пенечке я сижу

Остры колышки тешу

Остры колышки тешу

Огород свой сторожу

Чтоб капусту не украли

В огород не забегали

Все дети ему отвечают:

В огород мы пойдем всю капусту соберем (под музыку)

После этих слов дети стараются забежать в огород, схватить капусту.

Кого Садовод заденет – из игры выбывает.

Как только музыка умолкает, игра останавливается.

Плетень

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.

Третий лишний

Вначале выбирают водящего («догонялу»), который будет догонять, и игрока, который будет убегать («третий лишний»). Все играющие разбиваются по двое и становятся парами в круг один за другим лицом внутрь круга. Таким образом получается как бы двойной круг игроков. (В другом варианте игры пары берутся за руки и начинают медленно ходить по кругу). Перед началом игры Догоняла становится в центр круга, третий-лишний — за кругом. По сигналу водящий начинает погоню. Убегающий должен бегать только за кругом, нельзя пробегать сквозь круг или, наоборот, убегать далеко от него. Оба бегущих игрока не должны дотрагиваться до стоящих пар.

В любой момент убегающий игрок может пристроится к любой паре спереди. Об этом он может предупредить криком «беги!» или «лишний!». Есть вариант игры, когда кричат целую фразу: «Много троих, хватит двоих!». В этом случае третий-лишний игрок сзади продолжает убегать вместо него. Таким образом, все игроки должны быть в готовности убегать, потому что ситуация на игровой площадке может поменяться в любой момент. Одновременно могут бежать только два игрока (водящий и убегающий). Когда все участники достаточно натренируются, смена убегающего игрока происходит очень быстро и игра приобретает настоящее напряжение и интерес. Если третий-лишний забегает в круг, то он обязан быстро пристроиться к какой-нибудь паре. А догоняла не может даже забегать между парами. Зато он может салить нового третьего лишнего даже если тот ещё не сдвинулся с места, как только старый убегающий пристроился к паре и крикнул «беги!»

Погоня заканчивается, когда водящий настигает убегающего. Тогда они меняются местами и игра начинается сначала. Игра идёт до полной усталости всех игроков.

Маленькие хитрости:

Чтобы круг не сжимался при смене убегающих, парам следует не забывать сдвигаться на шаг назад.

Новому убегающему не запрещено сразу же выходить из игры, занимая место у соседней, а то и у своей собственной пары. Главное при этом — не попасться догоняющему!

Поскольку бывший догоняла после того, как догнал убегающего, уже изрядно устал, ему лучше сразу же пристроиться к какой-нибудь паре и отдохнуть

Если не набирается 8 человек, а поиграть всё же хочется, можно попробовать поиграть в сокращённый вариант игры: «второй-лишний». В этом случае игроки становятся в круг, но не парами, а поодиночке. В этом случае игрок в кругу, к которому пристроился убегающий, становится новым убегающим.

Городки

Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.

В каждой команде выбирается ведущий.

Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.

Все рюхи ставятся в город определенными фигурами (схемы фигур даны ниже). Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» — пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

Задача в игре  в городки – выбить все рюхи из города противника. Пока не выбито не одной рюхи, бьют битой с кона. Если выбита хотя бы одна рюха, то есть город разожжен, бьют с полукона (то есть с ближней линии к фигурам городка).

Команды бьют битой (метают) по очереди. Сначала метают все игроки одной команды, потом все игроки другой команды.

Игра заканчивается тогда, когда из города противника выбиты все рюхи.

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

https://tvoybudget.spb.ru/uploads/budget/initiative/image/image/17287/preview_1000_15_%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80.jpg

Приложение 3

Анкета для родителей по теме

«Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?

Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)

3. В какие подвижные игры Вы играли в детстве?

4. Какие русские народные игры вы знаете?

5. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры?

6. Какие черты характера воспитывают русские народные игры у ребенка?

 

Приложение 4

                           Перспективное планирование народных игр

Октябрь

Неделя

Мероприятие

Цель

1

Беседа на тему: «Для чего нужны русско-народные игры?»

Знакомство детей с русскими народными играми, их многообразием, самобытностью и основными правилами

2

Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр».

Формирование у детей представлений о русских народных играх и считалках.

3

Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки.

Вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию;

4

Разучивание народной игры «Капуста»

Развивать у детей умения выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами.

Ноябрь

неделя

мероприятие

цель

1

Заучивание поговорок, закличек, используемых в русско-народных играх

Определение ведущего в игре, распределение ролей и очерёдности в игре.

2

Игра малой подвижности «Катись весёлый бубен»

Развитие памяти, речи, внимания, реакции; формирование умения детей сдерживать свои эмоции во время игры.

3

Игра малой подвижности «Колечко - Колечко»

Развитие способности следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

4

Игра малой подвижности «Молчанка»

Снижение речевой активности

Декабрь

неделя

мероприятие

цель

1

Подвижная игра «Перетяни канат»

Развитие психофизическх качеств; быстрота, сила, выносливость.

2

Подвижная игра «Царь Горы»

Развитие психофизическх качеств; быстрота, сила, выносливость.

3

Подвижная игра «Снежки»

Развитие психофизическх качеств; быстрота, сила, выносливость.

4

Подвижная игра «Катание на санках»

Развитие психофизическх качеств; быстрота, сила, выносливость.

Январь

неделя

мероприятие

цель

1

2

Хороводная игра Дударь

Развитие внимания у детей и умения согласовывать движения со словами текста.

3

Хороводная игра «Заря Заряница»

Развитие у детей умения действовать по сигналу, самостоятельно строиться в круг.

4

Хороводная игра «Сапожок»

Воспитание выдержки, умения подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, дружелюбные взаимоотношения.

Февраль

неделя

мероприятие

цель

1

1.Разучивание с детьми народных песен для дальнейшего их обыгрывания.

Знакомство детей с русско-народными песнями и музыкальными инструментами.

2

Подготовка атрибутов к играм – инсценировкам  (привлечение родителей)

Вовлечение родителей в проект

3

Игра инсценировка «Два весёлых гуся»

Приобщение дошкольников к истокам русского музыкального фольклора.

4

Игра инсценировка «Кострома»

Развития творчества, ловкости, ориентирования в пространстве.

Март

неделя

мероприятие

цель

1

1.Беседа с детьми о народных играх связанных с календарём «Традиции и обычаи русского народа».

2. «Ручеёк»

1. Получение знаний о народных календарных праздниках.

2. Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

2

Игра - закличка Весны «Горелки»

Приобщение детей к национальной культуре русского народа через игру, закрепление умения организовывать пары двигаться друг за другом парами

3

Игра «Плетень»

Закрепление умения быстро действовать по сигналу.

4

Игра «Золотые Ворота»

Развитие быстроты, ловкости, совершенствование ориентировки в пространстве.

Апрель

неделя

мероприятие

цель

1

Подвижная игра «Цепи кованые»

Развитие у детей умение действовать по сигналу.

2

Подвижная игра «Городки»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей, положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни через знакомство с русской народной игрой «Городки».

3

Подвижная игра «Жмурки»

Развитие умения действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

4

Подвижная игра «Третий лишний»

Развитие ловкости, быстроты движений.

Приложение 5

ДИАГНОСТИКА

Средняя группа

Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений.

• Лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.

• Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.

 • Ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.

 • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

• Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

• Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м). 

• Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку.

• Кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево. 

• Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

• Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.

• Выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Старшая группа

Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

• Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

• Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

• Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.

• Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

• Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

• Знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.

• Скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание. 

• Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами. 

• Кататься на самокате. 

• Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

• Плавать произвольно. 

• Выполнять элементы гидроаэробики; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.

 • Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста

Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....

Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах

Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу. Подвижные игры и упраж...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Проект "Снежные постройки по русской народной сказке «Зимовье зверей» (старший дошкольный возраст)

Цель:  приобщение детей к здоровому образу жизни посредством повышения двигательной активности детей на прогулках в зимнее время; создание условий для устойчивого интереса к  художественной ...

Методическое объединение для молодых специалистов «Образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

АКТУАЛЬНОСТЬ.Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнкав дошкольном детстве. Одна из основных задач любого ДОУ речевое развитие дошкольников по ФГОС.Проблемы речевого развит...

«Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

Подвижные и спортивные игры – непременные спутники жизни дошкольников. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, согласованность д...

"Особенности использования русских народных игр с детьми старшего дошкольного возраста: развитие и воспитание через традиции"

В проекте дается описание актуальности русской народной игры - естественного спутника жизни ребенка дошкольного возраста, источника радостных эмоций, обладающего величайшей воспитательной силой. Русск...