занятие по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по окружающему миру

Занятие по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе

 « Экскурсия в институт здоровья : лаборатория органов чувств».

Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи: Развивать сенсомоторные способности у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулировать органы чувств: слух, осязание, обоняние и вкус.

Обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования,                              

Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, умение делать выводы.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Ход занятия:

Собрались все дети в круг,

я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

и друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

Вос-ль - Послушайте и отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

На земле он всех сильней,

Потому что всех умней. (Человек)

Вос-ль -  Правильно, это человек. В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи, а чем отличаетесь (ответы детей).

- Хоть мы все и разные, но все похожи между собой строением тела, у каждого есть руки, ноги, голова, туловище. Все это называют частями тела

- У нашего тела есть помощники, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники?

Дети: - Уши, глаза, нос, язык, кожа.

Вос-ль - Глаза, уши, нос, рот и руки – это части нашего тела, а еще их  называют органами чувств.

Я предлагаю отправиться на экскурсию в ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ ,а точнее в лабораторию,  где изучают органы чувств.

Надевайте  халаты.

Для того, чтобы узнать, что исследуют в первой лаборатории, отгадайте  загадку:

На ночь два окошка

Сами закрываются,

А с восходом солнца,

Сами открываются. (Глаза)

1 слайд  Лаборатория «Глаза -  орган зрения»

Воспитатель: Да ребята, это глаза. Глаза являются помощниками человека. А для чего людям нужно глаза? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (с помощью глаз мы видим окружающий мир, различаем предметы по форме, по цвету, читаем, смотрим телевизор и т). Способность видеть называется зрением. И в первой лаборатории исследуют зрение.

Воспитатель: Да ребята. Глазами мы видим окружающий нас мир во всем его красочном проявлении.  А как нужно беречь свои глаза?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (нельзя долго и близко смотреть телевизор, играть в компьютер, близко читать книгу, не тыкать в глаза острыми  предметами)

Воспитатель: Правильно! Беречь глаза надо обязательно. Ведь они трудятся целый день: мы читаем, пишем, рисуем, смотрим телевизор, и наши глазки устают. А ещё чтобы наши глаза хорошо видели и не болели  надо делать специальную гимнастику

Проводится гимнастика для глаз: Бабочка

Бабочку мы в руки взяли

С ней немного поиграли:

Близко к носу поднеси

И на бабочку смотри

Бабочка влево полетела - глазки влево посмотрели

Бабочка вправо полетела - глазки вправо посмотрели

Бабочки порхают

Глазоньки моргают.

Следующая загадка :

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Ушки)

 Слайд 2 Лаборатория « уши -орган слуха»

Вос-ль: - Для чего нужны нам уши?( ответы детей).

Ребята , способность слышать называется слух. Уши- это орган слуха.

Вос-ль: - А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите?

(Включаю запись «Звуки природы» )

Как вы думаете, кто издает такой звук, звук чего вы слышите?)

Вос-ль - Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств. Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь.

На столе различные предметы, но среди них есть те, которые помогают  заботиться о наших ушах. Выберите их (шапка, ватные палочки, капли для ушей, бусинка, наушники, карандаш).

Еще мы можем помочь ушкам при помощи гимнастики:

Лепим, лепим ушки детям и зверушкам – разминать ушные раковины сверху вниз и снизу вверх. 
Чуткому зайчонку – потянуть за уши вверх. 
Мудрому слоненку – потянуть за мочки ушей вниз. 
Веселой обезьянке – потянуть уши в стороны. 
Собачке Каштанке – взять сверху за уши и опустить их вниз (как уши у собачки). 
И себе слепили – разминать уши разминающим сверху вниз. 
Крепко прилепили – прижать ладони к ушам. 
Пальчиком пригладили – провести поглаживающим движением указательным пальцем за ушными раковинами. 
Ладошками погладили – провести по ушам ладонями поглаживающим кругом движением. 
  
.

Прослушав следующую загадку , вы поймете в какую лабораторию мы сейчас попадем.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

слайд 3 Лаборатория «Нос - орган обоняния»

Вос-ль: - Нос - это орган чувства. Для чего нужен нос?

Дети: - С его помощью различают запахи, чтобы дышать , нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.

Нос-орган чувства , который называется обобняние.

Ребята, а нужно ухаживать за носиком? (ответы детей)

Давайте поможем нашим носикам и проделаем дыхательную гимнастику (ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой):

Сели бегемотики , потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Вос-ль: - Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах (от киндер-сюрприза).

Дидактическая игра «Отгадай по запаху».

Цель: формировать умение различать запахи;

стабилизировать психическое состояние;

активизировать мышление и внимание;

формировать навыки саморегуляции.

Материал: набор капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: лимон, апельсин, яблоко,, лук,  чеснок.

Описание игры: Дети получают по одной капсуле от киндера с запахом. Дети по очереди «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях (например: у меня капсула с запахом лимона)

Вос-ль: - Итак, какие бывают запахи?

Дети: - Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

Вос-ль: - Может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: - Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т.д.

Физминутка « Мы к плечам прижали руки…»

Мы к плечам прижали руки

Начинаем их вращать

Прочь усталость , лень и скука ,

Будем мышцы разминать!

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем.

Как упрямые все дети ,

Скажем «нет!» на все на свете.

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!

Вос-ль: - Следующая загадка

Если бы не было его, не сказали бы ничего. (Язык)

Слайд 4 « язык – орган вкуса»

Зачем нам язык?

Дети: - Ответ: чтобы кушать, разговаривать.

- А еще, чтоб чувствовать вкус пищи .На языке находятся вкусовые рецепторы, которые помогают  различать сладкий, кислый, соленый и горький вкусы . Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а вторым - яблоки. Кто-то любит соленое, другие - сладкое. Но не все стоит пробовать на вкус. Например, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать незнакомые продукты)

Вос-ль: Ребята , я предлагаю поиграть в игру

« Угадай на вкус»

( на столе в стаканчиках порезанные кубиками фрукты: банан, яблоко, груша, апельсин)

И последняя лаборатория. Слушайте загадку:

Пять братьев годами равные,

а ростом разные.

5 слайд «Кожа – орган осязания»

Воспитатель: Да, мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев рук, и здесь изучают орган осязания – кожа. Ребята, что мы с помощью кожи рук можем определить?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (с помощью кожи рук мы определяем тёплый предмет или холодный, гладкий или шершавый, руки помогают нам рисовать, писать, лепить из пластилина)

Игра «Угадай предмет»

  В мешочке две маленькие бутылки с теплой водой, холодной водой, мягкая игрушка , мячик резиновый,  пластиковая баночка, шишка)

Воспитатель дает характеристики предмету, ребенок  ищет предмет в мешочке.

- Этот  предмет  имеет цилиндрическую форму , теплый.

-Этот предмет мягкий, пушистый .

- Этот предмет круглый ,гладкий.

-Этот предмет шершавый.

                                    Рефлексия

Вос-ль: - Ну, вот мы с вами отгадали и познакомились с органами чувств. Назовите их.

 (Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)

Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. Вы должны беречь их и ухаживать за ними.

А так как вы сегодня были молодцы,  я вас  награждаю медальками.

Давайте попрощаемся с гостями и пойдет гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Грузовик»

Конспект НОД для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Грузовик»...

Методическая разработка совместная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе "Идем на помощь героям сказки "Гуси-лебеди"

Интересный материал по познавательному развитию, объединенный единым сюжетом, с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самом...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Лаборатория воды.цель: Применение игровых приемов со здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе НОД в реализации ФГОС ДО.Занятие по образовательной области "Познавательное разв...

Методическая разработка. Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Жизнь коренных народов Сибири»

Методическая разработка.Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Жизнь коренных народов Сибири» (подготовительная групп...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.

Применение игровых приемов со здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе НОД в реализации ФГОС ДО....