Тема самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей»
материал
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей»
Воспитатель Конева Ирина Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 91.44 КБ |
samoobrazovanie_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное дошкольное учреждение детский сад «Чебурашка»
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей»
Воспитатель Конева Ирина Сергеевна
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей»
Цель:
1. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить и провести работу для родителей на тему «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук детей»
4. Подготовить материал «Развиваем мелкую моторику рук у детей»
5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Этапы работы:
1. Теоретический – составление плана работы по самообразованию.
Изучение научно-методической литературы.
Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения» – Феникс, 2014.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М, 20103.
Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.
Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» – Азбука, 2009.
Соколова Е.В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
Ткаченко Т.А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012
Чайка Е.С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
2. Практический – совместная работа с детьми. Составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками. Рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях.
3. Заключительный – этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Введение
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста через разные виды познавательной активности.
Задачи:
1. Изучить литературу, педагогический опыт по данной теме;
2. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
5. Создать условия для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды познавательной активности.
Формы работы:
1. Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2. Индивидуальная работа с детьми;
3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
4. Консультативная работа с родителями.
Методы:
1. Словесные;
2. Наглядные;
3. Практические;
4. Игровые;
Приёмы:
1. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки; массаж кистей рук;
2. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
3. Пальчиковый театр;
4. Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
5. Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
6. Работа с конструктором ЛЕГО;
7. Лабиринты;
8. Дидактические игры;
9. Шнуровка;
20. Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, ракушки, фасоль);
21. Пазлы, мозаики, мелкий конструктор;
22. Игры с водой, крупами;
23. Игры с Прищепками;
Планируемые результаты:
Дети:
1. Проявляют интерес к пальчиковым играм, нетрадиционным техникам рисования, лепке;
2. Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
3. Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
4. Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
5. У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
1. Родители стали единомышленниками с педагогами по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
2. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе развития мелкой моторики через разные виды познавательной активности с детьми дома.
Пальчиковые игры
1. Семья
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Пальчики дружные (гладить одной рукой кисть другой руки)
Все такие нужные!
Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться
до большого пальца правой руки.
Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.
Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.
Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.
А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.
А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики»
2. «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мяч)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней)
3. «Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток)
Натяну перчатку. (Смена рук)
4. Яблочко.
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду (сложите руку в кулак и покрутите кулаком).
И упало прямо в воду – бульк! (уроните руку вниз).
5. «Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)
6. «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко)
Я поем ещё чуть-чуть, (другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше)
7. Дождик.
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, (машем открытыми ладошками вверх – вниз)
Будет травка зеленей, (ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх)
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! (свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы)
8. «Посуда»
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка»)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку»)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд)
9. «Домашние животные»
Вот, убрав царапки, («Моем руки»)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки)
10. Жук, жук.
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи! (изображаем жука с длинными усиками)
Где ты прячешься, скажи! (разводим руками в стороны и пожимаем плечами)
Мой дом под кустом, (изображаем ладонями крышу)
Под берёзовым листом! (опять одной рукой изображаем жука, а второй – листик, под который и залетает жук)
Пальчиковые игры - развитие мелкой моторики
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Флажок
Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодка
Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.
Зайка и зеркало
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.
Игровой массаж
1.Массаж пальцев «Умывание»
Поочередно массируют каждый палец. Затем энергично растирают ладони и кисти рук.
Знаем, знаем - да-да –да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку-
Посмелей!
Будет умываться веселей
2.Массаж лица «Воробей»
Сел на ветку воробей Обеими ладонями проводят
И качается на ней. от бровей до подбородка и
Раз – два-три – четыре-пять- обратно вверх (не слишком надавливая)
Массируют височные
Неохота улетать. впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращаельные движения.
3.Массаж носа «Улитки»
От крылечка до калитки Трут указательные пальцы,
Три часа ползут улитки Массируют ноздри сверху вниз
Три часа ползли подружки, и снизу вверх 10- 12 раз
На себе таща избушки..
4.Массаж спины «Свинки»
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Все постукивают,
Все похрюкивают:
Туки- туки- туки-тук!
Хрюки- хрюки- хрюки-хрюк!
дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на повторение потешки поворачиваются на 180 градусов и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями
6.Массаж биологически активных зон
«Вышел зайчик погулять»
для профилактики простудных заболеваний
Раз, два, три, четыре, пять- приставляют ладони ко лбу
Вышел зайчик погулять. пальцы выпрямлены и прижаты
друг к другу («козырек»), и растирают лоб
Вдруг охотник выбегает, кулачками массируют крылья
Прямо в зайчика стреляет. носа.
Но охотник не попал, Всей ладонью растирают уши.
Серый зайчик убежал.
7.Массаж лица «Умывалочка»
Надо, надо нам помыться. хлопают в ладоши
Где тут чистая водица? Показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной.
Кран откроем- ш- ш- ш.. делают вращательное движение
кистями («открывают кран»).
Ручки моем – ш- ш- ш-… растирают ладони друг о друга.
Щечки, шейку мы потрем энергично поглаживают щеки и шею движениями сверху вниз.
И водичкой обольем. мягко поглаживают ладонями лицо от лба к подбородку
8.Массаж биологически активных зон «Неболейка»
для профилактики простудных заболеваний
Чтобы горло не болело, поглаживают ладонями шею
Мы его погладим смело. мягкими движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, указательными пальцами
Надо носик растирать. растирают крылья носа.
Лоб мы тоже разотрем, прикладывают ко лбу ладони
Ладошку держим козырьком. «козырьком» и растирают крылья носа
«Вилку» пальчиками сделай, раздвигают указательный
Массируй ушки ты умело. и средний пальцы и растирают точки перед и за ушами.
Знаем, знаем- да- да- да!- Потирают ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна!
9.Массаж спины «Суп»
дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.
Чики- чики- чики-ща! Похлопывают ладонями.
Вот капустка для борща.
Покрошу картошки, Постукивают ребрами ладоней.
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку Поколачивают кулачками.
Да зубок чесночку.
Чики- чок, чики- чок- Поглаживают ладонями.
И готов борщичок.
10.Массаж ушей «Тили-бом»
по методу китайской медицины
Тили- тили, тили- бом! загибают вперед ушные раковиныи отпускают их так, чтобы ощутить хлопок.
Сбил сосну зайчишка лбом. Оттягивают мочки вниз и в стороны.
Жалко мне зайчишку: Массажируют козелок.
Носит зайка шишку. массаж вершины завитка.
Поскорее сбегай в лес, Растирают ладонями уши.
Сделай заиньке компресс! Поглаживают уши ладошками.
Картотека игр на развитие мелкой моторики рук детей
«Часовщик»
Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.
Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.
Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.
Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Он требует предельной концентрации внимания. Заметим, что материал имеет внутренний контроль. Если ребёнок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.
«Бусы для куклы»
Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.
Материал: нитка, пуговицы разной величины и цвета, бусы к качестве образца.
Ход игры: Предложить ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовить бусы можно имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.
«Цветные капли»
Задачи: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребёнку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.
Материал: формочка для льда с ячейками. Первые ячейки обозначьте фломастером красного цвета. Вторые ячейки синего цвета, а последние – жёлтого цвета. Три пузырька – с водой своего цвета. Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки. Маленькая губка.
Ход игры: Ребёнок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки. После окончания игры ребёнок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать всё остальное.
«Грива у лошадки»
Задачи: развитие мышц кистей рук, активация речевого центра мозга, подготовка к застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков.
Материал: корзинка с прицепками, макеты лошадки.
Ход игры: Ребёнок берёт корзинку с прицепками и ставит на рабочий стол. Воспитатель говорит: «Скоро праздник, на котором будут выступать лошадки, надо красиво украсить гриву». Ребёнок самостоятельно берёт прицепки тремя пальчиками и украшает гриву лошадки. В дальнейшем ставится задача: украсить, чередуя прищепки по цвету. После игры ребёнок убирает самостоятельно всё на место.
« Зашнуруй ботинок»
Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.
Материал: пара ботинок или кроссовок и шнурки к ним.
Ход игры: покажите ребёнку, как по-разному можно зашнуровать ботинок или кроссовки. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовки.
Важно!
Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребёнком.
«Собери матрёшку»
Задачи: учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Описание игры.
Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрёшки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные – большая и маленькая». Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.
Затем воспитатель собирает матрёшку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.
После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.
«Пирамидка»
Задачи: обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.
Описание игры.
Показать ребёнку пирамидку, дать потрогать её, чтобы ребёнок увидел: кольца отличаются друг от друга своими размерами. Потом предложить ребёнку снять с пирамидки колечки. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что кольца у пирамидки разные. Сопровождая снятие каждого кольца словами. Одновременно показать, как надо брать кольца пальчиками обеих рук.
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.
«Поиск предметов в миске с крупой»
Задачи: детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.
Материал: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой-либо крупой; несколько маленьких предметов – игрушки, камушки
(предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).
Описание игры.
Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности – крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.
«Завязывание и развязывание бантиков»
Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого – овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.
Материал: Деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.
Как работать с материалом.
Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.
Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем
Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.
«Катушка»
Задачи: учить наматывать нить на катушку. Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму.
Материал: деревянная катушка с намотанным на ней толстым шнуром ( или толстой нитью). Катушек может быть 2-3 ( разного размера) для захвата всей ладонью или тремя ведущими пальцами.
Описание игры.
Воспитатель с ребёнком приносят на стол корзинку с катушками. Воспитатель предлагает ребёнку вначале размотать нитку с катушки. Катушку держит правой рукой за круглую часть, круговыми движениями от себя левой рукой разматываем нить. Далее ребёнок разматывает нить сам. Потом предлагает намотать нить на катушку тем же способом, но совершая круговые движения левой рукой в обратную сторону (к себе). Аккуратно намотанная нить свидетельствует о хорошо выполненной работе.
Упражнения.
После того как детьми хорошо освоен процесс наматывания нити на катушки, можно предложить наматывать нить на небольшие разноцветные клубочки.
«Скрепки»
Задачи: учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.
Материал: в плоской корзинке лежат: картонный круг (или другие формы), обклеенный цветной бумагой, канцелярские скрепки разного цвета и размера в маленькой коробочке.
Описание игры.
Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно (как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размер, создавая узоры и орнамент по окружности.
Упражнения
Можно предложить ребёнку скрепить канцелярской скрепкой несколько листов бумаги.
«Свиток»
Задачи: уметь пользоваться резинками для волос. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Концентрацию внимания, умение ухаживать за собой.
Материал: маленькая корзинка, в ней картонный цилиндр, диаметром около 5см, 5-6 резинок для волос, разного цвета.
Описание игры.
Воспитатель с ребёнком приносит корзинку на стол. Воспитатель берёт тремя основными пальцами правой руки достаёт резинку. С помощью левой руки продевает ведущие пальцы правой руки в резинку и разводит пальцы немного в стороны – резинка натянулась. Затем вынимает из корзины цилиндр левой рукой и держит его горизонтально за середину. Обхватывает пальцами правой руки цилиндр и надевает на него резинку. Цилиндр кладёт перед собой. Воспитатель повторяет показ ещё 1-2 раза. Далее ребёнок работает самостоятельно. Чтобы снять резинки, скатываем их по одной на край цилиндра пальцами правой руки, держа сам цилиндр в левой руке.
«Солёное тесто»
Задачи: развивать сосредоточенность, освоение последовательности действий, развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера.
Материал: разделочные доски, маленькая скалка, кулинарные плоские формочки, губка.
Описание работы.
Перед каждым ребёнком на столе разделочные доски. Каждому ребёнку выделяется кусочек теста. Ребёнок может мять, рвать, раскатывать тесто.
Можно дать каждому ребёнку формочку-трафарет. Дети выдавливают с её помощью в тесте фигурки, лишнее тесто отодвигают на край доски. Достают фигурку из формочки, полученные фигурки сушат в отдельном месте. Оставшееся тесто опять раскатывают и продолжают делать фигурки, пока тесто не закончится. Можно просто без формочек делать по показу воспитателя любые поделки.
Работа с родителями:
Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»
Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие мелкой моторики рук у детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема Самообразование Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр...
Отчет по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...
Отчёт по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей ЗПР"
Продолжать и далее работу по развитию мелкой моторики рук у детей....
Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...
Тема самообразования Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.
Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...
Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.
Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г....
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....