Отчет по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа) на тему
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
В. А. Сухомлинский
Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цели: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_planu_samoobrazovaniya_palchik-ya_gimnastika.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА»
Отчет по теме самообразования
(1.09.2018 - 31.05.2018):
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Ламакина Ольга Геннадьевна
2018 г.
Отчет по теме самообразования:
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».
В. А. Сухомлинский
Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цели: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеку пальчиковых игр.
2. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
3. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук
5. Улучшить общую двигательную активность
6. Содействовать нормализации речевой функции
7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность
8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми
9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики
10. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов
11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы
12. Разработать перспективный план работы с детьми
13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»
16. Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Прогнозируемый результат:
- Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Этапы реализации проекта:
- Проведение первичного диагностического исследования.
- Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
- Беседы консультации с родителями.
- Проведение контрольного диагностического исследования.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Ученые (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина и др.) подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Свою работу по развитию мелкой моторики рук, я начала с детьми раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. На протяжении длительного времени наблюдаю за развитием мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому глубже изучаю эту тему, чтобы помочь детям при подготовке к школе. В сентябре провела диагностику детей своей группы.
Результаты диагностики на начало учебного года.
НАЧАЛО ГОДА: ВЫСОКИЙ – 19,8% СРЕДНИЙ – 33% НИЗКИЙ – 47,2%
На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук. Я стала активно внедрять в работу с детьми пальчиковые игры, в течение трёх месяцев мы играли в эти игры, затем постепенно, комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел плана | Форма и содержание работы | Сроки |
Работа с детьми | Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Индивидуальная работа с детьми:
с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)
Свободная самостоятельная деятельность детей:
| В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Работа с родителями | 1. Анкетирование родителей: «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 2.Совместное оформление информационно-наглядного материала по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов. 3.Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» 4.Семинар-практикум: «Здравствуй, пальчик как живешь?» 5.Выступление на родительском собрании: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2017 - 2018 учебный год» | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Работа с педагогами | 1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» 2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» 3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | ДЕКАБРЬ ФЕВРАЛЬ МАЙ |
Самореализация | 1.Изучить литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 2.Внедрение в работу с детьми дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников 3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук 4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» 5.Составить картотеку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук 7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» 8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Изучение методической литературы | Работа со следующей научной и учебно-методической литературой: 1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009. 4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011. 5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012. 7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013. 8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009. 9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012. 10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011. 11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011. | В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Работа с родителями:
В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями. Провела анкетирование родителей: «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»
Совместное оформление с родителями информационно-наглядного материала по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.
Подготовила консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика», «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук».
Подготовила для родителей: семинар-практикум: «Здравствуй, пальчик как живешь?»
Изучив необходимую литературу, я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с некоторыми методиками развития мелкой моторики рук, и, получив одобрение, постепенно стала внедрять их в свою работу. Подготовила для итогового родительского собрания: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2017 - 2018 учебный год».
Работа с детьми: С детьми была проведена следующая работа: пальчиковые игры, физкультминутки, занятия по биоэнергопластике (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук), т.е. синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей; пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий). Пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии), лабиринты, работа по клеточкам, дидактические игры, шнуровка, игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор) пазлы, мозаика, аппликация.
Индивидуальная работа с детьми: Массаж кистей рук, лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.), нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.
Работа с педагогами:
1.Подготовила консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
2. Оформила папку - передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»
3. Подготовила выступление на педсовет: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Самореализация:
1.Изучила литературу по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
2.Внедрила в работу с детьми дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников
3.Составила картотеку игр для развития мелкой моторики рук
4.Подготовила консультацию для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
5.Составила картотеку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук
7.Оформила папку - передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»
8.Подготовила выступление на педсовет: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Работа с научной и учебно-методической литературой:
Изучила следующую литературу:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.
2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.
4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.
5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.
7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.
8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.
9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.
10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.
11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.
Творческое сотрудничество совместно с семьей дает свои положительные результаты.
Родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы: дети стали лучше говорить, выучили много пальчиковых игр.
Таким образом, использование разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Дети стали достигать лучшего уровня развития мелкой моторики.
Результаты диагностического исследования развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.
НАЧАЛО ГОДА: ВЫСОКИЙ – 19,8% СРЕДНИЙ – 33% НИЗКИЙ – 47,2%
КОНЕЦ ГОДА: ВЫСОКИЙ – 38,5% СРЕДНИЙ – 38,5% НИЗКИЙ – 23%
Динамика развития мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста на конец учебного года составляет – 18,7%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов....
план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...
Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...
Тема самообразования Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.
Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...
Тема по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....
Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.
Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г....
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации»
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации"...