Профилактическая дыхательная гимнастика для дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Профилактическая дыхательная гимнастика для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»
Профилактическая дыхательная гимнастика для дошкольников
Кострюкова И.А.
учитель-логопед
г. Саранск
От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано с анатомо-физиологическими особенностями и со своеобразием реактивности организма ребенка. Физиологические приспособительные механизмы дыхательной системы дошкольников нестойки, а резервы — недостаточны.
Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Дыхательные упражнения относятся к специальным упражнениям, укрепляющим дыхательную мускулатуру. При систематической работе над развитием дыхательного аппарата увеличиваются резервные возможности дыхания: жизненная ёмкость легких, максимальная вентиляция бронхов и лёгких. Упражнения способствуют изменению общей реактивности организма ребенка, снятию повышенной возбудимости, уменьшению застойных явлений в дыхательных путях.
Дыхательную гимнастику можно рассматривать как основу профилактики здоровья дошкольников. Она поможет как в закаливании и оздоровлении детей, так и в процессе формирования правильного речевого дыхания, правильного звукопроизношения. Дыхательные упражнения также способствуют профилактике заикания у детей.
При заболеваниях органов дыхания чаще всего нарушается выдох. В связи с этим дыхательные упражнения необходимо выполнять в медленном темпе, с удлинением выдоха.
Дополнительное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубку, надувание воздушных шаров) уменьшает частоту дыхания, увеличивает его глубину и активизирует работу дыхательных мышц.
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста, предполагает решение следующих задач:
улучшить функцию внешнего (носового) дыхания;
вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох;
развивать озвученный выдох;
развивать речевое дыхание.
В занятиях с детьми я применяю подражание знакомым образам птиц, зверей, неживых предметов, подвижные игры, дыхательные упражнения с произнесением на выдохе «песенки» ряда гласных, дрожащих, шипящих и свистящих звуков (игры «Лесенка», «Далеко - близко», «Воздушный шарик»). Ребёнок должен уметь на одном выдохе произносить столько слов, сколько ему лет.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме, в сопровождении стихов, под музыку вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Пение – также является формой дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. У регулярно поющих детей наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания.
Элементы дыхательной гимнастики педагоги могут включать в различные виды деятельности:
- дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна;
- звукодыхательные игры, как фрагмент занятия;
- звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия на прогулке;
- звукоречевые игры как фрагмент занятия;
- голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях и репетициях.
Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения: дутье на комочек ваты, салфетку, бумажные игрушки, карандаш, лежащий на столе, игра на детских духовых инструментах.
В процессе дутья ребенок может проводить пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам, волнам, горкам, спирали.
Нельзя заниматься с ребенком сразу после приема пищи и при наличии у него заболевания органов дыхания в острой стадии. Следует помнить, что дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать у детей головокружение вплоть до потери сознания, поэтому выполнять их нужно строго дозированно — каждое упражнение не более 3-5 раз.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются доступность упражнений для детей разного возраста;
Вот несколько любимых детьми дыхательных упражнений:
«Летящая бабочка»
Сделать глубокий вдох носом и выдохнуть ртом на бабочку, прикрепленную к трубочке. Чем длительнее выдох, тем дольше летит бабочка.
«Веселый футбол»
Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. Затем можно предложить детям подуть на мяч носом.
«Фокус»
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
«Ладошки» (по Стрельниковой)
Встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Литература:
Раскова Г. В., Власова Т. А., Анохина О. В. Дыхательные упражнения одно из средств оздоровления детей дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.
Комплекс дыхательной гимнастики №1
1. «ЧАСИКИ» Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить, Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз. | 2. «ТРУБАЧ» Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4 – 5 раз. |
3. «ПЕТУХ» Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. | 4. «КАША КИПИТ». Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. |
5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая движения вперед-назад согнутыми в локтях руками и ритмично произносить «чух-чух-чух-чух». Повторить 5 – 6 раз. |
Комплекс дыхательной гимнастики №2
1. «Поиграй животиком» (формирование диафрагмального дыхания): выполняется лежа на спине или стоя, не более 5 раз подряд. Ребенок кладет руки на живот, глубокий вдох — животик надувается, выдох — животик втягивается. Чтобы было интереснее, можно положить на живот небольшую игрушку. На вдохе игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе опустится вниз — как будто она качается на качелях.
2. «Вдох — выдох» (дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот).
Вдох носом — выдох носом,
вдох носом — выдох ртом,
вдох ртом — выдох ртом,
вдох ртом — выдох носом.
3. «Ветерок» (выработка ротового выдоха): губы в полуулыбке, струя воздуха выдувается через маленькое овальное окошечко. Ребенок забирает воздух ртом и медленно его выпускает, дуя на различные игрушки из бумаги: бабочки, листочки, или на ватный шарик. Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 10— 15 см, а щеки ни в коем случае не должны надуваться.
4. «Ладошки»
Встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-475199-1411493944.jpg)
"Дыхательная гимнастика для дошкольников"
Чтобы дети не болели, надо научить их правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые реком...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-443016-1415877148.jpg)
дыхательная гимнастика для дошкольников
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯДыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеван...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-435565-1579379651.jpg)
Дыхательная гимнастика для дошкольников
Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-979381-1511862160.jpg)
Дыхательная гимнастика для дошкольников "Упражнения на развитие дыхательной системы"
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе стем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким и т.д. Дыхательные упражнени...