Дыхательная гимнастика для дошкольников "Упражнения на развитие дыхательной системы"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе стем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким и т.д. Дыхательные упражнения применяются для развития дыхательного аппрата дошкольников, активизации функции внешнего дыхания, а также для отдыха между физическими упражнениями. С дошкольниками можно использовать два вида дыхательных упражнний - статические и динамические. Первые проводятся без участия конечностей и туловища, при относительной неподвижности всего тела. Вторые сочетаются с движениями, которые улучшают вентиляцию в различных отделах легких или способствуют более глубокому вдоху. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе приносят значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увелтчивает его положительное действие;
- дышать надо медленно, что неоходимо для насыщения организма кислородрм;
- выполнять упражнения нужно дольше чем они доставляют удовольствие;
- дышать надо через нос;
- игровые упражнения усиливают благотворное воздействие на огрганизм, если:
- все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения;
- во время игровых упражнений вохдух входит и выходит из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох, равные по силе и длительности, плавно переходяи друг в друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_dyhanie_s_nestandartnym_oborudovaniem.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области»
Авторские дидактические разработки
Игры и игровые упражнения с нестандартным оборудованием для детей старшего дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре
Арсенченкова Лариса Владимировна
Пояснительная записка
Игровые упражнения и игры с нестандартным оборудованием для укрепления органов дыхания
Цели: развитие дыхательного аппарата дошкольников, активизация функции внешнего дыхания. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе производят значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;
- дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
- выполнять каждое упражнение нужно дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать надо через нос;
- игровые упражнения усиливают благотворное воздействие дыхательной гимнастики, если:
1. Все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения.
2. Во время игровых упражнений воздух входит и выходит из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох, равные по силе и длительности, плавно переходят друг в друга.
Игровые упражнения способствуют воспитанию оздоровительного типа дыхания. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно.
Занятия с детьми необходимо проводить регулярно, потому что они запоминают и овладевают навыками произвольного управления дыхание гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.
Игра «Листопад».
Цели: закреплять умение делать глубокий вдох и выдох; воспитывать любовь к природе; расширять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Оборудование: Осенние листочки висят на ниточках, на расстоянии друг от друга.
Ход игры: детям предлагается отгадать загадку:
Когда птицы улетают, цветы увядают.
Урожай собирают, лето вспоминают.
Идут дожди, птицы в стаи собираются
Как, это время года называется? (Осень).
Детям предлагается подойти к веревке, на которой висят листочки и встать напротив того листочка, который понравился больше всего. Дети выбирают листок и называют, к какому дереву он относится (кленовый, дубовый и т.д.).
По команде «Листочки, летите!» дети начинают дуть на листочки.
- Ой, какой ветер сильный! Наши листочки так и летают, так и кружатся в воздухе! Пора ветру утихнуть, а листочкам отдохнуть. (Дети перестают дуть на листья).
Игра «Веселая метель»
Цели: закрепить умение делать полный вдох и выдох; расширять знания детей о сезонных изменениях в природе зимой; воспитывать интерес к традициям и зимним праздникам, дружелюбие.
Оборудование: вырезанные вместе из бумаги снежинки, прикрепленные на ниточку к веревке натянутой посередине зала.
Ход игры: детям предлагается отгадать загадку:
Нежные красавицы в беленьких платьицах
В воздухе кружатся, холода не боятся.
Веселятся зимой, а растают весной. (Снежинки).
- Наши снежинки очень любят метель, они танцуют, кружатся, веселятся вместе с ней.
Подуйте сильно – сильно на снежинки, чтобы метель поднялась как настоящая.
- Посмотрите, ребята, метель сердится, злится. Ей не нравится, что снежинки такие красивые и веселые. Смотрите, как они здорово порхают и кружатся в воздухе! Метель постепенно утихает, ей, наверное надоело злиться. (Дети дуют на снежинки все тише, постепенно восстанавливая дыхание.)
Игра «Бабочки».
Цели: укреплять дыхательную мускулатуру; развивать координацию движений, воображение.
Оборудование: бабочки, изготовленные из бумаги совместно с детьми, веревка, натянутая через комнату на которую за ниточки привязаны бумажные бабочки.
Ход игры. Детям предлагается отгадать следующую загадку:
На большой цветной ковер села эскадрилья
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки.)
- Дети, дайте поиграем вместе с этими прекрасными бабочками. Пусть они немного полетают и разомнут крылышки. (Дети подходят к бабочкам, становятся к ним лицом.)
По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку. По сигналу «Бабочка прилетела!» перестают дуть.
Игра «Ах, какой же я хороший»
Цели: укреплять дыхательную мускулатуру; развивать умение выполнять движения сообща, коммуникативные качества, помочь детям преодолеть робость и застенчивость.
Ход игры. Дети шагают по кругу, взявшись за руки, произносят следующие слова:
Похвалю себя немножко
Ах, какой же я хороший!
Как с друзьями я шагаю
Их ладошки пожимаю
Остановимся немножко
И разъединим ладошки.
Дети стоят в кругу ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты до уровня груди и разведены в стороны.
Ах, какой же я хороший!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения – вдоха.
В конце игры дети по очереди обнимают тех кого хотят.
А теперь обнимите
А теперь похвалите
Тех кого хотите!
Игра «Солнышко»
Цели: укреплять дыхательную мускулатуру, тренировать умение действовать сообща, развивать координацию движений, воображение, коммуникативные качества.
Оборудование: многофункциональный тренажер «Парашют».
Ход игры. Дети, взявшись за лямки парашюта, идут по кругу, произносят следующие слова.
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи
Быть детьми хорошими
Ты нас научи.
Дети, стоя в кругу, одновременно делают вдох и поднимают парашют вверх, на выдох опускают парашют вниз. Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть и снова выполнить это упражнение 4 раза.
Солнышко, солнышко
Ярче нам свети
Помогай нам, солнышко
Дружными расти.
Произнося эти слова, дети постепенно сужают круг, останавливаются близко друг от друга, улыбаются друг другу.
Игра «Надуй шарик»
Цели: учить детей делать полный вдох и выдох; закреплять знания о величине предмета (шарик большой, маленький); развивать воображение; создавать веселое настроение.
Ход занятия. Дети стоят в кругу близко друг от друга, постепенно расходятся в разные стороны со словами:
Мы сейчас надуем шарики
Красные, желтые, голубые.
Полетят воздушные шарики
Легкие и большие.
Игровое упражнение «Играй гармошка»
Цели: учить детей делать полный вдох и выдох; развивать мускулатуру рук и плечевого пояса, развивать воображение, создавать веселое настроение.
Оборудование: эспандеры – массажеры по количеству детей.
Ход игры. Дети стоят в произвольном порядке эспандеры – массажеры в руках согнутых в локтях, соприкасающихся на уровне груди.
Раздувай меха гармошка
Будем весело играть!
Заиграй, запой немножко
Наша русская гармошка!
Дети разводят руки с эспандерами разводят максимально в стороны и одновременно делают вдох, на выдохе руки снова сводят вместе на уровне груди. Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть и снова выполнить это упражнение 4 раза.
Игровое упражнение «Мы насосы»
Цели: учить детей делать полный вдох и выдох; развивать ловкость, гибкость, создать жизнерадостное настроение.
Оборудование: эспандеры – массажеры по количеству детей.
Дети стоят, слегка согнувшись в произвольном порядке. Одна лямка эспандера крепко придерживается правой ногой ребенка. Другая зажата в ладони его левой руки. Выпрямляются, растягивая эспандер вверх, одновременно делая вдох, на выдохе возвращаются в исходное положение. Сделав 4 вдоха – движения подряд отдыхают и снова выполняют это упражнение уже с левой ноги и правой руки.
Игра «Шалунишка – ветерок»
Цели: учить выполнять дыхательные упражнения, умению сосредоточиться на предстоящем упражнении. Учить играть дружно.
Оборудование: многофункциональный тренажер «Парашют».
Ход игры. Дети стоя в кругу держатся за лямки парашюта, покачивают его из стороны в сторону, произнося следующие слова:
Всюду, всюду я летаю
Волны по морю гоняю,
А по небу облака
Только вот устал слегка.
- Ребята, давайте поможем ветерку набраться сил. Наберем воздух в легкие носом а, выдыхать его будем через рот.
Дети делают вдох и поднимают руки с парашютом вверх, на выдохе опускают руки с парашютом вниз.
Вот спасибо, ребятишки,
Потрудились вы не зря много силы у меня.
Вот сейчас как полечу
На парашюте вас прокачу.
Дети бегут по кругу на носках, высоко подняв парашют правой рукой ( бегут в другую сторону, держа парашют левей рукой.)
Игровое упражнение «Рыбки».
Цели: учить произвольно делать вдох, задерживая дыхание; развивать ориентировку в пространстве, воображение, координацию движений.
Оборудование: рыбки изготовленные детьми из бумаги или картона.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается по одно игрушечной рыбке. Воспитатель предлагает детям представить, что они рыбки, и вспомнить, как рыбки передвигаются в пруду.
- Рыбки плавают в пруду, не поймаешь не одну! Дети набирают полной грудью воздух и будто бы ныряют в пруд. В полуприседе, слегка округлив спину и прижав голову к плечам, двигаются по залу, выполняя произвольные движения, подражая рыбкам. Побеждает тот ребенок, который, задержав дыхание, дольше всех остался в «воде».
Нестандартное оборудование (материалы и изготовление)
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное в изготовлении, недорогое, универсальное, малогабаритное. Оно вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы и размеры, а также красочность такого оборудования. Все это способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к занятиям физкультурой и спортом, формирует потребность к движению.
№ п/п | Название | Материалы и размеры | Последовательность изготовления |
1 | «Парашют» | Ткань подкладочная четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий), по 1,5 метра каждого цвета. Тесьма плотная 10 м. | Раскроить из ткани восемь треугольников разного цвета (50 Х 150 см). Соединить треугольники между собой и сострочить. Получившийся круг обшить тесьмой. Из тесьмы нарезать 32 куска длиной 20 см., сложить их пополам и пришить по краю «парашюта» (по 4 на каждый треугольник) |
2 | «Бревнышки» | Ткань подкладочная разных цветов 3 метра всего, 1 лист поролона (110 Х 200 см.), 4 обрезка пластиковых труб (60, 80, 90, 100 см. длиной и 10, 15,20, 25 см. диаметра) | Обернуть каждое бревнышко поролоном в 2 слоя и закрепить его. Раскроить ткань на 4 прямоугольника (10х65см., 20х85см., 25х95 см., 30х105 см., + 2 см. на швы); и 8 кругов (d – 15, 20, 25, 30 см по 2 штуки одинакового диаметра) Сшить чехлы. Надеть на «бревнышко» и зашить край. |
3 | «Квадратики» | Ткань подкладочная разных цветов (4 м. всего), два куска поролона (120х200 см), самоклеющаяся пленка | Разрезать куски поролона на 20 квадратов (40х40см.) Раскроить ткань на 40 квадратов (43х43 см.) Составить чехлы, надеть их на «квадратики». Зашить край. Нарезать из самоклеющейся пленки 20 цифр от 1 до 20, 10. фруктов, 10 овощей; Наклеить с обеих сторон на квадратики. |
4 | «Булавы» | Два обрезка пластиковой трубы (80 см. длинной и диаметром 5 см.), один лист поролона (120х200см.) капроновые сетки 4 шт., ткань блестящая 20 см. | Обернуть пластиковую трубу поролоном в 2 – 3 слоя. Сформировать из куска поролона верхушку булавы. Обшить капроновой сеткой получившуюся булаву. Вырезать из блестящей ткани 2 обрезка меньшие по размеру, чем верхушка булавы и нашить их на нее с 2 сторон. Из обрезка поролона сформировать шипы (6 – 8 шт.) и пришить по краю верхушки. |
5 | «Осминожки» | 2 гибких пластиковых шланга (2,5 м. длиной и диаметром 1,5 см), обрезки поролона, ткань 1 метр, ленты разноцветные – 3-4 м. | Соединить гибкий шланг так, чтобы получился круг. Обернуть их обрезками поролона и закрепить. Обшить тканью. Нарезать ленты на обрезки по 50 см. каждый Привязать их по кругу на равные расстояния, так чтобы концы лент (ножки «осминожки») свисали. |
6 | «Галоши» | Пластиковые бутылки, самоклеющаяся пленка. | Вырезать в бутылках отверстия овальной формы. Оклеить края самоклеющейся пленкой. |
7 | «Эспандеры – массажеры» | Эластичная резинка (2,5 – 3 см шириной), плотная тесьма | Отрезать кусок резинки длиной 50 см. Нашить на него с двух сторон деревянные бусины, косточки от счетов и т.д. Пришить с 2 сторон ручки из плотной тесьмы |
8 | «Бусы» | 2 бельевых шнура, 20 – 30 пластмассовых шариков на каждый шнур | Проделать в каждом шарике по два отверстия; Нанизать шарики на шнуры; Натянуть шнуры поперек зала на высоте 2 м. |
9 | «Степы» | Деревянные доски, бруски, дермантин, самоклеющаяся пленка | Из доски (25х40 см) и 2х кусков бруса (5 – 25 см) сбить подставку; Обшить дермантином. Украсить «следками» из самоклеющейся пленки. |
10 | Дорожка «Ладошки – колени» | Дермантин (1х2,5 м.) линолеум, краска масляная | Сшить из куска дермантина дорожку, сложив его в два слоя; Вырезать из линолеума круги и «ладошки»; Раскрасить краской; Прикрепить в определенном порядке на дорожку из дермантина |
11 | «Букашки» | Ковролин, пробки от пластиковых бутылок, пластмассовые шарики | Вырезать из ковролина круг диаметром 30 – 35 см. Нашить на него пробки на спинку «букашки», из шариков нашиваем глазки. |
12 | «Гусеницы» | Пластиковые шарики, клеенка, самоклеющаяся пленка, веревочка или тесьма | Вырезать из клеенки полоску (20х60 см). Сшить ее с двух сторон. Вывернуть. Положить один шарик и перетянуть тесьмой клеенку, затем положить 2, 3, 4, 5 и также перетягивать. Последний шарик, самый крупный – голова гусеницы, на нее наклеить «глазки», «ротик» и привязать кусочек тесьмы. |
13 | «Крабы» | Клеенка, песок, камешки | Вырезать из клеенки круг диаметром 20 – 25 см., 6 полосок (1х10 см.) Сложить круг пополам с 2х сторон прикрепляем по 3 полоски и прошиваем его Выворачиваем, наполняем песком или камешками и зашиваем отверстие. Приклеиваем «глазки» из самоклеющейся пленки. |
15 | Набивные мячи - «Смешарики» | Дермантин, вата, акриловая краска разных цветов | Из дермантина вырезаем сектора - дольки(5х25см) 8 штук. Сшиваем их между собой, оставляя отверстие. Выворачиваем, набиваем ватой и зашиваем отверстие. Раскрашиваем и рисуем мордочку смешарика. |
16 | «Султанчики» | Гофрированная бумага, проволока, лента | Из гофрированной бумаги вырезаем прямоугольники (30х1,5 см). Нарезаем их на полоски, прорезая их не до конца. Сворачиваем туго в рулон и скрепляем проволокой, формируя ручку. Оборачиваем ручку лентой и закрепляем. |
17 | «Гантели» | Пластиковые бутылки, песок, вода, елочная мишура | Пластиковые бутылки наполнить водой или песком (250 – 500 гр.) или елочной мишурой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь....
«Дыхательная гимнастика. Ее необходимость в развитии речи, звукопроизношении и общем комплексном развитии детей»
Материал посвящен дыхательной гимнастике. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют здоровому образу жизни и правильному звукопроизношению, что очень важно в дошкольном периоде....
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...
Сообщение к педсовету из опыта работы на тему: «Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»
Сообщение к педсовету из опыта работына тему:«Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»...