Дыхательная гимнастика для дошкольников "Упражнения на развитие дыхательной системы"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Арсенченкова Лариса Владимировна

Дыхание  - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе стем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким и т.д. Дыхательные упражнения применяются для развития дыхательного аппрата дошкольников, активизации функции внешнего дыхания, а также для отдыха между физическими упражнениями. С дошкольниками можно использовать два вида дыхательных упражнний - статические и динамические. Первые проводятся без участия конечностей и туловища, при относительной неподвижности всего тела. Вторые сочетаются с движениями, которые улучшают вентиляцию в различных отделах легких или способствуют более глубокому вдоху. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:

- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе приносят значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увелтчивает его положительное действие;

- дышать надо медленно, что неоходимо для насыщения организма кислородрм;

- выполнять упражнения нужно дольше чем они доставляют удовольствие;

- дышать надо через нос;

- игровые упражнения усиливают благотворное воздействие на огрганизм, если:

- все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения;

- во время игровых упражнений вохдух входит и выходит из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох, равные по силе и длительности, плавно переходяи друг в друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области»

Авторские дидактические разработки

Игры и игровые упражнения  с нестандартным оборудованием для детей старшего дошкольного возраста

Инструктор по физической культуре

Арсенченкова Лариса Владимировна

Пояснительная записка

Игровые упражнения и игры с нестандартным оборудованием для укрепления органов дыхания

      Цели:  развитие дыхательного аппарата дошкольников, активизация функции внешнего дыхания.                                                                                                                                                Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:

- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе производят значительный оздоровительный эффект;

- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

- дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.

- выполнять каждое упражнение нужно дольше, чем оно доставляет удовольствие;

- дышать надо через нос;

- игровые упражнения усиливают благотворное воздействие дыхательной гимнастики, если:

1. Все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения.

2. Во время игровых упражнений воздух входит и выходит из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох, равные по силе и длительности, плавно переходят друг в друга.

   Игровые упражнения способствуют воспитанию оздоровительного типа дыхания. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно.

   Занятия с детьми необходимо проводить регулярно, потому что они запоминают и овладевают навыками произвольного управления дыхание гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.

   Игра «Листопад».

   Цели: закреплять умение делать глубокий вдох и выдох; воспитывать любовь к природе; расширять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.

   Оборудование: Осенние листочки висят на ниточках, на расстоянии друг от друга.

   Ход игры: детям предлагается отгадать загадку:

Когда птицы улетают, цветы увядают.

Урожай собирают, лето вспоминают.

Идут дожди, птицы в стаи собираются

Как, это время года называется?       (Осень).

   Детям предлагается подойти к веревке, на которой висят листочки и встать напротив того листочка, который понравился больше всего. Дети выбирают листок и называют, к какому дереву он относится (кленовый, дубовый и т.д.).

   По команде «Листочки, летите!» дети начинают дуть на листочки.

   - Ой, какой ветер сильный! Наши листочки так и летают, так и кружатся в воздухе! Пора ветру утихнуть,  а листочкам отдохнуть.  (Дети перестают дуть на листья).

   Игра «Веселая метель»

   Цели: закрепить умение делать полный вдох и выдох; расширять знания детей о сезонных изменениях в природе зимой; воспитывать интерес к традициям и зимним праздникам, дружелюбие.

   Оборудование: вырезанные вместе из бумаги снежинки, прикрепленные на ниточку к веревке натянутой посередине зала.

   Ход игры: детям предлагается отгадать загадку:

Нежные красавицы в беленьких платьицах

В воздухе кружатся, холода не боятся.

Веселятся зимой, а растают весной.      (Снежинки).

   - Наши снежинки очень любят метель, они танцуют, кружатся, веселятся вместе с ней.

Подуйте сильно – сильно на снежинки, чтобы метель поднялась как настоящая.

   - Посмотрите, ребята, метель сердится, злится. Ей не нравится, что снежинки такие красивые и веселые. Смотрите, как они здорово порхают и кружатся в воздухе! Метель постепенно утихает, ей, наверное надоело злиться.  (Дети дуют на снежинки все тише, постепенно восстанавливая дыхание.)

   Игра «Бабочки».

   Цели: укреплять дыхательную мускулатуру; развивать координацию движений, воображение.

   Оборудование: бабочки, изготовленные из бумаги совместно с детьми, веревка, натянутая через комнату на которую за ниточки привязаны бумажные бабочки.

   Ход игры. Детям предлагается отгадать следующую загадку:

На большой цветной ковер села эскадрилья

То раскроет, то закроет расписные крылья.       (Бабочки.)

   - Дети, дайте поиграем вместе с этими прекрасными бабочками. Пусть они немного полетают и разомнут крылышки.  (Дети подходят к бабочкам, становятся к ним лицом.)

   По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку. По сигналу «Бабочка прилетела!» перестают дуть.

   Игра «Ах, какой же я хороший»

   Цели: укреплять дыхательную мускулатуру; развивать умение выполнять движения сообща, коммуникативные качества, помочь детям преодолеть робость и застенчивость.

   Ход игры. Дети шагают по кругу, взявшись за руки, произносят следующие слова:

Похвалю себя немножко

Ах, какой же я хороший!

Как с друзьями я шагаю

Их ладошки пожимаю

Остановимся немножко

И разъединим ладошки.

   Дети стоят в кругу ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты до уровня груди  и разведены в стороны.

Ах, какой же я хороший!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

   На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!

   Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения – вдоха.

   В конце игры дети по очереди обнимают тех кого хотят.

А теперь обнимите

А теперь похвалите

Тех кого хотите!

   Игра «Солнышко»

   Цели: укреплять дыхательную мускулатуру,  тренировать умение действовать сообща, развивать координацию движений, воображение, коммуникативные качества.

   Оборудование: многофункциональный тренажер «Парашют».

   Ход игры. Дети, взявшись за лямки парашюта, идут по кругу, произносят следующие слова.

Солнышко, солнышко

Мы твои лучи

Быть детьми хорошими

Ты нас научи.

   Дети, стоя в кругу, одновременно делают вдох и поднимают парашют вверх, на выдох опускают парашют вниз. Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть и снова выполнить это упражнение 4 раза.

Солнышко, солнышко

Ярче нам свети

Помогай нам, солнышко

Дружными расти.

   Произнося эти слова, дети постепенно сужают круг, останавливаются близко друг от друга, улыбаются друг другу.

   Игра «Надуй шарик»

   Цели: учить детей делать полный вдох и выдох; закреплять знания о величине предмета (шарик большой, маленький); развивать воображение; создавать веселое настроение.

   Ход занятия. Дети стоят в кругу близко друг от друга, постепенно расходятся в разные стороны со словами:

Мы сейчас надуем шарики

Красные, желтые,  голубые.

Полетят воздушные шарики

Легкие и большие.

   Игровое упражнение «Играй гармошка»

   Цели: учить детей делать полный вдох и выдох; развивать мускулатуру рук и плечевого пояса, развивать воображение, создавать веселое настроение.

   Оборудование: эспандеры – массажеры по количеству детей.

   Ход игры.  Дети стоят в произвольном порядке  эспандеры – массажеры в руках согнутых в локтях, соприкасающихся на уровне груди.

Раздувай меха гармошка

Будем весело играть!

Заиграй, запой немножко

Наша русская гармошка!

   Дети разводят руки с эспандерами разводят максимально в стороны и одновременно делают вдох, на выдохе  руки снова сводят вместе на уровне груди.  Сделав 4 вдоха – движения подряд, надо отдохнуть и снова выполнить это упражнение 4 раза.

   Игровое упражнение «Мы насосы»

   Цели: учить детей делать полный вдох и выдох; развивать ловкость, гибкость, создать жизнерадостное настроение.

   Оборудование: эспандеры – массажеры по количеству детей.

   Дети стоят, слегка согнувшись в произвольном порядке. Одна лямка эспандера крепко придерживается правой ногой  ребенка. Другая зажата в ладони его левой руки. Выпрямляются, растягивая эспандер вверх, одновременно делая вдох, на выдохе возвращаются в исходное положение. Сделав 4 вдоха – движения подряд отдыхают и снова выполняют это упражнение уже с левой ноги и правой руки.

   Игра «Шалунишка – ветерок»

   Цели: учить выполнять дыхательные упражнения, умению сосредоточиться на предстоящем упражнении. Учить играть дружно.

   Оборудование: многофункциональный тренажер «Парашют».

   Ход игры.  Дети стоя в кругу держатся за лямки парашюта, покачивают его из стороны в сторону, произнося следующие слова:

Всюду, всюду я летаю

Волны по морю гоняю,

А по небу облака

Только вот устал слегка.

   - Ребята, давайте поможем ветерку набраться сил. Наберем воздух в легкие носом а, выдыхать его будем через рот.

   Дети делают вдох и поднимают руки с парашютом вверх, на выдохе опускают руки с парашютом вниз.

Вот спасибо, ребятишки,

Потрудились вы не зря много силы у меня.

Вот сейчас как полечу

На парашюте вас прокачу.

   Дети бегут по кругу на носках, высоко подняв парашют правой рукой  ( бегут в другую сторону, держа парашют левей рукой.)  

   Игровое упражнение «Рыбки».

   Цели: учить произвольно делать вдох, задерживая дыхание; развивать ориентировку  в пространстве, воображение, координацию движений.

   Оборудование:  рыбки изготовленные детьми из бумаги или картона.

   Ход игры. Каждому ребенку предлагается по одно игрушечной рыбке. Воспитатель предлагает детям представить, что они рыбки, и вспомнить, как рыбки передвигаются в пруду.

   - Рыбки плавают в пруду, не поймаешь не одну! Дети набирают полной грудью воздух и будто бы ныряют в пруд. В полуприседе, слегка округлив спину и прижав голову к плечам, двигаются по залу, выполняя произвольные движения, подражая рыбкам. Побеждает тот ребенок, который, задержав дыхание, дольше всех остался в «воде».

Нестандартное оборудование (материалы и изготовление)

Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное в изготовлении, недорогое, универсальное, малогабаритное. Оно вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы и размеры, а также красочность такого оборудования. Все это  способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к занятиям физкультурой и спортом, формирует потребность к движению.

 

 

№ п/п

Название

Материалы и размеры

Последовательность изготовления

1

«Парашют»

Ткань подкладочная четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий), по 1,5 метра каждого цвета. Тесьма плотная 10 м.

Раскроить из ткани восемь треугольников разного цвета  (50 Х 150 см).

Соединить треугольники между собой и сострочить.

Получившийся круг обшить тесьмой.

Из тесьмы нарезать 32 куска длиной 20 см., сложить их пополам и пришить по краю «парашюта»  (по 4 на каждый треугольник)

2

«Бревнышки»

Ткань подкладочная разных цветов 3 метра всего, 1 лист поролона (110 Х 200 см.), 4 обрезка пластиковых труб (60, 80, 90, 100 см. длиной и 10, 15,20, 25 см. диаметра)

Обернуть каждое бревнышко поролоном в 2 слоя и закрепить его.

Раскроить ткань на 4 прямоугольника (10х65см., 20х85см., 25х95 см., 30х105 см., + 2 см. на швы); и 8 кругов (d – 15, 20, 25, 30 см по 2 штуки  одинакового диаметра)

Сшить чехлы.

Надеть на «бревнышко» и зашить край.

3

«Квадратики»

Ткань подкладочная разных цветов (4 м. всего), два куска поролона (120х200 см), самоклеющаяся пленка

Разрезать куски поролона на 20 квадратов (40х40см.)

Раскроить ткань на 40 квадратов (43х43 см.)

Составить чехлы, надеть их на «квадратики».

Зашить край.

Нарезать из самоклеющейся пленки 20 цифр от 1 до 20, 10. фруктов, 10 овощей;

Наклеить с обеих сторон на квадратики.

4

«Булавы»

Два обрезка пластиковой трубы (80 см. длинной и диаметром 5 см.), один лист поролона (120х200см.) капроновые сетки 4 шт., ткань блестящая 20 см.

Обернуть пластиковую трубу поролоном в 2 – 3 слоя.

Сформировать из куска поролона верхушку булавы.

Обшить капроновой сеткой получившуюся булаву.

Вырезать из блестящей ткани 2 обрезка меньшие по размеру, чем верхушка булавы и нашить их на нее с 2 сторон.

Из обрезка поролона сформировать шипы (6 – 8 шт.) и пришить по краю верхушки.

5

«Осминожки»

2 гибких пластиковых шланга (2,5 м. длиной и диаметром 1,5 см), обрезки поролона, ткань 1 метр, ленты разноцветные – 3-4 м.

Соединить гибкий шланг так, чтобы получился круг.

Обернуть их обрезками поролона и закрепить.

Обшить тканью.

Нарезать ленты на обрезки по 50 см. каждый

Привязать их по кругу на равные расстояния, так чтобы концы лент (ножки «осминожки») свисали.

6

«Галоши»

Пластиковые бутылки, самоклеющаяся пленка.

Вырезать в бутылках отверстия овальной формы.

Оклеить края самоклеющейся пленкой.

7

«Эспандеры – массажеры»

Эластичная резинка (2,5 – 3 см шириной), плотная тесьма

Отрезать кусок резинки длиной 50 см.

Нашить на него с двух сторон деревянные бусины, косточки от счетов и т.д.

Пришить с 2 сторон ручки из плотной тесьмы

8

«Бусы»

2 бельевых шнура, 20 – 30 пластмассовых шариков на каждый шнур

Проделать в каждом шарике по два отверстия;

Нанизать шарики на шнуры;

Натянуть шнуры поперек зала на высоте 2 м.

9

«Степы»

Деревянные доски, бруски, дермантин, самоклеющаяся пленка

Из доски (25х40 см) и 2х кусков бруса (5 – 25 см) сбить подставку;

Обшить дермантином.

Украсить «следками» из самоклеющейся пленки.

10

Дорожка «Ладошки – колени»

Дермантин (1х2,5 м.) линолеум, краска масляная

Сшить из куска дермантина дорожку, сложив его в два слоя;

Вырезать из линолеума круги и «ладошки»;

Раскрасить краской;

Прикрепить в определенном порядке на дорожку из дермантина

11

«Букашки»

Ковролин, пробки от пластиковых бутылок, пластмассовые шарики

Вырезать из ковролина круг диаметром 30 – 35 см.

Нашить на него пробки на спинку «букашки», из шариков нашиваем глазки.

12

«Гусеницы»

Пластиковые шарики, клеенка, самоклеющаяся пленка, веревочка или тесьма

Вырезать из клеенки полоску (20х60 см).

Сшить ее с двух сторон.

Вывернуть.

Положить один шарик и перетянуть тесьмой клеенку, затем положить 2, 3, 4, 5 и также перетягивать.

Последний шарик, самый крупный – голова гусеницы, на нее наклеить «глазки», «ротик» и привязать кусочек тесьмы.

13

«Крабы»

Клеенка, песок, камешки

Вырезать из клеенки круг диаметром 20 – 25 см., 6 полосок (1х10 см.)

Сложить круг пополам с 2х сторон прикрепляем по  3 полоски и прошиваем его

Выворачиваем, наполняем  песком или камешками и зашиваем отверстие.

Приклеиваем «глазки» из самоклеющейся пленки.

15

 Набивные мячи - «Смешарики»

Дермантин, вата, акриловая краска разных цветов

Из дермантина вырезаем сектора  - дольки(5х25см) 8 штук.

Сшиваем их между собой, оставляя отверстие.

Выворачиваем, набиваем ватой и зашиваем отверстие.

Раскрашиваем и рисуем мордочку смешарика.

16

«Султанчики»

Гофрированная бумага, проволока, лента

Из гофрированной бумаги вырезаем прямоугольники  (30х1,5 см).

Нарезаем их на полоски, прорезая их не до конца.

Сворачиваем туго в рулон и скрепляем проволокой, формируя ручку.

Оборачиваем ручку лентой и закрепляем.

17

«Гантели»

Пластиковые бутылки, песок, вода, елочная мишура

Пластиковые бутылки наполнить водой или песком (250 – 500 гр.) или елочной мишурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь....

«Дыхательная гимнастика. Ее необходимость в развитии речи, звукопроизношении и общем комплексном развитии детей»

Материал посвящен дыхательной гимнастике. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют здоровому образу жизни и правильному звукопроизношению, что очень важно в дошкольном периоде....

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

Сообщение к педсовету из опыта работы на тему: «Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»

Сообщение к педсовету из опыта работына тему:«Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»...