Применение здоровьесберегающих технологий в рамках проектной деятельности ДОУ
проект
Решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры, задач валеологического просвещения дошкольников становится базой для успешной реализации дополнительной программы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гришина И.М.МБДОУ № 60 статья по теме здоровьесбережение в ДОУ | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ
Н.Н.Преснякова-заведующий;И.М.Гришина-зам.заведующей по УВР;Т.Г.Еременко-интруктор по физической культуре.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60» города Красноярска
Педагогический коллектив МБДОУ№ 60 (до объединения МБДОУ № 160) вот уже несколько лет работает по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Здоровье» (из опыта работы ДОУ №160), которая имеет рецензию кафедры медико-педагогических основ образования ККИПК РО, направленной на работу с часто болеющими детьми, посещающими МБДОУ и их родителями. Статистика свидетельствует, что физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей. Соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически полноценной жизни.
Из детей, пришедших в 1-й класс, 25—35% имеют физические недостатки или хронические заболевания.
По данным Минздрава РФ, до 60% детей и подростков страдают хроническими болезнями, а распространенность нервно-психических нарушений среди подростков достигает 79%. Прогнозируется, что при сохранении сложившейся тенденции лишь 54% подростков, которым сейчас 16 лет, доживут до пенсионного возраста.
В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Необходимо подчеркнуть, что решение данной проблемы на протяжении последнего десятилетия чаще всего начинается со школьного порога. Именно в условиях школы создаются валеолотческие службы, проектируются модели «Школы здоровья» с непрерывным валеологическим образованием.
Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы несколько раньше, еще с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения. Более того, решение задач укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры, задач валеологического просвещения дошкольников становится базой для успешной реализации дополнительной программы в целом[В.А.Деркунская «Диагностика культуры здоровья дошкольников»2006г.].
Наше ДОУ организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом содержит пять блоков:
- здоровьесбережение;
- сотрудничество;
- педагогическая поддержка;
- взаимодействие;
- преемственность.
Реализация модели сохранения и укрепления здоровья детей обеспечивается:
- Направленностью воспитательно-образовательного процесса на
физическое развитие дошкольников и их валеологическое
образование (как приоритетное направление в работе детского
сада); - Комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в
зависимости от времени года; - Созданными оптимальными педагогическими условиями
пребывания детей в детском саду; - Формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием
социального партнёрства.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности; реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Педагогическим коллективом накоплен большой опыт работы с часто болеющими детьми. Очень хорошо прослеживается эффективность этой работы, которая показывает, что количество пропущенных дней по болезни снизилось. Замечено, что если ребенок посещает группу с ясельного возраста, то к школе он уже не относится к детям с ослабленным здоровьем. В нашем дошкольном учреждении оздоровление ослабленных детей продолжается в течение года, таким образом, проводятся следующие мероприятия:
1.Закаливающие процедуры /обливание стоп водой контрастных температур в старших
группах; ходьба по коврику, смоченному гипертоническим раствором соли для младших
групп/.
2.Санация носоглотки /согласно назначениям лор-врача/.
3.Физ.занятия, включающие дыхательную гимнастику.
4. Самомассаж по методике А.П. Толкачева
5. Комплексы по профилактике плоскостопия
6. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
Система работы в МДОУ позволяет выявить эффективность проводимых мероприятий. Педагогами нашего детского сада разработаны и успешно используются комплексы занятий с валеологической направленностью, в результате у ребенка-дошкольника постепенно формируется привычка к чистоте, аккуратности, порядку, он овладевает основами культурно-гигиенических навыков. Дошкольники знакомятся с элементами самоконтроля во время двигательной деятельности, что подводит детей к пониманию влияния физических упражнений на организм человека, его самочувствие.
В ходе реализации проекта возникла необходимость отслеживать причины частых заболеваний дошкольников, среди которых оказались нарушения опорно-двигательного аппарата. Полученные данные определили в дальнейшем расширение сферы деятельности. Для работы была создана творческая группа педагогов и специалистов, которой разработан мини-проект «Росточек» для детей с плоскостопием и нарушением осанки. Цель мини-проекта — профилактика нарушений искривления позвоночника и плоскостопия для укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. В основу проекта положены методические разработки [Д. И. Заборской, В. Г. Томаевой «Обследование развития движений детей дошкольного возраста», М. Т. Матюшонок «Гимнастические упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников», И. Д. Ловейко «Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии» ].
При создании данного мини-проекта педагоги ДОУ исходили из того, что медицинская статистика в последнее время отмечает увеличение количества детей раннего и дошкольного возраста, страдающих нарушением осанки и плоскостопием.
По мере изучения этой проблемы выяснилось, что у детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
А так же, что не мало важно, дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Важное значение в работе по этому направлению имеют:
- Своевременное правильное питание;
- Свежий воздух;
- Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
- Оптимальная освещённость;
- Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
- Привычка правильно сидеть за столом;
- Расслабление мышц тела;
- Наблюдение за собственной походкой.
Таким образом, исходя из материально – технической оснащённости нашего ДОУ и физического здоровья детей была разработана система работы по данному направлению, что определило следующие задачи проекта:
- Провести диагностические мероприятия по выявлению дошкольников старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата ( осанки, плоскостопия);
- Разработать программу ;
- Подготовить педагогические кадры для реализации мини-проекта;
- Подготовить воспитательно-образовательную среду ДОУ;
Результатом, по нашему мнению, должно явиться :
- Создание условий способствующих увеличению эффективности коррекционно-развивающих упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
- Улучшение осанки (косметический эффект) и формированием мышечного корсета.
- Контроль за физическим развитием каждого ребёнка с учётом его особенностей.
- Овладение детей дошкольного возраста навыками самооздоровления.
- Оказание консультативной помощи родителям по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Механизм оценки результатов:
- Врачебный контроль.
- Плантограмма
- Консультации ортопеда
Ожидаемый результат:
Обогащение двигательного опыта.
Стремление быть активным в использовании предметов.
В развитии к достижению спортивных результатов.
Развитие сноровки, внимания, ловкости и т. д., умения быть в коллективе. Повышение самооценки.
Управление своим поведением и деятельностью, способность предвидеть результаты и контролировать их выполнение.
Улучшить навыки самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования, применение их творчески.
Вовлечь родителей в образовательное пространство. Пополнение предметно – развивающей среды, путём создания нового нестандартного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей;
Раскрытие творческого потенциала педагога (стимулирование к самообразованию);
Обобщение и распространение опыта работы по использованию нестандартного оборудования для двигательной среды.
Мотивация педагогического коллектива на использование нестандартного оборудования в работе с детьми;
Оценка результатов реализации проекта:
Вследствие реализации проекта у дошкольников сохранится устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни. Участие родителей в совместном сотрудничестве с педагогами наполнит новым содержанием нетрадиционного оборудования. Позволит использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников и пропагандировать его среди других родителей. Физкультурные занятия с использованием нестандартного оборудования повысят двигательную активность и выносливость организма дошкольников. Оказать положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. Повысится активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении, обеспечивающая здоровую жизнедеятельность ребенка.
Для этого был составлен список предметов с описанием нестандартного оборудования. Картотека игр и упражнений для детей с использованием нестандартного оборудования.
Презентация опыта для педагогов детских садов на методических объединениях.
Распространение результатов проекта:
Распространение опыта между педагогами детских садов и родителей.
Применения в непосредственно образовательной деятельности.
Продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования;
Продолжить оснащать физкультурный уголок в группах и спортивный зал нестандартным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей;
Провести мастер-класс с инструкторами на районном методическом объединении.
Устойчивость проекта:
- Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
- В 2023 году планируем развитие проекта через оформление зала ЛФК для проведения занятий для детских садов расположенных территориально приближенно (МБДОУ № 263, 183)
- В 2023 году планируем реализовать на базе объединённых садов (МБДОУ № 60,69,160) услугу по оздоровлению детей с использованием «Биомороженного».
Живые мысли:
Если постоянно создавать чувство уверенности в том, что малыш защищён, его любят, то тогда у него формируется лучшее качество……
Алан Фромм
Перечень литературных источников:
- Бабенко Е.А., Федоровская О.М./Игры которые лечат - ТЦ СФЕРА , 2017г
- Вентана-Граф Ю.А., Копылов Н.В./Физическое воспитание ослабленных детей- Ульяновск: ГПП Печатный двор, 2004г-27с.
- Вентана-Граф Ю.А., Бабенкова Е.А./ Как приучить ребенка заботится о своем здоровье –ТЦ СФЕРА, 2004г – 140с.
- Зажигина О.А./Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования - ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
- Литвинова О.М., Лесина С.В./ Оздоровительная гимнастика -
- Картушина М.Ю./ Быть здоровыми хотим - ТЦ СФЕРА, 2004г.
- Токарев Т.Э./Будь здоров дошкольник - ТЦ СФЕРА , 2016г -68с.
- Харченко Т.Е./Бодрящая гимнастика для дошкольников/ ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2017г
- Харченко Т.Е./Спортивные сказки- ТЦ СФЕРА , 2017г – 20с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровитель...
«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по формированию первичных математических представлений у дошкольников»
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового обра...
Отчет по применению здоровьесберегающих технологий в занимательно-образовательной деятельности ФИЗО (плавание), направленных на снижение утомляемости
Цель:укреплять физическое здоровье детей, создать условия для снятия утомления и повышения эмоционального тонуса детей, для развития самостоятельности, организованности и дисциплинированность;фо...
План по самообразованию "«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности. Направление ""Художественно-эстетичесое развитие". Образовательная область "Музыка".
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.
Здоровый, нормально физически развивающийся малыш обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Создание здорового образа жизни для него в детском саду является первоосновой его полноценног...
Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ
Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ...
Презентация на тему: " Применение здоровьесберегающих технологий в непрерывно- образовательной деятельности" Музыка
Виды здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....