Оздоровительная работа в детском саду
статья (младшая группа)

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всѐ, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребѐнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Проанализировав статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделала вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.

Важное место в жизни детского сада  и укрепления здоровья детей является утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс гимнастики в зависимости от возраста состоит из 5–8 16 упражнений, каждое из которых выполняется 6–8 раз. Продолжительность утренней гимнастики от 5 до 10 минут. При подборе физических упражнений на утреннюю гимнастику необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения подбираются для всех групп мышц из разных исходных положений, различной интенсивности, темпа; использование разнообразных пособий и ритмичномузыкального сопровождения. В практике дошкольных образовательных учреждений наиболее распространены следующие виды утренней гигиенической гимнастики: смешанного типа, сюжетные, подвижные игры с разным уровнем подвижности, с элементами йоги и другие. Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуется для людей большого возрастного диапазона, в том числе, и для дошкольников. Составление и разучивание комплексов ритмической гимнастики включает в себя следующие этапы: определение задач комплекса; подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их дозировки и темпа; определение основной и заключительной частей комплекса, распределение времени на выполнение упражнений; подбор соответствующей музыки; разучивание комплекса с детьми без музыки; выполнение комплекса ритмической гимнастики под музыку. Выполнять один комплекс можно в течение 1–2 месяцев, добиваясь качественного выполнения упражнений всеми детьми, увеличивая темп и, достигая тем самым тренирующего эффекта. Модифицируя движения и заменяя по 1–2 упражнения в ритмической гимнастике, можно постепенно перейти к другому, более сложному комплексу. Важно в работе с дошкольниками использовать разные виды гимнастики (дыхательную, пальчиковую, корригирующую), направленные на улучшение работы основных физиологических систем и органов растущего организма. Формирование навыков правильного рационального дыхания является одним из условий, способствующих укреплению здоровья ребёнка, повышению 17 сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Дыхательной гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2–3 мин. Количество упражнений в комплексе 4–5, каждое упражнение выполняется 2–3 раза. Продолжительность дыхательного акта для детей дошкольного возраста до 3–4 счетов. Исходное положение при выполнении гимнастики – стоя, сидя, упор сидя или лежа. Для совершенствования функции внешнего дыхания целесообразно использование игр и упражнений игрового характера с произношением различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе (звукоречевая гимнастика). Пальчиковая гимнастика направлена на совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В комплекс гимнастики входят от 6–8 до 10 упражнений. Специальные задания для рук выполняются как с предметами, так и без них. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики имеет своё сюжетнообразное название, проводится в течение 3–5 мин, 2–3 раза в день. Корригирующая гимнастика предназначена для профилактики и коррекции различных нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы). В работе можно использовать комплексы, которые содержат 6–8 упражнений. Продолжительность выполнения 10–15 мин. Темп выполнения упражнений средний или медленный. Между упражнениями не должно быть длительных интервалов отдыха. В течение недели желательно проводить 2–3 занятия корригирующей гимнастикой.

«Гимнастика пробуждения» даёт прекрасный оздоровительный эффект и при этом доступна и приятна детям. Пробуждение должно быть «для всех» и «для каждого в отдельности ребёнка». Для проведения комплекса гимнастики после сна следует подбирать простейшие по структуре и несложные по выполнению физические упражнения. Статическая нагрузка является одной из самых тяжёлых для дошкольников. Эффективным средством предупреждения утомления,  улучшения общего состояния ребёнка являются физкультминутки. В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, которое наблюдается к концу занятия, повышению работоспособности и поддержанию её на более высоком уровне на последующих учебных занятиях. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности.

Я считаю, что проблема оздоровления детей не решается одним днем и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие  навыками  сохранения  своего здоровья. Поэтому возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в первой младшей группе детского сада был разработан кружок: «Непоседы», он физкультурно-оздоровительный, который успешно реализуется нами.

Разработка этого кружка привела к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.

В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.

 

Цель программы:

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.

 

Задачи:

- повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей;

- обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
 

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МДОУ

 

С воспитанниками работа представлена:

 

С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.

С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники досуги).

На данном этапе анализ результативности работы по «Непоседы» свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению, уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташина , М. П. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие / М. П. Асташина, В. П. Шульпина.Омск, 2012. – 112 с.

2. Асташина , М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: учеб. пособие. – Омск, 2007. – 68 с.

3 .Кожухов, Н. Н. Методика физического развития и развития ребёнка : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. – М., 2008. – 352 с. 416 с.

4. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

5.Акбашев Т.Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с.

6.Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya_rabota_2022_okonchatelnyy_variant.docx274.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №32 комбинированного вида»

 

Сообщение на педагогический совет№1

«Оздоровительная работа с детьми раннего возраста»

5.jpg

                                Подготовила воспитатель:

                                             Михайлова Н.И

                                       

                                     Саранск 2022

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всѐ, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребѐнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Проанализировав статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделала вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.

Важное место в жизни детского сада  и укрепления здоровья детей является утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног, туловища. Комплекс гимнастики в зависимости от возраста состоит из 5–8 16 упражнений, каждое из которых выполняется 6–8 раз. Продолжительность утренней гимнастики от 5 до 10 минут. При подборе физических упражнений на утреннюю гимнастику необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения подбираются для всех групп мышц из разных исходных положений, различной интенсивности, темпа; использование разнообразных пособий и ритмичномузыкального сопровождения. В практике дошкольных образовательных учреждений наиболее распространены следующие виды утренней гигиенической гимнастики: смешанного типа, сюжетные, подвижные игры с разным уровнем подвижности, с элементами йоги и другие. Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в целом, поэтому рекомендуется для людей большого возрастного диапазона, в том числе, и для дошкольников. Составление и разучивание комплексов ритмической гимнастики включает в себя следующие этапы: определение задач комплекса; подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их дозировки и темпа; определение основной и заключительной частей комплекса, распределение времени на выполнение упражнений; подбор соответствующей музыки; разучивание комплекса с детьми без музыки; выполнение комплекса ритмической гимнастики под музыку. Выполнять один комплекс можно в течение 1–2 месяцев, добиваясь качественного выполнения упражнений всеми детьми, увеличивая темп и, достигая тем самым тренирующего эффекта. Модифицируя движения и заменяя по 1–2 упражнения в ритмической гимнастике, можно постепенно перейти к другому, более сложному комплексу. Важно в работе с дошкольниками использовать разные виды гимнастики (дыхательную, пальчиковую, корригирующую), направленные на улучшение работы основных физиологических систем и органов растущего организма. Формирование навыков правильного рационального дыхания является одним из условий, способствующих укреплению здоровья ребёнка, повышению 17 сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Дыхательной гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2–3 мин. Количество упражнений в комплексе 4–5, каждое упражнение выполняется 2–3 раза. Продолжительность дыхательного акта для детей дошкольного возраста до 3–4 счетов. Исходное положение при выполнении гимнастики – стоя, сидя, упор сидя или лежа. Для совершенствования функции внешнего дыхания целесообразно использование игр и упражнений игрового характера с произношением различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе (звукоречевая гимнастика). Пальчиковая гимнастика направлена на совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В комплекс гимнастики входят от 6–8 до 10 упражнений. Специальные задания для рук выполняются как с предметами, так и без них. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики имеет своё сюжетнообразное название, проводится в течение 3–5 мин, 2–3 раза в день. Корригирующая гимнастика предназначена для профилактики и коррекции различных нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы). В работе можно использовать комплексы, которые содержат 6–8 упражнений. Продолжительность выполнения 10–15 мин. Темп выполнения упражнений средний или медленный. Между упражнениями не должно быть длительных интервалов отдыха. В течение недели желательно проводить 2–3 занятия корригирующей гимнастикой.

«Гимнастика пробуждения» даёт прекрасный оздоровительный эффект и при этом доступна и приятна детям. Пробуждение должно быть «для всех» и «для каждого в отдельности ребёнка». Для проведения комплекса гимнастики после сна следует подбирать простейшие по структуре и несложные по выполнению физические упражнения. Статическая нагрузка является одной из самых тяжёлых для дошкольников. Эффективным средством предупреждения утомления,  улучшения общего состояния ребёнка являются физкультминутки. В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, которое наблюдается к концу занятия, повышению работоспособности и поддержанию её на более высоком уровне на последующих учебных занятиях. Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности.

Я считаю, что проблема оздоровления детей не решается одним днем и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные, ответственные, владеющие  навыками  сохранения  своего здоровья. Поэтому возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. В результате этого в первой младшей группе детского сада был разработан кружок: «Непоседы», он физкультурно-оздоровительный, который успешно реализуется нами.

Разработка этого кружка привела к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.

В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.

Цель программы:

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.

Задачи:

- повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей;

- обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с педагогами, воспитанниками и родителями.

Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов МДОУ

С воспитанниками работа представлена:

С педагогами работа представлена организацией гибкого режима пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских мероприятий, организацией и проведением мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.

С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья, спортивные праздники досуги).

На данном этапе анализ результативности работы по «Непоседы» свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению, уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе с детьми здоровьесберегающие технологии. Родители стали проявлять большую заинтересованность и активность.

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташина , М. П. Использование оздоровительной гимнастики в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие / М. П. Асташина, В. П. Шульпина.Омск, 2012. – 112 с.

2. Асташина , М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: учеб. пособие. – Омск, 2007. – 68 с.

3 .Кожухов, Н. Н. Методика физического развития и развития ребёнка : учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А. Козловой. – М., 2008. – 352 с. 416 с.

4. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

5.Акбашев Т.Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с.

6.Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план летне-оздоровительной работы в детском саду для инструкторов по физической культуре

Как построить летне-оздоровительную работу в детском саду, что бы она была интересной, разнообразной, не скучной?.Для этого можно расширить диапозон занятий, вводя здоровье-сберегающие технологии; раз...

План организации летней оздоровительной работы в детском саду

Цель:создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Структура плана:...

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.

Предлагаю презентацию, в которой раскрыты вопросы физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет. Режим дня, бассейн, гимнастика, упражнения и подвижные игры в группе, на прогулке, спортивные эс...

Опыт работы по теме "Системе музыкально- оздоровительной работы в детском саду"

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здор...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...