Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режимных процессах групп раннего возраста
статья (младшая группа)

Емельяненко Марина Петровна

 

   Ранний дошкольный возраст - период интенсивного физического развития ребенка. Физическое состояние малыша и умственное становление определяется именно в этом возрасте.

Маленький ребенок постоянно находится в движении, поэтому  не нужно ограничивать его двигательную активность. На протяжении всего дня  ребёнок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от своей деятельности, поэтому грамотная организация режимных процессов имеет огромное  значение для здоровья и гармоничного развития ребенка.

 Режимные процессы занимают огромную часть времени, которое малыш проводит в детском саду.  Они должны рассматриваться как важная часть педагогического процесса, а не только как обычное обеспечение физиологических потребностей ребенка.

При обучении  малыша культурно-гигиеническим навыкам появляется возможность индивидуального общения взрослого с ребенком. Педагог должен грамотно подходить к установлению до­верительных отношений, укреплению эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур воспитатель беседует с малышом, называет предметы и действия, объясняя ребенку,  для чего предмет предназначен, как он называется, отвечает на вопро­сы, рассказывает, обсуждает. Постепенно ребенок учится самостоятельно умывать­ся, одеваться и пр.                                                                        Принимая участие вместе с воспитателем в повседневных де­лах, следуя примеру взрослых, ребенок  приобретает социальные навыки. Обучаясь основным движениям, участвуя в игровой деятельности, развивая двигательную активность, малыш становиться физически развитым и здоровым ребенком.

К режимным процессам относятся:

 

·         Утренняя гимнастика;

·         Занятия физической культурой;

·         Физкультминутки;

·         Артикуляционная гимнастика

·         Дыхательная гимнастика;

·         Пальчиковая гимнастика;

·         Зарядка для глаз;

·         Корригирующая гимнастика после сна;

·         Подвижные и хороводные игры;

·         Закаливающие мероприятия.

 

Утренняя гимнастика

      Проводя утреннюю гимнастику, педагог  решает  совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на позитивно-активный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

        Главная цель воспитателя, ежедневно проводящего утреннюю гимнастику  - у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Более того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, возможность переключить внимание на совместные и самостоятельные формы деятельности.

       Огромную радость и удовольствие, а самое главное пользу, приносят малышам занятия физической культурой. Воспитателю следует строить занятия, учитывая психологические и физические особенности детей, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны нести  педагогически необходимую физиологическую нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, быть  увлекательными, яркими и разнообразными.

       Физкультминутка — кратковременные физические упражнения. Она проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, когда требуется пауза для отдыха от  интеллектуального напряжения.

       Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению и психофизической разгрузке детей.

       Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительного эмоционального состояния.

       Дыхательная гимнастика

       Очень полезны малышам  2—3 лет дыхательные упражнения, т. к. в этом возрасте у них слабые дыхательные мышцы.

       Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют увеличению жизненной емкости легких. Они направлены на полноценное физическое развитие детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

      Воспитатель может проводить дыхательные упражнения  во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включать их в комплексы гимнастики после дневного сна.

       Пальчиковая гимнастика

       Главными элементами пальчиковой гимнастики являются детские пальчики и ладошки. Они должны выполнять движения разной сложности.  Для деток 2–3 лет такие действия должны быть самыми простыми, а затем, по мере роста ребенка и накопления опыта, они усложняются.

        Для малышей группы раннего возраста пальчиковая гимнастика является обязательным элементом ежедневных занятий. Для ее проведения педагог должен  использовать все многообразие художественного слова -  коротенькие стихотворения про детей или животных, потешки, короткие песенки и т.д.

       Гимнастика для глаз

      Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

       С детьми 2-х лет необходимо регулярно проводить  комплексы специальных упражнений для глаз. Воспитателю  надо ежедневно обучать детей различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть.

         Для поддержания интереса детей  педагог использует  гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д.), ориентирами, которые крепятся на оконном стекле или на палочке – указке. Можно дать  ребёнку в руку, одеть на пальчик и пр.

        Следует отметить, что гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. Она способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз, действует как профилактика сохранения зрения.

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию.

Основной целью такой гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса малышей. Гимнастику педагог начинает проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Закаливающие процедуры

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Закаливающие мероприятия являются важнейшим звеном в системе физического воспитания детей.

Только ежедневно обеспечивая тренировку защитных сил организма можно повысить его устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Важно понимать, что закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль.

 

Таким образом, все вышеперечисленные формы и методы приносят огромную пользу детскому организму. Поэтому основной задачей педагога является - укреплять и побуждать интерес воспитанников к физкультурно – оздоровительному процессу.

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.       Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987.

2.       Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режимных процессах  групп раннего возраста.

М. П. Емельяненко

МБДОУ «ДСОВ№79», ул. Курчатова 28а , Братск, Россия

Ключевые слова: ранний возраст, режимные процессы, гимнастика,физическая культура.

   Ранний дошкольный возраст - период интенсивного физического развития ребенка. Физическое состояние малыша и умственное становление определяется именно в этом возрасте.

Маленький ребенок постоянно находится в движении, поэтому  не нужно ограничивать его двигательную активность. На протяжении всего дня  ребёнок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от своей деятельности, поэтому грамотная организация режимных процессов имеет огромное  значение для здоровья и гармоничного развития ребенка.

 Режимные процессы занимают огромную часть времени, которое малыш проводит в детском саду.  Они должны рассматриваться как важная часть педагогического процесса, а не только как обычное обеспечение физиологических потребностей ребенка.

При обучении  малыша культурно-гигиеническим навыкам появляется возможность индивидуального общения взрослого с ребенком. Педагог должен грамотно подходить к установлению доверительных отношений, укреплению эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур воспитатель беседует с малышом, называет предметы и действия, объясняя ребенку,  для чего предмет предназначен, как он называется, отвечает на вопросы, рассказывает, обсуждает. Постепенно ребенок учится самостоятельно умываться, одеваться и пр.                                                                        Принимая участие вместе с воспитателем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, ребенок  приобретает социальные навыки. Обучаясь основным движениям, участвуя в игровой деятельности, развивая двигательную активность, малыш становиться физически развитым и здоровым ребенком.

К режимным процессам относятся:

  • Утренняя гимнастика;
  • Занятия физической культурой;
  • Физкультминутки;
  • Артикуляционная гимнастика
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Зарядка для глаз;
  • Корригирующая гимнастика после сна;
  • Подвижные и хороводные игры;
  • Закаливающие мероприятия.

Утренняя гимнастика

      Проводя утреннюю гимнастику, педагог  решает  совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на позитивно-активный лад, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

        Главная цель воспитателя, ежедневно проводящего утреннюю гимнастику  - у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Более того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, возможность переключить внимание на совместные и самостоятельные формы деятельности.

       Огромную радость и удовольствие, а самое главное пользу, приносят малышам занятия физической культурой. Воспитателю следует строить занятия, учитывая психологические и физические особенности детей, доступность и целесообразность упражнений. Правильно подобранные комплексы должны нести  педагогически необходимую физиологическую нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, быть  увлекательными, яркими и разнообразными.

       Физкультминутка — кратковременные физические упражнения. Она проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, когда требуется пауза для отдыха от  интеллектуального напряжения.

       Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению и психофизической разгрузке детей.

       Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительного эмоционального состояния.

       Дыхательная гимнастика

       Очень полезны малышам  2—3 лет дыхательные упражнения, т. к. в этом возрасте у них слабые дыхательные мышцы.

       Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, способствуют увеличению жизненной емкости легких. Они направлены на полноценное физическое развитие детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

      Воспитатель может проводить дыхательные упражнения  во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включать их в комплексы гимнастики после дневного сна.

       Пальчиковая гимнастика

       Главными элементами пальчиковой гимнастики являются детские пальчики и ладошки. Они должны выполнять движения разной сложности.  Для деток 2–3 лет такие действия должны быть самыми простыми, а затем, по мере роста ребенка и накопления опыта, они усложняются.

        Для малышей группы раннего возраста пальчиковая гимнастика является обязательным элементом ежедневных занятий. Для ее проведения педагог должен  использовать все многообразие художественного слова -  коротенькие стихотворения про детей или животных, потешки, короткие песенки и т.д.

       Гимнастика для глаз

      Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

       С детьми 2-х лет необходимо регулярно проводить  комплексы специальных упражнений для глаз. Воспитателю  надо ежедневно обучать детей различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть.

         Для поддержания интереса детей  педагог использует  гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д.), ориентирами, которые крепятся на оконном стекле или на палочке – указке. Можно дать  ребёнку в руку, одеть на пальчик и пр.

        Следует отметить, что гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. Она способствует повышению тонуса глазных мышц, уменьшает утомляемость глаз, действует как профилактика сохранения зрения.

Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию.

Основной целью такой гимнастики является поднятие настроения и мышечного тонуса малышей. Гимнастику педагог начинает проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. 

Закаливающие процедуры

Закаливание - прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Закаливающие мероприятия являются важнейшим звеном в системе физического воспитания детей.

Только ежедневно обеспечивая тренировку защитных сил организма можно повысить его устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Важно понимать, что закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль.

Таким образом, все вышеперечисленные формы и методы приносят огромную пользу детскому организму. Поэтому основной задачей педагога является - укреплять и побуждать интерес воспитанников к физкультурно – оздоровительному процессу.

 

Используемая литература:

  1. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста в рамках проекта ДОУ "Олимпиада"

Серия конспектов развлечений, праздников, досугов в рамках проекта ДОУ "Олимпиада"...

Конструкт организации физкультурно-оздоровительного мероприятия в ходе выполнения режимных моментов во 2 младшей группе.

Утренняя гимнастика создаёт условия для сохранения и укрепления здоровья  детей ....

Перспективный план по физкультурно-оздоровительной работе с детьми второй группы раннего возраста"

         Октябрь.1.Утренняя гимнастика: 1-2 неделя «Пугливый зайчик»...

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

«Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей».

laquo;Физкультурно-оздоровительная работа в бассейне  для детей раннего возраста с участием родителей, как элемент профилактической работы в группе для часто болеющих детей»....

Физкультурно-оздоровительный проект для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на тему: «Со спортом надо подружиться»

Физкультурно - оздоровительнй проект во второй группе раннего возраста "Со спортом надо подружиться"...