Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.
статья

Козлянинова Лариса Викоровна

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.

     В работе с детьми я использую множество здоровьесберегающих технологий. Самое главное то, что занятия физической культурой невозможно представить себе без физических упражнений. В зависимости от поставленных задач я подбираю нужные и наиболее эффективные, их классификация многозначна. В детском саду учу детей овладевать основами выполнения упражнений, это не только положительно сказывается на здоровье детей, но и становится начальным этапом на пути к достижению первых результатов. Кроме этого дети заметно учатся преодолевать свои страхи, сомнения, проявляют смекалку, выдержку, испытывая при этом эмоции, которые положительно сказываются и на психическом здоровье детей. Детям очень нравится выполнять упражнения в игровой форме: пройдем, как по мостику; постоим на одной ноге, как цапля; перепрыгнем через овраг. Особенно интересно наблюдать за детьми при выполнении танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение, где дети стараются рассказать о себе на языке своего тела.  

     Умение управлять дыханием – это умение управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу мозга, дыхательную, сердечнососудистую системы и как следствие избавляет от многих болезней. Именно поэтому, как можно чаще на занятиях я стараюсь использовать дыхательную гимнастику. Она развивает и укрепляет еще не совершенную дыхательную систему ребенка. Я акцентирую внимание на носовом дыхании, так как в последнее время мной было замечено, что многие дети дышат ртом. Знакомлю детей с разнообразными дыхательными упражнениями: поверхностное дыхание, глубокое, дыхание с помощью мышц ребер, живота и в сочетании с произносимыми словами. Больше всего детям нравится выполнять дыхательные упражнения совместно со звуковым подражанием и с артикуляционными упражнениями, способствующими развитию мышц губ, языка, а значит и формированию правильной и связной речи. Дети смеются, подшучивают, поддразнивают друг друга, выполняют данные упражнения легко, задорно, непринужденно.

      Снятию напряжения и улучшению внимания способствует выполнение кратковременных упражнений – физкультурных минуток и пауз. Именно поэтому я провожу консультации для педагогов, помогаю подобрать физкультурные минутки и паузы в зависимости от преследуемых целей и задач.

      Без свежего воздуха нельзя представить себе здорового ребенка. Воздушные процедуры способствуют проникновению живительного воздуха в организм ребенка через дыхательные пути и кожу, насыщению кислородом жизненно важных систем и органов. Если позволяют погодные условия, я провожу занятия с детьми на свежем воздухе, в перерывах между занятиями проветриваю помещение. На родительских собраниях провожу консультации по применению воздушных ванн в домашних условиях.

      Одним из лучших средств здоровьесбережения являются водные процедуры, так как оздоравливающие процедуры, проводимые с помощью воды, легко контролировать и дозировать. Водные процедуры, такие как обтирание, обмывание, обливание и купание доставляют огромное удовольствие детям и несут в себе не только оздоровительный, но и закаливающий эффект.  

     Большое значение уделяю одному из наиболее эффективных средств в профилактике многих заболеваний – босохождению. На коже стоп находятся рецепторы, реагирующие на тепло, холод, изменения в прикасающейся поверхности. Постоянное ношение обуви создает особый микроклимат для ног, поэтому стоит только переохладить или замочить ноги, организм остро реагирует заболеванием. Закаливание делает стопы менее чувствительными к колебаниям температуры и способствует профилактике простудных заболеваний. А изменение поверхности (ходьба по природному материалу, массажным дорожкам, упражнения с массажными мячами и д. р.) помогает в предотвращении плоскостопия.  

     Для мышечного расслабления и снятия психического напряжения использую релаксационные паузы. Благодаря их использованию дети учатся контролировать свои чувства и эмоции. Усилить эффект мне так же помогает использование музыкального и речевого сопровождения.  

     В последнее время все большую популярность в детских учреждениях и игровых комнатах приобретает игровой развивающий оздоровительный комплекс – сухой бассейн. Наше учреждение не стало исключением. Сухой бассейн не только положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, но и укрепляет мышцы, развивает моторику, создает массажный эффект, способствует запоминанию форм, цветов, размеров. Дети не только выполняют игровые задания, но и сами придумывают игровые ситуации.

      В век информационных технологий дети ежедневно испытывают большую нагрузку на зрительный аппарат. Ни для кого не секрет, что дети любят проводить время возле экрана телевизора, компьютера, планшета, телефона. Поэтому для профилактики и коррекции нарушения зрения очень часто я использую гимнастику для глаз.  Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания, воображения оказывает пальчиковая гимнастика. Я знакомлю детей с разнообразными пальчиковыми упражнениями, играми, инсценировками, чтобы в последствии дети не испытывали затруднений при лепке, вырезании ножницами, рисовании и письме.  Основой оздоровления детского организма является массаж и самомассаж. На своих занятиях я применяю следующие техники: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, похлопывание, постукивание. Так же использую предметы: массажные мячи, орехи, палочки и д. р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста.

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспеч...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.

Ясельный возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. И наука, и практика признают уникальность и  неповторимость раннего возраста, когда  сч...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...