Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы « Мы -юные олимпийцы»
методическая разработка (подготовительная группа)
Проблема здоровья дет. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей: знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.docx | 54.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ»
по выявлению и поддержке одаренных в психомоторной (спортивной) сфере воспитанников дошкольного возраста.
1. Пояснительная записка
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в приобщении к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.
Сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на высоком уровне. Так, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы» в Российской Федерации необходимо принимать меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Также одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие внутреннего потенциала личности человека, начиная с самого раннего детства. Для этого в дошкольной образовательной организации должна быть выстроена система поиска и поддержки одаренных и талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода дошкольного детства.
Каждый ребенок по-своему одаренный. Добьется он успеха или нет, зависит от того, будет ли выявлена его одаренность, помогут ли родители, педагоги и общество в целом развить ее и применить во взрослой жизни.
От этого зависит и успех самого общества, так как одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображении России.
Проект «Юные олимпийцы» разработан для выявления, развития и поддержки спортивно одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Как правило, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду умственно одаренного или одаренного в области искусства ребенка. Между тем существует несколько видов одаренности, обнаруживающих себя уже в дошкольный период жизни, одна из которых это спортивная или психомоторная одаренность.
Признаки спортивной одаренности: дети легко и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты, обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией, способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.
Спортивной одаренности посвящены исследования выдающихся ученых. Понятие «психомоторика» или «спортивная одаренность» впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. «Моторно одаренным» детям свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда выигрывать в подвижных и спортивных играх, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.
В проекте предоставлены методы выявления и сопровождения спортивно одаренных воспитанников. Он может быть использован в работе инструкторами по физической культуре или воспитателями дошкольных образовательных организаций.
1.1. Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для выявления, и сопровождения спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Подобрать диагностические методики по выявлению спортивно одаренных детей.
2. Своевременно выявлять спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.
3. Организовать систему взаимодействий всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения спортивно одаренных детей.
4. Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду дошкольного образовательного учреждения.
5. Ввести систему дополнительных образовательных услуг.
6. Обеспечить участие одаренных воспитанников в спортивных состязаниях, соревнованиях, показательных выступлениях.
7. Повысить результативность участия воспитанников в городских спортивных состязаниях.
8. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах своевременного выявления и участия в развитии психомоторной одаренности ребенка 5 – 7 лет.
1.2. Участники проекта:
- воспитанники старшего дошкольного возраста;
- воспитатели;
- инструктор по физической культуре;
- семьи воспитанников.
1.3. Сроки реализации проекта:
- с сентября по август каждого календарного года.
2. Этапы реализации проекта.
2.1. I этап - диагностический.
Цель: выявление спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.
Принципы выявления детей, обладающих спортивной одаренностью
В основу идеи физкультурного образования детей с признаками спортивной одаренности положено шесть принципов, разработанных в соответствии с отечественными традициями обучения одаренных детей:
1. Принцип учета потенциальных возможностей ребенка. В педагогическом и социальном плане более важным является не те физические возможности, которые демонстрирует ребенок на сегодняшний день, а то, что следует ожидать от него в будущем.
2. Принцип комплексного оценивания. Вывод об одаренности ребенка может быть сделан на основе оценки целого спектра способностей (умственных, творческих, двигательных).
3. Принцип долговременности. Обследование детей должно быть длительным, а его организация - поэтапной.
4. Принцип участия различных специалистов. В диагностическом обследовании одаренных детей должны участвовать педагоги, психологи, врачи, кроме того, родители и дети. Только сопоставление всех полученных данных может дать объективную картину.
5. Принцип использования тренинговых методов и заданий. Тренинговые методики (в отличие от диагностических методик) в обучении детей со спортивной одаренностью призваны решать, прежде всего, задачи физического развития ребенка, а также способствуют снятию психологических барьеров между исследователем и испытуемым. Для детей дошкольного возраста целесообразна разработка и применение игровых тренинговых методик, построенных на основе подвижных игр и игровых упражнений.
6. Принцип участия детей в оценке собственной спортивной одаренности. Реализация этого принципа в работе с детьми может включать в себя рефлексию и анализ ребенком собственного двигательного опыта, оценку выполненных им двигательных заданий.
Периоды диагностики:
1. Сентябрь - диагностика физического развития, спортивных способностей и создание банка данных.
2. Август - мониторинг достижения планируемых результатов.
Методы:
- анкетирование родителей и педагогов;
- наблюдение;
- беседы с детьми;
Раннее выявление спортивных задатков, способностей, одаренности ребенка при помощи использования метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, беседы с детьми. Выявлению мотивационной готовности ребенка к двигательной активности способствует беседа. Анкетирование родителей и педагогов позволит получить важную информацию о внешних и внутренних личностных чертах детей, их склонностях и интересах.
2.2. II этап - информационно-методический.
Цель: подбор методик и создание системы взаимодействия всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения спортивно одаренных детей.
1. Разработка спортивно-технического комплекса ГТО для детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработка дополнительных образовательных программ спортивных секций.
3. Проведение консультаций для родителей и педагогов.
4. Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.
Перспективный план с педагогами и родителями
№ | мероприятие | сроки | ответственные |
1. | Консультация для педагогов «Как понять, талантлив ребенок в спорте или нет?» |
Сентябрь |
Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
2. | Создание «Банка данных спортивно одаренных воспитанников 5-7 лет» | ||
3. | Всероссийский день бега «Кросс нации» | ||
4. | «Осенний турпоход» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) | ||
5. | Консультация для родителей «Ваш ребенок спортивно одаренный?» |
Октябрь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
6. | Тренинг для родителей и детей по дыхательной гимнастике «Дышите на здоровье» |
Ноябрь |
Воспитатель по ФВ |
7. | Консультация для родителей «Детские занятия в бассейне: радость и польза» |
Декабрь |
Инструктор по ФК |
8. | Мастер-класс для родителей «Профилактика сколиоза» | Январь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
9. | «Зимние забавы» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) |
Февраль | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
10. | Мастер-класс для родителей «Кинезиологические игры» для развития мелкой моторики и координации движений |
Март |
Воспитатель по ФВ |
11. | Конкурс «Спортивное оборудование своими руками» | Апрель | Инструктор по ФК |
12. | Конкурс видеороликов «Здоровая семья» | Апрель | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
13. | Анкетирование родителей и педагогов |
В течении года |
Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
14. | Родительские собрания: «Роль семьи в своевременном выявлении и сопровождении спортивных талантов ребенка» |
2.3. III этап - развивающий.
Цель: развитие и поддержка спортивно одарённых воспитанников 5 – 7 лет.
Основные формы:
1. Организация дополнительных образовательных услуг для спортивно одаренных воспитанников (спортивные секции).
2. Внедрение спортивно-технического комплекса ГТО для детей дошкольного возраста, в ходе которого определяется уровень физических качеств, способностей воспитанников детского сада на основе сдачи нормативов физической подготовленности. Комплекс разделен на две ступени: I ступень - для детей старшей группы (5 – 6 лет), II ступень – для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Принятие нормативов осуществляется в игровой форме.
3. Проведение спортивных мероприятий (праздников, соревнований, акций)и показательных выступлений на уровне ДОУ и города.
Перспективный план сопровождения
спортивно одаренных воспитанников
№ | Мероприятие | Уровень | Сроки | Ответственные |
1. | Создание «Банка данных спортивно одаренных воспитанников 5-7 лет» (беседы, наблюдения) | ДОУ | Сентябрь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ Воспитатели |
2. | Спартакиада «Золотая осень» | |||
3. | Всероссийский день бега «Кросс нации» | ДОУ, город | ||
4. | «Осенний турпоход» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) |
ДОУ | ||
5. | Дополнительная образовательная программа по обучению элементов синхронного плавания студия «Фламинго» |
ДОУ
|
Октябрь - май
|
Инструктор по ФК
|
6. | Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию секция «Юный пловец» |
Инструктор по ФК
| ||
7. | Мини-тренировки «Юные футболисты» | ДОУ | Октябрь - май
| Воспитатель по ФВ |
8. | Зимняя спартакиада «Уральская метелица» | ДОУ | Январь
| Инструктор по ФК |
9. | Зимняя спартакиада между ДОО восточной части города | Город | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
10. | Городская военно-спортивная игра «Зарничка» | Город | Февраль
| Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ
|
11. | Спортивный праздник «Лыжня России» | ДОУ | ||
| Городской спортивный праздник «Лыжня России» | Город
| ||
12. | «Зимние забавы» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) | |||
13. | Показательные выступления в бассейне (студия «Фламинго», секция «Юный пловец») |
Апрель |
Инструктор по ФК | |
14. | Городской турнир по мини-футболу «Футбольная весна» | Апрель - Май | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
15. | Городской спортивный праздник «День защиты детей» | Июнь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
16. | Сдача нормативов ГТО | ДОУ | Воспитатель по ФВ | |
17. | Показательные выступления спортивно одаренных детей | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | ||
15. | Летняя спартакиада «Жаркое солнышко» | Июль | Инструктор по ФК | |
16. | Городской спортивный праздник «День физкультурника» | Город | Август | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
3. Планируемый результат реализации проекта:
- повышение показателей физического развития воспитанников старшего дошкольного возраста;
- увеличение количества воспитанников, посещающих спортивные секции ДОУ и города;
- увеличение количества призовых мест на спортивных состязаниях города;
- повышение родительской компетентности в вопросах развития спортивных талантов детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сопровождения спортивно одаренных воспитанников;
- удовлетворенность родителей (законных представителей) системой сопровождения спортивно одаренных воспитанников.
Литература
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 2. - С. 68-74.
2. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 48-55.
3. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51.
Разработчик: Сергеева Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре, первая кв. категория.
Педагогический проект «Юные олимпийцы!»
Актуальность : Проблема здоровья детей детского сада приобретает каждый год все большую актуальность. В настоящее время в детских садах общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает . Из-за образа современной жизни у большинства слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении. В Олимпийских игр 2016 года в России актуализируется интерес к олимпийскому движению и олимпийскому образованию подрастающего поколения. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей : знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении; мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок, определяющих олимпийские модели поведения в спортивно-соревновательной деятельности и в жизни); способностей, умений и навыков, привычки действовать согласно гуманистическим принципам олимпизма.
Проблема: недостаточность у детей знаний об Олимпийских играх, как о мировом соревновании о физическом и социально-нравственном совершенствовании людей.
Участники проекта: Дети средней и старшей группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели и родители воспитанников
Срок реализации: октябрь 2017 г.
Тип проекта: краткосрочный
Объект исследования: Олимпийские игры проходящие в Сочи 2017г. Цель проекта: Формирование социальной и личностной мотивации детей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением. Задачи проекта:
Для детей:
- Патриотическое воспитание дошкольников через формирование чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
- Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.
- Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья.
- Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность.
Для педагогов: Повышение профессионального и педагогического мастерства; изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности..
Первый этап.
Диагностика: Выявить у детей имеющиеся знания ,степень заинтересованности детей данной темой.
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
Проблема:
Что такое Олимпиада? Где она возникла?
Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?
Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем? Могу ли я быть олимпийцем?
Что я знаю о себе и известны ли мне свои возможности?
Недостаточная информированность детей об олимпийских играх и их возникновении.
Второй этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности | Тема |
1. Экспериментальная деятельность
Познавательные эксперименты (на познавательных занятиях)
Физические соревнования |
«Олимпиада и где она возникла?»
« Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»
«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
«Каковы мои физические возможности?»
|
2. Сбор и систематизация информации | 1.Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом.
2.Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».
|
3. Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене.
4.Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в физкультурном зале).
5. Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».
6.Фоторепортажи с соревнований.
| |
3. Физкультурная деятельность детей | 1.Физкультурные занятия;
7.Спортивные упражнения; 8. Спортивные игры, эстафеты, соревнования.
|
4.Творческая деятельность детей
| 1.Придумывание рассказов о спорте и спортсменах. 2.Создание рисунков о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество».
|
5. Мир музыки |
1.Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва» и т.д.
|
Работа с родителями | |
Собрания | 1.«Как провести выходной день с детьми»
|
Беседы, консультации, Анкеты | 1.«Спорт в жизни людей» 2. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» 3.Консультация для родителей: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование» 4.Анкета « что вы знаете об Олимпийских играх?»
|
Практические задания | 1.Систематизация стихов и загадок о спорте (в форме альбома); 2. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»; 3.Разработка олимпийской символики. Выставка работ;
|
Работа с педагогами | |
| 1.Перспекттивное планирование по теме. 2.Конспекты занятий по теме проекта. 3.Библиография по теме проекта.
|
Третий этап:
Презентация материалов проекта
1. Выставка рисунков детей на тему « В здоровом теле- здоровый дух!»; 2. Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека ;
- Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене ;.
- Спортивный досуг « Юные олимпийцы»- итог проекта. Продукты проекта для детей:
1.Д\и « Спортивное оборудование», «Виды спорта».
2. Фотогалерея «Мы занимаемся спортом». 3. Спортивный досуг «Юные олимпийцы».
Четвёртый этап:
Ожидаемые результаты проекта:
Для воспитанников:
Сформированность знаний детей об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны.
Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания.
Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.
Проявление творческой активности в познании окружающего мира.
Проявление самостоятельности и гибкости в принятии решений.
Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач.
Осознание себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать).
Сформированность общения в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.
Восприятия мира не только с утилитарной точки зрения, но и осознание его уникальности, красоты, универсальности.
Для педагогов:
Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью.
Пополнение знаний об истории Олимпийского движения.
Установление тесного контакта с коллективом родителей и детей группы. Получение возможности не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы. Реализация своих творческих способностей.
Для родителей воспитанников:
Информированность об истории Олимпийских игр.
Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Установление тесного контакта не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.
Получение возможности не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы и детского сада.
Реализация своих творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация совместной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области "Познание"
Презентация предназначена для работы с детьми дошкольного возраста возраста....
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»
Задачи:Ø Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;Ø Закреплять знания о рабочих профессиях;Ø Воспитывать уважение к труду строителей...
Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Животные холодных стран» (Арктика, Антарктика) (Средняя группа)
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Арктики и Антарктики...
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»
Задачи:Ø Продолжать знакомить с разными строительными материалами;Ø Обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления);Ø...
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"....
Презентация проекта совместной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме "Море".
Ознакомление детей с обитателями моря.Детское тврочество....