Приобщение дошкольников к ЗОЖ через развивающее методическое пособие «Спортивный кубик - Занималка».
методическая разработка
Это многофункциональное развивающее пособие для развития детей «Кубик - Занималка». Конструкция развивающего пособия мягкий куб, стороны куба разноцветные яркого цвета - зеленый, красный, желтый, бордовый. Кубик - Занималка имеет шесть секторов: каждый сектор с кармашками, а в кармашках карточки с заданиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к ЗОЖ через развивающее методическое пособие «Спортивный кубик - Занималка».
Махмутова Эльхамия Вагизовна
Инструктор по физической культуре
Структурное подразделение «Детский сад Ромашка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.
Самарская область, Челно-Вершинский район, с. Челно-Вершины, улица 3 микрорайон, дом 2А.
Телефон автора:89276022661
e-mail - makhmutova-1964@mail.ru
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека привычку здорового образа жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание приобщению детей к здоровому образу жизни. Именно поэтому в нашем детском саду вместе с воспитателями и возникло желание создать что-то новое, но интересное для детей. При создании пособия исходили из того, что оно должно быть ярким, и привлекательным, обучающим, развивающим, многофункциональным, удобным для детей и воспитателей.
Это многофункциональное развивающее пособие для развития детей «Кубик - Занималка». Конструкция развивающего пособия мягкий куб, стороны куба разноцветные яркого цвета - зеленый, красный, желтый, бордовый. Кубик - Занималка имеет шесть секторов: каждый сектор с кармашками, а в кармашках карточки с заданиями. Используемый материал легкий, и безопасный. В развивающем игровом пособии предложен материал, который можно использовать с детьми младшего и старшего дошкольного возраста в сюрпризных моментах, на индивидуальном занятии, групповом занятии, совместной и самостоятельной деятельности детей на праздниках и развлечениях. Необходимо лишь подбирать задания, соответствующие возрасту детей и интеллектуальным возможностям.
Наше многофункциональное развивающее игровое пособие имеет рецензию от 16.07.2019 года рецензент к.п.н. доцент кафедры дошкольного образования Н.В.Пудовкина.
Цель дидактического пособия: Использование игрового пособия как средства разностороннего развития ребёнка.
Задачи:
- Создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей;
- Вызвать у детей интерес к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности;
- Обогатить двигательную среду с целью воспитания культуры здоровья у детей.
Правила использования:
Давайте посмотрим, какой красивый кубик - Занималка, чтобы с кубиком - играть, будем мы его бросать, все, что выпадет ребята, станем вместе выполнять. Подбрасывая кубик, выбирается сектор с заданиями.
Содержание.
- Вариативность использования пособия:
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Сектор I . Это - подвижные имитационно-подражательные игры.
II. Сектор. Игровые подражательные упражнения
Название | Исходное положение | Выполнение упражнения | |
«Мышка» | Стоя на носках, руки согнуты, кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз. | Ходьба на носках семенящим шагом. | |
«Белка» | Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз. | Прыжки в приседе с продвижением вперед. | |
«Лошадки» | Ноги слегка расставлены, руки согнуты, ладони опущены вниз. | Прямой галоп. | |
«Крокодил» | Лежа на животе, ноги вытянуты и соединены вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо, носки ног вытянуть. | Ползание с опорой на руки. | |
«Гусь» | Стоя на пятках, руки за спину, подбородок немного вверх. | Ходьба на пятках, руки за спину. | |
«Гусеница» | Сидя на полу, руки с боков туловища на ладонях. | Ползание с поочередным переносом туловища к пяткам ног с опорой на руки. | |
«Обезьянки» | Ноги слегка расставлены, наклониться, поставить кисти рук на пол, голову поднять вверх. | Бег на высоких четвереньках прямо и боком. | |
«Цапля» | Стойка на одной ноге, руки перед грудью, ладони соединить. | Стойка на одной ноге. | |
«Улитка» | Стоя на коленях, руки согнуты. | Ходьба на коленях с активной работой рук, согнутых в локтях. | |
«Заяц» | Упор присев, руки на полу. Вынести обе руки вперед, толчком ног, принять упор присев. | Прыжки на руках и ногах с продвижением вперед. | |
III. Сектор. Игровые задания для развития физических качеств детей | |||
Название | Назначение | Объяснение выполнения упражнения взрослым ребенку | Рекомендации |
«Цапля» | Для развития силы мышц ног, координации движений. | Когда цапля ночью спит, На одной ноге стоит. Не хотите ли узнать, Трудно ль цапле так стоять? А для этого нам нужно. Сделать всем эту позу дружно | |
«Морская звезда» | Для развития силы мышц ног, рук, спины, гибкости. | Лежа на животе, поднимите и разведите руки и ноги в стороны. Вы -«Морская звезда». Покачайтесь на волнах. | Повторить 3 раза |
«Стойкий оловянный солдатик» | Для развития силы мышц спины, живота, ног. | Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул сильный ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. | Повторить 3 раза. |
«Самолет» | Для развития силы мышц живота, бедер, рук. | Сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднимите руки вверх, руки разведите в стороны - полетели самолеты. Отдыхаем. | Удерживать позу 5-10с. Повторить 3 раза. |
«Ах, ладошки вы, ладошки» | Для укрепления мышц спины, для формирования правильной осанки. | Хотите быть стройными и иметь красивую осанку? Тогда встаньте прямо и заведите руки за спину, соедините ладони. | Упражнение выполнять очень осторожно. |
«Карусель» | Для развития силы мышц живота, ног и рук. | Сядьте на пол, поднимите прямые руки вверх. Опираясь руками о пол, начинайте поворачиваться вокруг себя при помощи рук. «Закружилась карусель» | Выполнять в разные стороны. |
«Паровозик» | Для развития силы мышц спины, ног, ягодиц. | Сели на пол, ноги согнули в коленях, руки в локтях и прижали их к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая себе только ногами | |
«Маленький мостик» | Для развития силы мышц рук, живота, для развития гибкости. | Шли ежата по лесу. Перед ними возник ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им и построим мостик через ручей туловище. | Повторить 3 раза. |
«Ножницы» | Для развития силы мышц живота и ног. | Давайте представим, что наши ноги -это ножницы. Лежа на спине. Поднимайте поочередно прямые ноги вверх-вниз. | Повторить 3 раза. |
«Гусеница» | Для развития силы мышц рук, ног, гибкости. | Встаньте на четвереньки. Подтяните колени к рукам, не отрывая ног от пола | |
«Птица» | Для развития силы мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, гибкости. | Лежа на животе, поднимите руки вверх - в стороны, прогнитесь. Машите руками, как птица крыльями. Полетели! Приземлились, отдыхаем. Лягте на живот, руки опустите. Отдохнув, снова отправляемся в полет. | Повторить 3 раза. |
IV.Сектор. Викторина «Отгадай и покажи»
Загадка | Выполнение упражнения |
Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. Шевелились у цветка. Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, - Он вспорхнул и улетел. | Легкий бег на носочках, руки - в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз. |
Кто, позабыв тревоги, Спит в своей берлоге? Летом бродит без дороги. Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос? | Ходьба на внешней стороне стоп. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие. |
В воде купался, а сух остался. По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. | Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия. |
Я копытами стучу, стучу. И по полю все скачу, скачу, Грива вьется на ветру... Кто это?. | Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп. |
В реках Африки живет. Злой, зеленый пароход. Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит... | Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе. |
Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома, Он летает на охоту, За лягушками, к болоту. | Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз. |
Скачет квакушка, Не рот, а ловушка, Попадают в ловушку. И комар, и мушка. | Сесть на пол, колени в стороны, пятки чуть приподнять над полом, руки впереди. Прыжками медленно продвигаться вперед. |
Под водой живет народ, Ходит задом наперед. (Рак) | Лечь на спину. Немного приподняться и продвигаться назад с опорой на руки и ноги. |
Прыг-скок, прыг-скок, Длинное ушко - белый бок. | Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки согнуты перед грудью, кисти рук опущены вниз. |
Чик-чирик, К зернышкам - прыг, Клюй, не робей! Кто это?. | Наклониться вперед, руки отвести назад, совершать движения, имитирующие клевание зернышек. |
Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает. | Опуститься на колени. Продвигаться вперед с опорой на колени и локти. |
Крыльями стрекочет. С вечера до ночи. | Легкий бег на носках. Руки в стороны, кисти слегка «дрожат» |
В дупле живет. Да орешки жует. По веткам скачет, да не птица, Рыжая, а не лисица. | Чуть присесть. Маленькие прыжки вперед на двух ногах. |
Крылья есть, а не летает, Ног нет, да не догонишь. У родителей и деток. Вся одежда из монеток. | Лечь на пол, на живот, руки упираются в пол, колени согнуты. Прогнуться и тянуться носками ног к голове, не выпрямляя локти. |
Маленький шарик. Под лавкой шарит, Живет в норке, Грызет корки, Короткие ножки, Боится кошки. | Быстрая ходьба на носках мелким семенящим шагом. |
Кто на своей голове. Лес носит?. | Подскоками продвигаться вперед, руки скрестить вверху, как рога. |
Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он. | Ходьба на носках, ноги прямые, руки поднять вверх, кисти соединены. Стараться держать вытянутые руки за ушами, подбородок не опускать. |
Крыльями машет, А сама ни с места. | Большие кругообразные движения руками перед собой. |
Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик, Через несколько минут. Опустился | Легкий бег по залу. Руки соединить вверху. |
На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился... | Сесть на пол, руками обхватить согнутые колени, голову опустить - сгруппироваться. Перекаты назад, на спину и возвращение в исходное положение. |
V. Сектор. Физкультминутки.
1.А над морем - мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю. И резвимся на просторе. Веселее загребай. И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
2.А сейчас мы с вами, дети. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре - Вот летит ракета ввысь! (1-2 -стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 - основная стойка.)
3.Бабочка. Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.). Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
4.Будем прыгать, как лягушка. Будем прыгать, как лягушка, Чемпионка - попрыгушка. За прыжком - другой прыжок, Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)
5.Ванька-встанька. Ванька-встанька, (Прыжки на месте.) Приседай-ка. (Приседания.). Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.).
6. Весёлые гуси. (Музыкальная физкультминутка). (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.). Жили у бабуси. Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи - У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее!. Мыли гуси лапки. В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый. Гуси мои, гуси! Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, другой белый, Кланялись бабусе.
7.Капуста! (для пальчиков). Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором). Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»). Мы капусту жмём-жмём. (Сгибание и разгибание кистей рук).
VI. Сектор. Здоровый образ жизни в стихах, пословицах, поговорках, загадках, считалках.
1.Очень яркая девица. Летом прячется в темнице. Любят зайчики и детки. В свежем виде и в котлетках. Эта рыжая плутовка. Называется. . . (морковка).
2. Жёлтый цитрусовый плод. В странах солнечных растёт. Витаминов кладезь он, А зовут его. (лимон).
3. На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то… (лыжи).
4.Здоровье дороже богатства. Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо. На нём хоть воду вози. Добрый человек здоровее злого. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Ешь чеснок и лук - не возьмёт недуг. Не лечиться худо, а лечиться ещё хуже. Желание выздороветь помогает лечению.
5. Чтобы мне здоровым быть, Надо овощи любить. Свёкла, репка, лук морковь-Моя первая любовь.
Ожидаемые конечные результаты реализации педагогической идеи.
- обогащение среды детского сада универсальным игровым пособием, для использования его как средства всестороннего развития детей;
- формирование основ здорового образа жизни, интерес к спорту и спортивным играм;
- способствование всестороннему развитию личности ребёнка;
- развитие умения, навыки, творчество, воображение, способности к логическому мышлению;
- умение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, соблюдает определенные правила, переживает свои победы и поражения, учится радоваться успехам своих товарищей.
Полезные советы по использованию пособия.
Пособие рекомендуется для использования педагогами дошкольного образования в работе с детьми, а также родителями для игр с детьми дома. Куб часто бывает в центре внимания детей. Использование этого игрового пособия побудило детей к познанию нового. Особенно ценным бывает его использование в индивидуальной работе c детьми. Результаты внедрения нашей педагогической идеи свидетельствуют, что подобное игровое пособие действительно можно использовать как средство развитие у детей познавательной мотивации.
Литература:
1. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплексы упражнений 3-7 лет. Мозаика - Синтез, Москва 2020 год.
2. Рабочая программа по физическому развитию дошкольников на 2018-2019 год.(разработчик Махмутова Э.В.).
3. Артышко С.В., Бурочкина К.Ю. «Игры и упражнения с использованием нестандартного оборудования для физического развития и воспитания детей». Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2017. - 76 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение "Весемева - докат" (Молодцы - удальцы) подготовительная к школе группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект спортивного развлечения "Весемеа - докат" (Молодцы - удальцы)Программное содержание:1. Формирование двигательных навыков и умений2. Воспи...
Занятие по физическому воспитанию "Волшебный лес Вирявы" - старшая группа (материалы опубликованы в учебно –методическом пособии «Спортивные мероприятия для детей 5 – 7 лет с использованием мордовского фольклора» МО РМ)
Конспект занятия по физичскому воспитанию "Волшебный лес Вирявы"Программное содержание:1. Познакомить детей с тем, какое влияние разные цвета оказывает на физическое и эмоциональное ...
Учебно- методическое пособие "Спортивный инвентарь"
Игра- сортировка...
Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.
Все мы, ныне живущие, в ответе за родную природу. И как мы к ней будем относиться, будет зависеть, что останется нашим потомкам....
«Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную деятельность»
«Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также но приемам художественной выразительности»Г.А. Флерина Формировани...
Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"
Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и сем...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье представлена актуальность формирования потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей уже в дошкольном возрасте. По мнению автора решать...