Районное методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
материал (старшая группа)
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Важнейшим условием развития здорового ребёнка, как физически, так и психологически, является удовлетворение его естественной потребности в движении, т.е двигательная деятельность. Одним из направлений работы воспитателя по развитию двигательной активности дошкольников является организация в группах физкультурных уголков и центров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Организация центра двигательной активности в старшей группе". | 907.83 КБ |
pasport_2.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Веселоярский детский сад "Сказка"
Паспорт
двигательного
центра группы “Солнышко”
Подготовила:
Мартыненко М.Д.
Веселоярск, 2022
Паспорт двигательного центра
Цель:
Способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Разнообразить двигательную активность детей с помощью нетрадиционного физкультурного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды группы.
Задачи:
1.Создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений.
2.Способствовать развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.
3.Формирование двигательных навыков с использованием пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т.д.)
4.Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
5.Укрепление мышечного корсета и развитие разных групп мышц
6.Помогать детям с помощью физкультурных пособий добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий.
7.Дать знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), познакомить с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений.
8.Предоставить детям возможность выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.
9.Предупреждение сколиоза и плоскостопия.
10.Формирование и закрепление правильной осанки.
11.Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Задача педагога - научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования.
Требование к оформлению пособий и к подбору оборудования
1. Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.
2.Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.
3.Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
4. В комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (модули и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов, мелкие ( кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
5. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В группе необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания.
6. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.
Техническое обеспечение
1. Обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время игр в физкультурном уголке необходимо иметь хорошие крепления.
2.Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Требования к использованию пособий и оборудования:
1.Развивать двигательную сферу детей дошкольного возраста через выбор определенных способов их действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.
2. Создавать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. (Например, дети преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание, подлезание под дуги, прыжки и т.д., с различными пособиями и предметами (мячом, обручем и др).
3.Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.
Комплектация:
1. стандартные спортивные атрибуты;
2. нетрадиционное физкультурное
оборудование;
3. дидактические игры;
4. картотека игр и упражнений;
5. наглядный и занимательный материал.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Вторая младшая группа
1.Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.
2. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазанья. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.
3.Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.).
4.Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).
5.В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).
Размещение физкультурного оборудования
Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).
Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Примерный набор физкультурного оборудования для
второй младшей группы
Для ходьбы, бега и равновесия
1.Валик мягкий Длина 150 см Диаметр 20 см 1
2.Доска с ребристой поверхностью Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см1
3.Модуль "Змейка" Длина 100 см Высота 15 см 2
4.Коврик, дорожка массажные, со следочками 4
5.Кольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см 1
6.Куб деревянный Ребро 20 см 5
7.Обруч большой Диаметр 95-100 см 1
Для прыжков
1.Куб деревянный Ребро 20 см 5
2.Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2
3.Обруч малый Диаметр 50-55 см 5
4.Шнур короткий Длина 75 см 5
5.Для катания, бросания, ловли Кегли (набор) 1
6.Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 2
7.Мяч резиновый Диаметр 10 см 5
8.Шар цветной (фибро-пластиковый) Диаметр 20-25 см 2
Для ползанья и лазанья
1.Лабиринт игровой 1
2.Полукольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см 1.
Для общеразвивающих упражнений
1.Колечко резиновое Диаметр 5-6 см 10
2.Лента цветная (короткая) Длина 50 см 10
3.Мяч массажный Диаметр 8-10 см 10
4.Обруч плоский Диаметр 40 см 10
5.Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см 10
6.Флажок 10
Средняя группа
Детям этого возраста интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие скорости, ловкости и точности их выполнения.
Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) остается в средней группе одним из путей повышения двигательной активности детей.
Размещение физкультурного оборудования
В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" — тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.
Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.
В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.
С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.
Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы
Для ходьбы, бега, равновесия
1.Коврик массажный Длина 75 см, Ширина 70 см 10
2.Шнур длинный Длина 150-см,Диаметр 2 см 1
3.Для прыжков Куб деревянный Ребро 20 см 5
4.Мяч-попрыгунчик Диаметр 50 см 2
5.Обруч плоский Диаметр 40 см 3
6.Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см 10
7.Скакалка короткая Длина 120-150 см 3
Для катания, бросания, ловли
1.Кегли 5
2.Кольцеброс (набор) 2
3.Мешочек с грузом большой Масса 400 г 2
4.Обруч большой Диаметр 100 см 2
5.Серсо (набор) 1
6.Шар цветной (фибро-пластиковый) Диаметр 20-25 см 4
Для ползания и лазанья
1.Полукольцо мягкое Диаметр 120 см, Высота 30 см, Диаметр 5-6 см 1
Для общеразвивающих упражнений
1.Колечко резиновое Диаметр 5-6 см 10
2.Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 10
3.Мяч-шар (цветной, прозрачный) Диаметр 10-12 см 5
4.Обруч малый Диаметр 55-65 см 10
5.Шнур короткий Длина 75 см 10
Старшая и подготовительная группы
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.
Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.
На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями.
Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).
Размещение физкультурного оборудования
Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках
Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.
Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.
Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп
Для ходьбы, бега, равновесия
1.Балансир-волчок 1
2.Коврик массажный со следочками 10
3.Шнур короткий (плетеный) Длина 75 см 5
Для прыжков
1.Обруч малый Диаметр 55-65 см 5
2.Скакалка короткая Длина 100-120 см 5
Для катания, бросания, ловли
1.Кегли (набор) 3
2.Кольцеброс (набор) 2
3.Мешочек малый с грузом Масса 150-200 г 5
4.Мяч большой Диаметр 18-20 см 5
5.Мешочек с грузом большой Масса 400 г 2
6.Мяч для мини-баскетбола Масса 0,5 кг 2
7.Мяч утяжеленный (набивной) Масса 350 г, 500 г, 1 кг 1
8.Мяч-массажер 2
9.Обруч большой Диаметр 100 см 2
10.Серсо (набор) 2
Для ползания и лазанья
1.Комплект мягких модулей (6-8 сегментов) 1
Для общеразвивающих упражнений
1.Гантели детские 10
2.Кольцо малое Диаметр 13 см 10
3.Лента короткая Длина 50-60 см 10
4.Мяч средний Диаметр 10-12 см 10
5.Палка гимнастическая короткая Длина 80 см 10
Перечень оборудования двигательного центра группы «Солнышко»
1. Стандартные спортивные атрибуты
Для игр и упражнений с прыжками :
скакалки
обручи
2. Стандартные спортивные атрибуты
Для игр и упражнений с прокатыванием, бросанием, ловлей, метанием, попаданием в цель:
мячи
кегли
дартс
3. Стандартные спортивные атрибуты
Для подвижных и малоподвижных игр:
мягкие модули
маски, шапочки
флажки, платочки
4. Стандартное оборудование.
Тренажёры простейшего типа:
детские эспандеры
гантели
массажные коврики
5. Стандартное оборудование
Спортивные игры:
бадминтон
6. Нестандартное оборудование:
массажные перчатки
«Веселый обруч»
«Лыжи - скороходы»
«Воротца»
«Палочки – моталочки»
«Попади в корзину»
«Мишени»
«Волшебные колечки»
«Кольцеброс»
«Бильбоке»
«Змейка»
«Парашют»
«Спортивный куб»
7. Нестандартное оборудование для развития дыхания:
«Бабочка – лети»
«Бабочки»
«Голодные фрукты»
«Воздушный футбол»
«Ветерок в бутылке»
«Мини-тренажёр «Солнышко»
8. Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия:
«Послушные ножки»
«Дорожки здоровья»
9. Нестандартное оборудование для коррекции зрения:
«Предметный офтальмотренажёр «Птичка».
Дидактические игры по физическому воспитанию
Настольно-печатные игры:
«Чей спортивный инвентарь?»
Развивающее лото «Спорт»
«Снаряди спортсмена»
Пазлы и разрезные картинки «Виды спорта»
Игры оздоровительной направленности :
«Сделай как я»
«Гимнастика мозга»
«Кинезиология»
Словесные игры:
«Угадай вид спорта»
«Четвёртый лишний»
«Загадки о спорте»
Картотека игр и упражнений
Дидактические игры о спорте
Игры и забавы в ненастную погоду
Упражнения на формирование правильной осанки
Игры по формированию ЗОЖ
Игры-эстафеты для дошкольников
Подвижные игры:
Для разных возрастов
С мячом
С обручем
Зимние подвижные игры
Игры на координацию речи с движениями
Русские народные игры
Упражнения для проведения эстафет в ДОУ
Физминутки, двигательные паузы
Зрительная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Утренняя гимнастика
Гимнастика пробуждения
Физкультурные сказки»
Картотека основных видов движений
Занимательный и наглядный материал
Летние виды спорта
Зимние виды спорта
Знаменитые спортсмены Алтайского края
Спортивный инвентарь
Виды спорта для детей
Консультации для родителей
Электронные ресурсы
Развивающие видеопрезентации для детей
Физминутки и двигательные паузы
Описание использования пособий(см.картотеку оборудования)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.
2.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;
3.Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990;
4.Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
5.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
6.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
7.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981;
8.Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 1995;
9.Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании районного методического объединения заведующих МБДОУ Буинского муниципального района по теме: "Достижения МБДОУ в сфере здоровьесбережения на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями"
Выступление на семинаре заведующих по теме: Работа с родителямипо использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении....
Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)
Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...
Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий»
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий»...
Сценарий Районного Методического Объединения для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования на тему: «Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
laquo;Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»...
Районное методическое выступление по теме: Моделирование технологии «Рисуем просто сказки»
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном образовательном ...
Выступление на районном методическом объединении «Применение игровых технологий в познавательном развитии дошкольников».
Игра ведущий вид деятельности ребенка....