Районное методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
материал (старшая группа)

Мартыненко Марина Дмитриевна

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Важнейшим условием развития здорового ребёнка, как  физически, так и психологически, является удовлетворение его естественной потребности в движении, т.е двигательная деятельность. Одним из направлений работы воспитателя по развитию двигательной активности дошкольников является организация в группах физкультурных уголков и центров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Веселоярский детский сад "Сказка"

Паспорт

двигательного

центра группы “Солнышко”

                                                                         Подготовила:                                                                                      

                                                                           Мартыненко М.Д.

   

Веселоярск, 2022

Паспорт двигательного центра

Цель:

Способствовать полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.  Разнообразить двигательную активность детей с помощью нетрадиционного  физкультурного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды группы.

Задачи:

1.Создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений.

2.Способствовать развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

3.Формирование двигательных навыков с использованием пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т.д.)

4.Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

5.Укрепление мышечного корсета и развитие разных групп мышц

6.Помогать детям с помощью физкультурных пособий добиваться более    четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий.

7.Дать знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), познакомить с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений.

8.Предоставить детям возможность выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.

9.Предупреждение сколиоза и плоскостопия.

10.Формирование и закрепление правильной осанки.

11.Активизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Задача педагога - научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования.

Требование к оформлению пособий и к подбору оборудования

1. Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

2.Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.

3.Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

4. В комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (модули и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов, мелкие ( кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).

5. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В группе необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания.

6. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.

Техническое обеспечение

1. Обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время игр в физкультурном уголке необходимо иметь хорошие крепления.

2.Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Требования к использованию пособий и оборудования:

1.Развивать двигательную сферу детей дошкольного возраста через выбор определенных способов их действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.

2. Создавать вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. (Например, дети преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание, подлезание под дуги, прыжки и т.д., с  различными пособиями и предметами (мячом, обручем и др).

3.Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

Комплектация:

1. стандартные спортивные  атрибуты;

2. нетрадиционное  физкультурное

                                    оборудование;

3. дидактические игры;

4. картотека игр и упражнений;

 5. наглядный и занимательный материал.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

 

Вторая младшая группа

1.Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

2. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазанья. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

3.Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.).

4.Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

5.В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).

Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен.

Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

Примерный набор физкультурного оборудования для

второй младшей группы

Для ходьбы, бега и равновесия

1.Валик мягкий  Длина 150 см Диаметр 20 см  1

2.Доска с ребристой поверхностью        Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см1

3.Модуль "Змейка"      Длина 100 см Высота 15 см 2

4.Коврик, дорожка массажные, со следочками  4

5.Кольцо мягкое Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см  1

6.Куб деревянный       Ребро 20 см  5

7.Обруч большой        Диаметр 95-100 см 1

Для прыжков

1.Куб деревянный       Ребро 20 см  5

2.Мяч-попрыгунчик    Диаметр 50 см 2

3.Обруч малый  Диаметр 50-55 см 5

4.Шнур короткий        Длина 75 см 5

5.Для катания, бросания, ловли    Кегли (набор)  1

6.Мешочек с грузом малый Масса 150-200 г 2

7.Мяч резиновый         Диаметр 10 см    5

8.Шар цветной (фибро-пластиковый)     Диаметр 20-25 см  2

Для ползанья и лазанья 

1.Лабиринт игровой  1

2.Полукольцо мягкое   Диаметр 120 см Высота 30 см Диаметр 5-6 см 1.

Для общеразвивающих упражнений

1.Колечко резиновое   Диаметр 5-6 см   10

2.Лента цветная (короткая)  Длина 50 см  10

3.Мяч массажный        Диаметр 8-10 см 10

4.Обруч плоский         Диаметр 40 см 10

5.Палка гимнастическая короткая Длина 75-80 см   10

6.Флажок  10

Средняя группа

Детям этого возраста интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие скорости, ловкости и точности их выполнения.

Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) остается в средней группе одним из путей повышения двигательной активности детей.

Размещение физкультурного оборудования

В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" — тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.

Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.

Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.

В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.

Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы 

Для ходьбы, бега, равновесия

1.Коврик массажный  Длина 75 см, Ширина 70 см 10

2.Шнур длинный   Длина 150-см,Диаметр 2 см 1

3.Для прыжков   Куб деревянный Ребро 20 см  5

4.Мяч-попрыгунчик  Диаметр 50 см    2

5.Обруч плоский   Диаметр 40 см    3

6.Палка гимнастическая короткая    Длина 75-80 см   10

7.Скакалка короткая      Длина 120-150 см   3

Для катания, бросания, ловли    

1.Кегли    5

2.Кольцеброс (набор)    2

3.Мешочек с грузом большой Масса 400 г  2

4.Обруч большой Диаметр 100 см  2

5.Серсо (набор)  1

6.Шар цветной (фибро-пластиковый)   Диаметр 20-25 см  4

Для ползания и лазанья

1.Полукольцо мягкое   Диаметр 120 см, Высота 30 см, Диаметр 5-6 см  1

Для общеразвивающих  упражнений

1.Колечко резиновое  Диаметр 5-6 см   10

2.Мешочек с грузом малый    Масса 150-200 г 10

3.Мяч-шар (цветной, прозрачный)  Диаметр 10-12 см  5

4.Обруч малый   Диаметр 55-65 см   10

5.Шнур короткий  Длина 75 см  10

Старшая и подготовительная группы

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.

На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде). Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями.

Одни физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом). Другие упражнения — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).

Размещение физкультурного оборудования

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках

Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп

Для ходьбы, бега, равновесия

1.Балансир-волчок  1

2.Коврик массажный со следочками 10

3.Шнур короткий (плетеный)  Длина 75 см   5

Для прыжков

1.Обруч малый     Диаметр 55-65 см   5

2.Скакалка короткая      Длина 100-120 см 5

Для катания, бросания, ловли      

1.Кегли (набор)  3

2.Кольцеброс (набор)    2

3.Мешочек малый с грузом    Масса 150-200 г 5

4.Мяч большой     Диаметр 18-20 см     5

5.Мешочек с грузом большой Масса 400 г     2

6.Мяч для мини-баскетбола    Масса 0,5 кг   2

7.Мяч утяжеленный (набивной)       Масса 350 г, 500 г, 1 кг   1

8.Мяч-массажер  2

9.Обруч большой Диаметр 100 см  2

10.Серсо (набор)    2

Для ползания и лазанья

1.Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)     1

Для общеразвивающих упражнений

1.Гантели детские     10

2.Кольцо малое     Диаметр 13 см    10

3.Лента короткая   Длина 50-60 см   10

4.Мяч средний       Диаметр 10-12 см     10

5.Палка гимнастическая короткая    Длина 80 см   10

Перечень оборудования двигательного центра группы «Солнышко»

1. Стандартные спортивные  атрибуты

Для игр и упражнений с прыжками :

скакалки

обручи

2. Стандартные спортивные  атрибуты 

Для игр и упражнений с прокатыванием, бросанием, ловлей, метанием, попаданием в цель:

 мячи

кегли

 дартс

3. Стандартные спортивные  атрибуты

Для подвижных и малоподвижных игр:

 мягкие модули

 маски, шапочки

 флажки, платочки

4. Стандартное оборудование.

Тренажёры простейшего типа:

 детские эспандеры

 гантели

 массажные коврики

5. Стандартное оборудование

Спортивные игры:

 бадминтон

6. Нестандартное оборудование:

  массажные перчатки

  «Веселый обруч»

 «Лыжи  - скороходы»

 «Воротца»

 «Палочки – моталочки»

 «Попади в корзину»

 «Мишени»

«Волшебные колечки»

«Кольцеброс»

«Бильбоке»

 «Змейка»

 «Парашют»

 «Спортивный куб»

7. Нестандартное оборудование для развития дыхания:

 «Бабочка – лети»  

 «Бабочки»

 «Голодные фрукты»

 «Воздушный футбол»

 «Ветерок в бутылке»

 «Мини-тренажёр «Солнышко»

8. Нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия:
«Послушные ножки»

 «Дорожки здоровья»

9. Нестандартное оборудование для коррекции зрения:
«Предметный офтальмотренажёр «Птичка».

Дидактические игры по физическому воспитанию

 Настольно-печатные игры:

«Чей спортивный инвентарь?»

Развивающее лото «Спорт»

«Снаряди спортсмена»

Пазлы и разрезные картинки «Виды спорта»

 Игры оздоровительной направленности :

«Сделай как я»

«Гимнастика мозга»

«Кинезиология»

Словесные игры:

«Угадай вид спорта»

«Четвёртый лишний»

«Загадки о спорте»

Картотека игр и упражнений

Дидактические игры о спорте

Игры и забавы в ненастную погоду

Упражнения на формирование правильной осанки

Игры по формированию ЗОЖ

Игры-эстафеты для дошкольников

Подвижные игры:

Для разных возрастов

С мячом

С обручем

Зимние подвижные игры

Игры на координацию речи с движениями

Русские народные игры

Упражнения для проведения эстафет в ДОУ

Физминутки, двигательные паузы

Зрительная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Утренняя гимнастика

Гимнастика пробуждения

Физкультурные сказки»

Картотека основных видов движений

Занимательный и наглядный материал

Летние виды спорта

Зимние виды спорта

Знаменитые спортсмены Алтайского края

Спортивный инвентарь

Виды спорта для детей

Консультации для родителей

Электронные ресурсы

Развивающие видеопрезентации для детей

Физминутки и двигательные паузы

Описание использования  пособий(см.картотеку оборудования)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

2.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;

3.Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990;

4.Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;

5.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;

6.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;

7.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981;

8.Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 1995;

9.Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий»

Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий»...

Районное методическое выступление по теме: Моделирование технологии «Рисуем просто сказки»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном образовательном ...