Консультация "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Здоровьесберегающие технологии в детском саду" | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии.
Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, А.И.Аршавский и др.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий
- Медико-профилактические.
- Физкультурно-оздоровительные.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
- Валеологического просвещения родителей.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Составляющие элементы медико-профилактической технологии.
∙ организация мониторинга здоровья дошкольников;
∙ разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
∙ организация и контроль питания детей;
∙ организация физического развития;
∙ организация закаливания;
∙ организация профилактических мероприятий;
∙ организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
∙ организация здоровьесберегающей среды.
Составляющие элементы физкультурно-оздоровительной технологии.
Это технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
∙ развитие физических качеств, двигательной активности (динамические паузы, физминутки, пальчиковая гимнастика;
∙ дыхательная гимнастика;
∙ профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
∙ гимнастика для глаз; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье (проблемно - игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа, релаксации, логоритмики).
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка входят.
∙ технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
∙ технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей.
∙ папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы
Элементы здоровьесберегающих технологий:
Утренняя гимнастика – это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса.
Бодрящая гимнастика - это набор физических упражнений, направленных на повышение мышечного тонуса сразу после сна.
Гимнастика корригирующая – разновидность лечебной гимнастики, направленная на коррекцию деформированного отдела позвоночника.
Гимнастика ортопедическая – комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение плоскостопия.
Пальчиковая гимнастика – комплекс мер, который применяется для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), и для решения проблем с речевым развитием у детей.
Дыхательная гимнастика применяется для укрепления дыхательной мускулатуры детей, в том числе и с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.
Гимнастика для глаз способствует снятию мышечного напряжения с глаз, укреплению мышц.
Партерная гимнастика - это комплекс специально подобранных физических упражнений, основной особенностью которых является то, что они выполняются на полу. Партерная гимнастика включает в себя различные упражнения, в положении сидя, лёжа, что обеспечивает отсутствие компрессионной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
Психогимнастика помогает формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями, включает в себя игровые задания и упражнени.
Эвритмическая гимнастика – вид оздоровительно – развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Динамические паузы – пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности.
Босохождение – комплекс упражнений, выполняемых босиком в целях закаливания и профилактики плоскостопия.
Массаж и самомассаж – совокупность приемов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы, является основой для оздоровления организма.
Релаксация – упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения.
Подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и является ведущим видом деятельности дошкольника.
Водные процедуры – это гигиенические и оздоровительные процедуры, связанные с наружным применением воды.
Воздушные процедуры – один из способов закаливания, когда свободно движущийся воздух воздействует на частично или полностью обнаженное тело.
Стретчинг – это система статических растяжек, направленная на развитие гибкости.
Ритмика – ритмические движения с музыкальным сопровождением.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая в себе речь и движения.
Сказкотерапия – психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности.
Цветотерапия – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника.
Гелиотерапия (в переводе с греческого «солнцелечение») – вид лечения и профилактики, использующий лучистую энергию солнца. Гелиотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм – активирует обменные процессы, укрепляет иммунитет, улучшает приток крови к тканям, нормализует аппетит и сон.
Фитонцидотерапия – использование растений для очистки воздуха от патагенных микроорганизмов.
Ароматерапия – разновидность альтернотивной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых из растений. Фитотерапия – лечение лекарственными растениями.
Витаминотерапия – профилактика и лечение различных заболеваний с помощью витаминов.
Игротерапия – психотерапевтический метод, который базируется на применении ролевой игры в качестве методики воздействия на личностное развитие.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Песочная терапия – один из методов психотерапии, в котором применяется песок, вода, миниатюрные фигурки.
Здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности, эффективному развитию физических и психических качеств. Результатом эффективной работы педагогов в системе здоровьесбережения является снижение заболеваемости детей, повышение компетентности педагогов и родителей в данном направлении.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»
Выступление «Использование инновационных технологий в детском саду»Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общес...
Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"
Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Кейс технология - современная образовательная технология в детском саду.
Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании....
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...