Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в работе с блоками Дьенеша, поэтапное введение игр и игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_pedagogov_po_ispolzovaniyu_igrovykh_tekhnologiy.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я Лопатина Наталия Сергеевна, воспитатель детского сада №26 компенсирующего вида города Санкт-Петербурга.
Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по использованию игровых технологий для развития сенсорных процессов у детей с нарушением зрения.
Можно ли представить жизнь ребенка без игры? Дошкольника - нет!
Как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.
А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей. Я особое внимание уделяю игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира. В работе же с детьми, имеющими зрительные нарушения, формирование представлений о сенсорных эталонах имеет и коррекционное значение, так как в процессе этой работы происходит развитие зрительных функций(фиксации взора, цветовосприятие , повышение остроты зрения), а также развивается и коррегируется неполноценное восприятие.
Основой для формирования сенсорных представлений является дидактическая игра. В своей работе я использую игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Я хочу рассказать об использовании блоков Дьенеша с целью коррекционно-развивающей работы по усвоению сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения.
Немного о том, что такое блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.
Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Основные задачи в работе с блоками Дьенеша:
- способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); цвет; толщину;
- определять свойства фигур на ощупь;
- обобщать фигуры по одному, двум, трём свойствам;
- кодировать и декодировать информацию;
- развивать логическое мышление, творческие способности.
Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции, познавательные процессы, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Но для наших детей, как уже было сказано выше, особое значение имеет использования блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов: восприятия цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, целостного восприятия предметов.
Сенсорное воспитание выступает предпосылкой для становления всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта. Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами, третьего варианта- тремя свойствами. К четвёртой группе относятся игры на развитие логического мышления. Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы , не адресуются конкретному возрасту.
А теперь расскажу, какие игры я провожу с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:
1. Игры и упражнения направленные на зрительное восприятие формы.
Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.
Я предлагаю такие игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки». Таким образом, с помощью этих игр мы добиваемся, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У наших детей формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать этот процесс.
2. Игры с блоками Дьенеша для формирования представлений о цвете.
Дети с нарушением зрения учатся с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.
Для развития цветовосприятия я предлагала детям такие игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы подарок».
3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.
Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения.. На этом этапе я предлагаю применять такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы»
4.Формирования целостного восприятия образа предмета.
Мы знаем, что у наших детей формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным, что отрицательно сказывается на освоении ребёнком окружающего мира. Поэтому необходимо использовать такие игры, как: «Выложи такой же предмет», (путём наложения и выкладывания рядом), «Составь изображение», «Художники». С помощью таких игр дети учатся воспринимать предмет как целое, они способны выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет.
5. Формирование пространственных представлений.
Ребёнок воспринимает направления (вверху, внизу, справа, слева, между, над), пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок не может представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея представления о его форме, цвете, размере. Поэтому, формирование пространственных представлений содержит в себе всё то, что усвоено детьми ранее. Предлагаемые игры: «Посели жильцов в домики», «Найди клад», «Помоги Герде найти Кая», «Положи большие фигуры слева, маленькие справа», «Назови какая фигура находится в левом верхнем углу?» и т.д.
Приёмы, которые я использовала в работе с блоками Дьенеша, основываются на перспективное планирование, разработанное по всем возрастным группам с учётом зрительных нарушений детей.
Свою работу с блоками я начала со второй младшей группы. В первую очередь предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.
Затем я использовала игры и упражнения , которые развивали у детей умения оперировать одним свойством.
На этом этапе я предлагала детям такие задания:
«Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)
Варианты игр:
«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор» «Назови соседей» , «Найди и назови», «Равенство».
На следующем этапе детям предлагались игры и упражнения, которые развивали умения оперировать сразу двумя свойствами.
Задания для выделения блоков по двум свойствам:
«Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;
«Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;
«Выдели все блоки одного цвета, но разной формы» ( или одной формы, но разного размера, и.т.д.)
Варианты игр:
«Что изменилось?» , «Продолжи ряд», «Дорожки», «Домино» и другие.
В старшем возрасте дети осваивали игры и упражнения, которые формировали умения оперировать сразу тремя свойствами. Детям предлагались задания с логическими действиями и операциями, которые помогали развивать умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
На этом этапе работы я использовала такие игры и упражнения: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки», «Хоровод», «Пирамида», «Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Карточки - символы свойств», «Логический поезд», «Мозаика цифр» и другие.
Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, я использовала специальный код, графическое изображение данных свойств. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их.
В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры по типу: “Помоги Незнайке”. В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).
В своей работе я часто использую обручи. У нас в группе есть три набора обручей. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу, с использованием кодовых карточек, так и без них. Пример игр : «Раздели фигуры», «Заселим домики», «Угадай какая фигура», «Кондитерская фабрика», «Отгадай загадку», «Дешифровщик».
Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры я создала своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. У нас есть альбом, с помощью которого я даю задания на выделения 1, 2, 3 и 4 свойств фигур, без отрицания и с отрицанием. Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», «Помоги Красной Шапочке собрать пирожки», «Найди клад» и т.д.
Нашим детям рекомендуется демонстрация пособий в статичном положении. Поэтому очень часто в играх я использую стойки для крепления кодовых карточек.
Я часто использую плоскостные комплекты геометрических фигур. Но их недостаток в том, что они не имеют толщины. Поэтому у нас в группе есть набор блоков Дьенеша для работы на фланелеграфе. С одной стороны фигур прикреплена липучка
Самое главное для детей с нарушениями зрения то, что приёмы,
используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать,фиксировать), развивать зрительное восприятие. Систематитические упражнения, направленные на выделение формы, цвета, величины предметов, формирование целостного восприятия изображений, формирование пространственных представлений с помощью блоков Дьенеша приводят к улучшению, восстановлению остроты зрения.
И в заключении я хочу сказать словами древней китайской пословицы: ««Я слышу и я забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Используйте в своей работе блоки Дьенеша, и ваши дети будут всё помнить и всё понимать. Благодарю за внимание.
Слайд 28. Литература:
1. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., М. 1998г.
2. Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
3.Блехер Ф.Н. Дидактические игры. – М.,1964
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, №6.
5.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-с. 42-46
6. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
8. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru; igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения
Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...
"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"
Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....
Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».
Основой для формирования сенсорных представлений является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры. Наиболее эффективным посо...
Влияние игровой технологии на развитие психических функций у детей с нарушением зрения
работа направена на деятельность с детьми с нарушением зрения...
Коррекция и развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения посредством экспериментальной деятельности
Развитие сенсорных эталонов в эспериментальной деятельности...