Организация работы по здоровьесбережению детей младшего и среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа)
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 289.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад « Солнышко»
Опыт работы на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор: Котова Ирина Валентиновна, воспитатель МБДОУ детский сад « Солнышко»
Р.П.Мучкапский
2017 год
Содержание
1.Информация об опыте...............................................................................стр.3
2.Условия возникновения и становления опыта..............................................................................стр.4-6
3.Актуальность и перспективность опыта.............................................................................стр.6-8
4.Ведущая педагогическая идея................................................................................стр.8-9
5.Цель и задачи опыта...............................................стр.9-12
6.Теоретическая база опыта.............................................................................стр.12
7.Новизна опыта..........................................................стр.12-13
8.Технология опыта.....................................................стр.13-20
9. Этапы накопления и становления опыта...............................................................................стр.20-21
10.Результативность опыта...............................................................................стр.21-22
11.Литература…………………………………………стр.23
12.Приложения..............................................................стр.23-37
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.Информация об опыте
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечению их эмоционального благополучия.
Что такое здоровье?
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». «Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (Казначеев В.П.).
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Сухомлинский.)
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем огромную ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы.
Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников, а также рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
2.Условия возникновения и становления опыта.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства.
Проблема охраны и укрепления здоровья детей очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества.
Опыт работы над темой: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» сложился постепенно.
Основной общеобразовательной программой нашего ДОУ является «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой). Кроме основной комплексной программы педагоги пользуются парциальными программами и методиками: Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», валеологической программой Н. В. Козлова «Я — человек», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура». В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «Зеленый огонёк здоровья» М. Ю. Картушиной, направляющей педагога на формирование у ребёнка к своему личному здоровью, ответственности за себя; в программе «Безопасность» авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, где рассматриваются проблемы безопасного существования, от которых зависит здоровье детей. А также использованы идеи Змановского Ю. Ф., Алямовской Н. Н., Казаковцевой Т.В. о воспитании здорового ребенка.
Собранный материал по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий я систематизировала в опыт работы, поставив перед собой ряд задач:
2.1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе в процессе режимных моментов;
2.2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни при непосредственно образовательной деятельности,
2.3. Использование здровьсберегающих технологий при организации самостоятельной деятельности детей.
2.4. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Для успешного выполнения этих задач разработала программу по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ « Здравствуй, малыш!», ряд мероприятий с детьми, педагогами и родителями, картотеку игр и упражнений различных форм двигательной активности, как дополнение к основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой).
На личном сайте создала страничку, посвященную проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, на которой разместила рекомендации для родителей:
- в разделе " Здоровый образ жизни"-рекомендации по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях";
- в разделе "Материалы для родителей"- рекомендации по профилактике гриппа и ОРВИ", по обучению детей правилам безопасного поведению на дороге и др;
- в разделе " Физическая культура" - рекомендации по организации подвижных игр с детьми на свежем воздухе".
Опыт работы " ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" был предложен для рассмотрения на педагогическом совете ДОУ.
3.Актуальность и перспективность опыта.
Здоровье детей и подростков -приоритетное направление государственной политики в сфере образования, его сохранение и укрепление - главная стратегическая задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации", Федеральные государственные стандарты дошкольного образования ( далее- ФГОС ДО и др.)
В ФГОС ДО поставлены задачи :
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что моя сегодняшняя задача как воспитателя-помочь воспитанникам сохранить и укрепить свое здоровье . В процессе работы я пришла в твердому убеждению в том, что забота об укреплении здоровья (физического и психического) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений.
Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Дети, с которыми мне приходилось работать, имеют, в основном, II и III группы здоровья и различные патологии. Проанализировав ситуацию, я выявила противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в практике моей работы целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми. Перед собой я поставила следующие вопросы:
1.Как укрепить и сохранить здоровье детей?
2.Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
3. Как развивать интерес дошкольников к образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни?
4. Как сделать привлекательной образовательную деятельность по физической культуре для всех детей?
5.Как достичь в совместной деятельности с детьми оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
4.Ведущая педагогическая идея опыта.
В поисках ответов на вышеперечисленные вопросы, я обратилась к опыту своих коллег, изучила имеющиеся научно-методические рекомендации и пришла к выводу, что одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслима педагогическая деятельность современного детского сада и здоровьесберегающая деятельность должна проходить через всю образовательную деятельность и главная цель этой деятельности-
формированиие осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Какой смысл вложен в термин " здоровьесберегающие технологии?".
В научной литературе дается следующее определение понятия «здоровьесберегающие технологии»:
“здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей”.
Поэтому, главное в моей работе по здоровьесбережению-помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.
Современные здоровьесохраняющие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
1. Приобщение детей к физической культуре.
2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.
В своей работе по здоровьесбережению придерживаюсь следующих принципов:
а) принципа научности-
подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
б) принципа комплексности и интегративности-
решение оздоровительных задач в течение всей воспитательно-образовательной деятельности;
в)принцип аадресованности и преемственности-
поддержание связей с узкими специалистами дошкольного учреждения, медицинским работником, родителями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья детей;
г) принципа результативности и гарантированности -
реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
5.Цели и задачи опыта.
Цель опыта:
Систематизация используемых в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста образовательных технологий, дающих положительные результаты в здоровьесберегающей деятельности.
Задачи опыта:
М.А.Васильева выделяет оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи образовательной деятельности. В них предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду считаю формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Моя главная цель- привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за собственное здоровье.
Моя главная задача как воспитателя,- обеспечить условия для физического и психологического благополучия детей в группе, сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Эту задачу я решала в процессе проведения оздоровительных мероприятий, воспитательной и образовательной деятельности:
1.Оздоровительные мероприятия:
- охрана и укрепление здоровья детей: гимнастика пробуждения; гимнастика для глаз; упражнения для профилактики плоскостопия; упражнения для мышц спины и шеи; дыхательная гимнастика " чистый воздух"; дыхательные упражнения; упражнения для профилактики сколиоза; на развитие мышц рук; - закаливание: умывание прохладной водой, растирание сухим полотенцем, ходьба по массажному коврику босиком; упражнения на улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей; укрепление мышц брюшного пресса; принятие воздушных ванн; массаж " волшебных точек уха"; полоскание полости рта водой комнатной температуры, самомассаж; пальчиковая гимнастика; ходьба по корригирующим дорожкам га внешней стороне ступни
- развитие движений: подвижные игры " Успей поймать"; " Зайчата"; " Найди себе пару"; " Попади в ворота"; " Вдоль дорожки"; " Точно в цель"
2.Воспитательная деятельность:
- формирование нравственно-физических навыков: обсуждение пословицы " Ешь больше, богатырем будешь"; беседа-рассуждение " Какие продукты полезнее"; ситуативный разговор " Пейте, дети, молоко, будете здоровы"; игровые ситуации "Приглашаем всех за стол"; воспитание культуры поведения во время приема пищи " Мы едим" ;
- формирование потребности в физическом совершенстве: беседа " Расскажи незнайке, зачем сидеть прямо"; практические упражнения " Сяду ровненько за стол"; упражнения на развитие мышц пресса "Снова мы на спинку ляжем", беседа " Как сохранить зубы здоровыми?"
3.Образовательная деятельность:
- формирование двигательных умений и навыков; индивидуальная работа по развитию основных движений: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; подскоки с ножки на ножку и др.
- развитие физических качеств: метание предметов на дальность, ходьба между линиями ( расстояние 10-15 см), по бревну; бросание мяча вверх, о землю и ловля его руками; подвижные игры " Кто дальше кинет?"
- получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья: беседы: " Здоровая пища"; "Что ест человек?"; "Поему могут заболеть зубы?"; игра " Назови предметы личной гигиены"; упражнение " Посмотри на себя в зеркало".
6.Теоретическая база опыта.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования;
- Указы Президента России :«О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»;
- «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»;
- Рекомендации Института возрастной физиологии РАО, НИИ педиатрии РАО;
- Исследования современных ученых: Л. Б. Дыхан, Г. К. Зайцева, В.Ф.Базарного, Н.Н Куинджи, Н.Е. Шурковой;, САНПины,
- Собственный опыт практической работы с детьми дошкольного возраста.
7.Новизна опыта.
Новизна опыта заключается:
-в реализации инновационных здоровьесохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности в рамках раздела « Оздоровительная работа в ДОУ" программы развития МБДОУ Детский сад « Солнышко» на период 2015-2018 годы;
-в использовании ИКТ в работе с родителями воспитанников ДОУ;
-в использовании валеологических приемов для мотивации детей и родителей к здоровому образу жизни.
8.Технология опыта.
Для реализации поставленных в разделе "Цели и задачи опыта" задач мною была составлена программа работы по данной проблеме, включающая план совместных мероприятий с педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, медицинским работником, план сотрудничества с родителями.
Свою работу по здоровьесбережению я выстроила следующим образом:
-познакомилась с научными данными о физиологических и психологических особенностях детей младшего и среднего дошкольного возраста;
-подробно изучила медицинские карты детей с заключениями врачей о состоянии здоровья каждого ребенка;
-провела беседы с родителями: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня дошкольника» и др.
- разработала рекомендации для родителей и разместила их на личном сайте
Собранная информация позволила мне создать первое представление о состоянии здоровья детей, определить причины, влияющие на ухудшение их здоровья детей во время пребывания в детском саду и дома и разработать систему профилактических мер по охране и их укреплению здоровья:
-медико-профилактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесберегающие образовательные технологии;
-валеологическое просвещение родителей.
В своей работе я использую разнообразный комплекс оздоровительных мероприятий, реализуемых в ходе:
-образовательной деятельности в режимных моментах;
-непосредственно образовательной деятельности, направленных:
1.На комфортное пребывание ребенка в группе:
- соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН;
- ношение облегченной одежды в детском саду (внутри учреждения);
- проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна;
2.На проведение оздоровительных процедур:
- корригирующая и дыхательная гимнастика;
- закаливающие процедуры (согласно возрасту детей);
- использование ребристых дорожек – для профилактики плоскостопия;
- занятия, прогулки, походы;
- правильная организация прогулок и их длительность;
- соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями);
- мытье прохладной водой рук по локоть – средний- возраст;
- самомассаж;
- недели здоровья (2 раза в год);
- физкультурные занятия;
- использование народных средств (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций;
- вакцинация воспитанников детского сада (с согласия родителей) и сотрудников в период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ;
- также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).
Имеется информация в родительском уголке, оформлены папки-передвижки, проводятся устные консультации, размещена информация на сайте.
Организация двигательной активности детей:
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится совместно с инструктором по физической культуре с учётом структуры двигательного режима для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия, которые проводятся три раза в неделю, один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке).
85% детей моей группы посещают танцевально-хореографические занятия, которые проводит инструктор по физической культуре.
Работа по физическому воспитанию строится на основе мониторинга, который проводится совместно с инструктором по физической культуре, с участием медицинской сестры. Результаты мониторинга используются для совместного планирования работы с детьми по их дальнейшему физическому развитию.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды.
В детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Большое внимание уделяю организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе, на спортивной площадке.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе оборудован спортивный уголок, имеется необходимое спортивное оборудование и инвентарь: скакалки, мячи, кегли и др. При проведении спортивных занятий, для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, массажный коврики, ребристые дорожки и др.
Работа с родителями:
Работы с родителями строится на основе социального партнёрства с помощью традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества.
Использую такие формы сотрудничества, как: консультация для родителей:
«Режим дня и его значение», родительское собрание " Спорт в моей семье",
«Любимая спортивная игра в нашей семье», оформляю папки-передвижки: «Советы родителям по закаливанию ребенка», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., оформляю фотовыставки «Малыши - крепыши», «Спорт каждый день», «Я здоровье берегу», «Наши достижения» и др.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления осуществляется с помощью анкетирования, индивидуальных и групповых консультаций, выпуска бюллетеней, размещения информации на личном сайте «Адаптация детей к дошкольному учреждению», Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Созданная мной система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей.
В своей работе по здоровьсбережению использую инновационные технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологиям обучению здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии;
- технологии валеологического просвещения родителей.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Из технологий сохранения и укрепления здоровья детей младшего и среднего дошкольного возраста использую:
Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате. Ежедневно для всех детей . Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Использую элементы спортивных игр.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технология обучения здоровому образу жизни.
Основные формы и методы данной технологии, которые я использую:
Специально организованная образовательная деятельность по физической культуре – 3 раза в неделю в спортивном зале или на улице. Вторая младшая группа – 15 мин., средняя группа – 20 мин.,
Проблемно-игровая (игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Совместная деятельность с педагогом может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, совместная деятельность с педагогом рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии.
Музыкотерапия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – по 25 — 30 мин. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в домашних условиях, в информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мною разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- спортивные праздники,
- дни открытых дверей,
- папки-передвижки,
- беседы,
- нетрадиционные формы работы с родителями,
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников: сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
С этой целью организую проведение цикла бесед о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.
9.Этапы накопления и систематизации опыта.
1. Организационный.
2. Теоретической и практической подготовки.
3. Накопления фактического материала.
4. Обработки фактического материала (обобщение).
5.Внедренческий.
6. Оценки изученного опыта и принятия решений.
7. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта
10.Результативность опыта.
В результате опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности были решены следующие задачи:
1.Образовательные:
У детей сформированы устойчивых мотивы самовоспитания, они получили знания и навыки в соблюдении личной гигиены, режима дня, режима закаливания , основ правильного и рационального питания, профилактики заболеваний и др.
2.Воспитательные:
У детей сформировано нравственное сознание и поведение, волевые качества, трудолюбие, приобретены полезные привычки.
3.Оздоровительные:
По результатам проводимых мониторингов отмечается рост уровня здоровья и физического развития.
- Число детей с нормативным вариантом развития к концу учебного года увеличилось с 0 до 22 ( 81.8%);
- Число детей, имеющих проблемы в развитии снизилось на 80% с 20(90%) до 2(19%) ( из 24 обследованных детей).
- В целом, оценка физического развития в баллах выросла с 2.7 в сентябре до 3,5 в мае.
- По результатам ежегодных медицинских осмотров отмечается снижение уровня утомляемости, тревожности, заболеваемости.
Из 27 детей 25 имеют по результатам медицинского осмотра 1 группу здоровья, 2- вторую и увеличилось с 67% до 72%.
- Уровень заболеваемости снизился на 3,8 %: с 13,7 в 2015 году до 9,9 в 2016 году при среднем показатели по детскому саду- 10,3
- Значительно снижено количество пропусков по болезни; количество детодней в 2015 году составило 3742, в 2016 году-4335.
- Посешаемость увеличилась с 67,5 % в 2015 году до 72,2 % в 2016 году при среднем показателе по детскому саду-66%.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
11.Список литературы.
1.Советы родителям по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
- Приступить к закаливанию можно в любое время года.
- Закаливание нужно проводить систематически.
- Основной принцип - постепенность.
- Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
- Закаливающие процедуры надо проводить комплексно, сочетая общие (например, обливание) и местные (например, ножные ванны) воздействия.
- Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.
Разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее развитие. И детский сад, а потом занятия в школе он не пропускает, и мама "не сидит" на больничных!
Методы закаливания:
- Метод "солевого" закаливания.
Метод доступен, прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям, а самое главное - обладает выраженным оздоровительным закаливающим эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
Метод «солевого» закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Закаливание проводится после дневного сна. Ребенок проходит босиком по резиновому коврику или поролоновому, покрытому фланелью и смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Ребенок топчется на коврике, затем идет по ребристой доске или дорожке с нашитыми разнокалиберными пуговицами и по сухому коврику. Вся процедура занимает не более 3-х минут. Лучше сочетать с физическими упражнениями для рук, ног, туловища. Солевой раствор раздражает раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям, и стоп длительное время сохраняют тепло.
Механическое действие возникает в результате раздражения биологически активных точек на подошве.
- Закаливание водой: умывание, обтирание, контрастный душ, купание, ножные ванны
Подходящие по температуре и интенсивности водные процедуры хорошо воздействуют на ребенка . Влияние заключается в активизации работы сосудистой, мышечной и нервной системы. Закаливание водой бодрит ребенка, улучшает аппетит и сон. Крайне нежелательно длительное охлаждение при купании, когда малыш бледнеет, у него синеют губы и появляется озноб.
Температура воды для купания должна быть +37°С, со второго полугодия и для более старших детей — ее можно, со временем постепенно понижать на 0,5°С, тем самым закаляя малыша. После ванны ребенка обливают из кувшина водой на 2°С прохладнее, чем, та в которой он мылся.
Ежедневно снижают температуру воды для обливания после ванны на 1°С и доводят до +28°С.
- Обтирания
— одна из щадящих водных процедур, которую можно проводить в течение всего года. Начинают тренировки, когда ребенку исполнится полгода с растираний ног и рук сухой рукавичкой из мягкой ткани или концом махрового полотенца. Через несколько дней обтирают теплой водой (+36°С). Постепенно снижают температуру на 1°С и доводят до 26-28°С. Дошкольников обтирают сначала водой с температурой 33°С. Затем используют воду комнатной температуры. Вся процедура длится в среднем 5 минут и после ее окончания ребенка вытирают насухо.
- Умывание — проводится ежедневно утром и вечером, начиная с 11-12 месячного возраста. Сначала обмывают лицо, руки и шею малыша прохладной водой (+18°С). После 1,5 лет ребенка также ежедневно умывают теплой водой до пояса, постепенно снижая ее температуру до комнатной.
проводят с 1,5-2 лет. Сначала воздействуют теплой водой, затем ее температуру снижают ежедневно на 1°С и доводят до +20°С. Длительность процедуры и область воздействия прохладной воды увеличивают постепенно.
- «Контрастный душ»
можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.
- Купание
в море, реке, озере проводится с того момента, когда малыш начинает ходить. Это одна из самых действенных закаливающих процедур, комплексная по своей сути.
- Ножные ванны
очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.
- Закаливание воздухом:
Полноценное закаливание воздухом обеспечивают регулярные проветривания, прогулки на улице и воздушные ванны. Они способствуют укреплению здоровья, развитию выносливости детей.
и не перегрелся.
Воздушные ванны — эффективный метод закаливания. Его значение не сводится только к влиянию температуры воздуха. Одновременно воздействует рассеянная солнечная радиация, пары воды, фитонциды растений. В результате совершенствуется способность к терморегуляции, очищаются и увлажняются дыхательные пути.
- Физические упражнения
Рекомендации родителям:
Сквозное проветривание комнаты проводите только во время отсутствия в ней ребенка. В теплое время года форточку оставляйте постоянно открытой. Не курите в комнате, где играют или спят дети.
Гуляйте с ребенком на улице ежедневно, как в солнечную, так и в пасмурную погоду. Приучайте малыша к холодному воздуху постепенно.
Дети 5-6 лет должны гулять зимой не менее 3-4 часов ежедневно, в теплое время года могут находиться на улице большую часть дня.
Одевайте ребенка по сезону, чтобы он не переохладился
2. Подвижные игры в детском саду
Найди своё место!
Цель: развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Каждый игрок выбирает себе домик – обруч с лежащей в нём любой геометрической фигурой. По сигналу воспитателя: «Идём гулять!» ребята выходят из своих домиков и гуляют. Воспитатель тем временем меняет фигуры местами. На сигнал «Найди своё место!» дети находят свой домик. Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.
Перелёт птиц
Цель: упражнять в беге, лазании по гимнастической стенке.
Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и имитируют их действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т.д. По сигналу воспитателя: «Птицы, в полет!» - дети летят (бегут по площадке), расправив крылья (подняв руки в стороны). По сигналу: «Буря!» - под счет взрослого «Домой лети! Раз-два-три!» птицы летят к «гнездам»: гимнастической лесенке залезают на нее. По сигналу взрослого «Буря кончилась. Вышло солнышко» птички спускаются со своих укрытий и вновь летят к месту кормления. Проигравшим считается тот, кто не успевает по сигналу «Раз-два-три» занять свое место на гимнастической лесенке во время бури.
Внимание: воспитатель страхует детей при залезании и слезании с гимнастической лесенки. Нельзя допускать спрыгивания детей с ее верхних планок.
По местам!
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Играющие образуют круги. В центре каждого круга лежит предмет (кубик, мешочек, кегля). По сигналу воспитателя все разбегаются по залу в разные стороны. На сигнал «По местам!» все играющие должны быстро встать в круг вокруг своего предмета. Выигрывают те ребята, которые первыми встали в круг.
Хитрая лиса
Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Играющие стоят по кругу. Расстояние между детьми один шаг. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, обходит круг за их спинами и дотрагивается до одного ребенка – он становится лисой. Играющие открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, угадывая, кто же из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Дети спрашивают хором сначала тихо, потом громче: «Хитрая лиса, где ты? » После трехкратного произнесения этих слов хитрая лиса выходит на середину круга, поднимает руку и произносит: «Я здесь!» Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманных детей она отводит в свой дом (заранее определенное место). Когда лиса поймает 2-3 детей, воспитатель говорит: «В станьте в круг!». Все играющие встают в круг, и игра возобновляется.
Игра «Не задень!»
Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.
Воспитатель расставляет кегли на расстоянии 40-50 см друг от друга. Играющие проходят змейкой между кеглями, стараясь не задеть их. После того как дети справятся с заданием, предложить им пройти по дорожке, ограниченной кеглями с обеих сторон, шириной 40-50 см с закрытыми (завязанными) глазами.
Лягушки и цапли
Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках с продвижением вперёд.
Определить с детьми границы болота, в углу которого располагается гнездо «цапли». По сигналу воспитателя «лягушки» начинают двигаться в направлении «болота», передвигаясь только прыжками на обеих ногах. Как только «лягушки» пересекут границу «болота» и попадут на его территорию, «цапля» может начинать их ловить. Поймав «лягушку», «цапля» уводит её в гнездо. Важно выполнять условие игры: лягушки передвигаются только прыжками!
Волк во рву
Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбега.
На полу обозначаются границы «лужайки», на которой будут веселиться и скакать «козы». Посередине обозначается «ров» шириной около метра – две параллельные линии. Ров пересекает поперек всю лужайку. В ров посадить одного участника – он играет роль «волка». Остальные становятся «козами». Перед началом игры они встают за пределами «лужайки». Ведущий командует: «Козы – в поле! Волк во рву!» «Козы» выскакивают на полянку, веселятся, стараются перескочить ров. «Волк» в этот момент должен попытаться осалить кого-либо из участников. «Коза» считается проигравшей, если до нее дотронулся «волк» или она не смогла перепрыгнуть ров, не задев черты. Проигравший выходит из игры. По команде ведущего «Козы, домой!», «козы» возвращаются на исходную позицию. Проигравшие вновь становятся «козами» и вступают в игру. Волк сменяется каждые 2-3 перебежки.
Бездомный заяц
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы – занимают свои места в обручах, лежащих на полу – домиках. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков, играют на травке. Как только ведущий скажет: «Охотник идёт!», зайцы убегают в свои домики. А бездомный заяц спасается от охотника, забежав в любой домик; тогда заяц, которому не хватило домика, становится бездомным зайцем.
Рыбаки и рыбки
Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу.
На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
Найди фигуру
Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.
Воспитатель раздает детям геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники. На полу в разных углах площадки раскладываются по одной такой же геометрической фигуре. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свою фигуру!» дети собираются в соответствующем углу площадки. Можно использовать музыкальное сопровождение игры. Тогда по окончании музыки, дети должны найти свою фигуру.
Через ручеёк
Цель: развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Все играющие сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по «камушкам» – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли перепрыгнуть с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» дети начинают перебираться через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь».
Снайперы
Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость.
Ребятам предлагается сбить кегли с расстояния 2 метра из положения сидя, лёжа. По мере выполнения задания, расстояние до кеглей увеличивается.
Удочка
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений, умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку, упражнять в прыжках в высоту.
Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. «Пойманными на удочку» оказываются те игроки, которые не успели подпрыгнуть и мешочек задел их ноги.
Попади в круг
Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга из верёвки диаметром 1—1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Поезд
Цель: развивать внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт.
Дети встают в колонну по росту. Первый ребенок в колоне - "паровоз", остальные - "вагончики". Паровоз после сигнала воспитателя гудит: "у - у - у", в это время дети сгибают руки в локтях. После гудка паровоза дети вытягивают руки вперед и говорят: "чу", руками изображают движение колес. Они повторяют это 3 - 4 раза. На слова воспитателя: "Колеса стучат" дети делают шаг на месте, на сигнал "поехали" - идут, постепенно ускоряя шаг, дальше - на бег. На слова воспитателя: "мост", "тоннель" или "под гору" поезд идет медленно, а "с горы" - снова идет быстрее. Когда воспитатель поднимает красный флажок, поезд останавливается; когда зеленый - двигается дальше. К станции поезд подходит медленно и останавливается. Паровоз выпускает пар: "пш - ш...".
Повар и котята
Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание.
По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает вокруг обруча – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Хитрый повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски.
С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.
Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.
Венок
Цель: развивать умение становиться в круг, реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт детей. Упражнять в беге.
Дети стоят в кругу, ведущий за кругом.
Ведущий:
Я в саду гуляю
И цветы срываю.
Я сплету из них венок –
Догони меня, дружок!
С этими словами ведущий надевает на голову любому ребёнку венок. Сам убегает, а ребёнок с венком его догоняет. Игра продолжается пока все дети не побывают в роли ведущего.
Коровушка
Цель: развивать слуховое восприятие.
Дети в кругу, ведущий в центре круга с завязанными глазами.
Дети: Коровушка, коровушка, дай нам молока!
Ведущий: Молока я дам тому, кого я угадать смогу.
Воспитатель даёт знак одному из детей. Тот, стараясь изменить голос, говорит «Му-у».
Сети
Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.
Взрослый обозначает на полу круг диаметром 4-4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки. Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут.
По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.
Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним.
По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.
Салют (с мячом)
Цель: упражнять в ловле и подбрасывании мяча.
Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый
вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).
По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
Попади в цель (с мячом)
Цель: развивать меткость.
Детям предстоит бросать мяч вдаль в корзину или коробку, расположенную на расстоянии не менее 2-3 м.
Мышеловка
Цель: упражнять в построении в круг. Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
Играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот расставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.
Караси и щука
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Выбирают водящего – щуку. Дети делятся на две группы. Первая группа – караси, вторая – камешки. «Камешки» садятся на корточки врассыпную на расстоянии одного и более шагов друг от друга. За ними прячутся «караси». «Карасики» по сигналу выплывают из укрытий – бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Щука!» выплывает щука, а караси прячутся за камешки. За одним камешком должен спрятаться один карасик. Щука вправе схватить карася, не нашедшего себе укрытие или того, кто вторым спрятался за камень.
Воевода
Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:
Катится яблоко в круг хоровода,
Кто его поднял, тот воевода…
Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:
Я сегодня воевода.
Я бегу из хоровода.
Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:
Раз, два, не воронь
И беги как огонь!
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.
Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.
Мы ребята смелые
Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения.
Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.
Мы ребята смелые,
Ловкие, умелые.
Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении)
По мостам (по доске)
Влезем на гору высоко (по наклонной доске)
Видно нам с нее далёко.
А потом найдем дорожку
И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).
Охотники и утки
Цель: упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.
Все участники делятся на 2 команды. Одна команда это охотники, а другая утки. На площадке выкладывают из шнура большой круг. Утки встают внутрь круга, а охотники за кругом.
По команде «Старт», охотники пытаются попасть мячом в уток. Участники-утки должны уворачиваться от мяча. Им разрешено бегать только внутри круга.
Если мяч коснулся утки, то этот игрок (утка) выбывает из игры и выходит из круга, а игра продолжается.
Игру можно продолжать до тех пор, пока не будут «убиты» все утки. Когда все
утки убиты, то команды могут поменяться — охотники становятся утками, а утки охотниками.
Щенок
Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, учить быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу. Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке.
На забор залез щенок,
А спуститься сам не смог.
Высоты мы не боимся
И помочь ему стремимся.
Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом, спасая его.
3.Пальчиковые игры
- Начинаем пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции:
«Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро пальцы обеих рук поочередно «встречаются»
При встрече здороваться: «Доброе утро!», пальцы обеих рук соединяются в «замочек»
«Доброе утро!», солнцу пальцы обеих рук широко расставлены, как солнечные лучики
и птицам, кисти рук изображают «птицу»
«Доброе утро!», улыбчивым лицам, ладони «полочкой» сложены под подбородком, на лице улыбка
И каждый становится добрым, доверчивым обеими руками гладим себя по голове
Пусть доброе утро длится до вечера. рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой.
«Здравствуйте»
«Здравствуйте», - ты скажешь человеку! правая рука вперёд открытой ладонью вверх
«Здравствуй», - улыбнётся он в ответ левая рука накрывает правую, образуя »замочек»
И, наверно, не пойдёт в аптеку, руки «в замке», покачиваются влево-вправо
А здоровым будет много лет! рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой.
Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательного настрой на предстоящий день.
Пальчиковые игры плавно перетекают в самомассаж:
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха здоровьесбережения.
Растираем, разминаем, надеваем колечки на каждый пальчик правой руки, проговаривая
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой, (большой палец)
Этот палец для того, чтоб показывать его, (указательный палец)
Этот палец самый длинный, он стоит посередине, (средний палец)
Этот пальчик безымянный, ох, избалованный самый, (безымянный палец)
Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (мизинец)
Чтобы размять пальчики левой руки, используем другую пальчиковую игру: "Утро"
Утро настало, солнышко встало!
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Серёдка!
Вставай, Сиротка!
И ты, Крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»
В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...
Педагогический опыт работы Бережной Людмилы Анатольевны по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной организации процесса воспитания»
Все мы - дети Природы. ...
Семинар-практикум для воспитателей «Организация диалогического общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со сверстниками»
Семинар-практикум...
Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...
Презентация опыта работы " Организация работы по здоровьесбережению детей младшего и среднего дошкольного возраста"
laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...