Проект «Безопасность на прогулке в зимний период»
методическая разработка (старшая группа)

Устинова Марина Павловна

Прогулки это любимое занятие большинства детей, а особенно в зимнее время, когда на улице огромные сугробы, горки и т.д. Но иногда радость детей и родителей омрачается  травмами, простудными заболеваниями. Одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ- обеспечить безопасность жизни детей . При этом важно не просто оградить ребят от опасностей, а научить их, подготовить к возможной встрече с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Тополёк» муниципального образования Ясненский городской округ

Проект

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-03/thumbs/1647882122_47-kartinkin-net-p-kartinki-na-temu-zimnie-zabavi-55.jpg

  «Безопасность на прогулке

в зимний период»

Содержание

1 Аннотация

2 Актуальность

3 Постановка проблемы

4 Цель

6 Задачи

7 Предполагаемый результат

8 Этапы реализации

9 Модель реализации проекта

10 Реализация проекта через различные виды деятельности

11 Итоги проекта                                                                 

12Список литературы                

                 

Приложение к проекту                                                                                                                    

1.1. Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года                                

1.2. Картотека бесед по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года

1.3.Картотека опытов и экспериментов «Вода, лёд, песок»                                                              

1.4. Конспект занятия с детьми старшей группы на тему «Мы мороза не боимся»                                 

1.5. Фотоотчёт

Аннотация проекта:

 Проект является краткосрочным: рассчитан на два месяца. Сроки работы над проектом – с 9 января 2023 по  28 февраля 2023года.  

Прогулки это любимое занятие большинства детей, а особенно в зимнее время, когда на улице огромные сугробы, горки и т.д. Но иногда радость детей и родителей омрачается  травмами, простудными заболеваниями. Одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ- обеспечить безопасность жизни детей . При этом важно не просто оградить ребят от опасностей, а научить их, подготовить к возможной встрече с ними.

Актуальность:

 Ребёнок в дошкольном возрасте любознателен, физически активен, стремится к самостоятельности. Естественная любознательность ребенка в исследовании  окружающего мира может стать небезопасной для него. В зимнее время года появляется много забав и игр, приносящих радость детям, но омрачают эту радость заболевания и травмы. Ребёнку интересно всё попробовать и проверить на прочность, зачастую дети не задумываются, чем это может обернуться. Очень важно не только оградить детей от опасных ситуаций, но и научить их действовать правильно, если они попали в  неадекватную ситуацию, формировать готовность использовать этот опыт в меняющихся условиях.

 С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.

Обеспечение безопасности жизни детей – одна из основных задач для родителей и педагогов детских учреждений, потому что именно в раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.

Используя  парциальную программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», заинтересовать детей, выявить  знания о правилах безопасности в природе, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

  • беседы: как вести себя в природе, с дикими животными и др;
  • разбора проблемных ситуаций;
  • различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций.

Постановка проблемы:

 Проведя беседу с детьми нашей группы, нам стало ясно, что дети не подготовлены к ответственности за собственную и чужую жизнь. Дети могут заученными фразами  называть правила безопасного поведения, но не применять их в жизненных ситуациях. Отработать на практике все возможные ситуации, тоже не возможно. Поэтому важно сформировать у ребёнка понятия «опасность-безопасность», для того что бы самостоятельно определять статус сложившейся ситуации и действовать в ней

Цель:  Формирование у детей старшего дошкольного возраста модели безопасного поведения в зимний период

Задачи:

- дать первичные представления о безопасности в зимний период;

- выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;

- развивать у детей способность видеть потенциально опасные ситуации;

- развить навык обращаться за помощью к взрослым;

- привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.

Предполагаемый результат:

Дети знают правила безопасного поведения в зимнее время года и применяют их на практике. Они обращаются к взрослым за помощью,  знают службы которые могут оказать помощь. Родители вместе с детьми соблюдают правила безопасного поведения.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (с 9.01.2023– 23.01.2023)

-выбор цели и задач проекта;

- выбор методической литературы;

- подборка дидактических игр;

- подборка познавательной и художественной литературы;

-составление перспективного плана.

  1. Основной  (с 23.01.2023 – 15.02.2023)

- Работа по реализации цели и задач, через разные виды деятельности;

- Создание картотеки по экспериментированию;

- Организация предметно-развивающей среды;

- Консультации для родителей «Безопасность вашего ребёнка»;

-Оснащение уголка безопосности

  1. Заключительный (с 15.02.2023– 28.02.2023)

- Развлечение для детей и родителей «Мы мороза не боимся»

-Презентация проекта.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Беседы, дидактические  и подвижные  игры.

2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

3. Чтение познавательной, художественной литературы.

4. Целевые прогулки, наблюдения.

5. Продуктивная деятельность детей.

6. Экспериментальная деятельность

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом  уголка безопасности в группе.

2. Родительское собрание.

3.Оформление консультации для родителей «Безопасность вашего ребёнка»

4. Прогулки совместно с родителями

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с основами безопасности.

2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала.

3. Картотека дидактических, подвижных игр.

4. Конспекты бесед, занятий.

5. Подборка художественной литературы .

6. Консультационный материал для родителей.

Реализация проекта через различные виды деятельности

Вид деятельности

Форма организации детской деятельности

Игровая деятельность

Познавательная-речевая деятельность

занятие «Мы мороза не боимся»;

Беседа «Правила поведения на ледяной горке»; 

Беседа  «Не ходи по льду водоемов»;

Беседа «Обходи стороной скользкие места»;

Беседа «Мороз и металлические предметы»;

Беседа «Осторожно, сосульки!»;

Беседа «Не ешь снег и сосульки»;

Беседа «Одеваемся теплее»;

Беседа «Правила поведения на прогулке в зимнее время»;

Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»;

Чтение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»;

Заучивание стихотворения В.Берестова «Гололедица»;

Чтение стихотворения Н.Павловской «На земле снежок лежит», Г.Косовой «Опасно кататься на замерзших лужах», П.Золотова «Ворона», О.Высотской «Покатились санки вниз» и др.

Чтение рассказа Н.Носова «На горке»;

Целевые прогулки «Опасные места на участке», «Игры с соблюдением правил» (прогулка на участок старшей группы), «Опасные места на улице»;

Продуктивная деятельность

Лепка на тему: «Снег наш друг»;

Рисование на тему: «Безопасная прогулка»;

Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность зимой»;

Физическое развитие

Катание с горки на санках-«ледянках»;

Игра в снежки;

Подвижные игры «С кочки на кочку»;

 «Попади в цель»; «Зайка беленький сидит»; «Хоккей»

Физкультминутки  «А сегодня у зимы – новоселье»;              

                    «На дворе мороз и ветер»;

Итоги проекта

Наш проект позволил донести до каждого ребёнка необходимость выполнения правил поведения в зимний период, как результат в группе уменьшилось число травм во время прогулки.

Дети закрепили элементарные знания по правилам безопасного поведения в зимнее время года.

Успешно были сформированы навыки сознательного отношения к соблюдению правил поведения  и здоровьесбережения.

Список литературы

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.

3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.

Приложения к проекту

«Безопасность на прогулке в зимний период»

1.1.КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

«ОПАСНОСТИ ЗИМЫ»

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице.

Оборудование:  картинки-знаки опасности,  правила безопасности в стихах.

Ход игры: воспитатель раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Дети должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку. За правильный ответ ребенок получает карточку со стихотворением.

«КТО ПОСТУПАЕТ НЕПРАВИЛЬНО?»

Цель: учить детей различать опасные и неопасные ситуации во время зимней прогулки.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением играющих детей в зимнее время года.    

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением различных ситуации, которые происходят во время зимней прогулки, дети должны указать, кто из персонажей не соблюдает правила безопасности.

«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Цель: научить детей избегать опасных ситуаций, которые могут встретиться им зимой в природе.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных ситуаций, встречающихся в зимнее время года.

Ход игры: воспитатель раздает игрокам карточки с ситуациями. Дети должны внимательно рассмотреть картину и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё.

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ»

Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка на прогулке зимой. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Оборудование: карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.

Ход игры: воспитатель раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко.  Перед тем, как закрыть окошко, ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.

«ЧЕМ ОПАСНО? РАССКАЖИ ПРАВИЛО! »

Цель: закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся в зимнее время года.

Оборудование: набор дидактических картинок  с изображением опасных действий ребенка.

 Ход игры:  воспитатель  показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать.

«МОЖНО-НЕЛЬЗЯ!»

Цель: закрепить знание правил безопасного поведения в зимнее время года.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением правильных и неправильных действий  в зимнее время года.

Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением правильных-неправильных действий персонажей, дети  должны угадать, можно или нельзя так поступать и объяснить, почему.

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Оборудование: иллюстрации

Ход игры: воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

«НА ПРОГУЛКЕ»

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

 Оборудованиеиллюстрации, 2 обруча

Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

1.2.  КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ

В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

«ОБХОДИ СТОРОНОЙ СКОЛЬЗКИЕ МЕСТА

Программное содержание: познакомить детей с правилами безопасного поведения в гололед, научить по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

  1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2.  Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3.  Вопросы к детям:

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4.  Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

«ОСТОРОЖНО, СОСУЛЬКИ!

Программное содержание: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности.

Материал: сюжетная картина «Не ходи под сосульками»

Ход: 1.Загадка -   Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

- Кидаться  сосулькой или снегом!

3. Игра «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька,      -Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают  

                                                         домиком.

От солнца насморк у нее.            -трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,            - собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.             - проводят руками по телу сверху вниз,  

                                                       горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет,         -обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,       -Руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,     -руки округляют по бокам.

Тяжелой станет-  упадет.           -приседают.

«СНЕГ И СОСУЛЬКИ»

Программное содержание: Дать детям знания о том, как могут навредить здоровью снег и сосульки, учить бережно относиться к своему здоровью.

Ход беседы:  1.Прочитать стихотворение П. Золотова «Ворона»

Ворона снега съела,

Ангиной заболела!

Хочет крикнуть – да никак!

Снег не будешь есть.

2.Беседа о вреде снега и льда (грязный, холодный)

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ГОРКЕ»

Программное содержание: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Материал: иллюстрации с изображением различных ситуаций на горке.

Ход беседы:

 1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3. Подведя выводы, с детьми сформировать правила:

-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

-Подниматься на горку только по ступенькам;

-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

-Не кататься стоя, а только сидя;

-Не толкать, не цепляться за товарищей;

- Соблюдать очередность;

-Не спрыгивать с горки;

«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА МОРОЗЕ»

Программное содержание: дать  детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и  голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.

Помочь запомнить ПРАВИЛО-

- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать.  Это очень опасно для здоровья.

-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой  случилось.

-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.

Проведение опыта:  Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к  металлическому предмету и не отрывается.

«ЗИМОЙ ОДЕВАЙСЯ ТЕПЛЕЕ»

Программное содержание: учить детей без напоминания взрослых одеваться зимой потеплее; соблюдать правила нахождения зимой на улице, чтобы не простудиться; учить детей бережно относиться к своему здоровью.

Материал: сюжетная картина с изображением двух  мальчиков - один играет в различные игры, а второй сидит.

Ход: 1.Рассматривание картины.

Вопросы к детям: - Что изображено на картинке?

- Кто из мальчиков  поступил правильно? Почему?

- А что случилось со вторым мальчиком? Как это произошло?

- Что нужно делать теперь?

- А как мы ведем себя на улице в холодную погоду?

-Что нужно делать, чтобы не  переохладиться и  простудиться?

2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Фотографии, иллюстрации.

Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают.  Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.

Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

Далее воспитатель проводит беседу (с использованием фотографий, иллюстраций) о том, как себя вести правильно на участке детского сада.

Запомнить правила:

- Выходить на участок детского сада и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться.

-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

-Не играть с острыми предметами.

-Не разбрасывать игрушки.

-Не кидаться  песком, землей, снегом, игрушками.

-Не подходить к собакам и кошкам.

-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

«НЕ ХОДИ ПО ЛЬДУ ВОДОЕМОВ»

Программное содержание: Объяснить детям, что опасно ходить зимой по водоемам, играть на них..

Материал: иллюстрации с опасными ситуациями на водоеме зимой.

Ход:  Воспитатель: -В какие игры вы любите  играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой?

Чтение стихотворения:

Скрылись под снегом газоны с травой.

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Плюшевый мишка встал на коньки.

-Только катается не на катке…

Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды?

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под коньками весь день.

-А мостовая - опасный каток.

Нужно во двор возвращаться, дружок.

-Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей). Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями на водоеме зимой.

1.3. КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ «ВОДА, ЛЁД, ПЕСОК»

1 Опыт «Определение тяжести»

Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.

Что тяжелее: снег или лёд?

Сначала– опустить в воду снег, потом– лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

Вывод: –снег сразу растворился, он очень лёгкий.

- лёд не тонет, он ещё тяжелее.

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

2 Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

Оборудование: формочки, снег, лёд.

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

3 Опыт «Рассмотреть снег через лупу»

Цель: рассмотреть через увеличительное стекло частицы снега и льда.

Оборудование: лупа.

Вывод. Снег состоит из снежинок, а лёд – прозрачный.

4 Опыт «Разноцветный снег»

Цель:  выяснить, как происходит окрашивание .

Оборудование: разноцветная гуашь, снег.

Вывод. Процесс окрашивания снега происходит путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета.

5 Опыт «Откуда берётся вода?»

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения воды из снега и льда.

Оборудование: Ложка для нагревания, свеча.

В ложку берем сначала комочек снега и нагреваем, потом берем кусочек льда и тоже нагреваем. Наблюдаем, что происходит со льдом и снегом.

Вывод. При нагревании снег и лёд превращаются в воду.

6Опыт «Снег и лёд»

Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.

Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.

Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.

7Опыт «Лед и соль»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.

Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую  мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.

Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?

8Опыт «Откуда берётся иней?»

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

9Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».

Материал: лёд, пуговица.

Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.

Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)

- можно положить на батарею

- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)

- можно положить в теплую воду

- можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)

Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.

Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.

10Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.

Первая группа – рыхлый снег.

Вторая группа – комок снега.

Третья группа – лёд.

11 Опыт «Ледяной каток»

Устроим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и  упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.

1.4. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД «МЫ МОРОЗА НЕ БОИМСЯ»

Цель: Закрепление знаний  о безопасном поведении в зимний период у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

 -приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр;

-выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;

-автоматизировать навык обращаться за помощью к взрослым;

Ожидаемые результаты:

  1. Дети будут соблюдать правила безопасного поведения во время зимних прогулок и игр;
  2. Дети запомнят модель поведения в опасных ситуациях;
  3. Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;

Оборудование: ледянка, демонстрационный материал по теме

Ход занятия

Дети с ведущим на ковре в группе разговаривают о правилах безопасности

Мишка (появляется из соседнего помещения): Здравствуйте, ребята, я нечаянно услышал ,что вы разговариваете о чём то очень интересном, о чём скажите мне?

Дети (Все вместе): О правилах безопасности!

Мишка : Можно я с вами послушаю?
Ведущий: Конечно, Мишка можно, проходи, садись.
Маша (вбегает с ледянкой): Мишка, пойдём кататься! Пойдём кататься!
Мишка: Маша, ты разве не заметила ребят, нужно сначала поздороваться.  Маша: Ой, точно! Здравствуйте ребята! Ну всё уже пошли!(тянет Мишку за лапу)                                                                                                              Мишка: И перебивать тоже не красиво! Ребята как раз обсуждают правила поведения на прогулке зимой. Давай для начала послушаем, как безопасно кататься.
Маша: Чего там знать то, я итак всё знаю! Я видела недалеко, у дороги, огромную-преогромную горку. Пойдём скорее, прокатимся с ветерком!
Мишка: Маша, разве ты не знаешь, что на таких горках опасно кататься?
Маша: А почему это?
Мишка: А давай у ребят спросим, они то наверное всё знают. Ребята, почему нельзя кататься около дороги?
Дети отвечают на вопрос

Ведущий дополняет ответы детей, демонстрирует картинки с правилами поведения. 
Маша: Нет, нет, я не хочу угодить под машину. Ребята, а где же тогда можно кататься?
Дети: Во дворе, в лесу…
Маша: Хорошо, Мишка, завтра пойдём горку строить. А сейчас, может, на коньках пойдем, покатаемся, речка уже замёрзла,.. наверно.
Мишка: Нужно сначала лёд проверить.
Маша: Зачем? Если боишься, я одна пойду, покатаюсь.
Мишка: Объясните, ребята, зачем проверять лёд? И где можно кататься на коньках? И можно ли одним ходить на речку?
Дети: Безопасно кататься на специальном катке, и ходить кататься со старшими.
Ведущий дополняет ответы детей, показывает 4 слайд. 
Маша: Мишка, а чем ещё можно заниматься зимой?
Мишка: Сейчас тебе дети расскажут.
Дети рассказывают, чем можно заниматься зимой, и как одеваться на прогулку.
Ведущий дополняет ответы детей и показывает 5 слайд.
Маша: А в городе давай побегаем!
Мишка: А ты правила дорожного движения знаешь? 
Маша: А зачем? Я же не ездить буду, а бегать.
Мишка: А что обозначает вот этот сигнал светофора? (красный)
Маша: Наверно – солнышко ярко светит.
Мишка: А жёлтый?
Маша: Наверно, ночью луна вышла.
Мишка: Ну а зелёный?
Маша: Ты что, Мишка, вот травки – то точно нет, зима ведь, значит, зелёный цвет вообще не нужен!
Ведущий показывает 6 слайд. 
Ведущий: Ребята, расскажите Маше, что обозначают цвета светофора.
Давайте поиграем в игру «Светофор», чтобы Маша запомнила цвета. 
Дети с Машей играют в игру (Ведущий показывает красный цвет – дети стоят, на зелёный сигнал – маршируют, на желтый цвет – приседают)
Ведущий показывает 7 слайд.
Кто из вас знает, что обозначают вот эти знаки? (показ дорожных знаков «подземный переход», «переход», и т.п.).
Ведущий: Молодцы, ребята! А ты Маша всё запомнила, о чём мы сегодня с ребятами говорили?
Маша: Спасибо, ребята, теперь я запомню все правила безопасности. Мишка, пойдём, ты меня во дворе покатаешь на санках. До свиданья, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Безопасность на прогулке в зимний период» воспитанников старшей группы «Рябинка»

Проект по ОБЖ в зимний период для детей старшего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Безопасность ребенка в зимний период Безопасность ребенка на прогулке в зимний период

Учите детей, что ходить по обледеневшему Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Безопасность на прогулке в зимний период»

Цель:  Формирование у детей старшего дошкольного возраста модели безопасного поведения в зимний периодЗадачи:- дать первичные представления о безопасности в зимний период;- выработать навыки созн...

Консультация для родителей "Безопасность ребёнка в зимний период (на прогулке)"

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в зимний период. Безопасность ребенка на прогулке в зимний период».

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построит...

Консультация для родителей "Правила безопасности детей в зимний период на прогулке".

Консультация  для родителей "Правила безопасности детей в зимний период на прогулке"....

Консультация для родителей Безопасность ребенка в зимний период. Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (памятка для родителей)

Консультация для родителейБезопасность ребенкав зимний период.Безопасностьребенка на прогулке в зимний период(памятка для родителей) Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие...