«Хатха-йога» - нестандартный метод оздоровления дошкольников: особенности реализации с «одаренными» детьми»
презентация к уроку (старшая группа)
МБДОУ «Детский сад №42 «Аленький цветочек» - это детский сад присмотра и оздоровления, соответственно приоритетное направление вытекает из самого названия учреждения – физкультурно-оздоровительное.
В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Хатха-йога» - нестандартный метод оздоровления дошкольников:
особенности реализации с «одаренными» детьми»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №42 «Аленький цветочек»
Карамова Айгуль Рафаиловна
«Заботьтесь о своем теле, это единственное место,
где вам нужно жить» (Джим Рон)
МБДОУ «Детский сад №42 «Аленький цветочек» - это детский сад присмотра и оздоровления, соответственно приоритетное направление вытекает из самого названия учреждения – физкультурно-оздоровительное.
В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Одарённость детей является в настоящее время одним из ключевых вопросов в воспитании и развитии подрастающего поколения. Значимость данного вопроса заключается не только в передаче знаний и умений, но и в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания, умения и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни в обществе.
В ходе наблюдений за физическим развитием дошкольников всегда выделяется группа детей с повышенной и разнообразной двигательной активностью, стремлением к овладению сложно координированными движениями; умеющих различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам; выступающих инициаторами двигательной деятельности, имеющих собственную позицию; использующих свой «двигательный багаж» в новой обстановке; проявляющих настойчивость, самостоятельность, азарт в достижении цели.
Таких детей принято называть моторно-одаренными или наделенными физическими способностями.
Такие дети очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться, не проливают слезы по каждому пустяковому синяку. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, пригодится ребенку не только в школе, но и в жизни. В то же время они могут быть наделены и творческими способностями: например, умением слушать музыку и сочетать гимнастические упражнения с музыкальным сопровождением, при этом проявляя артистизм
И поэтому когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. В соответствии с ключевым принципом современного ФГОС дошкольного образования — индивидуализацией образовательного процесса — таким детям необходимо создавать условия, наилучшим образом обеспечивающие их физическое развитие.
Работа с одарёнными детьми в условиях современного ДОУ выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Одним из таких условий является использование альтернативных, нетрадиционных физкультурных занятий в дошкольных организациях. Всё разнообразие в проведении альтернативных физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить их двигательную активность, формировать ценности здорового образа жизни и саморегуляцию в двигательной сфере. К одним из таких, наиболее популярных видов альтернативных занятий, относится «Хатха-йога», которая является составной частью древнего индийского учения – йоги. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления.
Эта форма оздоровления обладает рядом преимуществ перед другими видами физической активности: она не требует больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, может проводиться с любыми возрастными категориями людей, что дает возможность внедрения ее в дошкольные учреждения. В нашем детском саду хатха-йогой с детьми я занимаюсь уже несколько лет (рис. 1), то в рамках технологии «Клубный час», то в качестве дополнительной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках приоритетного направления ДОУ.
Рис. 1
Хатха-йога – это специальная йога для детей, основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. «Ха» - обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» - луна, холод, пассивность и торможение. Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, как уже было сказано ранее, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных условий.
Занятия Хатха-йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нем.
Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особой сосредоточенности, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.
Помимо этого, занятия восточной гимнастикой являются прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. Под их воздействием укрепляется здоровье, формируется красивая фигура, правильная осанка и энергичная походка, улучшается координация движений, вырабатываются сила воли, выдержка, уверенность в себе. Упражнения приучают занимающихся к каждодневному преодолению трудностей, повышают жизненный тонус и работоспособность, создают хорошее настроение.
«Хатха-йога» включает в себя «Асаны» – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости; «Пранаямы» – дыхательные упражнения; «Мудры» – пальчиковую гимнастику и «Медитацию» – релаксацию.
Хатха-йога доступна людям любого возраста и вероисповедания. Она не имеет отношения к какой-либо определенной религии, касте или национальности, а потому она применима для всех, в том числе и для дошкольников.
Прежде чем использовать хатха-йогу с детьми я познакомила с этой формой оздоровления их родителей. Провела для них консультацию «Хатха-йога как средство оздоровления дошкольников», практикумы «Роль дыхательных упражнений в жизни человека, особенно ребёнка» и «Хатха-йога доступна всем», познакомила с планом работы с детьми в этом направлении.
Занимаясь с детьми йогой более 5-ти лет, мы можем смело говорить о сложившейся системе работы, которая предъявляет свои требования к условиям проведения занятий:
- Место. Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, на коврике. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
- Одежда должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
- Время. Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Продолжительность занятия от 15-20 минут.
- Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей. При организации занятий с детьми следует учитывать их возрастные особенности и индивидуальные возможности. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи, динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. В основной части разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению. Дыхание свободное, спокойное, ровное. В заключительной части дети расслабляются. Поэтому последние физические упражнения в хатха-йоге – упражнения на релаксацию.
Наблюдая за детьми в процессе занятий уже с самого начала видно кто более успешный, кто менее; кто более пластичный и гибкий, а кому ещё сложно и им нужна дополнительная поддержка. Так или иначе я выстраиваю индивидуальные планы работы как со способными – одарёнными детьми, так и с детьми с особенностями – с детьми ОВЗ. Но в соответствии с темой конференции мы сегодня говорим об одарённых, я бы уточнила – способных, детях.
Как я уже сказала, для таких детей я разрабатываю индивидуальный план работы, который включает различные формы и методы работы с ними, а именно:
- индивидуальные занятия, где только с ними отрабатываются сложные элементы (рис. 2),
Рис. 2.
- в последующем на групповых занятиях они выступают в роли помощников, демонстрируя правильное выполнение поз, в то время как я помогаю остальным ребятам верно выполнять упражнения;
- работу по карточкам «Йога-азбука» (рис.3), с помощью которых можно сделать разминку, выучить буквы или сыграть с ребёнком в интересные познавательные игры. В наборе 50 ярких двусторонних карточек.
Рис. 3.
На 32 карточках, с одной стороны - цветная картинка с ребёнком, выполняющим позу йоги (асану), буква и название позы. На обратной стороне даны рекомендации по выполнению позы и забавные стихи, которые нравятся детям и развивают память. И 18 карточек со сказками. Дети выполняют жестовые и пальчиковые упражнения, весело играют, заучивают стихи о животных, предметах и явлениях окружающего мира, более старшие и более способные дети знакомятся с графическим изображением звуков родного языка, изучают пластику и возможности своего тела. После знакомства с карточками дети уже только по названию могут вставать самостоятельно в позу без картинок. Карточки позволяют индивидуализировать работу с дошкольниками: например, более способным гибким детям, более сложные карточки с более сложными упражнениями на растяжку или самостоятельная демонстрация сказок по карточкам;
- выполнение более сложных практик дыхательной гимнастики – «Пранаямы», способные (одарённые) дети могут дольше задерживать дыхание, чередовать и контролировать его.
Йога уникальна тем, что может предложить что-то каждому. Кому-то она поможет укрепить и оздоровить тело, для кого-то послужит в качестве профилактики болезни, кто-то с помощью йоги решит вполне конкретную задачу - избавиться от болей в животе. Кто-то научится контролировать эмоции и сохранять спокойствие ума.
За 20 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям), и это его не утомляет, т.к. соблюдаются главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамика, заинтересованность. В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки), но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения. Со временем можно заметить и другие изменения, происходящие с ребенком — будет меньше капризов и обид, больше спокойствия, уверенности и творчества.
Превосходным стимулом для совершенства качества выполнения этих упражнений является их сложность. Ведь известно, что не каждый ребенок с первого занятия может выполнить предложенные ему позы «хатха-йоги» и удерживать их продолжительное время. Однако, стоит заметить, что систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев дети хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов.
В результате занятия детской йогой:
1. Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью.
2. Формируют правильную осанку.
3. Дети делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости.
4. Развивают координацию и пластику движения тела.
5. Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
6. С детьми проводятся игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности.
7. Занятия развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.
Таким образом, детская йога — это не очередной модный способ занять своего ребенка. Это единая комплексная система, состоящая из поз йоги, дыхательных практик, упражнений на концентрацию внимания. И очень важно, чтобы ребенку было интересно идти на занятие, чтобы его глаза загорались в предвкушении того, что будет на нём происходить. Что и происходит в нашем случае.
Список литературы
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2012.
- Васютина И. В., Попова Е. В., Фоломеева Л. Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9887/ (дата обращения: 18.10.2018).
- В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-2015.
- Г. А. Ерёмина «Хатха – йога для дошколят» Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Подписано в печать 10.09.14. Уч.-изд. Л. 1,5
- Латохина Л. И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.
- Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб,1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Заботьтесь о своем теле, это единственное место, где вам нужно жить» (Джим Рон )
Моторно-одаренные дети
Индивидуализация образовательного процесса
Хатха -йога с одаренными детьми
Йога в рамках клубного часа
Ха-Солнце Тха - Луна
Хатха -йога включает в себя: Асаны Пранаяму Мудры Медитацию
Работа с родителями
Требования Место Одежда Время Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей
Занятие состоит из 3 частей Заключительной Подготовительной Основной
Работа с детьми ОВЗ
Индивидуальные занятия
Работа с карточками
Пранаяма с глубокой задержкой дыхания
В результате занятия детской йогой: 1 . Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью. 2. Формируют правильную осанку. 3. Дети делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости. 4. Развивают координацию и пластику движения тела. 5. Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. 6. С детьми проводятся игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности. 7. Занятия развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"
Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...
Хатха-йога как нетрадиционный метод здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Хатха-йога как нетрадиционный метод здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Организация мини-библиотечек в ДОУ. В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе мы создали в группе детскую мини-библиотеку.
Мини-библиотека...
Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста.
При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструировани...
Конспект НОД "Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников"
Данный конспект- это история одного мудрого Йога, который рассказывает детям про то, как Маугли изучал джунгли. Рассказ сопровождается выполнением упражнений Хатха-йоги.Цель данного за...
Проект «Хатха-йога – нестандартный метод оздоровления дошкольников».
В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили к созданию данного проект...