Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»
статья (подготовительная группа)
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие и становление функциональных систем органов, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Снегурочка»
Тема:
«Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»
Банку Д. Г.
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
г. Салехард 2021 г.
Доклад
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»
М. Монтель.
Актуальность.
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие и становление функциональных систем органов, закладываются основные черты личности, формируется характер.
В логопедической практике результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка показали, что с каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. По мнению специалистов, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в коррекционной помощи. Это дети с речевыми нарушениями, которые имеют отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, различные хронические и соматические заболевания. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. То есть их подготовка к массовой школе возможна лишь при организации специального обучения. Роль педагогов ДОУ состоит в организации педагогического коррекционного процесса, сберегающего и восстанавливающего здоровье ребенка посредствам внедрения современных оздоровительных технологий, которые в свою очередь способствуют повышению уровня мотивации к коррекционным занятиям, делая их разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей.
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий.
Раскрывая понятие «Здоровьесберегающие технологии», важно отметить, что речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребёнка и его личностное развитие.
Цель работы:
Систематизация знаний детей о здоровье, активизация нарушенных коммуникативных и когнитивных функций у детей старшего возраста с ТНР через использование здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Обеспечить дошкольнику высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни;
- Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- Повышать резервы дыхательной системы;
- Развивать выразительность средств мимики и жестов;
- Развивать высшие психические функции детей как необходимую работу по формированию предпосылок к обучению их в школе;
- Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по оздоровительной системе.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе мы соблюдаем основные принципы:
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- Принцип гуманности предполагает индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
- Принцип деятельности - развитие крупной и мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности;
- Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности - решение задач в системе всего коррекционно - педагогического процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
Виды и приемы здоровьесберегающих технологий.
В процессе коррекционно – оздоровительной работы своих воспитанников педагоги проводят такие виды и приемы здоровьесберегающих технологий:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Логоритмика (координация слова и движения).
Цель логоритмических упражнений - нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью (проводятся в игровой форме во время физминуток). В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.
- Пальчиковый игротреннинг (пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, шнуровки, игры со счетными палочками, игры с прищепками).
Цель пальчиковых игр - развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры и упражнения занимают прочное место в занятиях с детьми.
- Музыкотерапия (используется во время сна, на занятиях, во время утренней гимнастики).
Цель терапии – снять возбуждение, расслабить мышцы,привести ребенка в спокойное состояние.
- Дыхательная гимнастика (проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы).
Цель дыхательной гимнастики - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Физкультурные мероприятия (занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, гимнастика на свежем воздухе, подвижные игры, босохождение).
Цель мероприятий - снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи (проводятся в игровой форме в середине занятия).
- Су – Джок терапия (массаж специальным шариком, эластичным кольцом, массаж стоп). В основе данного метода лежит воздействие на биологически активные точки, находящиеся на кистях рук.
Цель использования Су – Джок терапии - коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму. Использование Су-Джок терапии способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных: во-первых, для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование тренажеров Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему, во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Также в своей работе используем такие формы приобщения детей к здоровому образу, как: беседы, «уроки» здоровья, сюжетные игры.
Например, в беседах с детьми расширяем знания о природе нашего города, тундре, климате, растительном и животном мире. Дети узнают о том, как живут и чем занимаются люди на Севере. Рассказы, беседы сопровождаются стихами, сказками, загадками, а также вопросами, заданиями и играми народов севера, которые помогают лучше усвоить представленный материал.
На «уроках» здоровья знакомим детей со строением человека, его органами, с правильным режимом дня, рациональным питанием, воспитываем негативное отношение к вредным привычкам.
- Коррекционные технологии;
- Артикуляционная гимнастика (включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы).
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Выполнение артикуляционной гимнастики помогает улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, уменьшить напряжённость артикуляционного аппарата.
- Кинезиологические упражнения (направлены на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое).
Цель упражнений – развитие межполушарных связей, улучшение памяти и концентрации внимания.
- Арт-терапия (нетрадиционные техники рисования, игры с песком, основана на творчестве и игре).
Цель применения терапии – регулировать эмоциональное состояние детей, снизить неуверенность в своих возможностях.
- Сказкотерапия (проводится с использованием мнемотаблиц, с помощью которых ребенок рассказывает сказку или сам придумывает).
Цель терапии – развитие речи мышления, слухового восприятия, навыков общения.
Работа с педагогами и родителями.
Невозможно решить все коррекционно – оздоровительные задачи без привлечения родителей.
Используем такие формы работы, как: родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей (мастер – классы, открытые занятия), экскурсии, наглядные стенды, консультации, совместно создаем предметно – развивающую среду, готовимся к проведению праздничных мероприятиях, изготавливаем наглядные пособия.
Взаимодействие детского сада и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Вывод.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, используемая нами на практике имеет оздоровительную направленность, сочетая коррекционно – логопедические задачи с задачами по сохранению и восстановлению здоровья у детей с нарушением речи и повышает их мотивацию к занятиям.
В перспективе планирую продолжать работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрять новые формы работы.
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно¬го образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок¬тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года);
2. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006;
3. Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А. Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.;
4. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». - М., 2004;
5. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви¬тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2003;
6. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003;
7. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007;
8. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении;
9. Ивчатова Л.А. «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми» // Логопед – 2010;
10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Банку Д.Г.
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Г. Салехард
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"
В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...
Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...
Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений - Проект «Логопедическая палитра»
Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений «Логопедическая палитра»...
ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей с ТНР»
Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ которые имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфе...
“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и спо...
Самообразование учителя-логопеда "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можн...
Презентация по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов»
Цель: повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.Задачи:1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу з...