Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников.
методическая разработка
Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_korobki.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство»
города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-81-68 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников.
Подготовили:
Ковалева Ю.А.
Мищенко А.В.
Рубцовск 2022
Роль ДОУ в сохранении и укреплении физического и психического здоровья дошкольников.
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здорового образа жизни (ЗОЖ) и в каком возрасте это начинать?
Поговорим про сохранение и психического здоровья детей.
В.А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия. Дело в том, что именно до 7-летнего возраста происходит интенсивное развитие всех органов, происходит становление всех систем, функций организма. В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, начинать систематические занятия спортом. Задача сохранения здоровья особенно актуальна в наше непростое время.
Как утверждает статистика, в последнее время численность полностью здоровых детей поступающих в школу значительно уменьшилось и составляет примерно 10 % от общего количества первоклассников. Также нужно отметить, что у многих поступающих в школу детей отсутствуют навыки самовоспитания. К таким навыкам можно отнести усидчивость, умение корректировать свои эмоции, переключаться с одной сферы деятельности на другую, умение слушать, общаться с другими детьми. Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта
Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Психическое здоровье, его формирование и сохранение, стимулирует защитные механизмы человека. Положительные эмоции способствуют защите иммунитета, нормализации работы эндокринной системы.
Психологически здоровый ребёнок характеризуется нормальным уровнем общего и познавательного развития, сформированностью определённых интеллектуальных умений, адекватной самооценкой;
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Цель сенсорных коробок- развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов
- Развитие таких психические процессов, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев
- Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи.
- Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Материалы для изготовления сенсорной коробки:
- пластиковый контейнер
- коробка (деревянная или картонная)
- глубокая миска
- надувной бассейн
- поднос с высокими бортиками
- корзина и прочие емкости
Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами:
- Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
- Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
- Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
- Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
- Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
- Водяной грунт, гидрогель
- Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
- Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
- Поролон, губка, вата, ватные диски
А предметами –наполнителями могут служить:
- фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
- растения (искусственные и настоящие),
- игрушки от киндер-сюрпризов,
- камни, ракушки, шишки, орехи
- кубики, кольца, шарики, крышечки
- лоскуты ткани, вата, бусины,
- маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
- игрушечные фрукты, грибы
- буквы и цифры,
- лопатки, ложки, грабли,
- мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
- груша для воды, сито, воронка, мельница и др.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...
Доклад на педсовете "Проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников"
Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здоров...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
«Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающих технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»
Представление собственного инновационного опыта Артамоновой Ольги Ивановны,воспитателя ОСП «Детский сад№1»МБДОУ Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского...